Какой город является административным центром свердловской области
Перейти к содержимому

Какой город является административным центром свердловской области

  • автор:

Какой город является административным центром Свердловской области?

Свердловская область является одним из крупнейших регионов (субъектов федерации) в России, площадь её территории составляет около двухсот тысяч квадратных километров (конкретно 194226 кв. км.) и поэтому показателю она занимает 17-е место среди всех 89-ти субъектов федерации. Численность населения области, согласно официальных данных статистики этого 2023-го года, насчитывает 4 миллиона 240 тысяч жителей и это 5-е место тоже среди всех регионов нашей страны.

Административным центром и самым большим городом Свердловской области является город Екатеринбург (бывшее название-Свердловск). Это тоже один из крупнейших городов в нашей стране России, численность его населения на 2023-й год превышает полтора миллиона жителей (конкретно 1 миллион 539 тысяч 370 человек), входит в пятерку самых крупных городов РФ. Кроме того Екатеринбург является еще и административным центром Уральского Федерального округа.

Екатеринбург основан был в 1723-м году, городской статус был присвоен в 1781-м году. В настоящее время-2023-й год подавляющее число горожан по национальности русские (около 90 процентов от всего населения города).

Спасибо вам за интересный и познавательный вопрос.

Какой город является административным центром свердловской области

Добавить объявление

Запрашиваемая страница не найдена

Вы можете перейти на главную, воспользоваться меню или поиском.

© 2008-2024 Вестум.RU

Портал рынка недвижимости Екатеринбурга

  • О проекте
  • Авторские права
  • Пользовательское соглашение
  • Обратная связь
  • Рекламные услуги
  • Размещение в каталогах

Мы в соцсетях:

Мобильная версия Полная версия сайта

Чтобы продолжить, пожалуйста, укажите:

Подтвердить e-mail

Задать вопрос, сообщить об ошибке

Пожаловаться

занижена цена продано ложный объект неверное фото неверный адрес невозможно дозвониться

Вы можете оставить свои контакты, чтобы наш модератор мог связаться с Вами для уточнений и сообщить о принятых мерах, если при проверке жалоба подтвердится.

Укажите верный e-mail Отправить

Какой город является административным центром Уральского федерального округа?

Екатеринбу́рг (с 1924 по 1991 год — Свердло́вск) — город-миллионер в России, административный центр Уральского федерального округа и Свердловской области. Образует муниципальное образование «город Екатеринбург» со статусом городского округа. Является крупнейшим экономическим, административным, культурным, научно-образовательным центром Урала. Площадь города составляет 1111,702 км². Расположен на восточном склоне Среднего Урала, по берегам реки Исети, в её верхнем течении.

Муниципальное образование «город Екатеринбург»

Территория — 468 кв.км.
Население — 1,444,439 т.ч.

Административный центр Уральского федерального округа и Свердловской области.

Является крупнейшим административным, культурным, научно-образовательным центром Уральского региона.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Екатеринбурге проживают представители более ста национальностей и народностей.

Среди них крупнейшие (более тысячи человек): русские — 1 106 688 человек (89,04 %), татары — 46 232 человека (3,72 %), украинцы — 12 815 человек (1,03 %), башкиры — 11 922 человека (0,96 %), марийцы — 6 481 человек, немцы — 2 383 человека, азербайджанцы — 6 381 человек, удмурты — 2 666 человек, белорусы — 3 672 человека, армяне — 5 271 человека, таджики — 5 868 человек, узбеки — 4 072 человека, чуваши — 2 508 человек, мордва — 2 664 человека, евреи — 4 339 человек.

Екатеринбург — административный центр Свердловской области, один из крупнейших городов Урала и России. До вхождения в состав Русского государства эта территория осваивалась предками современных тюркских и финно-угорских народов. Первые русские поселения в районе современного Екатеринбурга появляются во второй половине ХVII века. Среди старейших поселений на территории современного города – селение Верхний и Нижний Уктус.

