Блеск и кринж: гид по району Шелепиха у Москва-Сити
Симпатичный исторический район Москвы с шелестящим названием и сложной судьбой расположен у подножия Москва-Сити, на стыке трех округов: Центрального, Северо-Западного и Северного. Последние сто лет его окружали промзоны, а сейчас замкнули в кольцо стройки высотных жилых комплексов и дорог. Но внутри старых кварталов по-прежнему тихо и уютно.
Деревня, промышленность и элитное жилье
Название местности происходит от речки Шелепихи — вероятно, так раньше назывался ныне существующий Ермаковский ручей, сегодня полностью заключенный в коллектор. По одной из версий, река была названа так от слов «шел» («вяз») и «пиш» («липа») древними финно-угорскими племенами, жившими тут задолго до основания Москвы. Территория нынешнего района впервые упоминается в летописях конца XIV — начала XV веков. Здесь были земли, принадлежавшие княжеским родам и богатым монастырям. В XVII веке от деревни осталась одна пустошь: во время ожесточенных боев, проходивших в этих местах в Смутное время, Шелепиха была сожжена, и жители ее покинули. В XVIII веке территорию вновь отдали во владение Новинскому монастырю. Деревня процветала: помимо сельского хозяйства крестьяне занимались торговлей, в Москву продавали сукно и холсты, сено и дрова. В начале XIX века Шелепиху снова полностью сожгли — в этот раз наполеоновские войска. А в конце XIX — начале XX века в ней уже вовсю кипела промышленная жизнь, работали ткацкие и суконные фабрики, пряничное производство и сахаро-рафинадный завод.
Деревня Шелепиха вошла в состав Москвы в 1927 году. Но полноценной частью столицы стала только с появлением неподалеку Москва-Сити — центра деловой жизни столицы. А в советские годы здесь был спальный район с провинциальным укладом, практически отрезанный от большого города. В пятидесятых годах часть территории все еще занимали деревенские дома с приусадебными участками. Мало кому из коренных москвичей тогда был известен топоним «Шелепиха», еще меньше о нем знали приезжие. От других районов Москвы эту местность отделяла мощная промзона, многопутная железная дорога и река. Чтобы добраться «до города», нужно было доехать на автобусе до платформы «Тестовская», а оттуда — на электричке до Белорусского вокзала или на другом автобусе до метро «Фили» на противоположном берегу Москвы-реки.
В мэрии раскрыли планы реконструкции набережных Москвы
В ближайшие три года в столице планируется реконструировать еще семь участков набережных общей протяженностью свыше 20 км. Об этом рассказал вице-мэр Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Сейчас в работе находятся четыре участка, относящиеся к Карамышевской, Крутицкой, Симоновской и Шелепихинской набережным. «До конца 2023 года планируется завершить работы по обустройству Крутицкой и первому участку Симоновской набережных», — заявил Бочкарев. Начиная же с 2024 года градостроители возьмут в работу еще пять участков набережных. Во-первых, это Карамышевская и Шелепихинская набережные, а также участки вдоль Москвы-реки, где благоустроенной набережной на данный момент частично или полностью нет. На западе столицы это участок в Филях вплоть до «Мастерской Фоменко», на юге — два участка вокруг бывшей территории ЗИЛа: Симоновская набережная до пересечения с ТТК и набережная Марка Шагала на участке от Даниловского моста МЦК до затона Новинки. Последний участок впоследствии будет переходить в мост длиной почти 300 м, который поведет в сторону проспекта Андропова, тематического парка «Остров мечты» и недавно открытого после масштабной реконструкции Южного речного вокзала. В конце апреля вице-мэр Бочкарев сообщал, что пролетное строение моста установлено на постоянные опоры, завершение работ на нем планируется до конца 2023 года.
Шелепихинская набережная
Шелепихинская набережная простирается вдоль левого берега Москвы-реки, на западе столицы. Набережная берет начало от железнодорожного Белорусского моста и тянется до улицы Шеногина, после которой обрывается промышленной зоной. Свое название достопримечательность получила в 1965 году от бывшего села Шелепиха, основанного в XV веке и включенного в состав Москвы в 1900-х годах.
Долгое время Шелепихинская набережная не представляла интереса для туристов и застройщиков Москвы. В 1960-х она находилась в пределах промзоны: тут располагались заводы по производству железобетонных конструкций, асфальтобетона и майонеза, работал грузовой причал с портовыми кранами. Берега Москвы-реки на данном участке были признаны эрозионными, что значительно осложняло благоустройство набережной и много лет она не рассматривалась в качестве рекреационной площадки.
Однако, в 2013 ситуация изменилась — на территорию обратила внимание строительная компания «Донстрой». За семь лет девелопер не только возвел несколько корпусов жилых высоток, но и облагородил небольшой участок Шелепихинской набережной. Сегодня гости города и жители столицы могут прогуляться по удобным пешеходным дорожкам, проложенным вдоль реки, сфотографироваться у арт-объекта, отдохнуть среди тенистой листвы на мостиках, возвышающихся над водой.
Шелепихинская набережная у ЖК «Сердце столицы»: видео
Реконструкция Шелепихинской набережной
В последние годы вопросом реконструкции Шелепихинской набережной активно занялись и городские власти. Уже рассмотрено несколько проектов и составлен примерный план реновации. Он включает создание 3-километровой прогулочной зоны вдоль береговой линии, нового парка, площадью 10,5 гектаров, оснащенного детскими и спортивными площадки, обустройство мест для тихого отдыха, велодорожек, причалов, спусков к воде. Кроме того, на Шелепихинской набережной появятся храм, кинотеатр под открытым небом, кафе и рестораны.
Посмотреть схему строительства и узнать больше о реновации Шелепихинской набережной можно на сайте Института Генплана Москвы.
Один из утвержденных мэром Москвы проектов по реконструкции касается участка от улицы Большая Филевская до Шелепихинского моста. В этом месте предполагается создать пешеходное пространство с беговой и велосипедной дорожками, длиной около 240 метров, а также два наземных перехода.
Когда все работы будут завершены, желающие смогут прогуляться по набережной прямо от делового комплекса Москва-Сити.
Шелепихинская набережная до реконструкции, © Gennady Grachev
Достопримечательности
Поскольку проекты по реновации Шелепихинской набережной пока не реализованы, достопримечательностей на ней почти нет. Для тех, кто любит гулять, наслаждаясь красивыми пейзажами, она пока также мало интересна — выходов к воде нет, как и благоустроенных пешеходных дорожек вдоль реки, за исключением территории жилого комплекса «Сердце столицы».
Если пройти по улице Шелепихинская набережная от Белорусского моста до нового ЖК, то по пути вы встретите лишь малоэтажную жилую застройку, магазины и салоны, небольшой парк Причальный.
Улица Шелепихинская набережная на Яндекс-панораме:
Арт-объект «Луна»
Если очень хочется прогуляться по набережной и отдохнуть в красивом месте, но жаль не тратить время на дорогу, то советуем доехать до ЖК «Сердце столицы» на общественном транспорте. Здесь поклонников городской скульптуры ждет арт-объект «Луна». Он представляет собой 4-метровую копию настоящей Луны, выполненную из зеркальной мозаики. Держится гигантский памятник на трех лестницах, по которым можно подниматься. Творение уже заслужило популярность у любителей селфи и фотосессий для Инстаграма.
Шелепихинский мост
Рассмотреть Шелепихинский (Краснопресненский) мост с набережной затруднительно, лучше сделать это с воды, во время прогулок по Москве-реке. Трехпролетное железобетонное сооружение было построено в 1965 году. Его общая длина составляет 696 метров, а ширина — 29,6. В середине моста располагается проезжая автомобильная дорога, по бокам — пешеходные тротуары. По ним можно перейти с Шелепихинской набережной в район Фили, посетить Покровскую церковь с музеем и Филевский парк.
Шелепихинский мост: вид с Москвы-реки на Яндекс. Картах:
Как доехать до Шелепихинской набережной в Москве
Шелепихинская набережная находится в двух районах — Хорошево-Мневники и Пресненском. Доехать до нее можно на машине, метро, общественном транспорте.
Тем, кто предпочитает метро, стоит выйти на станции «Шелепиха» (Большая кольцевая линия/ бирюзовая ветка 11А). От нее по Шмитовскому проезду спускайтесь под мост и по улице Шелепихинская набережная двигайтесь на северо-запад. Через 1 километр вы выйдите к ЖК «Сердце столицы».
Гораздо ближе получится доехать на автобусах. Рейсы № 4, 155, С43 следуют до остановки «Романовская школа», от которой до арт-объекта «Луна» всего 400 метров.
Конечно на личном автомобиле добираться удобнее всего. Если своего транспорта нет, то воспользуйтесь мобильными приложениями для вызова такси от сервисов Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Go, Ситимобил.
В Москве благоустраивают новые набережные. Видео
В Москве полным ходом идет программа благоустройства городских территорий у воды. Причем делается это давно и системно: столица уже привела в порядок исторические набережные, благоустроив с 2011 по 2021 год 36 таких участков. Теперь же правительство Москвы переходит к реконструкции старых и созданию новых набережных на территориях промзон и полузаброшенных участков — до конца 2026 года приведут в порядок, модернизируют или построят с нуля 11 таких набережных общей длиной 25 км. Эти набережные создаются по новым для Москвы правилам, со значительным отступом от береговой линии.
Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: — Благоустройство набережных — это и выполнение работ, связанных со строительством новых объектов жилого назначения и деловой активности. В целом весь набор набережных включен в проект «Москва-река». Мы последовательно соединяем наши работы по благоустройству с освобождением территорий и их [градостроительным] освоением. Будем все набережные реконструировать, приводить в совершенно иной формат, чтобы людям было удобно иметь доступ к Москве-реке. Многие из этих набережных были закрыты [для горожан] действующими промзонами. Мы эти промзоны модернизируем. Скажем, такая территория, как бывший завод ЗИЛ (соответственно, набережная Марка Шагала), превратилась просто в фантастическое место для отдыха москвичей и гостей столицы.
Коротко — о новых московских набережных. Начнем с набережной Марка Шагала. Она находится в районе бывшей промзоны ЗИЛ на левом берегу Москвы-реки и проходит от Третьего транспортного кольца (ТТК) до затона Новинки. После завершения работ ее площадь составит 18,5 га, протяженность — 3,8 км. В основном набережная будет пешеходной и, по сути, станет новым столичным парком у воды. Уже до конца этого года работы будут завершены на участке от проспекта Лихачева до линии Московского центрального кольца (МЦК). Здесь откроют три причала со спусками к воде, две детские площадки, выставочный зал, амфитеатр с кафе и шесть велопарковок. Также до конца года благоустроят Симоновскую набережную от Крутицкой до Восточной улицы. Здесь высадят около 80 деревьев и 2 тыс. кустов. Кроме того, здесь же построят автомобильный проезд на четыре полосы протяженностью около 1 км — это значительно улучшит дорожную ситуацию в районе и транспортную доступность жилых кварталов, расположенных неподалеку. Ну а далее — после 2024 года — Симоновская набережная будет благоустроена и на участке от Восточной улицы до ТТК. Кстати, до конца 2026 года на Симоновской набережной реализуют очень интересное градостроительное решение — двухуровневую набережную с разделением проезжей части и пешеходных или прогулочных зон. В этой локации в текущем году предстанет в новом обличии и Крутицкая набережная. Работы здесь ведутся прямо сейчас — в частности, строители полностью модернизируют систему ливневой канализации. Следующая набережная — Шелепихинская. Работы на ней планируют завершить в 2024 году вместе со строительством транспортной развязки на пересечении Северного дублера Кутузовского проспекта. На участке длиной 2,5 км высадят 115 деревьев. Помимо этого, строители заменят старые инженерные коммуникации на новые, более долговечные и надежные. Рядом завершатся и работы по реконструкции Карамышевской набережной — от Живописного моста до улицы Шеногина. Строители проведут противооползневые и берегоукрепительные работы, а также проложат беговые и велосипедные дорожки. Кроме этого, планируется реконструировать причал «Верхние Мневники», обустроить газоны и организовать подъездные пути к набережным. Запуск еще нескольких проектов по реконструкции столичных набережных намечен уже на 2026 год. Это и «остатки» набережных в Нагатинской пойме, на ЗИЛе или в затоне Новинки, а также, например, набережная от Филевского парка до театра «Мастерская Фоменко». Напомним, всего речь идет об 11 набережных длиной около 25 км. В конце немного цифр, чтобы стал понятен масштаб работ. Длина фарватера Москвы-реки от МКАД на севере города до МКАД на юге составляет около 80 км, а вся береговая линия с заливами и затонами растянулась более чем на 200 км. При этом еще десять лет назад была благоустроена только четвертая часть всех столичных набережных.