Главный штаб эрмитажа что это
Перейти к содержимому

Главный штаб эрмитажа что это

  • автор:

Главный штаб (Эрмитаж)

Здание входит в комплекс сооружений главного музея Петербурга — Эрмитажа. Оно играет завершающую роль в создании ансамбля парадных корпусов и формировании общего музейного облика.

Фото: Shutterstock

Строительство здания в стиле русского классицизма началось в 1820 году и продолжалось на протяжении десяти лет. Архитектором постройки назначили итальянца Карла Росси. Два крыла комплекса соединены аркой, которую венчает скульптура «Колесница славы». Триумфальная арка посвящена победе в войне 1812 года. Для осуществления этого проекта Росси приглашал Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского — скульпторов, работавших над строительством аналогичной арки в здании Адмиралтейства. До 1993 года в здании поочерёдно размещались различные министерства и ведомства. Хозяевами исторических помещений в разное время были Карл Нессельроде и Александр Горчаков. Во время Великой Отечественной войны комплекс зданий Главного штаба сильно пострадал от артобстрелов, но был полностью восстановлен к 1950 году. С 2010 года в зданиях проходили масштабные реставрационные работы. Полное их завершение было приурочено к 250-летнему юбилею Эрмитажа (праздновалось в декабре 2014 года). Сейчас в Главном штабе экспонируется искусство XX века и проходят временные выставки.

Gokon: Система знакомств по интересам. 18+

Реклама. ИП Щеглов Дмитрий Сергеевич. ИНН 773365056065.

Смотрите также:

  • Знакомство с Петербургом: небанальные экскурсии по городу
  • Обучающие курсы в Санкт-Петербурге
  • Страшные квесты-перформансы для любителей хорроров
  • Театр «Буфф»: 10 спектаклей, на которых стоит побывать
  • Индивидуальные экскурсии по Санкт-Петербургу

Новости Главного штаба

  • 29 декабря 2023 16:15
«Божественная комедия» с иллюстрациями Дали выставлена в Эрмитаже
В Эрмитаже установили ёлку с игрушками ручной работы
Эрмитаж готовит масштабную выставку к 150-летию Николая Рериха
«Эльдорадио» проведёт утренний эфир из Главного штаба Эрмитажа
В Главном штабе появились тактильные копии экспонатов
У Эрмитажа появились билеты в Главный штаб с открытой датой

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Главный штаб Эрмитажа: архитектура и основные экспозиции

Эрмитаж

Культовый музей, известный на весь мир, располагает богатой коллекцией произведений искусства, исторических находок, драгоценностей и предметов царского быта. В его комплекс входят 6 зданий, а завершает ансамбль парадных корпусов Главный штаб.

Приобретайте билеты в Эрмитаж заранее, чтобы избежать очередей на входе в музей.

Располагается достопримечательность в центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади. Главный штаб находится в восточном крыле музейного комплекса и охватывает территорию от речки Мойки до Невского проспекта. Здание штаба признано одним из лучших архитектурных произведений, выполненных в стиле ампир.

История строительства

Возведение Главного штаба началось в 1820 году под руководством итальянского мастера Карла Росси. Строительство здания продолжалось в течение 10 лет. За это время были сконструированы два крыла, а также триумфальная арка, посвященная победе в военных сражениях 1812 года. В строительстве корпуса принимали участие и другие скульпторы: Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.

До 1993 года построенные корпусы использовались для размещения государственного министерства и ведомства. В разные периоды владельцами сооружения были Александр Горчаков и Карл Нессельроде. Во время Отечественной войны весь комплекс был серьезно поврежден от обстрелов. Но к 1950 году его внешний облик восстановили.

Начиная с 2010 года, большую часть корпусов Главного штаба реконструировали, и к концу 2014 он принял свой современный вид.

Архитектура

Арка Эрмитаж

Ансамбль штаба включает в себя два корпуса, которые соединяет арка. Протяженность всего строения занимает более 580 метров. Стилистика архитектурного комплекса относится к ампиру и отличается гармоничным сочетанием классики и современных направлений.

Ключевым элементом сооружения считается центральная арка, символизирующая триумф русского народа в Отечественной войне 1812 года. Она украшена скульптурами греческих божеств и героев. Вершина арки увенчана статуей богини победы Славы, окруженной воинами и упряжкой с лошадьми. В одной руке у нее можно увидеть лавровый венок, а в другой восседает двуглавый орел. Поддерживается барельеф тонкими мраморными колоннами.

Еще одна архитектурная доминанта Генерального штаба – парадная лестница, которая встречает гостей. Ее массивные пролеты подчеркивают грандиозность и торжественность сооружения.

Главный штаб в музее Эрмитаж: основные залы

Залы Эрмитажа

Помещения с экспозициями включают в себя 3 линии. Первая располагается вдоль Дворцовой площади, вторая простирается по Певческому проезду, третья локализируется вдоль набережной речки Мойка. В ансамбль Главного штаба также входят центральные внутренние дворики-атриумы. В залах ансамбля можно увидеть как постоянные экспозиции, так и временные выставки.

Данная часть музейного комплекса располагает 4 этажами, где размещаются картины зарубежных и русских художников. Первый этаж Главного штаба отведен для служебных помещений, магазинов, гардероба и лектория. На втором вы найдете выставку, посвященную Министерству финансов России, и несколько залов с предметами искусства народов Африки. Не забудьте заглянуть во внутренний двор, где выставлена интересная скульптура.

Наибольший интерес представляют 3 и 4 этажи. Здесь находится экспозиция с европейской живописью 19 века, работает Музей Гвардии, размещена известная коллекция Фаберже. В отдельной части 3 этажа можно прогуляться по парадным залам министерства. На четвертом этаже вы найдете помещения с работами импрессионистов и постимпрессионистов, холлы, посвященные мировой живописи 20 века, а также художникам различных школ и направлений. Отдельного внимания заслуживают персональные выставки легендарных творцов: Ван Гога, Ренуара, Гогена, Моне, Пикассо, Кандинского.

Самые интересные залы Главного штаба: фото и описание

Выставка импрессионистов

Полотна известных живописцев выставлены на 4 этаже, в галерее «Щукина и братьев Морозовых». Ранее большая часть залов принадлежала Зимнему дворцу. В первом холле вы обнаружите работы Клода Моне. Здесь выставлено 8 известных работ художника. Следующий зал радует посетителей изображениями грациозных танцовщиц, принадлежащих Эдгару Дегу. Далее вы увидите собрание натюрмортов Анри Фантена-Латура, полотна Писсаро и Сислея.

Два зала постоянной экспозиции занимают портреты Огюста Ренуара, выполненные в лучших традициях импрессионизма. Рядом располагаются полотна Поля Сезанна, передающие легкий и выразительный стиль мастера. Среди многочисленных работ наиболее известными считаются натюрморты с яблоками, городские пейзажи и зарисовки зеленых улочек.

Отдельная часть выставки посвящена картинам Поля Гогена. В серии полотен вы найдете легендарные работы с таитянками и яркие пейзажи. Но все же наибольшим признанием у гостей Эрмитажа пользуются шедевры Ван Гога , Пабло Пикассо и Анри Матисса.

В целом, из самых известных работ экспозиция импрессионистов насчитывает 8 полотен Клода Моне, 6 работ Ренуара, 15 произведений Гогена, 4 картины Ван Гога, по 37 шедевров Пикассо и Матисса и 9 скульптур Родена. Познакомьтесь поближе с французским импрессионизмом на экскурсии по Главному штабу вместе с искусствоведом.

Огромный вклад в собрание картин сделали коллекционеры Иван Морозов и Сергей Щукин. Щукин часто путешествовал по Парижу, где приобретал картины известных творцов для своего особняка. После смерти он завещал городскому музею всю коллекцию, насчитывающую 225 произведений искусства французских художников. От Морозова в Эрмитаж перешло более 30 работ Боннара и серия картин Мориса Дени.

Залы, посвященные Карлу Фаберже

В 2015 году в здании Главного штаба открылась галерея в честь Фаберже, основателя легендарной ювелирной компании 19-20 века. В двух помещениях размещается 110 образцов прикладного искусства. В список самых ценных экспонатов входит копия Императорских регалий, огромные часы из серебра, которые были подарены на годовщину свадьбы Александра Третьего и Марии Федоровны, а также часы Ротшильда, выполненные в форме яйца.

В коллекции Фаберже вы увидите множество диковинных предметов: хрустальные блюдца, наборы сервизов, вазоны, портсигары, букеты цветов, изготовленные из разных металлических сплавов.

Зал русских художников

Богатством картин, выполненных в разнообразных стилях и жанрах, отличается зал русской живописи. Он включает более 3000 полотен, написанных живописцами 18-20 века. Большую часть галереи составляют портреты военных и церковных деятелей, чиновников, купцов, дворянских родов и помещиков. Собрание представлено как известными, так и малоизвестными художниками. Среди них вы найдете Ивана Никитина, Карла Брюллова, Дмитрия Левицкого, Андрея Матвеева, Алексея Егорова, Илью Репина, Леонида Пастернака.