С начала ХVIII века начинается строительство горнозаводских предприятий. С 1702 года ведет свою историю Уктусский казенный железоделательный завод, с 1704 – Шувакишский железоделательный завод.

С 1721 года, в результате знакомства с казенными заводами Урала, В. Татищев принимает решение о строительстве нового завода на р. Исеть. В 1723 году Екатеринбургский железоделательный завод был пущен, а этот год стал годом основания Екатеринбурга.

Именно этому, крупнейшему в тот период заводу не только Урала, но и России, была уготована судьба стать крупнейшим административным, промышленным и культурным центром Урала. В 1726 году рядом с Екатеринбургом заработали Верх-Исетский завод, Верхне-Уктусский железоделательный казенный завод. Молодой Екатеринбург оказался центром системы заводов, постепенно становясь столицей горнозаводского края.

Основу населения Екатеринбурга, как и других уральских заводов, составили русские, они формировались как за счет переселенцев из крестьян окрестных слобод и деревень, а также переселенцами из центральной России и других территорий. Как и на других уральских заводах, значительным было число старообрядцев, что определило положение Екатеринбурга и как центра уральского старообрядчества.

Уральский завод, а позднее уездный и областной центр, выступивший административным, промышленным, конфессиональным центром, уже с конца ХVIII века постепенно усложняет свою этническую структуру. И хотя русские продолжали оставаться основным населением города, к середине ХIХ века уездный Екатеринбург уже выглядел многонациональным сообществом, в котором сформировались значительные общины поляков, евреев, татар, немцев и представителей других народов.

Многонациональное и многоконфессиональное сообщество отразилось в городском пространстве, стало явлением культурной и общественной жизни в этот период. «Татарская» мечеть, «польский» костел, «немецкая» кирха маркируют городское пространство исторической части города. Полиэтничность в структуре населения отразилась и на культурной жизни города.

Наиболее полные данные об этническом составе города дает перепись 1897 года, которая отметила в Екатеринбурге того времени 43,239 жителей, среди которых подавляющее большинство населения составляли русские – 41,610 (96,2%) человек, далее следовали татары – 586 человек (1,35%), немцы – 336 человек, поляки – 272 человека, евреи — 212 человек, а далее следовали 58 башкир, 33 англичанина, 23 француза, 20 украинцев, 9 коми-зырян, 6 литовцев, 5 чехов, 2 белоруса, 2 марийца, 1 коми-пермяк.

В советский период «этнический» фактор то усиливался, то уменьшался в общественном контексте города. Однако существенных, динамичных изменений в этнической структуре его населения не происходило. Екатеринбург по-прежнему оставался полиэтничным городом со значительным преобладанием русского населения.

Превращение города в крупный индустриальный и административный центр Урала вызвало значительный миграционный приток и увеличение численности населения. На Урал в этот период наблюдалась в основном добровольная и принудительная миграция с западных территорий России, этим объясняются некоторые изменения в этнической структуре населения города. В послевоенные годы число жителей областного центра росло, однако этническая структура его населения существенно не изменялась.

Современный Екатеринбург продолжает оставаться многонациональным городом Урала. В составе его населения 89% русских, 3,72% – татар, 1,03% украинцев, 0,96% – башкир, а также группы марийцев, удмуртов, чувашей, азербайджанцев, таджиков, армян, евреев, белорусов.

Екатеринбург – значительный центр национальной культурной и конфессиональной жизни, центр общественных национально-культурных организаций и движений.

По состоянию на 01.01.2022 г. в муниципальных учреждениях культуры города Екатеринбурга продолжается деятельность по сохранению и развитию традиционной народной культуры

Наличие художественных промыслов и ремесел в муниципальном образовании (перечислить): фольклорный вокал и хореография, лоскутное шитье, кружевоплетение на коклюшках, традиционная народная кукла, авторская кукла, текстильный коллаж, ручная вышивка, роспись по ткани, аппликация, бисероплетение, низание бус, резьба и роспись по дереву и бересте, роспись по стеклу и металлу, художественная керамика, художественная обработка камня и металла

Учреждения, специализирующиеся на традиционной народной культуре (клубы, центры и т. п.): Муниципальное автономное учреждение культуры «Центр культуры «Молодежный», ул. Высоцкого, 22, директор Томсон Т.Г. e- mail: ck- molodezhniy@ ekadm. ru

Этнографические, историко-краеведческие музеи: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн», ул. Гоголя, 20/5, e- mail: gamaun@ekadm.ru.

В Екатеринбурге также работают областные учреждения культуры Свердловской области, занимающиеся сохранением и ретрансляцией традиционной народной культуры, сохранением фольклора и этнографии: ГАУК СО «Центр традиционной народной культуры Среднего Урала», ГАУК СО «Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е. Клера» и др.

Наличие детских фольклорных коллективов и студий, занимающихся традиционной народной культурой (фольклорное пение, ремесла) (перечислить): Фольклорный ансамбль «Берегиня», Образцовый детский фольклорный коллектив «Воробейка», Коллектив народной песни «Задорики», Фольклорный коллектив «Звонцы», Детский фольклорный ансамбль «Зеленая рощица», Фольклорный коллектив «Зорюшка», Детский фольклорный коллектив «Калинка», Фольклорный ансамбль «Отрада», Образцовый фольклорный ансамбль «Переполох», Фольклорный ансамбль «Пряслице», Вокально-хореографический ансамбль «Радость», Образцовый детский фольклорный ансамбль «Соловушки» и др.

В городе Екатеринбурге работают творческие самодеятельные коллективы фольклорно-этнографического направления: фольклорный ансамбль «Перезвон», рук. В. Паркулаб, ансамбль казачьей песни «Багренье», рук. Ю. М. Нестеров, фольклорный ансамбль «Горожане», рук. А.Д. Колосова, фольклорная студия при ГАУК СО «Центр традиционной народной культуры Среднего Урала», рук. И.Н. Середкин, фольклорный ансамбль «Беседушка», рук. О. Б. Ворончихина,

Детский фольклорный ансамбль «Сылышки», рук. Ж.Д. Боброва, Фольклорный ансамбль «Звонцы», рук. В.С. Паркулаб, О. Жилина, Образцовый ансамбль татарско-башкирского фольклора «Кугарсен», рук. Р.А. Ибрагимова, Детский фольклорный ансамбль «Воробейка», рук. С.В. Дубовик и др.

Город Екатеринбург – камнерезное и ювелирное искусство, художественное литье и ковка металла, керамическое производство, художественная обработка ткани и лозоплетение.

В Екатеринбурге со времени его основания развивались разные промыслы и ремёсла. Наиболее развитыми были художественная обработка металла, камнерезное и ювелирное искусство.

Средний Урал являлся одним из крупных центров об­ра­бот­ки ме­ди. После освоения края русскими и освоения медных рудников этот мягкий, пластичный и красивый металл стал ос­но­вой для соз­да­ния мно­гих ху­до­жест­вен­ных из­де­лий: лар­цов, под­но­сов, ков­шей, сто­п.

Началось производство медных изделий в начале XVIII века на Екатеринбургском чугуноплавильном, железоделательном, медеплавильном и механическом заводе. С 1725 года заработал Екатеринбургский монетный двор, который несколько десятилетий выпускал медные деньги разного достоинства. С 1728 года начали выпускать медную посуду, которая в те времена преимущественно была гладкой, ничем не украшенной.

На Екатеринбургском заводе выпускалось 54 вида изделий,среди них рукомойники, лохани, кружки,чайники, чайные коробки, кофейники. Заметно ориентирование на произведения из серебра, например, в лужении внешних поверхностей изделий. Встречаются не только европейские, но и восточные виды продукции: кумганы и «котлы турецкие». Утварь почти не имела украшений, использовались только «ложки» (элемент декора) и лужение. Это принято объяснять тем, что завод ориентировался на широкий спрос местного населения, испытывавшего нужду в простой и недорогой посуде.

Производство медных изделий в Екатеринбурге просуществовало на протяжении всего XVIII века и перешло в следующий. В это время в Екатеринбурге также были и частные мастера, занимающиеся производством предметов из меди и латуни. Известны, например, братья Фуфаевы, Меркурий и Иван.

К концу XVIII — началу XIX вв. за­мет­но по­вы­сил­ся ин­те­рес и к брон­зе — сплаву меди и олова. Пер­вым крупным брон­зо­ли­тейным центром стал Верх-Исетский за­вод, где брон­за ис­пользо­ва­лась для из­го­тов­ле­ния мо­де­лей ху­до­жествен­ных от­ли­вок из чу­гу­на. Расцвет брон­зо­ли­тейно­го про­из­водства при­хо­дит­ся на 1812–1820 гг. На Верх-Исетском заводе делали бронзовые ук­ра­ше­ния для мебели, экипажей, на­бал­даш­ни­ки к трос­­тям и дру­гую де­ко­ра­тив­ную плас­ти­ку.Вы­пол­ня­ли на заводе и за­ка­зы Ека­те­рин­бургс­кой гра­нильной фаб­ри­ки на от­лив­ку де­ко­ра­тив­ных ук­ра­ше­ний для ваз и шка­ту­лок. Бы­ло ос­во­ено про­из­водство и мел­кой де­ко­ра­тив­ной плас­ти­ки («кры­ла­тые ста­туи», «ста­туи с под­жа­ты­ми ру­ка­ми», «еду­щий на льве ку­пи­дон»). Для ар­хи­тек­тур­ных ин­терьеров соз­да­ва­лись фи­гур­ные кан­де­ляб­ры и подсвеч­ни­ки, ва­зоч­ки и пе­пельни­цы. Из­де­лия вы­пол­ня­лись по эс­ки­зам и ри­сун­кам, спе­ци­ально раз­ра­ба­ты­ва­емым Рос­сийской ака­де­мией ху­до­жеств и при­сы­ла­емым из Пе­тер­бур­га.

Существовало на Верх-Исетском заводе и художественное литье из чугуна. Здесь делали узорчатые половые пли­ты, ог­ра­ды, решетки, во­ро­та с ге­омет­ри­чес­ки­ми и растительными узо­ра­ми, раз­лич­ные ар­хи­тек­тур­ные де­та­ли, са­до­во-пар­ко­вую ме­бель.

Литье из бронзы и меди и сегодня встречается в творчестве уральских мастеров.

В 1990-е годы в Ека­те­рин­бур­ге, на ба­зе на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го центра «ЛИ­ТУР», было основано про­из­водство ху­до­жествен­ных из­де­лий из брон­зы по ста­рым мо­де­лям XIX века и но­вым ав­торским раз­ра­бот­кам. Среди них — копии скульпту­р«Рос­сия», «Конь в по­по­не», раз­лич­ные де­та­ли к под­час­ни­кам, подсвеч­ни­кам и письмен­ным при­бо­рам из уральско­го кам­ня. Позже в ас­сор­ти­мен­те фир­мы стали появляться мо­ну­мен­тальное, ар­хи­тек­тур­ное, ка­би­нет­ное, цер­ков­ное, тех­ни­чес­кое бронзовое литье, вы­пол­нен­ное на вы­со­ком про­фес­си­ональном уров­не.

В 2001 году Иваном Дубровиным, тогда — студентом металлургического факультета УГТУ УПИ, совместно с его отцом, Дубровиным Юрием Викторовичем, была основана мастерская художественного литья «Дубровин». Свою цель создатели мастерской видели в возрождении уральской школы художественного литья и достойном продолжении традиций наших предков. В мастерской «Дубровин» были созданы скульптурная группа «Горожане» по эскизу известного скульптора А. Антонова, «Памятник влюбленным», отлитый к 285-летию города, небольшие забавные фигурки, украшающие галереи торгового центра «Гринвич» («Чистильщик обуви», «Портной», «Мадмуазель», «Джентльмен» и др.), а также другие монументальные и камерные скульптурные группы в городах Урала и России.

Яркой и интересной страницей в истории художественной обработки металла в Екатеринбурге было существовавшее в 1930-е годы на УЗТМ художественное литье из чугуна, осуществлявшееся по образцам и бронзовым моделям каслинских мастеров. В 1934–1937 годах по 30 образцам и бронзовым моделям в чугунолитейном цехе УЗТМ было отлито много замечательных скульптурных групп, статуэток, пресс-папье, портретных бюстов, чернильниц и пепельниц. Именно это производство послужило базой для возрождения угасшего к началу 1930-х годов художественного литья на Каслинском заводе.

Художественная ковка — еще один широко распространенный на Урале вид обработки металла.

Ассортимент изделий, которые производили уральские кузнецы, был очень широким. Это посуда, орудия труда, оружие, доспехи, декоративные изделия для дома. Зачастую уральские кузнецы даже обыкновенные вещи старались выполнить с использованием декора или придать им нестандартную форму. Такими изделиями были дверные и воротные петли и кольца, щеколды, накладки на замочные скважины, предметы мебели.

Чугунное кружево оград, оконных и балконных решеток, наддверных портиков можно встретить в различных уголках старого Екатеринбурга и других уральских городов.

Металлические художественные решетки различных ограждений изготовлялись как из кованого железа, так и из литого чугуна. Иногда в кованых решетках применялись литые детали.

Сегодня художественная ковка на Среднем Урале и в Екатеринбурге возрождается благодаря усилиям многих энтузиастов кузнечного дела. Созданные современными мастерами декоративные и утилитарные изделия украшают не только дома уральцев, но и экспонируются на выставках по всей России.

В 1992 году в Ека­те­рин­бур­ге 42 мас­те­ра объеди­ни­лись в ас­со­ци­ацию «Куз­не­цы Ура­ла».

На­ибольше­го ус­пе­ха в ху­до­жест­вен­ной ков­ке достиг А. Лы­ся­ков — про­фес­си­ональный мас­тер, нас­тав­ник мо­ло­де­жи, уч­ре­ди­тель и ди­рек­тор ООО «Куз­не­цы» в Ека­те­рин­бур­ге. Сре­ди объек­тов, ук­ра­шен­ных ажур­ной про­дук­цией это­го мас­те­ра за пос­лед­ние го­ды, Ека­те­рин­бургский му­зей изоб­ра­зи­тельных ис­кусств, «Гу­та-банк», Ека­те­рин­бургский зоопарк, нес­колько де­сят­ков офи­сов раз­лич­ных фирм. Осу­ществле­на рес­тав­ра­ция ко­ва­ных ше­дев­ров прош­ло­го сто­ле­тия для мно­гих хра­мов и мо­нас­ты­рей Ура­ла, ста­рин­ных уса­деб. А. Лы­ся­ко­ву Меж­ду­на­род­ной Де­ми­довской ака­де­мией в 1998 г. бы­ло прис­во­ено по­чет­ное зва­ние ака­де­ми­ка.

Неоднократно проводились выставки мастеров художественной ковки в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала. На ба­зе му­зея им. Ф. М. Ре­шет­ни­ко­ва в Ека­те­рин­бур­ге в 1998 году был открыт Центр руч­ной ху­до­жествен­ной ков­ки Ура­ла, в ко­то­ром ра­бо­та­ет пос­то­ян­но действу­ющая выс­тав­ка из­де­лий мас­те­ров — ху­дож­ни­ков по ме­тал­лу.

Художественная обработка камня на Урале зародилась в XVIII столетии, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов служили местные полудрагоценные и поделочные камни: яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие, которые находили во время разведки новых месторождений руды.

В 1726 году в Екатеринбурге появились первые гранильные мастерские, а в 1765 году на базе местных мастерских была создана знаменитая «Екатеринбургская гранильная фабрика», которая одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров. На фабрике изготавливались архитектурные детали, камины, надгробия, а также вазы, колонны, канделябры в технике русской мозаики из малахита, яшмы, лазурита. С начала XIX века композиции изделий, цветовая палитра и их мотивы становятся сложнее и богаче. Появилась техника объёмной мозаики – каменные натюрморты. На рубеже XIX – XX веков были выполнены крупные монументальные заказы, в том числе мозаичная карта Франции для Всемирной выставки в Париже (1900).

С 1915 г. по начало 1920-х гг. фабрика была закрыта в связи с Первой мировой и гражданской войнами. Возрождение началось в 1923 году, когда предприятие вошло в структуру треста «Русские самоцветы». С 1930-е годов завод «Русские самоцветы» становится крупным, стабильно работающим предприятием. Здесь были изготовлены первые звезды для кремлевских башен, «Карта индустриализации СССР» для Всемирной выставки в Париже 1937 года. В 1940-е–60-е годы в ассортименте завода преобладала кабинетная и сувенирная продукция: письменные приборы, вазы, шкатулки, лотки, пепельницы, настольные украшения. В 2004 году завод «Русские самоцветы» был закрыт.

В настоящее время в Екатеринбурге работает ряд камнерезных мастерских: «Камнерезный дом Алексея Антонова», «Студия камнерезного искусства «Святогор», где создаются произведения в технике объемной скульптурной мозаики, ООО ПТФ «Камни Урала», специализирующая на выпуске сувенирной продукции из уральского камня с накладными деталями, выполненными в технике бронзового литья, а также талантливые художники-камнерезы Анатолий Жуков, Роман Кияткин и другие.

Ювелирное искусство возникло в Екатеринбурге примерно в одно время с камнерезным, хотя до середины XVIII века ювелиров в городе было немного, и сохранившиеся о них сведения крайне отрывочны.

Большое значение для развития местного ювелирного искусства имели открытие в 1744 году уральского золота и начало промышленной его добычи к 1748 году. Хотя извлечение благородного металла из руды долгие годы было государственной монополией, нелегальная его добыча создавала благоприятные условия для роста производства золотых изделий в регионе.

Другим значительным стимулом стало расширение работ по поиску и добыче драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Появление большого количества достаточно качественного сырья и «полуфабрикатов» повлекло за собой быстрое увеличение числа ювелиров. Если в материалах подворной переписи Екатеринбурга, проведенной в 1781 г., сообщается о 14 мастерах, то к 1819 году изготовлением украшений из золота и серебра занимались уже 45 человек.В 20–30-е годы XIX века Екатеринбург становится одним из ведущих центров художественной обработки металла на востоке страны. Количество ювелиров исчисляется в нем уже десятками. В ювелирных мастерских, кроме бытовой и церковной утвари,выделывались табакерки, пудреницы, множество ювелирных украшений, в том числе серьги, перстни с аметистами, аквамаринами, хризолитами и полудрагоценными камнями: агатами, яшмой, халцедонами, кварцем, ювелирныегарнитуры.

В 1829 году было принято особое «Положение о наказаниях похитителям и торговцам золотом», где окончательно запрещалась «всякая продажа и покупка золота в слитках, даже с установленными клеймами», а также и производство золотых украшений на востоке страны, в том числе и в Пермской губернии. Это заставило многих уральских ювелиров переселяться в волжские города, на окраины Москвы и Петербурга. Многие из оставшихся на родине переключались на серебро, однако и их число неуклонно сокращалось. Перепись 1873 г. фиксирует, что в Екатеринбурге работали всего 1 мастер золотого дела, 10 серебряного и 2 ювелира. Подъем ювелирного дела в Екатеринбурге произошел в конце XIX века, после отмены закона о запрете на торговлю драгоценными металлами в 1895 году. В Екатеринбурге возникли производственно-сбытовые объединения «Уральский кустарь», «Уральский экспорт», «Товарищество П. К. Афиногенова и Ко». Разнообразный, ежегодно обновляемый ассортимент был в состоянии удовлетворить самых взыскательных покупателей. Наряду с массивными шикарными колье, браслетами кованого золота, унизанными чистой воды изумрудами, рубинами, сапфирами стоимостью в 50–70 руб., предлагались дешевенькие кулончики, перстеньки, серьги. В стилевом отношении в это время преобладал модерн с неизменными мушками, бабочками, веточками сирени или черемухи.

После революции в Екатеринбурге выпускали ювелирные украшения на вошедшей в 1923 году в состав треста «Русские самоцветы» Екатеринбургской гранильной фабрике. В основном это были изделия из недорогих материалов: броши, серьги и кулоны, в композициях которых доминировала яркая цветная вставка природного камня; оправа их часто была простой и незамысловатой. Кроме того, в городе существовала артель «Цветные камни», существовавшая до 1948 года. Здесь изготавливали ювелирные изделия из уральских поделочных и полудрагоценных цветных камней: броши с горным хрусталем и аметистом, серьги, кольца, кулоны.

В 1940-х годах началась история и самого известного ювелирного предприятия Свердловской области — «Ювелиры Урала». Еще в1896 г. при Уральском обществе любителей естествознания (УОЛЕ) была создана научно-минералогическая мастерская, которая начала изготавливать коллекции из образцов различных минералов. В 1930-х гг., после расформирования УОЛЕ, она перешла в подчинение конторе «Ювелирторг», а в1940 г. была переименована в «Гранильно-минералогическую фабрику». В1938 г. на фабрике был основан гранильный цех, а в1941 г. — ювелирный, и организовано ювелирное производство. В том же году фабрика стала носить звание «Свердловская ювелирно-гранильная фабрика».

В 1967 году фабрика вышла на мировой рынок, стала выполнять заказы на экспорт. Многие изделия экспонировались на престижных выставках в Канаде, США, Испании, Италии, Франции, Чехословакии, Сирии, Малайзии и других странах.

В марте 1972 года фабрика была переименована в Свердловский ювелирный завод. В 1976 году он первым в стране освоил выращивание искусственных изумрудов и изготовление изделий с ними. 24 декабря 1992 года завод преобразовался в Открытое Акционерное Общество «Ювелиры Урала».

Сегодня ОАО «Ювелиры Урала» — одно из крупнейших предприятий ювелирной отрасли России, на котором работают около 400 человек. Многие работники завода награждены орденами и медалями, и являются членами Союза Художников РФ. Их лучшие работы хранятся в Алмазном фонде РФ, отечественных и зарубежных музеях, в частных коллекциях.

Широко известны в России имена выдающихся екатеринбургских ювелиров Л. Ф. Устьянцева, В. У. Комарова, В. М. Храмцова, В. Н. Устюжанина и других. Уральские мастера занимают достойное место среди ювелиров нашей страны. Самобытный дизайн, элегантность, красота и высокое качество — главные отличительные свойства уральских украшений.

Развиты были в Екатеринбурге и текстильные промыслы: швейное дело, кружевоплетение. На рубеже веков в Екатеринбурге было более 100 швейных мастерских. Славился своими швейными и вышитыми изделиями Ново-Тихвинский монастырь, в котором было несколько мастерских. Сестры шили шелками и золотом, ткали ковры, вязали кружево, пряли и вышивали. Монастырь шил не только для церковных, но и для бытовых нужд. Постельное бельё, вышитое сёстрами, состоятельные люди покупали дочерям на приданое. Салфетки, полотенца, скатерти из монастыря быстро разбирали на всех ярмарках. В Верх-Исетском заводе свыше 80 семей занимались кружевоплетением.

Сегодня с изделиями екатеринбургских мастеров можно познакомиться в Свердловском областном краеведческом музее им. О. Е. Клера, в Екатеринбургском музейном центре «Гамаюн», в музее истории камнерезного и ювелирного искусства, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала. В городе регулярно проходят выставки народных промыслов и ремесел, фестивали, проводятся мастер-классы, работают творческие мастерские по обучению художественной керамике, кружевоплетению, резьбе и росписи по дереву и другим видам традиционных народных промыслов.

Информация о мастерах

Ф.И.О. мастера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *