Тренировочный вариант №25824964 решу ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс с ответами
Новый тренировочный вариант №25824964 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.
Скачать тренировочный вариант
Скачать ответы
Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №25824964
Ответы для варианта:
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то […], что их удивляет, а иногда и шокирует,— это нормы отношений, принятые в другом этносе.
Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.
Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.
Задание 1 № 38825 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) В тексте широко представлена разговорная лексика, устаревшие слова и диалектизмы.
- 2) Синтаксис текста имеет сложную организацию: характеризуется использованием однородных членов, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов.
- 3) Вопросительные предложения выполняют в тексте научного стиля специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому.
- 4) Специфично употребляется в тексте глагол, чаще используются глаголы несовершенного вида — показательно в этом отношении первое предложение.
- 5) Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением: норма, стереотип и др.
Правильный ответ: 245
Задание 2 № 38826 Самостоятельно подберите порядковое числительное, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это числительное.
Правильный ответ: первое
Задание 3 № 38827 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- 1) Действие по гл. «определить». Точное определение обязанностей. Определение признаков холеры. Определение растений.
- 2) Формулировка, раскрывающая содержание понятия (научн.). Дайте определение гипотенузы.
- 3) Второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос: какой? чей? который? (грам.). Определения бывают согласованными и несогласованными.
- 4) Постановление суда, вынесенное по частному вопросу, возникшему при рассмотрении дела. Определение суда.
Правильный ответ: 2
Задание 4 № 799 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Правильный ответ: завидно
Задание 5 № 268 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: КАМЕННАЯ почва с трудом поддавалась обработке. Эти двое парней обладали ДЕЙСТВЕННОЙ силой, благодаря которой ситуация быстро разрешилась. ДЕЙСТВУЮЩИЕ в нашей организации правила не позволяют сотрудникам отлучаться с рабочих мест более чем на 10 минут. Да и сам директор обладал, как говорят, «ДЕЛЯЧЕСКИМ» подходом и видением проблем. ДОЖДЕВУЮ воду мы всегда собирали, а затем поливали ею комнатные цветы.
Правильный ответ: каменистая
Задание 6 № 12662 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.
Правильный ответ: существенной
Задание 7 № 345 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками ЕДЬ вперёд спелых АБРИКОСОВ ЖЁСТЧЕ дерева новых ПОЛОТЕНЕЦ
Правильный ответ: поезжай
Задание 8 № 12579 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Правильный ответ: 45691
Задание 9 № 30114 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) вплотную, лелеять, сковорода 2) летать (в облаках), увядает (цветок), умолять (о помощи) 3) касаться, загореть, блестит 4) посвящение (любимой), грязнуля, расколоть (бревно) 5) прилагательное, мокасины, загорелые
Правильный ответ: 24
Задание 10 № 14575 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..глушить, пр..дставить, пр..творить (дверь); 2) и..гнать, не..гораемый, и..менить; 3) пред..нвестиционный, под..тожить, за..скрить; 4) непр..будный, в..скликнуть, в..ткнуть; 5) на..треснутый, по..крадываться, по..расти.
Правильный ответ: 45
Задание 11 № 16977 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) жалостл..вый, намер..ваться 2) наставн..чество, обогр..вать 3) обрад..вать, оборуд..вание 4) сердц..вина, стрях..вать 5) взрывч..тый, изредк..
Правильный ответ: 35
Задание 12 № 14482 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) помн..т, очаров..нные 2) труд..тся (сотрудник), верт..тся (Земля) 3) (ребёнок) боле..т, обрета..мый 4) волну..щаяся, приглаша..мый гость 5) крас..т, пиш..т
Правильный ответ: 23
Задание 13 № 18212 Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Если вы представите себе во главе армии (НЕ)ОПЫТНЫХ полководцев, но просто одну армию без начальников, то эта армия не смогла бы сделать ничего значительного. Всё это ни разу не заставило задуматься графиню, которая (НЕ)ДАРОМ пользовалась репутацией умнейшей женщины. Он широко раскрытыми глазами смотрел на (НЕ)ОБРАЩАВШИХ на него внимания товарищей. В кухне было чисто, но посуда была (НЕ)ПОМЫТА. Маша (НЕ)ДОСТАВАЛА до высокой оконной ручки — была ещё мала ростом.
Правильный ответ: недаром
Задание 14 № 10770 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)СКОРЕ наша лодка вышла на самую середину реки; когда за изгибом показался хуторок, одна из сидящих в лодке женщин склонила голову (НА)БОК и тихо запела. Мой проводник снял с себя мокрую одежду, завернулся в сухое одеяло и сказал, ЧТО(БЫ) я сделал ТО(ЖЕ) самое. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет мы с отцом собирали монеты, ТАК(ЧТО) у нас получилась впечатляющая коллекция. Перед выездом Олег решил ВСЁ(ТАКИ) сообщить родителям о своём скором прибытии, дабы не застать их (В)РАСПЛОХ. Васютка хотел сделать сюрприз для мамы (ПО)НАСТОЯЩЕМУ неожиданным, ПО(ЭТОМУ) всю подготовку хранил в секрете.
Правильный ответ: вскоре, набок
Задание 15 № 5452 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания. За око(1)ым стеклом жила своей утре(2)ей жизнью обыкнове(3)ая городская асфальтирова(4)ая улица, по которой мчались переполне(5)ые маршрутные такси и гружё(6)ые самосвалы.
Правильный ответ: 12345
Задание 16 № 4608 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 1) Никого из сотрудников в офисе не оказалось и студенты и родители ожидали в фойе. 2) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях. 3) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком. 4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания. 5)Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
Правильный ответ: 21
Задание 17 № 552 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.
Правильный ответ: 123
Задание 18 № 3827 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь (1)друг прелестный— Пора(2) красавица(3) проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу(4) северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор(5) ты помнишь(6) вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты(7) печальная сидела — А нынче… погляди в окно
Правильный ответ: 12356
Задание 19 № 214 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.
Правильный ответ: 13
Задание 20 № 12566 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Надобно посмотреть (1) в каком духе пишут сами приверженцы чистого искусства (2) и в каком духе написаны одобряемые ими произведения (3) и (4) когда мы разглядим это (5) то увидим (6) что они заботятся не о чистом искусстве, а хотят подчинить литературу служению одной тенденции, имеющей чисто житейское значение.
Правильный ответ: 1356
Задание 21 № 14117 Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Ростов Великий — самый древний город в Северо-Восточной Руси. 2) Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). 3) При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого. 4) С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. 5) В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской. 6) Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. 7) Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе. 8) Они как молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.
Правильный ответ: 16
Задание 22 № 10887 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Старость — это закат жизни, в этот период у человека, как правило, нет серьёзных целей и задач. 2) В старости люди, имея за плечами богатый жизненный опыт, должны давать молодым ценные советы, предлагать им критический взгляд на реальность. 3) Со своей старой знакомой — 80-летней женщиной — рассказчик нередко обсуждал проблемы со здоровьем, горести и радости, но всегда в шутливой форме. 4) Молодое поколение часто смеётся над старыми людьми, так как по причине юного возраста не обладает ещё необходимым запасом ума и терпимости. 5) По мнению рассказчика, в старости становится более развита способность наблюдать за ходом жизни, прислушиваться к ней, удивляться её разнообразию.
Правильный ответ: 45
Задание 26 № 10891 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Г. Гессе в представленном фрагменте текста поднимает очень серьёзную проблему, о которой многие, вне зависимости от возраста, думать не хотят или, быть может, попросту боятся. В лексике, помимо активно используемых автором (А) (например, ступень и собственный в предложении 1), органично сочетаются и другие средства: (Б) (например, увильнуть, болячка, короче говоря) соседствуют с таким тропом, как (В) («листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни» в предложении 7), что делает текст живым и поэтичным. В области синтаксиса особое место отводится такому средству, как (Г) (в предложениях 1, 4, 8), которое можно наблюдать на протяжении всего текста».
Список терминов:
Правильный ответ: 3495
Ростов великий древний город который стоит егэ
RELASKO Только самое лучшее !
Ваша корзина
0 товаров — 0
Ваша корзина пуста
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1296
Статус: Offline
4) С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. 5) В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской.
6) Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. 7) Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе. 8) Они как молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.»
Основной Государственный Экзамен 2020-2021 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник.
Вот и наступает жаркая пора, когда пришло время сдавать в школе ОГЭ / ГИА. Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ОГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА
Скачать сочинение и изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3
Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс.
Задание 21 № 14117
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Ростов Великий — самый древний город в Северо-Восточной Руси. 2) Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). 3) При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого.
4) С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. 5) В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской.
6) Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. 7) Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе. 8) Они как молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.
Правило: Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях Подробнее
Задание № 21 ориентировано на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте. Для выполнения этого задания можно пользоваться материалами таблиц, приведённых ниже, а также материалами справочника сайта РЕШУ ЕГЭ к заданиям № 16−20.
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится Тире не ставится
1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже (с нулевой связкой).
Москва — столица нашей Родины; Дважды два — четыре.
1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже, но:
а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие);
б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море);
в) перед сказуемым стоит частица не (Бедность не порок);
г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда — наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны);
д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сашка мне друг);
е) сказуемое предшествует подлежащему (Хороший человек Фёдор Кузьмич);
ж) подлежащее и сказуемое образуют неразложимый фразеологический оборот (Два сапога пара).
2. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них — инфинитив, а другой — существительное (числительное) в именительном падеже.
Курить — здоровью вредить.
Мой долг — предупредить тебя об опасности.
2. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них — инфинитив, а другой — существительное (числительное) в именительном падеже, но порядок слов обратный (сказуемое стоит перед подлежащим) и пауза между подлежащим и сказуемым отсутствует (Какое счастье сына обнимать!).
Обратите внимание: если пауза есть, то тире ставится и при обратном порядке слов (ср.: Это большое искусство — ждать).
3. Сказуемое присоединяется к подлежащему с помощью слов это, вот, это есть, значит (в значении это есть), это значит (тире ставится перед этими словами).
Поймать ерша или окуня — это такое блаженство; понять — значит простить; безумство храбрых — вот мудрость жизни.
3. Перед словами это, значит тире не ставится, если:
а) значит является вводным словом (в значении следовательно): Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень;
б) значит является глаголом в значениях:
1. «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец);
2. «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не значит, что я с тобой согласен);
3. «иметь значение, быть существенным» (Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать);
в) это является подлежащим, выраженным указательным местоимением: Это (что?) моя дочь; Это (что?) интересно).
Тире в предложении с однородными членами при обобщающем слове
Правило Пример
Обобщающее слово заключает перечислительный ряд однородных членов, поэтому перед ним ставится тире На лесной опушке, на полянке, на проталинках — всюду заметен весенний след.
Обобщающее слово стоит перед однородными и после обобщающего стоит двоеточие, а после однородных предложение продолжается, поэтому ставится тире Всюду: на лесной опушке, на полянке, на проталинках — заметен весенний след
Однородные члены находятся в середине предложения, и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, поэтому тире ставится с двух сторон Всё, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома.
Тире при приложении
Приложение — определение, выраженное существительным.
Правило Пример
Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союз «а именно» Основная директива — повышение качества продукции — выполняется успешно.
Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу
Если приложений несколько, чтобы установить границу между приложениями и определяемым существительным Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах
Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом В комнате сидела бабушка, мой брат — пятилетний Петя, сестра Нина и я.
Если внутри приложения есть запятые Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу — оленя, сбитого стрелой
Тире при несогласованных определениях
Правило Примеры
Инфинитив в качестве определения отделяется от определяемого слова знаком тире, если определяемое имя уже имеет при себе определение. Инфинитивное определение в таком случае приобретает смысл дополнительного разъяснения (возможна вставка слов а именно) Сбывалась старая вихровская мечта — еще раз прикоснуться щекой к суховатой, вскормившей его груди.
Я наложу на всех одну обязанность — творить.
Тире при согласованных и несогласованных определениях
Правило Пример
Для обособления распространённых согласованных определений, стоящих в конце предложения, особенно при перечислении ставится тире Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с пёрышками, и без пёрышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель — чёрных, белых, жёлтых, кожаных…
Определения, расположенные внутри предложения, могут выделяться с двух сторон тире Подглядывая в окошко, я вижу на своём дворе, как птицы всех мастей — чёрные, серебристо-шоколадные, белоснежные — слетаются к моим кормушкам.
Тире при вставных конструкциях
Правило Пример
При помощи тире выделяются вставные конструкции, дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора и т. д. (часто в произведениях художественной литературы) Тут — делать нечего — друзья поцеловались (Кр.); Но — чудное дело! — превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом (Т.)
Тире при прямой речи
Правило Пример
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире «Это лошадь отца моего», — сказала Бэла.
Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире «Я говорил вам, — воскликнул Максим Максимыч, — что нынче будет погода».
Тире при диалоге
Правило Пример
В начале реплик диалога ставится тире — Пора выходить, — сказала мама.
— Идём! — скомандовал отец.
Тире в неполных предложениях
Неполнота предложения бывает связана с пропуском одного или не-скольких членов предложения. Различается неполнота эллиптическая (в самостоятельно употребляющихся предложениях с отсутствующим сказуемым) и контекстуальная (пропущенный член предложения восстанавливается из контекста).
Правило Пример
В частях сложного предложения с параллельной структурой, а также в простом предложении с однородными повторяющимися членами предложения, где пропущенный член восстанавливается из первой части предложения У него одна история неизбежно вызывает в памяти другую, а та — третью, третья — четвертую, и потому нет его рассказам конца (Пауст.)
В простом предложении с пропущенным сказуемым, указывающим на направление движения Татьяна — в лес, медведь — за нею (П.).
Если отсутствующий член предложения восстанавливается из предшествующих предложений В другой комнате воссоздана мастерская ремесленника-ювелира. В третьей — хижина пастуха, со всей пастушьей утварью. В четвертой — обыкновенная водяная мельница. В пятой — обстановка хижины, где пастухи делают сыр (Сол.).
Тире ставится в предложениях, со-стоящих из двух компонентов со значением субъекта, объекта, обстоятельства (в разных сочетаниях) и построенных по схемам: «кто — кому», «кто — где», «что — кому», «что — куда», «что — как», «что — где», «что — за что» и др. Литературные премии — ветеранам; Учебники — детям.
В самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым, не восстанавливаемым из контекста, может ставиться тире. Такие предложения расчленены паузой на два компонента — обстоятельственный и подлежащный Над площадью — низко повисшая пыль (Шол.)
Однако при отсутствии паузы и логического ударения на обстоятельственном члене предложения тире не ставится: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей (П.)
Тире интонационное
Тире, называемое интонационным, может отделять любую часть предложения.
Правило Пример
В однотипно построенных частях сложного предложения без пропуска члена Деньги — исчезают, работа — остаётся.
Интонационное тире между любыми членами предложения Лежали мёртвые — и лепетали ужасную, неведомую речь.
Тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения, также имеет интонационный характер Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошёл — Швабрин.
Правило Пример
Между словами и цифрами для указания пространственных, временных или количественных пределов («от . до») Вехой была когда-то по большому водному пути Воронеж — Азов.
Беспосадочный перелёт Москва — Хабаровск; Через эту станцию можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев.
Крестовые походы XI — XIII веков, репертуар театра на январь — март.
Рукопись объёмом десять — двенадцать авторских листов (то же цифрами 10 — 12).
Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение Физический закон Бойля — Мариотта.
Матч Карпов — Каспаров.
Матч «Спартак» — «Торпедо».
Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними Завершился конгресс Международного союза архитекторов, проходивший под девизом «Архитектура — человек — окружающая среда».
Вчера — сегодня — завтра.
Тире при присоединительных конструкциях
Правило Пример
Если следует присоединительная конструкция, то перед ней ставится тире «Мой дом — моя крепость» — эта народная мудрость передаётся от поколения к поколению.
Постановка тире в бессоюзном сложном предложении
Правило Пример
Если во второй части содержится указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и). Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой — изнутри поднялся собачий лай (Н. Гоголь).
Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а). Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (А. Пушкин).
Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда). Я умираю — мне не к чему лгать (И. Тургенев).
Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда) Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (М. Пришвин).
Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если». Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (А. Пушкин).
Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто). Молвит слово — соловей поет (М. Лермонтов).
Если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта. Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (А. Арбузов).
Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении. На стене ни одного образа — дурной знак (М. Лермонтов).
Тире в сложноподчиненных предложениях
Правило Пример
При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире. Буде спросит кто о чем — молчи… (А. Пушкин).
Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Н. Гоголь).
Что она натура честная — это мне ясно… (И Тургенев).
Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут — я воли своей не отдам (М. Салтыков-Щедрин).
Задание 21 ЕГЭ 2023 по русскому языку
Задание №21 проверяет способность проводить пунктуационный анализ текста, то есть объяснять, какой знак препинания необходимо поставить и почему. Оно предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием и тире в предложенном тексте. За верное решение даётся 1 балл. Номера правильных ответов можно указывать в любом порядке, их количество ограниченно только количеством предложений.
На это задание важно обратить внимание, потому как выпускники стабильно плохо выполняют задания на пунктуацию.
Формулировка задания №21 ЕГЭ 2023 из демоверсии ФИПИ
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале.(3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».
Темы, которые необходимо знать:
- Правила постановки тире в простом и сложном предложении
- Правила постановки двоеточия в простом и сложном предложении
- Правила постановки запятой в простом и сложном предложении
- Правила постановки точки с запятой в простом и сложном предложении
Теория к заданию №21 в формате видеоурока
Алгоритм выполнения задания №21
- Выделите предложения, в которых есть знак, указанный в задании (запятая, тире, точка с запятой, двоеточие).
- Для каждого выделенного предложения объясните постановку знака (1 — тире перед обобщающим словом; 3 — тире между подлежащим и сказуемым и т.д.).
- Запишите номера предложений, в которых правило пунктуации совпадает.
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире СТАВИТСЯ:
- Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа. (Одиночество в творчестве — тяжёлая штука.)
- Если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом или если один из главных членов выражен формой И.п. существительного, а другой — инфинитивом. ( О решённом говорить — только путать . Дело художника – рождать радость.)
- Если оба главных члена предложения выражены количественными числительными или если один из них выражен формой И.п. существительного, а другой — числительным либо оборотом с числительным. (Трижды пять — пятнадцать. Двадцать лет — хорошая вещь.)
- Перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему. (Спорт и культура — вот два ключа к радости, красоте.)
- Если сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (Заработок у него теперь — будь здоров.)
- При наличии паузы между главными членами предложения, если подлежащее выражено инфинитивом и сказуемое выражено наречием на -о (категорией состояния). ( Это ужасно — струсить в последний момент. Пример без паузы для сравнения: Кататься на лодке весело. )
Тире НЕ СТАВИТСЯ:
- Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — формой именительного падежа существительного. ( Он порча, он чума, он язваздешних мест.)
Замечание! Тире в случае, указанном выше, ставится:
- При логическом подчёркивании. (Я — страница твоему перу. Всё приму. Я белая страница. Я — хранитель твоему добру…)
- При противопоставлении. (Она — сплошной клубок нервов, а он — воплощение олимпийского спокойствия.)
- При параллелизме предложений или частей предложения. ( Без тебя я — звезда без света. Без тебя я — творец без мира. )
- При инверсии главных членов предложения. ( Герой этого спектакля — я.)
- Если один из главных членов предложения выражен вопросительным местоимением, а другой — существительным в форме И.п. или личным местоимением. ( Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.)
- Если сказуемое выражено прилагательным (в том числе местоименным) или предложно-именным сочетанием. ( Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый…)
Замечание! Тире в случае, указанном выше, (при сказуемом-прилагательном) ставится:
- При логическом или интонационном членении предложения. (Зрачки — кошачьи, длинные.)
- При наличии однородных сказуемых. (Ритм суворовского училища — чёткий, быстрый, военный.)
- При параллелизме частей предложения. ( Ночь — тёплая, небо — синее, луна — серебристая, звёзды — блестящие.)
- Если перед сказуемым, выраженным именем существительным, стоит отрицательная частица НЕ. (Бедность не порок.)Примечание: если сказуемое выражено неопределённой формой глагола, то тире сохраняется. ( Чай пить — не дрова рубить.)
- Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит: а) один из сравнительных союзов (как, будто, как будто, точно, словно, что); б) один из соединительных союзов (тоже, также, и); в) вводное слово; г) обращение; д) одна из частиц (лишь, только); е) дополнение или обстоятельство.
- Если в предложении содержится инверсия: сказуемое, выраженное именем существительным, предшествует подлежащему, выраженному также именем существительным. (Странный человек этот лекарь!)
Тире при однородных членах предложения
- Перед обобщающим словом после ряда однородных членов ставится тире. (На деревьях, стогах, домах — везде лежал снег.)
- Перед вводным словом при обобщающем слове после ряда однородных членов ставится тире. (На деревьях, стогах, домах — словом, везде лежал снег.)
- Перед продолжением предложения после ряда однородных членов с обобщающим словом ставится тире. (Везде: на деревьях, стогах, домах — лежал снег.)
Тире в неполном предложении
- Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым). (Влево, в углу, у дверей, на табурете — ведро воды для жаждущих.)
- Тире ставится при параллелизме предложений или частей предложения. (Её красота — в истине, её главное значение — в правде.)
- Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза. (Мир освещается солнцем, а человек — знанием.)
- Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена (иногда и без пропуска). (Они смотрели друг на друга: Райский — с холодным любопытством, она — с дерзким торжеством.)
- Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных — в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части (прим.: встречается в лозунгах и заголовках). (Массам — культуру; Молодёжи — образование.)
Интонационное тире
- Тире ставится, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда нужный смысл не может быть выражен другими знаками препинания.
Пример: Ходить — долго не мог («был лишён возможности передвигаться в течение длительного периода, например после тяжелой болезни»); Ходить долго — не мог («не мог заниматься длительной ходьбой»).
- Тире ставится для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения. (Проснулся — лес вокруг.)
Соединительное тире
- Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов (в значении «от. до»): а) пространственных: Беспосадочный перелёт Москва — Хабаровск; б) временных: Репертуар театра на январь — март; в) количественных: Рукопись объёмом десять — двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10 — 12).
Примечание: Если между двумя рядом стоящими числительными можно вставить не слова «от…до», а слово «или», то числительные соединяются дефисом. (Пробудет в командировке пять-шесть дней. Замечание! Но при цифровом обозначении ставится тире: Пробудет в командировке 5 — 6 дней).
- Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п. (Физический закон Бойля — Мариотта. Матч «Спартак» — «Торпедо».)
- Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними. (Вчера — сегодня — завтра.)
Тире при вводных конструкциях
- Вводные предложения могут выделяться при помощи тире, если они имеют второстепенные члены. (Мой приход — я это мог достаточно легко заметить — несколько смутил гостей.)
Тире при прямой речи
Рассмотрим схемы оформления прямой речи, в соответствии с которыми ставятся необходимые знаки препинания:
- «П», – а. «П?» – а. «П!» – а.
- А: «П» – а. А: «П?» – а. А: «П!» – а.
- «П, – а, – п»! «П, – а, – п»? «П? – а. – п»(?!).
- «П, – а. – П»! «П, – а. – П»? «П! – а. – П»(?!).
П – заглавная буква, с которой начинается прямая речь; п – начало речи с маленькой буквы. А – авторские слова, начинающиеся с заглавной буквы; а – слова автора, начинающиеся с маленькой буквы.
Тире в бессоюзном сложном предложении
Перед второй частью бессоюзного сложного предложения (БСП) ставится тире:
- Если в ней содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. (Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор коляска.)
- Если в ней выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз «но» или » а» ). ( Служить бы рад — прислуживаться тошно.)
- Если в ней содержится следствие, результат или вывод из того, о чём говорится в первой части (между частями можно вставить слова «поэтому», «тогда» и т. п.). (Я умираю — мне не к чему лгать.)
- Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз «когда»). (Победим — каменный дом построишь.)
- Если в первой части обозначается условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз «если»). (Будет дождик — будут и грибки.)
- Если в ней содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союз «словно» или «будто»). (Посмотрит — рублём подарит.)
- Если она имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз «что»), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта. (Овца же говорит — она всю ночь спала.)
- Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (возможно вставить слово » это» ). (На стене ни одного образа — дурной знак.)
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) ставится двоеточие:
- Если вторая часть (одно или несколько предложений) раскрывает первой части (между частями можно вставить слова » а именно» ). (П огода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.)
- Если в первой части имеются слова «так», «таков», «такой», «одно» и т. п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части. (Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму…)
- Если в первой части посредством глаголов » видеть», «смотреть», «слышать», «знать», «понимать», «чувствовать» и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между частями можно вставить союз » что» ). ( С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.)
- Если в первой части имеются глаголы » выглянуть», «оглянуться», «прислушаться» и т. п., а также выражения типа «поднять глаза», «поднять голову», предупреждающие о дальнейшем изложении (в этих случаях между частями предложения можно вставить слова «и увидел, что…»; «и почувствовал, что. « и т. п.). ( Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.)
- Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает основание или причину того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить причинные союзы » потому что», «так как», «поскольку» и т. п.). ( Однако пора вставать: уже без четверти шесть.)
Примеры задания №21
Несколько примеров таких заданий для тренировки. Ответы к заданиям вы найдете в конце статьи.
Пример 1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) «Почему, – спрашивал директор школы Сухомлинский, – дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонёк постепенно угасает?» (2) Сухомлинский начинает титанический труд – он ищет ответ на поставленный вопрос. (3) Секрет интереса к учёбе оказался прост: должен быть успех, достижение, ощущение роста. (4) Вчера не понимал – сегодня понял, вчера не умел – сегодня научился. (5) Ученик не станок. (6) Ученик вечно в развитии, он растёт и развивается, и надо прежде всего заботиться о его развитии.
Пример 2. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. (2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. (3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. (4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. (5) Ошибку исправляют учёные – они заставят многоводные реки течь вспять. (6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. (7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?».
Пример 3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали очертания жёлтых гор. (2) Это был Крым, но я не сразу узнал его. (3) Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве. (4) Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. (5) Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры. (6) Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. (7) Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатырдага и Ай-Петри…
Пример 4. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Ростов Великий – самый древний город в Северо-Восточной Руси. (2) Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). (3) При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого. (4) С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. (5) В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли – после Нижегородской и Ирбитской. (6) Современный Ростов Великий – это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. (7) Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе. 8) Они как молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.
Пример 5. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) У южного подножия Уральских гор природой создано удивительное по красоте место: внимательный путник оценит живописные пейзажи, таинственные пещеры, взмывающие ввысь крутые скалы, задумается о бренности бытия, увидев древние окаменелости, которым более 650 млн лет. (2) Эта территория в нижнем течении реки Серга в 1999 году стала природным парком «Оленьи ручьи». (3) В лесах и долинах, на склонах гор встречаются растения, сохранившиеся со времён мамонтов и шерстистых носорогов: полынь Сиверса, пырей отогнутоострый, спирея городчатая, степной ластовень. (4) Под пологом лиственных великанов стелется по земле копытень, сияет скромными белыми звёздочками кислица, выпускает стрелочку с весёлыми колокольчиками наперстянка. (5) На просторах парка свободно проживают разнообразные животные: зайцы, косули, лоси, медведи, даже рыси. (6) На берегах Серги бобры обустраивают свои водно-воздушные хатки, а в степях бегают песочно-рыжие хомяки.
Пример 6. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. (2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. (3) Книга – это многовековой опыт. (4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге. (5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг… (6) Нет ничего дороже книги у мыслящего человека! (7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства.
Пример 7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Кандалакшский залив Белого моря в Мурманской области прекрасен своей строгой красотой. (2) Неспешно и тихо перекатываются волны по его водной глади. (3) Временами только слышится неожиданный всплеск – это уточки гаги поднялись с воды. (4) Суровый северный край завораживает простотой и бесхитростностью. (5) Тут нет яркой зелени и роскошных цветов, наоборот: скалистые берега, редкие скромные растения, прозрачный холодный воздух создают атмосферу отстранённости от жизненной суеты. (6) Здесь хорошо думается: на фоне великой природы можно правильно определить приоритеты, отделить главное от пустого, принять важные решения. (7) К Кандалакшскому заливу выходит второй по величине горный массив Кольского полуострова – Домашние горы. (8) У них изрезанные выветриванием скалистые склоны. (9) Посмотришь на склоны гор – глаза слепит от увиденного!
Пример 8. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Но чуден, всё ещё чуден Енисей летней порою! (2) Есть по его течению места, когда сотни километров, словно на фантастической киноленте, сменяются виды один прекраснее другого – вот представьте: версту-другую, забредя в реку по грудь, стоят могучие утёсы, быками их здесь зовут, по утёсам где гривы леса, где отдельная сосенка, частью корней, а то и одним корнем уцепившаяся за родной камень, и по каждой проточине, по каждому распадку ворохи кустарников акации, жимолости, таволожника. (3) По всем утёсам кипень цветов: примулы, лилии, орхидеи, красодневы. (4) Увидев эти красодневы в Колумбии, я, помнится, заорал от счастья, будто самое себе родное узрел, и всех заверял: эти в жёлтый рупор кричащие цветы неведомым путём попали сюда из Сибири. (5) И хотя меня заверяли, что, пожалуй, всё было наоборот, я упорно не соглашался с вескими доводами и со всякой ботанической наукой.
Ответы к примерам заданий №21
1. 24; 2. 14; 3. 36; 4. 16; 5. 35; 6. 14; 7. 39; 8. 24.
Задания 16-21 ( с ответами). ЕГЭ русский язык 2023г
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?
2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.
3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прощай(1) моя родина! Север(2)прощай, —
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки(3) останусь я сыном твоим!
Прощайте(4) вершины под кровлей снегов,
Прощайте(5)долины и скаты лугов,
Прощайте(6)поникшие в бездну леса,
Прощайте(7) потоков лесных голоса.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3) позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Давным-давно, почти четыреста лет назад, первые землепроходцы – енисейские казаки – вышли на берега громадного пресноводного озера Байкал. 2) Очень интересно это озеро и загадочно его происхождение. 3) Оно занимает гигантскую тектоническую впадину, расположенную на высоте 453 метров над уровнем моря. 4) Очевидно, здесь когда-то в юности нашей Земли произошла колоссальная передвижка земной коры. 5) В результате в одних местах появились скалистые горные складки, а в другом месте образовалась глубокая впадина. 6) Это самое большое озеро из всех пресных озёр, имеющихся на континенте Азии и Европы. 7) Питается Байкал водами впадающих в него рек и речушек. 8) Рек в Байкал впадает много – вытекает только красавица Ангара.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.
3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Заметила ли (1)ты (2) о друг мой молчаливый(3)
О мой забытый друг(4) о друг моей весны(5)
Что в каждом дне есть миг глубокой, боязливой,
Почти (6) внезапной тишины?
И в этой тишине есть что-то неземное,
Невыразимое. душа молчит и ждет:
Как будто (7) в этот миг все страстное, живое
О смерти вспомнит и замрет.
О, если в этот миг невольною тоскою
Стеснится грудь твоя и выступит слеза.
Подумай, что стою я (8)вновь(9) перед тобою,
Что я гляжу тебе в глаза.
Любовь погибшую ты вспомни без печали;
Прошедшему(10)мой друг(11) предаться не стыдись.
Мы жизни хоть на миг друг другу руки дали,
Мы (12)хоть(13) на миг с тобой сошлись.
(Иван Тургенев)
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Ростов Великий — самый древний город в Северо-Восточной Руси. 2) Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). 3) При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого.
4) С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. 5) В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской.
6) Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. 7) Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе. 8) Они как молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.