В выставку также входят натюрморты, пейзажи, анималистическая и бытовая живопись, полотна, изображающие разные исторические события. Кроме русских художников, на стенах галереи можно найти работы живописцев из других стран, которые творили свои шедевры в России.

Музей Гвардии

Среди экспонатов выставки вы обнаружите самые разные предметы обмундирования, коллекцию оружия, ордена, знамена, портреты военачальников, императоров и офицеров. Объектом гордости Музея Гвардии считается серия батальных полотен, выполненная Петером Хессом по заказу Эрмитажа.

Огромную часть экспозиции занимают мундиры полков, военные костюмы, головные уборы, декоративные предметы для военных церемоний. Отдельный интерес у посетителей вызывает зал, где хранятся драгоценные реликвии.

Экспозиция, посвященная Министерству финансов

Выставка была открыта в 1016 году и сегодня располагает тремя отреставрированными залами. В них размещается коллекция редких монет и медалей, бюсты политических деятелей, работы художника Батиста Скотти.

Обратите внимание. Первоначально Главный штаб строился для двух министерств России. В них проводились светские приемы и встречи с иностранными послами. После реставрации кабинеты решили превратить в постоянные экспозиции.

Кроме постоянных коллекций на территории Главного штаба в определенные дни можно посетить временные выставки с работами современных художников. Учтите, что во всех залах разрешено фотографироваться на фоне экспонатов.

Насладиться величием Главного штаба, а также других зданий Эрмитажа можно, заказав экскурсию с гидом по залам музея на портале «Спутник». На выбор представлены входные билеты без очередей, обзорные экскурсии по главным экспозициям, а также прогулки с гидом по залам, посвященным французскому импрессионизму и постимпрессионизму. Заказать билет можно прямо на сайте либо в офисах Санкт-Петербурга.

Если вам интересна история и достопримечательности всей Северной столицы, то рекомендуем перейти в наш раздел с экскурсиями по Петербургу.

Главный штаб Эрмитажа

Главный штаб Эрмитажа

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге располагается напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади. Восточное крыло здания занимает выставочные помещения Эрмитажа. Просторные залы по праву считаются одними из лучших архитектурных произведений в стиле ампир. Главный штаб Эрмитажа имеет меньшую популярность, чем, например, Зимний дворец, поэтому гости могут увидеть музейные коллекции без огромных очередей и в спокойной обстановке.

История

Главный штаб Эрмитажа 1870-1874

Идея перестройки площади перед Зимним дворцом появилась в 1819 году, в период строительства здания Главного Адмиралтейства. Появилось несколько проектов, и для их рассмотрения была собрана комиссия, куда также вошел знаменитый архитектор Карл Росси. Вскоре, в этом же году, были начаты строительные работы. Сначала было реконструировано западное крыло, куда вошли уже существующие дома с отделкой из серого гранита.

Строительство Главного штаба заняло 10 лет, а началось оно в 1820 году. Руководил проектом Карл Росси. За эти годы были спроектированы два крыла здания, а соединили их триумфальной аркой, строительство которой приурочили к победе в войне 1812 года.

Долгое время, вплоть до 1993 года, корпусы Главного штаба использовались государственными ведомствами и министерствами. Здание серьезно пострадало в годы Великой Отечественной войны, однако, уже к середине XX века внешний облик был восстановлен. В 1993 году восточное крыло было передано Эрмитажу.

Главный штаб Эрмитажа в 1942 году

В 2008 году началась масштабная реконструкция корпусов Главного штаба, которая продолжалась 6 лет. Ее целью было как реконструкция оригинальной архитектуры и интерьеров, так и подготовка здания к размещению музейных экспонатов. К 250-летнему юбилею Эрмитажа Главный штаб был отреставрирован и открыл свои двери для посетителей.

Архитектура

Вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова по по чертежу Карла Росси

Архитектор, сделавший великий вклад в архитектуру Петербурга, совместил Зимний дворец, построенный в стиле русского барокко и Главный штаб, выполненный в стиле ампир. При этом ему удалось оставить главный фокус на императорском дворце, что казалось невероятной задачей. Когда строительство только было завершено, Главный штаб оказался самым длинным зданием в Европе, имея фасад, протяженный на 580 метров.

Построенное Росси здание подчеркивало роскошь Зимнего дворца, дополняя его своей классической строгостью. Арка Главного штаба на Дворцовой площади, которая соединяет его корпусы, расположена точно напротив парадного въезда императорской резиденции. И это – не случайность, чтобы выстроить архитектуру местности таким образом, Карлу Росси потребовалось перестроить улицу, идущую к площади, и замаскировать поворот, который из-за этого образовался, возведением трех, а не одной арки. Так получилось развернуть площадь к Зимнему дворцу и создать единый ансамбль.

Вид арки Главного штаба зимой, 1830-е гг. Садовников В.С.

Во время подготовки к столь масштабной реконструкции сносу подлежало несколько старых домов, однако, некоторые их них были сохранены. Росси был учеником Кваренги, и в знак уважения к наставнику, он сберег его труды – залы, украшенные росписью. Кроме этого, было решено сохранить лестницу из дома Ланского, как представляющую культурную ценность. Сейчас она хранится в библиотеке Главного штаба.

Также Росси сохранил дугообразную линию фасадов, которая была спроектирована Квасовым в XVIII веке. Это помогло избежать монотонности общего образа, благодаря тому, что одинаковые элементы под разным углом смотрелись по-разному из-за параболической формы.

Росси использовал несколько подобных трюков. Например, крылья Главного штаба кажутся совершенно одинаковыми по длине, но на самом деле это не так. Чтобы диспропорции не были заметны глазу, архитектор использовал портики с разным количеством колонн. Западный корпус украшен 14 колоннами, а восточный – 12.

Угол здания, выходящий на реку Мойку, вызвал немало осуждения и критики от архитекторов прошлого времени. Его небрежно называли утюгом, но со временем многие здания в Санкт-Петербурге строились с такой же выделяющейся чертой.

В проходе арки Главного штаба висят часы – это один из самых раритетных элементов украшения. В них работает электронный механизм, который был передан в дар Петербургу швейцарской фирмой. Подарок приурочен к 300-летнему юбилею города. Часы – неизменно точны, а вот их корпус и надпись «Главная палата. Точное время» – наследие от старинных часов, установленных в 1905 году.

Часы арки Главного штаба (часы Менделеева)

Первоначально цвет фасада Главного штаба был серым, и на нем выделялись белые украшения. Позже его изменили на желтый, а скульптуры на арке изменили цвет с бронзового на черный.

Еще одно интересное и необычное решение Росси использовал для освещения помещений, примыкающих к арке. В них не попадал естественный дневной свет, поэтому он установил световые фонари, проведя их через верхние этажи. С их помощью удалось добиться небольшого освещения.

Корпуса построенного здания образовали целый квартал, где поместились сотни кабинетов, библиотека и архивы, и даже квартиры служащих, а также служебные помещения. Здесь же обустроили домовую церковь.

России то самых мелких деталей продумал систему коммуникаций. Департаменты, размещавшиеся в Главном штабе, имели отдельные входы, к которым вели каретные проезды.

Здесь же располагались личные апартаменты министров. Они отличались роскошью и великолепием. Залы были сделаны в стиле ампир, в салонах устраивали приемы для особо важных персон, и велись переговоры, касающиеся государственной дипломатии.

Сейчас эти интерьеры восстановлены реставраторами и доступны посетителям. Открыт и тот самый угол, выходящий на Мойку. Когда восточное крыло было передано музею, была проведена сложная реконструкция, которая и восстановила памятник архитектуры, и сделала его функциональным для Эрмитажа. Во время этого масштабного ремонта во внутренних дворах появились застекленные атриумы и мраморные лестницы, а экспозиции Главного штаба Эрмитажа в Санкт-Петербурге стали принимать посетителей.

Арка Главного штаба

Арка Главного штаба

Выделяющаяся и самая узнаваемая часть Главного штаба – центральная триумфальная арка. На самом деле это ансамбль, состоящий из трех арок, соединенных друг с другом. Первая – венчает вход на Дворцовую площадь, вторая располагается сразу за ней. Третья стала необычным архитектурным решение Росси – это арка, стоящая под углом. Это было сделано для того, чтобы поменять линию Большой Морской улицы, и вывести ее на площадь перед Зимним дворцом. Как только строительство было завершено, арка Главного штаба стала центральным входом на Дворцовую площадь.

Росси спроектировал арку так, чтобы она расположилась точно напротив въезда в Зимний дворец. На этой прямой линии через некоторое время установили Александровскую колонну. Вид на Дворцовую площадь, который открывается через Триумфальную арку – один из самых живописных.

