Тоннель № 410 Волоколамского шоссе под каналом им. Москвы (Тушинский тоннель) (Москва)
Тоннель Волоколамского шоссе под каналом Волга – Москва (с 1947 г. – канал им. Москвы) построен в 1935-1937 гг. с архитектурным оформлением В. Ф. Кринского.
Первоначально тоннель включал два параллельных на одном уровне разделённых между собой проезда для односторонней езды. В 1944 г. была проложена трамвайная линия – по одной колее в каждом тоннеле. В 1972 г. был открыт ещё один тоннель, по которому стало осуществляться движение по Волоколамскому шоссе из центра. Правый тоннель 1937 г. стал использоваться для движения в центр, а трамвайная линия была целиком переложена в левый тоннель. Одновременно был открыт пешеходный переход. Это позволило успешно пропускать под каналом возросшие транспортные потоки, следующие по Волоколамскому шоссе.
В 2001 г. было построено ещё два тоннеля: трёхполосный для движения прямо по Волоколамскому шоссе из центра и двухполосный для движения на ул. Свободы (имеющий также пешеходный тротуар). В отличие от старых тоннелей эти два не прямые. Особенно сильно искривлённый тоннель к ул. Свободы. При строительстве этих тоннелей канал осушали и срывали его насыпь. Таким образом, общее количество тоннелей под каналом теперь составляет 5. Оба старых тоннеля (1937 и 1972 г. постройки) стали использоваться для движения в центр.
Въездные порталы тоннеля были оформлены скульптурами авиаторов – покорителей воздушного пространства. Освещение осуществлялось художественными бра, расположенными в верхней части боковых стен. Тематика оформления органично продиктовывалась духом близко расположенного Тушинского аэродрома. После «реконструкции с расширением проезда» скульптурное оформление было утрачено, освещение заменено на типовое.
На границе природного парка «Москворецкий» находится завершающая часть судоходно-водоводного канала им. Москвы, объединенная в единый – Химкинский узел. Протяженность этой части – 3,8 км. Его основные сооружения включают в себя: шлюзы № 7 и 8; тоннель, пропускающий под каналом Волоколамское шоссе; железнодорожный мост на пересечении канала с дорогой на Ригу; железобетонные трубы, пропускающие под каналом и железнодорожной насыпью реку Химку; коллектор реки Чернушки; участок канала от шлюза № 8 до выхода в Москву-реку.
Перейти тоннель пешком можно либо по трамвайному тоннелю (самый южный) и потом по пешеходной галерее перейти само шоссе и попасть на ул. Свободы. Либо по пешеходному балкону в самом северном тоннеле (тоннель для поворота на Свободу). Попасть в этот пешеходный тоннель/балкон можно от конечной 12-го и 82-го троллейбусов «Б-ца МПС». Ориентир начала тротуара в пешеходный проход — островок безопасности между съездом с дублёра в тоннель и началом разворотной эстакады над шоссе.
10 января 2019 г. произошёл прорыв. Тоннель был частично затоплен, но в тот же день данный участок канала спустили в р. Москву, затопление остановили и возобновили автомобильное движение по тоннелю.
невидимый объектпамятник архитектуры (истории)строение 2001 годастроение 1972 годастроение 1937 годаавтомобильный тоннель
Самому длинному в России Гимринскому тоннелю присвоено имя Магомеда Юсупова
Махачкала. 31 июля. ИНТЕРФАКС-ЮГ — Глава Дагестана Сергей Меликов подписал указ о присвоении Гимринскому тоннелю имя государственного деятеля Магомеда Юсупова, сообщает пресс-служба главы республики. «Согласно указу главы республики, дорожному объекту (Гимринскому тоннелю) присвоено имя Юсупова Магомеда Юсуповича, кавалера ордена Ленина и других высших наград, внесшего заметный вклад в решение задач социально-экономического развития Дагестана», — говорится в сообщении. Отмечается, что для проведения процедуры присвоения имени объекту Минимуществом республики совместно с региональными Минтрансом и Управлением Россреестра проведена работа по внесению изменений в реестр государственного имущества и направлению соответствующих документов в ЕГРН. Гимринский тоннель — самый длинный автодорожный тоннель под горой в России, соединяющий город Буйнакск и село Гимры. Его длина — 4303 метра, пропускная способность тоннеля — 4 тыс. автомобилей в час. Ширина проезжей части — 7 метров, высота габарита — 5 метров. Магомед Юсупов (25 ноября1935 — 11 января 2018 года) родился в селе Согратль Гунибского района Дагестанской АССР. Советский государственный деятель. Первый секретарь Дагестанского областного комитета КПСС (1983-1990), Председатель Совета Министров ДААССР (1978-1983), Депутат Верховного Совета СССР (1979-1983), Народный депутат СССР (1989-1992).
- Яндекс Новостях,
- Яндекс.Дзен,
- Google Новостях
Главные события
Турпоток в Дагестан в новогодние праздники увеличился на 12%
Точка зрения
Донбасс сегодня: ВСУ вновь обстреляли Донецк
Interfax-Russia.ru — В Кремле назвали удар по Донецку чудовищным актом терроризма, пообещав продолжить СВО, чтобы защитить всех россиян от подобных атак.
Исторический вопрос Interfax-Russia.ru – Нормативную базу готовят для возможного переименования Волгограда в Сталинград. Общественники намерены продолжить в 2024 году изучение мнения жителей региона по этому вопросу.
Ликвидировать последствия Interfax-Russia.ru — Последствия шторма и сильного ветра ликвидируют в южных регионах России. Туристы переживают непогоду в отелях, досрочно прерывать отдых пока не собираются.
Из-за штормов и ураганов Interfax-Russia.ru — Непогода на юге России привела к подтоплению домов, отключению света и тепла, а также приостановке железнодорожного и автомобильного движения на ряде дорог.
Разрушительный ремонт Interfax-Russia.ru — Обрушение двух подъездов многоэтажки в Астрахани могло произойти из-за повреждения несущих конструкций при проведении ремонта в одной из квартир.
- Женщина получила ранения в результате атаки ВСУ Новой Каховки 27 января, 17:10
- Военно-Грузинская дорога закрыта для всех видов транспорта из-за непогоды 27 января, 10:17
- Почти 2 тыс. грузовиков ждут открытия дороги из России в Грузию 26 января, 23:44
- Новую больницу для трех сел открыли в Ингушетии 26 января, 20:10
- Ростовская область в 2023г увеличила закладку виноградников на 20% 26 января, 20:03
Как работает умный тоннель на Северо-Западе Москвы
Наша столица постепенно превращается в «умный город». Технологии вплетаются в повседневность, но часто остаются незамеченными. Открываем рубрику «Как это работает?» и заглядываем внутрь городских объектов, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Замечали неподалеку от метро «Сокол» на Ленинградском шоссе зеркальную постройку, похожую на громадную каплю? Кто повнимательней, называет постройку «яйцом», потому что стеклянный купол имеет форму овоида — это хорошо видно издалека с другой стороны шоссе.
Не так важно, кто и что видит. Почти никто не знает, что это такое. В «лужковские» времена здесь планировали трамвайный трансбордер — разворотный пункт для составов. Трамваи и правда разворачиваются тут, объезжая «яйцо» вокруг. Но само здание к трамваям отношения не имеет.
Это шестиэтажный центральный диспетчерский пункт государственного бюджетного учреждения «Гормост». Круглые сутки тут следят за безопасностью движения в тоннелях Северо-Западной хорды — в Ленинградском, Волоколамском, Михалковском, Дмитровском, Берзарина. А еще отсюда с помощью высоких технологий в буквальном смысле «управляют» сложными инженерным сооружением — Алабяно-Балтийским тоннелем.
Десятки камер на один тоннель
— Точно неизвестно, почему здание такой формы. Кто-то считает, что это лужковская кепка, — смеется замначальника участка «Гормост-Север» Андрей Абрамов, открывая магнитной карточкой дверь в главный зал.
Одна стена зала — громадный полукруглый экран в два этажа, разбитый на пару сотен мелких экранчиков. В углу каждого — красное слово «Запись», которое говорит о беспрерывном прямом эфире из тоннеля. Передвижение любого автомобиля по всей длине тоннеля «ловят» 80 камер-детекторов. Они — глаза городских служб.
В два ряда стоят столы с компьютерами, как в офисе open space. За ними работают сотрудники учреждения — операторы. Они следят за камерами, ситуацией в тоннеле и координируют выездные отряды — бригады ремонтников летом и бригады, сбивающие сосульки, зимой.
— Отсюда мы управляем движением в тоннеле. Светофорами и шлагбаумами по необходимости перекрываем въезд в тоннель, — говорит Абрамов. — Еще есть специальное информационное табло, на которое выводится причина перекрытия — ремонтные работы, уборка, авария.
Операторы пункта самодеятельностью не занимаются и закрывают тоннель только по серьезным причинам, согласовав с полицией и городским Центром организации дорожного движения. Их обыденная задача — безопасность автомобилистов и исправная работа автоматики в тоннеле.
Датчики видят лихачей и изменников, считают пробки и аварии
В зависимости от скорости автомобилей экранчики меняют цвет. Если движение медленное, изображение с камеры становится оранжевым. Красным видео станет, если хотя бы одна машина остановится или начнет сдавать задом.
Когда внутри тоннеля образуется затор, растет концентрация выхлопных газов. С датчиков, которыми напичкан тоннель, на мониторы выводится информация о загазованности — 21 газоанализатор отмеряет максимально допустимую норму углекислого газа.
В 11 часов утра в среду в тоннеле пробок нет и воздух чистый. Показателя больше «1,0» на экранах нет. Высокий уровень — «3,0», 30 миллиграмм на кубометр воздуха. Тогда автоматически включаются вентиляторы.
«Покраснение» экрана говорит о полной остановке транспорта. Это может произойти из-за пробки, из-за поломки чьей-то машины или аварии.
— Как раз на днях была сложная авария — перевернулся автомобиль, — рассказывает Абрамов. — В таких случаях мы вызываем службы спасения и принимаем меры вплоть до перекрытия движения. Всегда при чрезвычайных ситуациях архивируется видеозапись для изучения. Она хранится, пока не дадут команду стереть.
Без происшествий записи остаются в архивах 30 суток, после чего автоматически удаляются. Массивы для хранения данных занимают несколько комнат на технических этажах центральной диспетчерской «Сокол». Объем хранилища — несколько десятков терабайт.
С камер Алабяно-Балтийского тоннеля не рассмотреть мелочи, вроде номера машины, но общие детали видны. Видео становится частью расследования при ДТП.
Обращались к операторам тоннеля и по житейским ситуациям. Некий ревнивец хотел рассмотреть, ехал ли кто-то в машине его супруги или нет. Конечно, запись ему не дали.
Это же визуальное детектирование помогает ловить лихачей. Камеры на въезде и выезде отслеживают превышение скоростного режима. Нарушителю автоматически вышлют штраф. Так что не превышайте скорость — если вы в тоннеле, это не значит, что вас не видят.
Умный тоннель сам себя тушит
Камеры-детекторы, датчики загазованности, вентиляторы — часть громадной умной системы тоннеля. Это настоящий живой организм. Он собирает статистические данные о трафике и происшествиях. Яркость освещения автоматически меняется в зависимости от погодных условий. А главное — тоннель моментально реагирует на нештатные ситуации.
Авария в тоннеле страшнее, чем на шоссе. Столкновение двух авто может привести к цепной аварии, потому что свернуть в тоннеле, в общем-то, некуда. Устранять последствия столкновения даже двух машин внутри тоннеля тоже сложнее. А что будет, если одна из машин заполыхает?
Умный тоннель знает, что делать. Очаг пожара мгновенно купируется. Автоматически с двух сторон от огня опускается водяная штора — дренчерная завеса, плотный водяной поток. Она не дает огню расползаться и не пускает дым. Включается и основное дымоудаление — те самые вентиляторы, которые устраняют лишнюю загазованность, начинают работать в полную силу.
Люди, попавшие в тоннель, уходят по боковым эвакуационным выходам. По продуманной системе коридоров-переходов они покидают опасную зону, в которой локализован огонь. А ведет их голос из мегафонов. Он, как и всегда в таких случаях, просит сохранять спокойствие и следовать инструкциям.
Для тех, кто сидит в машине и не слышит мегафона, есть «фишка». Система оповещения тоннеля настраивается на радиочастоты внутри машины. Водитель услышит просьбу покинуть тоннель из собственной магнитолы.
Операторы из диспетчерской тем временем вызовут пожарных и службы спасения. И для всех МЧСников, которые окажутся внутри тоннеля, тоже будет работать собственная радиоволна без помех.
Программная начинка диспетчерского пункта спасает тоннель и водителей почти без участия операторов из центрального диспетчерского пункта. Система может начать тушить несуществующий пожар по ошибке, и тогда операторы выключают систему.
Страшных происшествий с крупными возгораниями в тоннеле не случалось. Но для контроля «Гормост» периодически проводит учения, во время которых «прогоняет» ситуацию с ДТП и пожаром. Ближайшие пройдут в мае.
Подземный город под столицей
Каждый тоннель Москвы особенный. Алабяно-Балтийский, например, стоит на четырех подземных речках. Две спрятаны в коллекторы. А одна, речка Таракановка, особенно активна. Ее уровень иногда повышается, возникают протечки. Из-за сложной геодезии инженеры придумали систему насосов для удаления лишней воды.
— В 2014 году прецедент был — по вине строителей основной тоннель затопило. Поэтому решили заложить более мощную насосную станцию, — объясняет Андрей Абрамов.
