Елагиноостровский дворец-музей
Елагиноостровский дворец является одной из немногих архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которая за все время существования ни разу не была переименована. Жемчужиной уникального дворцово-паркового ансамбля Елагина острова по праву считается Елагиноостровский дворец.
Елагиноостровский дворец (называемый также Елагинским или Елагиным) был построен архитектором Карлом Росси в 1818-1822 годах по заказу императора Александра I для его матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны и на протяжении ста лет оставался во владении Романовых. Интерьеры дворца сочетали парадность и изысканность императорской резиденции и в течение XIX века не подвергались переделкам. До сих пор они по праву считаются одним из лучших памятников эпохи ампира в России. После революции 1917 года по специальному декрету советского правительства Елагин дворец был признан памятником высшей категории, имеющим историческое и художественное значение. С 1918 по 1929 годы он, как и многие другие дворцы и усадьбы, становится Музеем истории и быта. Несмотря на трудные условия жизни, сотрудники музея под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В.Медведева сумели не только сохранить от расхищения дворцовое имущество, но и значительно увеличить его за счет поступления предметов из национализированных дач на Каменном и Крестовском островах.
В 1929 году музей был закрыт, а коллекция расформирована. Лучшие экспонаты были переданы в Эрмитаж, Русский музей, Гатчинский, Павловский и Детскосельский (Екатерининский) дворцы-музеи, предметы из драгоценных металлов и оклады икон – в финансовые организации. Большая же часть была распродана через магазины Торгсин (торговля с иностранцами) и Госторг. В 1932 году на Елагином острове открывается Центральный парк культуры и отдыха, ставший главным местом отдыха горожан, и здание дворца используется для культурно-просветительной работы. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла большой урон парку и дворцу. Во время блокады Ленинграда в парке находились воинские части. Он, как и все прифронтовые районы был приспособлен для осуществления оборонительных задач и закрыт для посетителей. 16 января 1942 года во время очередного артобстрела два зажигательных снаряда пробили кровлю дворца и разорвались в подвале, разрушив вестибюль, на месте которого образовалась глубокая воронка. Снаряды повредили дымоходы, вспыхнувший пожар охватил все здание, уничтожил перекрытия первого и второго этажей и все интерьеры. От дворца остался лишь остов из капитальных стен, открытый ветру и дождям. Еще не закончилась война, а Исполком Ленгорсовета принимает решение об открытии ЦПКиО летом 1944 года. Силами всего города, его общественными и государственными организациями, а также простыми жителями восстанавливался любимый всеми ленинградцами Центральный парк культуры и отдыха, ставший олицетворением мирной жизни. Елагин дворец начал реставрироваться первым из разрушенных дворцов в Ленинграде. В 1946 году архитектор В.М.Савков выполнил обмеры разрушенного дворца и провел фиксацию уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Сотрудник ГИОПа А.Н.Петров собрал архивные научные материалы и обосновал возможность восстановления дворца. Сначала предполагалось перестроить дворец под здание для танцев и игр Центрального парка культуры и отдыха. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик здания, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже. В 1952 году архитектор М.М.Плотников разработал проект воссоздания художественной отделки парадных залов первого этажа. С 1952 по 1960 годы продолжались реставрационные работы. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания в Ленинграде. В 1961 году отреставрированный дворец открыл свои двери для посетителей. Уникальные интерьеры первого этажа предназначались для временных выставок. Второй и третий этажи были полностью отведены под базу однодневного отдыха трудящихся. Здесь разместились комнаты для отдыха и развлечений, лекционный, бильярдный и танцевальный залы. В новом дворце появился еще один просторный вестибюль и широкая лестница на второй этаж.
С созданием выставочных залов началась музеефикация дворца, растянувшаяся почти на двадцать лет. Небольшой коллектив во главе с Д.И.Немчиновой устраивает интересные и разноплановые выставки: «Дулевский фарфор», выставку главного художника Ленинградского завода художественного стекла Е.В.Яновской, первую в Ленинграде выставку из частных коллекций и другие, которые привлекают внимание посетителей парка. К концу 1970-х годов здание дворца было полностью освобождено от базы отдыха. На первом этаже размещается постоянная экспозиция из мебели, скульптуры и бронзы первой трети XIX века. На втором и третьем этажах организуются временные выставки декоративно-прикладного искусства. В 1981 году в целях сохранения уникальных интерьеров Елагина дворца как памятника архитектуры и декоративно-прикладного искусства было принято решение о создании во дворце «Музея декоративно-прикладного искусства XIX века», но только в 1987 году дворец получил статус музея. Новый музей под руководством первого директора В.В.Мухина активно входит в музейное пространство города с яркими выставочными проектами: «Церковная культура. Петербургский период», «Русский жемчуг и перламутр», «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», которые имели большой резонанс и массовую посещаемость. В тяжелые для всей страны 1990-е годы сотрудники музея планомерно формируют фонды, пополняя их за счет закупок, даров и передач предметов из других организаций. В 1999 году, после банкротства и закрытия крупнейшего предприятия стекольной промышленности страны — Ленинградского завода художественного стекла, его коллекция из 7 тысяч экспонатов была передана в Елагиноостровский дворец-музей.
Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная К.И.Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нем начала работу Стеклодувная мастерская.
За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла. Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Фонд дерева дает возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.
Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и др. Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы.
В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы. Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы К.Фаберже, В.Хлебникова, братьев Грачевых и др. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков. Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.
Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту К.И.Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.
Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссеры как А.Сокуров, Г.Панфилов, В.Бортко, В.Мережко, П.Лунгин, А.Учитель и другие.
В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей и вновь открыт с 13 апреля 2021 г.
Режим работы Елагиноостровского дворца-музея:
- Выходной день: понедельник.
- Продажа входных билетов на текущий день, вход в Музей и Выставочные залы прекращается за 30 минут до окончания рабочего дня.
- Актуальная информация об изменениях в графике работы — в разделе «Новости»
- В случае объявления штормового предупреждения вход в Парк, Музеи и Выставочные залы может быть закрыт.
- График санитарных дней в Музее и Выставочных залах в 2024 г.: 3 0 января, 27 февраля, 26 марта, 30 апреля, 27 августа, 24 сентября, 29 октября, 26 ноября, 31 декабря.
- Ежедневно с 10.00 до 18.30, кроме понедельника и среды. Касса Музея — с 10.00 до 18.00
- «Музейная среда» — с 12.00 до 20.00. Касса Музея — с 12.00 до 19.00
- Ежедневно с 10.00 до 18.30, кроме понедельника и среды. Касса Музея — с 10.00 до 18.00
- «Музейная среда» — с 13.00 до 21.00. Касса Музея — с 13.00 до 20.30
Стоимость входных билетов на постоянную экспозицию «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (1 этаж):
- 150 руб. — взрослые
- 100 руб. — школьники, студенты очной (дневной) формы обучения, пенсионеры (при наличии подтверждающего документа)
- бесплатно — льготная категория граждан (в соответствии с Приказом СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С.М. Кирова от 07.10.2019 г. № 01-04-361 «О реализации бесплатных билетов в музеи и выставочные залы») (при наличии подтверждающего документа)
Стоимость входных билетов на выставку «Кабинетная история» (2 этаж):
- 100 руб. — взрослые
- 50 руб. — школьники, студенты очной (дневной) формы обучения, пенсионеры (при наличии подтверждающего документа)
- бесплатно — льготная категория граждан (в соответствии с Приказом СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С.М. Кирова от 07.10.2019 г. № 01-04-361 «О реализации бесплатных билетов в музеи и выставочные залы») (при наличии подтверждающего документа)
Стоимость экскурсионного обслуживания в Елагиноостровском дворце-музее:
- Экскурсия «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца». Обзорная экскурсия по первому этажу Елагиноостровского дворца-музея
- Экскурсия «Кабинетная история». Экскурсия по второму этажу Елагиноостровского дворца-музея.
Елагиноостровский дворец
Расположенный в восточной самой высокой части острова он издалека привлекает к себе внимание. В отличие от других дворцов своего времени, Елагиноостровский дворец являлся летней резиденцией, рассчитанной на сезонное пребывание там гостей. Он задумывался как альтернативное Павловскому место отдыха вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Эти особенности отразились в планировке и декоративном оформлении интерьеров.
В сентябре 1817 года по Указу императора Александра I у тайного советника, сенатора и писателя графа Г.В.Орлова за 350 тысяч рублей была выкуплена территория Мишина острова, известного в народе под именем Елагин. Здесь предполагалось построить новую летнюю резиденцию для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Автором проекта и главным архитектором был назначен малоизвестный тогда в Петербурге К.И.Росси, которому покровительствовала императорская семья, знавшая его с юных лет. Получение этого заказа стало звездным часом для зодчего и началом периода наивысшего расцвета его творчества. Из обветшавшего усадебного дома графа И.П.Елагина и заросшего парка он создал великолепный дворцово-парковый комплекс, ставший первым в ряду грандиозных ансамблей, определивших облик Петербурга. Дворцово-парковый ансамбль включал в себя здание дворца, служебные корпуса — Кухонный, Конюшенный, Оранжерею, парковые павильоны — Музыкальный, Павильон под флагом, Гаупвахту, окруженные прекрасным пейзажным парком, раскинувшимся на 96 гектарах.
В 1818 году была начата перестройка дворца и перепланировка парка. При разработке проекта Росси был ограничен объемом уже существующего двухэтажного строения, расположенного в восточной, самой высокой и безопасной в случае наводнений части острова. Архитектор сохранил фундамент, подвалы и старые кирпичные стены елагинского особняка, но увеличил объем нового дворца за счет надстройки третьего этажа и купола, венчающего здание. Он полностью изменил фасады, применив пышный и парадный коринфский ордер. Центральную часть главного западного фасада, обращенного к Масляному лугу он выделил шестиколонным портиком, а восточного, с видом на реку и Каменный остров – выступающей полуротондой. Углы дворца обрамлены портиками с фронтонами и сдвоенными колоннами. Оба парадных фасада имеют широкие эффектные лестницы, спускающиеся в парк. На западной установлены скульптуры львов, отлитые в 1822 году на Казенном чугунно-литейном заводе, на боковых пандусах — чугунные шары. С восточной стороны лестницу украшают великолепные полутораметровые вазы из каррарского мрамора, выполненные в мастерской скульптора Ф.Трискорни и чугунные корзины-цветочницы. Здание дворца жемчужно-серого или, как тогда говорили, «перлового» цвета, вознесенное на высокий стилобат, стало центром всего ансамбля, издалека привлекая к себе внимание. В его внешнем облике Росси удалось сочетать пышную парадность императорского дворца и компактность усадебного дома. С особым блеском талант архитектора раскрылся в оформлении интерьеров Елагина дворца. Парадные и жилые помещения составляли анфиладу по периметру здания. Первый этаж занимали парадные залы, личные апартаменты императрицы Марии Федоровны и служебные помещения. На втором этаже были расположены жилые комнаты. На третьем в центральной части находилась домовая церковь во имя Святителя Николая, по обе стороны от нее также жилые комнаты. Две чугунные и одна деревянная лестницы служили для сообщения между этажами.
Парадный вестибюль открывал вход во дворец со стороны Масляного луга и встречал гостей скульптурными фигурами Весталок — хранительниц домашнего очага, работы скульптора С.Пименова и приглашал в самый большой зал дворца – Овальный, который по праву считается одним их лучших интерьеров эпохи русского ампира. К нему примыкали Голубая и Малиновая гостиные, поражающие многообразием приемов и вариантов отделки. Северный фасад был отведен под Столовый зал, где проходили торжественные трапезы. Южный фасад занимали личные покои императрицы Марии Федоровны — Угловой кабинет, получивший позднее название Фарфорового, Опочивальня (Парадная спальня) и Туалетная комната. Анфилада завершалась Камер-юнгферской и служебными помещениями. Из-за камерности и компактности дворца даже самые пышно декорированные помещения, такие как Фарфоровый кабинет, были лишены помпезности. В интерьерах нового дворца огромная роль отводилась декоративному оформлению. Вместе с Росси работал целый коллектив замечательных архитекторов, скульпторов, мастеров прикладного искусства. Убранство дворца отличалось своим великолепием и отвечало требованиям и вкусам времени. Лучшие скульпторы, живописцы-декораторы, мебельщики, бронзовщики по эскизам главного архитектора создавали парадные интерьеры дворца. Здесь работали скульпторы С.Пименов и В.Демут-Малиновский, живописцы-декораторы Д.-Б.Скотти, А.Виги, Б.Медичи, мраморщики Ф.Трискорни и С.Модерни, мебельщики Г.Гамбс, И.Бауман, А.Тур, бронзовых дел мастера А.Шрейбер и И.Дипнер, обойщики, паркетчики и резчики по дереву. Современники отмечали, что убранство дворца представляло своеобразную выставку произведений искусства русской художественной промышленности. Гармоничное сочетание архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и предметов убранства, их стилистическая законченность и высокое мастерство исполнения не имели себе равных в русской архитектуре первой трети XIX века.
Согласно высочайшему повелению парадные покои дворца отводились вдовствующей императрице Марии Федоровне, над ними, на верхнем этаже располагались личные покои великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны, а оставшиеся комнаты второго этажа, занимали статс-дамы и фрейлины вдовствующей императрицы и великокняжеской четы. Центральную часть третьего этажа Дворца занимает Церковь во имя Святителя Николая. С торжественной церемонии ее освящения 22 июля 1822 года начинается жизнь во вновь отстроенном дворце.
Новый дворец на Елагином острове был восторженно принят современниками: в журналах публикуются хвалебные описания его интерьеров, поэты посвящают ему лирические строки, художники изображают на картинах и литографиях, которые тиражируются в сериях альбомов «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей». В 1826 году Елагин дворец становится императорской резиденцией, местом летнего пребывания семьи императора Николая I, любимого сына вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Здесь даются частные аудиенции, проводятся парадные приемы с роскошными балами и изысканными обедами, на которые приглашались иностранные гости, наследные принцы и коронованные особы. Ежегодно 25 июня и 1 июля в «царские дни» тезоименитства императора Николая I и императрицы Александры Федоровны устраивались народные гуляния, завершавшиеся великолепным фейерверком напротив дворца. Во времена Николая I Елагин остров становится модным местом. Сюда на западную стрелку съезжалась вся петербургская знать не только на праздники, но и каждый июньский вечер, чтобы «взглянуть на великолепный закат солнца и провести ночь, которая длится не более как полчаса». Во время высочайшего присутствия перед дворцом выстраивались яхты. Днем они разукрашивались флагами, а вечером на них зажигались огни, и играла музыка. Остров был открыт для публики не только в праздники, но и в обыкновенные дни. Гулянья на Елагином острове сосредоточивались на площадке около моста, рядом с Гауптвахтой, на которой караульную службу несли кавалергарды. Супруга Николая I Александра Федоровна после коронации в 1826 году получила почетную должность шефа Кавалергардского полка. С этого времени на Елагином острове 5 сентября, в день почитания покровителей полка, святых Захария и Елизаветы проводился праздник Кавалергардского полка, с богослужением, парадом, обедом и фейерверком. Данная традиция сохранялась на протяжении всего XIX века. Это было заключительное мероприятие сезона, завершающее пребывание императорской семьи на острове. После ее отъезда мебель зачехлялась, ковры и посуда убирались, а картины возвращались в Эрмитаж. Зимой дворец открывался только на Масленицу для Николая I и его гостей, которые катались на ледяных горках, устроенных на Каменном острове, а греться и пить чай заходили в Елагин дворец.
После смерти Николая I в 1855 году члены императорской семьи стали реже бывать на Елагином острове. Личные покои вдовствующей императрицы оставались во дворце до ее кончины в 1860 году. В 1860-1880-е годы во дворце проводятся ремонтные работы, и высочайшие присутствия проходят редко. Впервые после Николая I двор переехал на Елагин остров летом 1865 года накануне присяги цесаревича Александра Александровича. До обустройства в Гатчине семья цесаревича регулярно бывала на Елагином острове, находя покой и умиротворение в этом прекрасном и тихом уголке. Супруга Александра III, датская принцесса Дагмар, нареченная при переходе в православие Марией Федоровной, была страстной любительницей балов. Специально для бала 3 февраля 1885 года в Елагином дворце и в парке было проведено электричество. Это новшество произвело сильное впечатление на столичный бомонд.
К концу XIX светская жизнь во дворце затихла, официальные церемонии проводились в других императорских резиденциях, а остров стал местом неторопливых прогулок и отдыха петербуржцев и, в первую очередь, многочисленных дачников — семей чиновников императорского двора. Им в краткосрочную аренду на лето, как правило, сдавались флигели Фрейлинского и Кавалерского корпусов. В течение лета, когда не было «Высочайшего присутствия», по воскресным и праздничным дням в дворцовой церкви во имя Св. Николая Чудотворца проходили службы. О дачной жизни того времени можно судить по воспоминаниям поэта Серебряного века Д.С. Мережковского, отец которого С.И. Мережковский служил при Дворцовой конторе и семья на лето переезжала на Елагин остров. Другой знаменитый «дачник» Председатель Совета Министров П.А. Столыпин после покушения в 1906 году получил предложение от Николая II поселиться с семьей на Елагином острове, где ему обеспечивалась круглосуточная усиленная охрана. На острове П.А. Столыпин провел четыре лета с 1907 по 1911 годы. Именно здесь К.К. Буллой была сделана памятная фотосессия премьер-министра с семьей. Последней представительницей царствующего дома Романовых, которая жила в Елагиноостровском дворце, была вдовствующая императрица Мария Федоровна (Дагмар). Она останавливалась там летом в 1914 и 1915 годах, занималась делами общества Красного Креста и устройством лазаретов для раненых, так как в это время шла Первая мировая война. Осенью 1915 года Мария Федоровна покинула Елагин дворец, в который ей никогда уже не суждено было вернуться. До революции 1917 года Елагин остров оставался императорской резиденцией, а во дворце сохранялось в неприкосновенности архитектурно-декоративное оформление интерьеров и предметы убранства.
После 1917 года дворец перешел в ведение Петроградского Совнаркома. С 1918 по 1929 годы он становится Музеем истории и быта, а коллекция не только сохраняется, но и пополняется предметами из разоренных дач на Каменном и Крестовском островах. В 1930 году музей был закрыт, коллекция расформирована. Единственный из всех россиевских дворцов с полностью сохранявшейся авторской архитектурой, декором и убранством интерьера, был опустошен. Некоторые произведения переданы в фонды Эрмитажа, Русского музея, Гатчинского дворца, другие проданы через внутренние и внешнеторговые организации, а в самом дворце расположился филиал Института растениеводства Академии Наук.
В годы Великой Отечественной войны здание дворца сильно пострадало: во время пожара в начале 1942 года погибли интерьеры. После войны, учитывая огромную художественную ценность ансамбля К.И. Росси, начались восстановительные работы. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик дворца, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже.
С 1952 по 1960 год продолжались реставрационные работы.
В 1961 году отреставрированный дворец принял своих первых посетителей как база однодневного отдыха трудящихся с выставочными залами на первом этаже, комнатами отдыха и бильярдными на втором и танцевальным залом на третьем. Лишь в 1987 году дворцу был возвращен статус музея и начата большая работа по созданию музейной коллекции.
С 01 августа 2016 г. Елагиноостровский дворец-музей был закрыт на реставрацию и вновь открыт для посещения с 13 апреля 2021 г.
Режим работы Елагиноостровского дворца-музей:
- Выходной день: понедельник
- Продажа входных билетов на текущий день, вход в Музей и Выставочные залы прекращается за 30 минут до окончания рабочего дня.
- Актуальная информация об изменениях в графике работы — в разделе «Новости»
- В случае объявления штормового предупреждения вход в Парк, Музеи и Выставочные залы может быть закрыт.
- Ежедневно с 10.00 до 18.30, кроме понедельника и среды. Касса Музея — с 10.00 до 18.00
- «Музейная среда» — с 12.00 до 20.00. Касса Музея — с 12.00 до 19.00
Летний период (с 01 апреля по 31 октября):
- Ежедневно с 10.00 до 18.30, кроме понедельника и среды. Касса Музея — с 10.00 до 18.00
- «Музейная среда» — с 13.00 до 21.0. Касса Музея — с 13.00 до 20.30
Стоимость входных билетов на постоянную экспозицию «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (1 этаж):
- 150 руб. — взрослые
- 100 руб. — школьники, студенты очной (дневной) формы обучения, пенсионеры (при наличии подтверждающего документа)
- бесплатно — льготная категория граждан (в соответствии с Приказом СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С.М. Кирова от 07.10.2019 г. № 01-04-361 «О реализации бесплатных билетов в музеи и выставочные залы») (при наличии подтверждающего документа)
Стоимость входных билетов на выставку «Кабинетная история» (2 этаж):
- 100 руб. — взрослые
- 50 руб. — школьники, студенты очной (дневной) формы обучения, пенсионеры (при наличии подтверждающего документа)
- бесплатно — льготная категория граждан (в соответствии с Приказом СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С.М. Кирова от 07.10.2019 г. № 01-04-361 «О реализации бесплатных билетов в музеи и выставочные залы») (при наличии подтверждающего документа)
Стоимость экскурсионного обслуживания в Елагиноостровском дворце-музее:
- Экскурсия «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца». Обзорная экскурсия по первому этажу Елагиноостровского дворца-музея
- Экскурсия «Кабинетная история». Экскурсия по второму этажу Елагиноостровского дворца-музея.
Елагин дворец
Начиная с 1777 года, Елагиным островом, расположенным на севере дельты Невы, владел известный в столице своим гостеприимством, богатством и утонченностью придворный, Иван Перфильевич Елагин.
Он исполнял обязанности директора Императорских театров России и много сделал для театрального развития страны. Хотя злые языки прочно закрепили за Елагиным титул ярого масона, где, по слухам, он имел ранг Великого Мастера.
Применительно к благоустройству острова, дела Ивана Перфильевича были более земными, и от того известными доподлинно.
Он приказал разбить живописный парк, украшенный гротами, беседками, мостиками и павильонами.
Со временем парк превратился в место выходных прогулок знатных особ города.
Иван Елагин владел парком вплоть до своей смерти, а спустя 20 лет наследники продали дворец и остров в государеву казну.
С 1817 года начались работы по его переустройству. Одновременно с общественным парком здание перестраивалось для матери императора Александра Первого.
Архитектор Росси создал проект, по которому за 4 года перестроили саму усадьбу, заново оформили парк, построили новые павильоны. Теперь это одно из красивейших мест Петербурга, великолепный архитектурно-парковый ансамбль.
Здание обнесли чугунной решеткой, фасады получили великолепные украшения в античном стиле – портики, коринфские колонны, вазы для цветов. Центральную лестницу охраняют чугунные львы.
Из внутренних интерьеров интересны голубая и малиновая гостиные, и овальный зал, оформленный кариатидами и ионическими колоннами.
После смерти Марии Фёдоровны Елагин дворец перестал посещаться царской семьей, а позднее вообще был выведен из статуса императорских резиденций Петербурга.
Сразу после революции его национализировали и передали в ведение городского хозяйства. , Елагин остров стал Центральным парком культуры и отдыха, бюрократы дали ему формальную аббревиатуру — ЦПКиО, а народе назвал просто – «цпко».
Во время войны интерьеры, созданные Росси погибли.
После Победы началась длительная реставрация, а когда она закончилась, здесь открылся музей истории культуры.
Позднее здание часто меняло свое предназначение. В нём открыли институт растений, а в 1960 он стал центром художественных выставок.
Наконец, в 1987 году в бывшем Елагином дворце открыли музей русского прикладного искусства.
Музеем он был только на бумаге, а в реальности долгое время оставался в полузаброшенном состоянии.
В последние годы все изменилось. Проведена большая реконструкция, вокруг дворца создан идеальный газон в английском стиле (правда, довольно грубая местная охрана гоняет туристов, запрещая отдохнуть на травке).
Сегодня в Елагином дворце организуют свадебные и торжественные мероприятия, сюда водят экскурсии.
Для детей организуют выпускные костюмированные балы. Это интерактивные представления с переодеванием в наряды царской эпохи.
Адрес:
- Санкт-Петербург, Елагин остров, дом 4
Как добраться:
От метро Крестовский остров повернуть направо, по Рюхинской улице пройти 300 метров до 2-го Елагина моста. Перейдя через мост Вы оказываетесь в ЦПКиО.
Это большой парк-остров, направления и дорожки извилисты, но везде есть указатели. Для ориентира, после моста идите по правой аллее (но не по набережной). Дорога приведет к идеально чистой лужайке.
Елагин остров и Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото
Елагин остров находится в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Строго говоря, это не один остров, а группа, разделенная прудами и каналами. На территории в 96 гектаров располагается любимый многими петербуржцами Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени С. М. Кирова.
Как добраться
Елагин остров располагается между Большой и Средней Невкой. К нему ведут три моста — с Крестовского и Каменного островов и со стороны Приморского проспекта. Ближайшие станции метро — «Старая деревня» и «Крестовский остров». В теплое время года вполне можно прогуляться до парка от недавно открывшейся станции «Новокрестовская», тем более что дорога будет проходить мимо Приморского парка Победы, парка «Диво Остров» и стадиона «Санкт-Петербург».
В пятницу с 14.00 и все выходные дни вход на территорию парка платный — 100 рублей (лето 2020 г.). В некоторых кассах можно рассчитаться банковской картой.
История Елагина острова
Впервые остров был нанесен на шведские карты в 1643 году. Петр I пожаловал остров вице-канцлеру П. П. Шафирову. Впоследствии территория переходила из рук в руки. Называли местность по фамилии текущего владельца. Например, в одно время он назывался Мельгунов остров.
С 1777 года владельцем острова стал И. П. Елагин, руководитель масонской ложи Петербурга, историк, поэт, философ. С этих времен за островом закрепилось его современное название. В 1786 году на острове был построен Елагин дворец.
В дальнейшем на острове располагалась резиденция императрицы Марии Федоровны. С 1917 года территория стала общественным достоянием.
Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова
В 1932 году на Елагином острове был открыт Центральный парк культуры и отдыха. После убийства С. М. Кирова в 1934 году парку было присвоено его имя. Во время Великой Отечественной войны парк вместе с дворцом изрядно пострадал, основные восстановительные работы проводились до 1961 года.
В наше время парк облюбовали многие горожане и гости Северной столицы. На многочисленных дорожках можно неспешно прогуляться в тени многочисленных деревьев. Для любителей более активного отдыха в парке открыта лодочная станция, где можно взять напрокат лодку или катамаран.
В восточной части острова расположены Елагин дворец и музей художественного стекла. Здесь же, на восточной стрелке Елагина острова, можно насладиться отличными видами Большой и Средней Невки.
В северо-восточной части находится небольшой птичник. Тут можно увидеть уток, гусей, лебедей практически в естественной среде обитания.
Как мы уже писали, вход платный, но это компенсируется ухоженностью парка, наличием инфраструктуры для посетителей и интересных активностей.
Например, мы были в парке в начале сентября и попали на музыкально-поэтическую программу «Литература. Музыка. Парк». В этот день можно было послушать классическую музыку у подножья Елагина дворца, посмотреть фильм «Питер FM» в кинодворике или попасть в «Театральный дворик» на чтение пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» (да, да, как раз это произведение легло в основу любимого всеми фильма).
Если при посещении парка у вас возникнет желание перекусить, проблем с этим не возникнет: на территории очень много ларьков с разнообразными закусками. Единственное уточнение: карты в них не принимают, запасайтесь наличными.
Можем сказать, что Елагин остров в нашем рейтинге заслуженно попадает в топ лучших парков города. Кстати, кроме Приморского парка Победы, в пешей доступности находится парк 300-летия Санкт-Петербурга.
Если кратко, в целом:
- отличная ухоженная территория;
- в парке проводятся разнообразные активности для детей и взрослых;
- удобно добираться от метро.