Панорама Главного штаба: вид на арку музея

Арка Главного штаба – не просто архитектурное украшение здания, это памятник, посвященный российским солдатам, победившим в войне 1812 года. Для оформления архитектор использовал классические античные мотивы. Венчает Триумфальную арку летящая колесница 10-метровой богини Ники, а воины в доспехах сдерживают 3-метровых мчащихся коней. Присмотревшись к декоративным элементам Главного штаба, можно увидеть и другие украшения, напоминающих о победе в войне: фигуры богини Ники на стенах и сводах, лавровые венки с пальмовыми ветвями, трофеи и многое другое. Триумфальная арка поражает своим масштабом. Высота составляет 28 метров, а ширина пролета – 17 метров.

Изначально Николай I планировал установить памятник Петру I в центре Дворцовой площади, после того, как все строительные работы будут завершены. Карл Росси отговорил его, убедив продолжить архитектурную композицию монументами в честь Отечественной войны 1812 года.

Восточное крыло – выставочный комплекс Государственного Эрмитажа

Атриум в Главном штабе Эрмитажа

Восточное крыло Главного штаба перешло в распоряжение музея в 1993 году. Долгое время Оно использовалось только для административных нужд, но в 2008 году была начата большая реконструкция, целью которой было адаптация пространств для выставочной деятельности. Длилась она 6 лет, и в 2014 году, в честь 250-летнего юбилея Эрмитажа, обновленное здание Главного штаба открыло двери для гостей.

Реставраторы сберегли все исторические детали и интерьеры, дополнив их современными решениями. 26 печей было отремонтировано, квартира графа Нессельроде была полностью восстановлена.

Квартира графа Нессельроде в Главном штабе

В Главном штабе, впервые в России, были использованы световые ловушки. Они обеспечивают пространство светом, который полностью безопасен для произведений искусства.

Читать еще: Лучшие экскурсии в Эрмитаж в 2022 году

Пространство было объединено атриумами – внутренними дворами со стеклянными потолками, а между выставочными залами оборудованы стеклянные мосты. Чтобы сохранить традиционный для Эрмитажа принцип анфилад, музейные помещения Главного штаба организовали таким же образом. Они составляют три анфиладные линии.

Выставки в музее Главного штаба Эрмитажа

Музейный комплекс Главного штаба состоит из четырех этажей. Главные выставочные помещения объединены в три анфиладные линии: Дворцовую, Певческую и Речную. Все они названы в честь мест, вдоль которых проходят. Дополняет их Большая анфилада внутренних дворов со стеклянными крышами.

На первом этаже Главного штаба размещаются билетные кассы, гардероб, магазин, кафе и лекторий.

На втором этаже расположены 4 выставки, посвященных Министерству финансов Российской империи, искусству эпохи модерна и африканских народов, итальянской скульптуре XX века. Здесь посетители могут увидеть предметы декоративно-прикладного искусства XIX и XX веков.

На третьем этаже находятся 6 экспозиций: «Под знаком орла. Искусство ампира», музей Российской гвардии, залы памяти Карла Фаберже, а также выставки, посвященные французскому и западноевропейскому искусству XIX века, а также Министерству иностранных дел Российской империи. В залах третьего этажа хранятся работы Карла Брюллова, Бориса Кустодиева, Петрова-Водкина и других известных художников и живописцев. Особо ценные экспонаты – личные вещи Петра Великого, например, его мундир.

Выставка импрессионистов в Главном штабе

Четвертый этаж отведен экспонатам из коллекции французской живописи, и мировой живописи XX века. Работы Огюста Родена выставлены сразу в двух залах. Здесь же располагается Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, и выставка знаменитых работ импрессионистов и постимпрессионистов. Гости могут увидеть картины кисти Клода Моне, Эдгара Дега, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Анри Фантена-Латура, Писсаро, Сезанна и Сислея.

Главный штаб Эрмитажа

Главный штаб Эрмитажа в Санкт-Петербурге ― всемирно известный музей и выдающийся архитектурно-исторический памятник. Здесь собрана коллекция уникальных картин и скульптур, культурных артефактов, предметов быта царской семьи и ювелирных изделий. Главный штаб находится на Дворцовой площади и занимает всё восточное крыло полукруглого здания, которое тянется от реки Мойки до Невского проспекта.

История строительства

В 1819 году во время строительства Главного Адмиралтейства появилась идея реконструкции площади перед Зимним дворцом. Специальная комиссия, созванная Александром I, эту идею поддержала, и в 1820 году начались работы.

Руководить проектом пригласили архитектора Карла Росси. Задача стояла не из простых, ведь ранее застройка Дворцовой площади велась хаотически. Одни дома пришлось выкупить у частных владельцев, другие, которые не представляли ценности, — снести. Так на протяжении десяти лет воплощали проект двух отдельных корпусов, которые впоследствии соединили триумфальной аркой.