Для того, чтобы не допустить потопов при таянии снега и дождях, рядом с тоннелем построили колоссальную насосную станцию. На поверхности — это четыре технических здания размером с киоск каждая. А под поверхностью — уходящая вглубь под землю конструкция с 11-этажный дом.
Металлические лестницы и мостики, ведущие вниз, специально сделаны не сплошным листом, а ячеистой сеткой — чтобы конденсат не приводил к ржавчине. Андрей Абрамов рекомендует держать смартфоны в карманах.
— Если упадет, придется доставать. Это будет непросто, — интригующе говорит он и кивает под ноги.
Смотрим вниз, и дыхание перехватывает. Мы внутри насоса, высотой в 35 метров. Нет, если телефон упадет, можно с ним попрощаться. Под ногами, под сетчатыми прозрачными настилами, пропасть. В самом низу вместо пола вода.
Вниз зигзагами уходят лестницы. Ощущение, будто мы внутри бетонного здания без окон, стен, полов. Все каменно-стальное, серое, немного в пыли. Слышен шум воды, усиливающийся по мере спуска. Раз лестничный пролет, два пролет. Спускаемся с остановкой — Андрей Абрамов дает отдохнуть.
— Я при приеме новых сотрудников всегда спрашиваю, готов ли он к такому количеству ступенек, — ничуть не запыхавшись, с улыбкой говорит мужчина. — Надо быть готовым по 15 раз в день проходить вверх-вниз 11 этажей.
Лучше один раз увидеть 11-этажную насосную станцию, чем читать про нее. Так что вот видео.
Внизу очень шумно — постоянно работает насос. Он автоматически качает сюда потоки воды. Видимо, из-за дна и песка вода выглядит мутной, хотя по факту чистая. В насосной она очищается от бензина и отправляется в природные водоемы.
За стеной от насоса-колосса проходит зеленая ветка метро. Целостность сооружений — вопрос жизни и смерти. За вибрациями, трещинами и состоянием конструкций постоянно следят датчики, расставленные по периметру насосной станции.
Вот так, по-инженерному остроумно продумана каждая деталь тоннеля. Он устроен так, чтобы при любых обстоятельствах оставаться работоспособной транспортной артерией города, самостоятельной единицей.
Если какая-то часть электроники выйдет из строя, ее подстрахует запасная. Если автоматика выйдет из строя, ее подстрахует человек. Если отключится электричество в квартале или в городе, наготове автономный генератор.
За предоставленное фото диспетчерского центра «Гормоста Hi-Tech Mail.Ru благодарит Андрея Перечицкого.
В Москве построят гигантский тоннель
Краснобогатырскую улицу и проспект Буденного свяжет тоннель, длина которого составит 3 км 207 м. По информации Департамента транспорта и связи столицы, он станет участком Северной рокады.
Дорога уйдет под землю на Краснобогатырской улице, пройдет под Преображенской и Семеновской площадями и выйдет на проспект Буденного после Семеновской улицы. Напомним, что одновременное строительство Северной и Южной рокад заложено в Генплан развития Москвы до 2025г. Эти трассы станут своеобразными хордами и соединят противоположные районы Москвы. Северная рокада начнется от трассы Москва — Санкт-Петербург в районе Левобережное и выйдет вдоль Октябрьской железной дороги на проспект Королева в сторону Преображенской и Семеновской площадей. Затем трасса уйдет в район Кожухово через Перово.
Южная рокада пройдет через улицу Обручева до Балаклавского проспекта, далее под железнодорожными путями и выйдет на Варшавское шоссе. Естественно, и здесь не обойдется без «супертоннеля», который пройдет под Борисовскими прудами. Его длина, согласно проекту, составит 4,5 километра.
Любопытно, что совсем недавно стало известно о намерении властей открыть еще один тоннель-гигант протяженностью 4,85 км. Он должен пройти под музеем-заповедником «Коломенское», через район Нагатинский Затон к станции «Печатники». Планируется, что благодаря такому строительству удастся облегчить передвижение по городу не только автомобилистам, но и пассажирам метрополитена (в плане заложено продление Каховской линии метро от станции «Каширская» до станции «Печатники»). По нижнему ярусу тоннеля будут следовать поезда метро. Верхний уровень предполагается отвести для автомобильного транспорта. Тоннель будет построен по тому же принципу, что и на Звенигородском шоссе под Серебряным бором, однако для автотранспорта он будет не трех-, а четырехполосным. Ширина полос автомобильного движения составит 3,75 м. Таким образом, столичные власти замахнулись на весьма амбициозный проект: если замысел будет реализован, то этот подземный путь станет самым длинным городским тоннелем в Европе (сейчас это звание закреплено за тоннелем в Дублине, протянувшемся на 4,5 км).