Первые расчёты по конструкциям арки показали, что их вес составит 80 тонн. Тогда М. Кларк, директор металлургического завода, предложил необычное решение ― отлить из чугуна только каркасы воинов и колесницы, а потом обложить их медными листами. В результате вес конструкции уменьшится в 5 раз. Такую идею одобрила специально собранная техническая комиссия. Строительство триумфальной арки приурочили к победе в войне 1812 года.

В западном крыле расположился Генеральный штаб, а в восточном — Министерство финансов и Министерство иностранных дел. В 1993 году восточное крыло передали Эрмитажу.

Во время ВОВ здания сильно пострадали, но уже к 1950 году комплекс отреставрировали. Большое обновление корпусов началось в 2008. За шесть лет восстановили оригинальную архитектуру ансамбля, обновили выставочные залы.

Архитектура

Чтобы «развернуть» площадь к Зимнему дворцу и создать единый ансамбль, Карлу Росси пришлось замаскировать ненужный поворот тремя арками. При этом он выполнил, казалось бы, невероятную задачу ― выделил и сохранил фокус именно на строгом и роскошном дворце императора.

Росси удалось гармонично соединить два стиля: русское барокко Зимнего дворца и ампир Генерального штаба с фасадом протяжённостью 580 метров.

Изначально парадная часть комплекса была серой, и на монохромном фоне отчётливо выделялись белые акценты. Позднее его перекрасили в жёлтый, а бронзовые скульптуры стали чёрными.

Глядя на крылья музея Главного штаба, можно подумать, что у них одинаковая протяженность, но это не так. Чтобы нивелировать несоразмерность, Росси украсил восточный корпус 12 колоннами, а западный ― 14.

Для освещения пространства, примыкающего к арке, тоже было найдено необычное решение. В эту зону не проникал солнечный свет, поэтому смонтировали фонари, проведя их через верхние этажи.

Корпуса Главштаба ― это полноценный квартал, где размещались государственные архивы, библиотека, квартиры чиновников и множество служебных помещений. У департаментов были отдельные входы с проездами для карет. В просторных и роскошных апартаментах жили министры, организовывали приёмы для политических деятелей и представителей культуры, вели тайные переговоры с послами и дипломатами других государств.

Основные залы

Главштаб ― это четыре этажа. Внизу находятся служебные помещения, кабинеты администрации и сотрудников, гардероб, лекторий и сувенирные лавки. На втором ― экспозиция, посвящённая Министерству финансов Российской империи, и несколько «африканских» залов.

На третьем и четвёртом этажах можно увидеть живопись XIX века и знаменитую коллекцию Фаберже, посетить Музей Гвардии, парадные министерские помещения, выставку работ импрессионистов и постимпрессионистов, персональные экспозиции Ван Гога, Пикассо, Моне, Кандинского.

Самые интересные залы Главного штаба

Зал русских художников

Выставка из 3000 полотен разных жанров и стилей ― это работы Никитина, Л. Пастернака, Репина, Брюллова и многих других живописцев XVIII-XX веков, в том числе иностранных, которые создавали свои шедевры в России. Можно увидеть пейзажи, полотна с историческими событиями, бытовыми сценами, портреты государственных и церковных деятелей, военных, купцов и дворян.

Выставка импрессионистов

Экспозиция находится на четвёртом этаже музея, в Галерее Сергея Щукина и братьев Морозовых. Здесь размещены полотна Дега, Фантена-Латура, Писсарро, Сезанна, Гогена, Пикассо и Ван Гога. Два зала отведены под произведения Ренуара.

Часть выставки составляет барбизонская живопись ― реалистичные пейзажи без личных домыслов и прикрас. В своих работах мастера старались передать красоту русской природы и рассказать о тяжёлом ежедневном труде простых крестьян. Кроме художественных полотен, в зале есть скульптуры Родена.

Большая коллекция картин импрессионистов ― заслуга И. Морозова и С. Щукина. Щукин много путешествовал по Франции, где покупал полотна для особняка. По его завещанию 225 картин были переданы Эрмитажу. От Морозова Эрмитаж получил 30 работ Боннара и картины Мориса Дени.

Залы, посвящённые Карлу Фаберже

Галерея открыта с 2015 года в честь основателя известной ювелирной компании. Два просторных помещения отведены под 110 экспонатов. Самые значимые из них ― копии предметов, принадлежащих императорской семье, огромные серебряные часы и знаменитые часы Ротшильда, стилизованные под яйцо. Экспозиция содержит блюдца из хрусталя, оригинальные вазы, чайные и кофейные сервизы, ажурные цветы из металла.

В фонде музея хранятся эскизы ювелирных украшений, уникальные латунные и медные предметы, изготовленные специально для нужд русской армии ― тазы, шприцы, гильзы, самовары и чайники.

Выставка, посвящённая Министерству финансов

Экспозиция открылась в 2016 году. Реставрация позволила удивительно точно воссоздать старинные интерьеры, включая уникальный цветной наборный пол. Сегодня это три обновлённых зала, где хранится уникальная коллекция редких монет, бюсты политических деятелей, картины Б. Скотти.

Изначально в этой части здания располагалось ведомство министров. Здесь устраивали светские рауты и встречи с иностранными дипломатами. Позднее было решено передать помещения под крыло музея и организовать постоянную выставку.

Арка Главного штаба

Триумфальная арка ― это три конструкции в одной. Первая ― вход на площадь, другая находится прямо за ней, а третья стоит под углом. Ширина пролётов 28-метровой арки достигает 17 метров.

Арка ― не только архитектурный элемент. Император Николай I предложил установить монумент Петра, но Росси сумел переубедить его. Здание украшает памятник защитникам родины, погибшим в войне с Наполеоном. Он украшен традиционными античными элементами, венец композиции ― несущаяся колесница Ники, богини победы.

Адрес, как добраться, режим работы музея

Генеральный штаб находится на Дворцовой пл., д. 6/8. Вход в комплекс рядом с аркой под балконом. Добраться до места можно:

  • на метро ― станция «Адмиралтейская» (6 минут ходьбы) или «Невский проспект»;
  • на автобусе № 7, 24 или 191;
  • на троллейбусе № 1, 7, 10, 11 и 17.

Ближайшие к Главштабу остановки городского транспорта ― «Ул. Малая Морская», «Адмиралтейская», «Дворцовая площадь», «Невский проспект».

Режим работы музея

С июля 2022 года Главный штаб Эрмитажа принимает гостей и по понедельникам (с 11 до 16 часов). Последний сеанс ― в 14 часов.

В другие дни музей открыт:

  • ср, чт и вс ― с 11 до 18 часов (последний сеанс в 16 часов);
  • вт, пт и сб― с 11 до 20 часов (последний сеанс в 18 часов).

Выходные дни ― 1 января и 9 мая.

Билеты в Главный штаб можно приобрести на сайте Эрмитажа и у партнёров музея по той же цене. Все льготы действительны. Электронный билет распечатывать не нужно ― достаточно показать его на экране мобильного.

Часто задаваемые вопросы

Как добраться до Эрмитажа на метро?

Быстрее всего от Дворцовой площади и здания Главного музейного комплекса можно дойти от «Адмиралтейской» . Этот путь займёт у вас всего 10 минут. Из вестибюля станции необходимо выйти к Невскому проспекту. К главной магистрали Санкт-Петербурга вас приведёт Кирпичный переулок и Малая морская улица. Далее перейдите Невский и пойдите дальше по Большой морской. Пройдя сквозь Триумфальную арку Главного штаба, вы окажетесь прямо на Дворцовой площади , где увидите Александровскую колонну, а за ней — бело-зелёное здание музея .

Что посмотреть в первую очередь взрослым в Эрмитаже?

Дети могут приходить в музей , причём до семи лет им даже не нужен билет. Но совсем маленьким детям в нём будет скучно: для наслаждения мировыми шедеврами и изучения экспонатов нужны базовые знания об искусстве. Для взрослых наибольший интерес могут представлять следующие произведения:

  • «Мадонны» Леонардо да Винчи — «Литта» и «Бенуа». Ради них в Петербург приезжают посетители со всего мира. Обе эти картины по-своему уникальны. В «Мадонне Бенуа» художник впервые применил масляные краски . Для флорентийской живописной школы это было инновацией. «Мадонну Литта» искусствоведы считают первым произведением Высокого Возрождения. Картина находится на втором этаже Зимнего дворца в 214 зале.
  • «Даная» Рембрандта. Это произведение нужно увидеть хотя бы потому, что из-за покушения в 1980-х оно было практически утрачено. Холст был залит кислотой и порезан ножом. После продолжительных восстановительных работ возрождённая «Даная» вернулась в музей . Номер зала, где выставлена картина — 254, второй этаж Зимнего дворца.
  • Знаменитая мумия древнеегипетского жреца по имени Па-да-ист находится на первом этаже музея в Египетском зале. В Эрмитаже можно увидеть несколько мумий, но эта считается самой известной. В коллекцию музея она попала более двух веков назад — в 1812 году . Па-да-ист жил более трёх тысяч лет назад . Сейчас каждый посетитель музея может увидеть тело жреца без саркофага и погребальных пелен: в 1929 году его оттуда извлекли и распеленали.
  • «Танец» Анри Матисса. Танцующие в хороводе обнажённые фигуры красного цвета прочно вошли в современную масс-культуру. Но в начале прошлого века это полотно шокировало общественность. Обнажённое человеческое тело до этого, конечно же, изображали. Но с такой экспрессией и в экстазе — никогда. Со временем критики и зрители приняли работу и по достоинству оценили одно из ярчайших полотен в стиле постимпрессионизма. Увидеть картину можно в здании Главного штаба Эрмитажа на четвёртом этаже .

Когда работают часы «Павлин» в Эрмитаже?

Часы «Павлин» — главное украшение Павильонного зала. При императрице Екатерине II здесь располагалась мини-оранжерея, где было комфортно неспешно прогуливаться, наслаждаясь цветами. В середине XIX века весь Зимний дворец подвергся перестройке, в результате чего на месте оранжереи был создан Павильонный зал в том виде, в котором мы видим его сейчас. Основная функция помещения осталась та же — спокойный отдых и наслаждение красивыми видами. Окна этой части здания выходят, с одной стороны, на невскую набережную, а с другой — в Висячий сад (туда можно было выйти через панорамную дверь). По различным случаям в Павильонном зале проводились балы.

Павильонный зал славится своим внутренним эклектическим убранством. В оформлении архитектор А. И. Штакеншнейдер использовал смешение трёх стилей — античного, эпохи европейского Возрождения и восточных мотивов. Среди основных достопримечательностей зала:

  • Роскошный мозаичный пол — точная реплика древнеримской мозаики из музея в Ватикане . Это самая крупная по площади мозаика в Эрмитаже . Подобным роскошно оформленным полом могут похвастаться немногие дворцовые залы.
  • « Фонтаны слёз » в восточном стиле. Андрей Штакеншнейдер создал их после поездки в Бахчисарай в Крыму, где он увидел подобный фонтан.
  • Часы «Павлин». Фаворит Екатерины II князь Г. А. Потёмкин приобрёл их в коллекцию императрицы в 1770-х. Искусный часовой механизм создал известный в то время на весь мир английский мастер Джеймс Кокс , прославившийся изобретением подобных высокотехнологичных механических часов и игрушек. После того, как часы заведут, павлин и другие птицы и звери, фигурки которых входят в композицию, начинают по-своему двигаться и издавать звуки. Продолжительность представления — четыре минуты.

Многие приезжают в Санкт-Петербург и идут в Эрмитаж , чтобы посмотреть на эти часы и на то, как они работают. Сейчас «Павлина» не заводят из-за ограничений, введённых в музее во время пандемии и до сих пор остающихся в силе. Когда раньше раз в неделю часы заводили, посмотреть на представление собирались десятки зрителей, если не больше. Ограничения предусматривают, что в замкнутом пространстве Павильонного зала одновременно не может находиться большое количество посетителей. Поэтому пока что посмотреть на уникальный часовой механизм в работе не получится.

Где лучше купить билеты в Эрмитаж?

Билеты в Эрмитаж можно купить уже по прибытии в Санкт-Петербург (если вы приехали из другого города) и пришли к зданию Главного музейного комплекса на Дворцовой площади и подошли к кассам. Но вы можете столкнуться с долгими очередями — в выходные и праздничные дни эта проблема стоит особенно остро. Также на желаемое время все билеты уже могут быть раскуплены, и вам придётся либо ждать следующего сеанса несколько часов, либо вернуться в отель и прийти в другой день.

Поэтому лучше позаботиться о билетах заранее и купить их онлайн на необходимую вам дату и время. Они именные: при оформлении покупки на сайте вы указываете ваши фамилию, имя, отчество, а ещё — контактный мобильный и адрес электронной почты, куда придёт купленный билет. Поэтому процесс возврата достаточно непростой (должны быть уважительные причины) и происходит не позднее чем за три дня до даты посещения музея .

В назначенную дату необходимо прийти к турникетам, расположенным на главном входе в Эрмитаж со стороны Дворцовой площади или под аркой Главного штаба (если вы идёте посмотреть экспозицию в этом здании ) и приложить к ним штрих-код на билете. Распечатывать ничего не нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *