Кбжд как добраться из иркутска

Строительство первой очереди КБЖД курировал князь Михаил Иванович Хилков. Хотя ему на тот момент было уже больше 70 лет, он все время проводил на строительной площадке.
Его жизненный путь развивался удивительным образом. Все свои земли Хилков передал крестьянам и уехал в Америку, где принял участие в строительстве Трансамериканской железной дороги, работал машинистом. Став профессиональным железнодорожником, князь вернулся на родину и занял пост министра путей сообщения. Тогда это министерство считалось самым могучим в стране, было «государством в государстве».
Наблюдательный турист, пусть и не связанный с железной дорогой, вероятней всего, отметит, что шпалы здесь лежат гораздо чаще, чем в других местах. Рельсы на КБЖД тоже необычные, усиленные. Также из-за сложной скалистой местности строителям разрешили делать радиусы поворотов меньше, чем положено по стандарту.
При этом до 1915 года Кругобайкальская железная дорога оставалась однопутной. Строительство второго пути началось в 1911. Но когда дорога потеряла свое стратегическое значение, первый путь был разобран. О том, что КБЖД когда-то была двупутной, напоминают полузаброшенные тоннели и мосты. Но и эти сооружения служат ярким примером, как всего за несколько лет изменились строительные технологии. Мосты первого пути, построенные с 1902 по 1906 год, представляли собой каменную кладку и клепаные механические конструкции. При строительстве мостов второго пути начали использовать совсем тогда новый материал — железобетон. Наших современников им не удивишь, так что на большинстве фотографий путешественников встречаются именно старые каменные сооружения.
Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)
Когда-то КБЖД была частью Транссибирской магистрали. Ее путь пролегал вдоль левого берега Ангары до берега озера и огибал южный берег Транссиба. А когда в 50-х годах построили Иркутскую ГЭС, часть дороги вдоль Ангары затопило, и путь стал тупиковым.
Сложность работ по созданию этой дороги была колоссальной: пришлось проложить 40 тоннелей, 16 каменных галерей, 470 виадуков и 280 подпорных стенок.
Теперь КБЖД – это только часть железнодорожного пути из Порт-Байкала до Култука. По ней курсирует 3 туристических поезда: обычный, влекомый тепловозом, старинный – на паровозной тяге и модерновый рельсовый трамвай. Путешествие начинается из Листвянки или Иркутска и длится около 12 часов. С Кругобайкальской дороги удобно продолжить путешествие: в Тункинскую долину, в Байкальск или на Ольхон.
География
Кругобайкальская железная дорога проходит по юго-западному побережью Байкала от истока крупнейшей реки Ангары до Слюдянки. Кратчайшее расстояние до ближайшего аэропорта / вокзала в Иркутске: 60 километров.
Климат на КБЖД
Температура летом (июль) здесь достигает +24°С. Зимой (в январе): — 23-25 °С. Вода прохладная (до +15 °С), пляжи каменистые.
Лучшее время для посещения: круглый год.
Достопримечательности
Порт Байкал – станция, с которой начинается (или заканчивается) путешествие на Кругобайкальской дороге. Здесь можно посмотреть небольшой краеведческий музей дороги или подняться на старый маяк.
Самый длинный тоннель. Он проходит сквозь мыс Половинный на 110 километре дороги. Это место обязательной остановки туристических поездов. Длина тоннеля – 778 метров. Он также самый прямой, поэтому вы видите свет в конце туннеля. Поезд идет сквозь туннель достаточно долго, чтобы успеть хорошенько обдумать и загадать желание.
Подводный нейтринный телескоп. Самая незаметная достопримечательность Кругобайкальской дороги. Конструкция высотой 70 метров и диаметром в 42 метра водружена на глубине 1300 метров недалеко от мыса Половинный. Телескоп способен улавливать нейтрино, космическую элементарную частицу. Отловленные частички солнца позволяют узнать, какие процессы происходят внутри звезды. Ученые утверждают, что чем древней нейтрино, тем они ценнее.
Итальянская подпорная стенка. На мысе Шумиха расположена на 101-103 километрах дороги. Подпорные стенки строились от каменных осыпей. По традиции начала XX века, их строили красивыми высокими арками, напоминающими альпийские мосты. Здесь же можно увидеть 2 моста над реками Большая и Малая Шумиха и другие инженерные сооружения. Также итальянские стенки можно увидеть на 92 и 123 километрах дороги.
Мыс Киркирей. Место встречи Транссиба на 123 километре дороги. Здесь можно увидеть, как непросто было пробивать дорогу. Первый туннель построили через узкую часть скалы, но он грозил обвалиться. Тогда стали пробивать ход через всю скалу – длиной 636 метров. А чтобы протекающий здесь ручей не подтапливал туннель, на высоте 66 метров построили плотину и несколько желобов.
Скала Птичий базар. Отвесная скала на 133 км дороги, на котором гнездится серебристая чайка. Колония достигает сотен птиц. С воды видно, как весь утес засижен этими птицам, а их гомон слышно за несколько сотен метров. К чаячьей скале есть выход из туннеля.
Мраморный вокзал Слюдянки. Единственный в мире беломраморный вокзал, построенный в начале ХХ века. В 2005 году недалеко от входа в вокзал установили памятник министру путей сообщения Михаилу Хилкову, который руководил строительством Транссибирского пути.
Путеводитель по окрестностям
Листвянка – туристический центр Байкала, где можно посетить самые интересные экскурсии и купить лучшие сувениры.
Шаман-камень. Овеянный легендами скальный островок в истоке Ангары.
Пик Черского. Доступная для посещения гора высотой 2 000 метров. Интересна красивым ледниковым озером Сердце у подножья. Тропа на эту гору хребта Хамар-Дабан, начинается на окраине Слюдянки и вьется по сужающейся долине реки вверх. Время в пути – от 4 до 8 часов, в зависимости от физической формы. Летом по пути можно собирать таежные ягоды землянику, чернику и голубику, зимой это место популярный лыжный маршрут.
Музей «Самоцветы Байкала». Первый в России частный минералогический музей расположен в Слюдянке. Коллекцию минералов создатель музея начал собирать в 1975 году, с тех пор здесь можно посмотреть на 10 000 экспонатов.
Посетите КБЖД в турах
![]() |
Визитные карточки Байкала Цена от 39 500 руб. |
![]() |
Коктейль байкальских приключений Цена от 48 500 руб. |
Шаманский мыс. Скалистый мыс на самом юге Байкала, внешне напоминающий мыс Бурхан на Ольхоне. Археологи раскопали здесь стоянки человека каменного века. Обширный песчаный пляж привлекает сюда сотни туристов.
Слюдянские и Таловские озера. Озера между Култуком и Слюдянкой. Проезжая мимо них летом, обратите внимание на красивые цветы — кувшинки, покрывающие все водное зеркало. Это очень редкие для Сибири цветы.
Как добраться?
Кругобайкальская железная дорога доступна по автомобильной дороге из Иркутска и по воде с Ольхона, Листвянки
Отправьтесь по КБЖД:
В поселок Аршан
выпить минеральной воды, прогуляться к красивейшим водопадам
В Листвянку
поесть рыбки, познакомиться с байкальской нерпой, посмотреть на Байкал с высоты птичьего полета
- Из Иркутска – рейсовым теплоходом «Баргузин» (время пути — 1 час).
- Из Иркутска – автомобилем / автобусом (40 минут — 1 час) до Листвянки и паромом
- Из Иркутска – автомобилем / автобусом (2 часа ) до Слюдянки / Култука
- С Ольхона – моторным катером (около 9 часов)
- Из Слюдянки — на поезде (в течение 9 часов)
- Из Порта Байкал – на поезде (в течение 9 часов)
- Из Аршана – на автомобиле (около 2 часов)
- Из Байкальска – на автомобиле (около 1 часа)
Где остановиться?
Обычно на Кругобайкальской железной дороге не останавливаются на ночь. Поезд проходит дорогу в течение дня, поэтому обычно бронируют гостиницы в порте Байкал, Листвянке или Утулике.
Чем заняться?
- Ездить на поезде по Кругобайкальской дороге – это 9-часовая экскурсия вдоль всех достопримечательностей дороги.
- Посмотреть на мосты и арки с воды (на корабле) или со льда (на аэроходах).
- Кататься на лыжах, коньках, байдарках и каное.
- Гулять вдоль полотна – за 4 дня можно пройти дорогу полностью.
- Фотографироваться на фоне старинных арок и сводов.
- Загадывать желания в тоннелях (они сбываются!).
- В сентябре: наслаждаться золотой осенью.

Анастасия Запекина
Специалист по бронированию
Хотите совершить экскурсию по Кругобайкальской железной дороге? Отправьте предварительную заявку (это бесплатно и ни к чему вас не обязывает) — я или мои коллеги свяжемся с вами и подберем подходящий вариант отдыха именно для вас! Удобнее консультироваться по телефону?
Позвоните! Наш телефон в Иркутске: (3952) 500-689; В Москве: (495) 287-40-17. Ждем звонка!
Расскажи об этом своим друзьям
- Tweet
- of your page —>
- Места
- 130 квартал
- Аршан
- Байкало-ленский заповедник
- Байкальск
- Байкальский заповедник
- Баргузинская долина
- Баргузинский залив
- Бухта Песчаная
- Водопад Грохотун
- Водопад Сказка
- «Тёплые озёра»
- Гора Бычья
- Гора Соболиная
- Дагары
- Дзелинда
- Иркутск
- Источники Гоуджекит
- Источники Хакусы
- Кругобайкальская железная дорога
- Курорт Байкальская гавань
- Курорт Горячинск
- Листвянка
- Максимиха
- Малое Море
- Мамай
- Мыс Котельниковский
- Озеро Соболиное
- Озеро Фролиха
- Озеро Шара-Нур
- Ольхон
- Остров Огой
- Остров Ярки
- Перевал Даван
- Пик Черского
- Поселок Жемчуг
- Посольский сор
- Северобайкальск
- Село Байкальское
- Сухая
- Улан-Удэ
- Ушканьи острова
- Церкви Иркутска
- Чивыркуйский залив
- Шумак
- Энхалук
КБЖД с ночёвкой

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
1й день (суббота, четверг)
7:30 — сбор группы на ж/д вокзале Иркутск-пассажирский. Сопровождающий группы свяжется с вами накануне поездки (вас добавят в сообщество в Viber по всем орг.вопросам)
7:50 — отправление от Иркутска на электричке в составе туристического поезда.
10:30 — прибытие в Слюдянку. Внимательно слушайте гида насчёт дальнейших действий.
11:10 — отправление от Слюдянки.
Вас ожидает увлекательное путешествие по Кругобайкальской железной дороге. Остановки в самых красивых местах. Вы будете проезжать сквозь старинные тоннели, любоваться Байкалом, а гид расскажет об истории строительства КБЖД, об удивительных фактах самого глубокого озера планеты.
16:30 – прибытие на станцию Уланово и размещение на базе отдыха.
Свободное время. По желанию с гидом можно прогуляться в мистическое место — водонапорной башни, где заправляли паровозы водой (туда и обратно ок.1км). Вечером – Ужин за общим столом.2й день (воскресенье, пятница)
ок.11:00 — Экскурсия пешая к заброшенному тоннелю в бухте Берёзовая (ок.4 км в одну сторону)
**13:30 — возвращение на базу отдыха. Свободное время (при хорошей погоде можно позагорать на берегу Байкала)
18:30 — освобождение номеров и посадка в электричку до порта Байкал.
19:45 — прибытие в Порт Байкал, посадка на паром.
21:30 — возвращение в Иркутск на автобусе из Листвянки.** до 16 июня и с 25 сентября — возвращение в Иркутск РАННЕЕ – в 13:30 отправление с базы отдыха, час в порту Байкал, в 15:50 паромная переправа (в 18:00 уже в Иркутске)
Цена по будням (2024 г):
8 600 руб./взр
7 600 руб./дети от 3х до 12 летЦена по выходным (2024 г):
9 600 руб./взр
8 600 руб./дети от 3х до 12 летДанное предложение действует на детей только от 3х лет
Данное предложение действует при наборе группы от 10 чел.
В стоимость входит:
— проезд до базы отдыха в составе туристического поезда
— проезд на электричке с базы отдыха до порта Байкал + паром + автобус
— проживание на базе отдыха + ужин в первый вечер
— услуги сопровождающего гида
— две пеших экскурсии по КБЖДБаза отдыха «Хвойная» (РЖД) расположена на самом берегу Байкала (98 км КБЖД). Представляет собой двухэтажный корпус с отдельными входами в левое и правое крыло. В каждом крыле есть благоустроенный санузел (туалет и душ) и общая столовая. Номера трёхместные. Есть двухкомнатный пятиместный номер. Покрытие на полу – линолеум. В 2022 г . проводился капитальный ремонт базы отдыха.
На базе отдыха питание НЕ предоставляется (кафе, магазинов нет). Есть кухня с бытовой техникой и посудой для самостоятельного приготовления. Ужин организует гид. На территории базы есть зона барбекю, предоставляется мангал и решётка (за доп.плату: 1 комплект = 300 р) и дрова/уголь (300 р.). Есть баня на берегу (доп.плата: 1800 /час, мин 2 ч, до 5 чел, веник 300 р.)
Wi-Fi – нет, связь частичная (только на 2G) у оператора TELE2 .
Пляж каменистый (крупные и средние валуны и галька),
глубина Байкала здесь ок. 700 м — вода не прогревается.
Рядом с базой располагаются достопримечательности КБЖД
Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога — памятник инженерной мысли, расположенный в Иркутской области вдоль озера Байкал у подножья Олхинского плато. КБЖД проходит по побережью озера. Сегодня это участок в составе Восточно-Сибирской железной дороги, ветка «Слюдянка II — Байкал» от поселка Култук до порта Байкал длиной 89 километров с четырьмя станциями и одним разъездом. Уникальность КБЖД в том, что каждый километр ее строительства давался огромными усилиями, а все тоннели создавались изнурительным трудом ссыльных каторжников, где единственным вспомогательным средством была взрывчатка.
На КБЖД 40 тоннелей общей длиной 9063 м, 15 каменных галерей (сегодня используется только 5 из них), 3 железобетонные галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, а также 268 подпорок. По инженерной насыщенности конструкциями КБЖД занимает одно из первых мест в мире и не имеет равных в России.
Путешествуя на Кругобайкальском экспрессе, туристы попадают в сказочный мир, ныряя и выныривая из тоннелей, наблюдая изумительной красоты озеро, а также местные достопримечательности.

Цена 2024
Стоимость экскурсий меняется ежегодно, поэтому при планировании путешествия уточняйте актуальные цены на официальном сайте «ТСПК-ТУР». В стоимость экскурсии обычно включен проезд на поезде, водная переправа, трансфер на автобусе и услуги экскурсовода.
Имейте в виду, что места со стороны Байкала, стоят дороже на 500-1000 рублей. К тому же за проезд в вагоне 2 класса предусмотрены скидки при наличии на рейсе таких вагонов.
Для детей до 12 лет действуют скидки. Необходимо иметь с собой свидетельство о рождении ребенка.
Питание во время экскурсий оплачивается отдельно. Также придется заплатить за багаж, размеры которого более 30×40×50.

Стелла КБЖД, © Юлия Дудукало
Купить билеты
Экскурсии по КБЖД проводятся на электропоезде, катере, теплоходе и ретро-поезде. Единственным официальным туроператором по Кругобайкальской железной дороге является ООО «ТСПК ТУР». Посмотреть актуальные цены и заказать билеты онлайн можно на официальном сайте компании.
Организаторы оставляют за собой право корректировать даты проведения экскурсий и время отправления.
Экскурсия по КБЖД
Путешествовать по хорошо сохранившемуся памятнику архитектуры можно несколькими способами.
Путешествие пешком
Путь по КБЖД вполне удобный, с оборудованными туристическими тропами, местами для кемпинга, палаток, с многочисленными столиками, беседками и лавочками. С собой нужно взять палатку, спальник, удобную обувь, одежду и пр. Продовольственные запасы можно будет пополнять по дороге — приблизительно на каждые 10–15 км пути есть продуктовые магазины.

Участок КБЖД, © Наталия Коннова
Туры на поезде
В первом классе ж/д вагонов мягкие кресла расположены парами вокруг столика, во втором классе мягкие кресла парами и тройками стоят друг за другом. Чтобы максимально близко увидеть Байкал, то от Листвянки нужно сесть слева по движению поезда, а из Слюдянки — справа. Но билеты с видом на Байкал стоят на 500 рублей дороже. В зимний период по линии запускается рельсовый автобус.
В вагоне № 2 есть бар с легкими закусками и кофе, во всех вагонах термосы с горячей водой, продаются сувениры. Отправляясь в поездку, нужно помнить, что за багаж 30×40×50 придется доплатить 400 рублей, а чтобы не остаться без атмосферных фото, стоит заранее зарядить мобильные телефоны, так как на отрезке пути «Слюдянка — порт Байкал» нет электричества.
Туры на ретро-поезде по Кругобайкальской дороге
Поездка на паровом ретро-поезде окунает в неповторимую атмосферу начала XX в. В вагоне мягкие кресла стоят напротив друг друга вокруг небольшого столика. А из окон открывается панорамный вид на Байкал и окружающую природу.
На катере, на теплоходе
Водная экскурсия вдоль КБЖД доступна с мая по октябрь. Отправная точка — пристань «Ракета» в Иркутске, микрорайон Солнечный, проспект Жукова, 98Б. Маршрут проходит по Ангаре, вдоль КБЖД до мыса Половинный. С воды открывается необычный ракурс на инженерные конструкции. Однако заказывать билеты нужно заранее, не позже чем за две недели. Поездка возможна при наборе группы от 20 человек.

Поезд движется под утесом, © Дмитрий Алтунин
Экскурсии от Спутника
Экскурсии от Tripster
Расписание
В высокий сезон, то есть с мая по октябрь, туры на поездах по Кругобайкальской железной дороге организуются четыре раза в неделю. В остальное время — только по выходным при условии благоприятных погодных условий.
На электропоезде экскурсии по классическому маршруту проводятся в понедельник, четверг, субботу и воскресенье, по зеркальному — во вторник и пятницу. Время начала путешествия зависит от маршрута и поезда. Классический на электропоезде начинается в 07:56. Точное время нужно уточнять у менеджера тура. Зеркальный тур (от Драмтеатра имени Охлопкова) начинается в 09:30.
Круиз по КБЖД начинается с отправления от Драмтеатра в 08:30. Расписания круизов нет, так как проводятся они при наборе групп от 20 человек.

Тур у мысов, © Artem Svetlov
Маршрут, тоннели и станции Кругобайкальской железной дороги
Организованные экскурсии поводятся по двум маршрутам. Начало пути по классическому маршруту — центральный железнодорожный вокзал Иркутска. Затем поезд проходит станции Гончарово (Шелехов) и Слюдянка, где можно купить перекусить в дорогу и посмотреть на здание вокзала — единственный вокзал в мире, построенный из белого и розового мрамора. Еще одно место кратковременной стоянки для посадки — Култук.
Далее идут остановки Ангасолка и Киркирей. Последний известен тем, что участок дороги здесь перестраивался дважды, поэтому на Киркирее получилось два тоннеля. Следующая остановка — станция Половинная в долине реки Половинной между мысом Половинным и Чайкиным утесом. Через первый проходит самый длинный тоннель — 779 м, а через второй — самый короткий, всего 30 м. После этого маршрут ведет к Итальянской стенке — галерее с подпорными блоками, один из которых выполнен в итальянском стиле в виде арки.
Последняя станция маршрута — порт Байкал. Здесь пассажиры пересаживаются на паром и движутся в сторону Листвянки, где уже на автобусе возвращаются в Иркутск. От Слюдянки до Иркутска ехать 4 часа 40 минут.
Особенность зеркального маршрута в том, что он начинается там, где заканчивается классический, то есть с переправы на пароме. А заканчивается на железнодорожном вокзале Иркутска.

Тоннель изнутри, © Artem Svetlov
Совершенно неповторимую атмосферу путешествию создают проходы в скалах через тоннели. В них спрятана десятая часть КБЖД — от Култука до порта Байкал так проходит 8,5 км пути. Тоннели строились для преодоления мысов на скалах, на проходку каждого уходило от полугода до года. Некоторые имеют галереи-порталы, примыкающие с востока (запада) или с обеих сторон. Галереи нужны были для защиты дороги и поездов от каменных осыпей.
Самой красивой считается галерея тоннеля 9-бис, из которого открывается роскошный вид на Березовскую бухту. Портал выложен облицовочным камнем в обрамлении колонн. А на самом верху — железнодорожная эмблема.
Изначально планировалось сделать 20–35 тоннелей, но после завершения постройки пробили 39. Во время строительства второго пути появилось еще два, но до наших дней один из них, № 9, не сохранился. Примечательно, что кладка стен тоннелей отличается, в зависимости от того, кто работал на сооружении этого участка железнодорожного пути: русские, буряты, китайцы и др.

Экскурсионный поезд, © Роман Бычков
История
Строительство КБЖД началось в конце XIX в., когда Александр III подписал указ о соединении внутренних железных дорог с Сибирью. На тяжелые работы были отправлены каторжники. Но кроме заключенных дорогу строили специалисты из Албании, Италии, применившие уникальный метод кладки камней — глыбы подбирались по форме и выкладывались без использования раствора. Во избежание обвалов, оползней мастера создали более двух сотен подпорных конструкций. Все это технически сложные инженерные сооружения.
От станции Култук до станции Байкал на 84 км приходится 424 сооружения. До 1917 г. этот отрезок КБЖД называли «Золотая пряжка России», так как она соединяла «пряжкой» Транссибирскую магистраль, которая до этого была разделена озером, а стоимость ее строительства была такой высокой, то «пряжка» стала «золотой».
Полноценно КБЖД работала до 1956 г., пока из-за строительства ГЭС на Ангаре не поднялся уровень воды в Байкале и участок дороги от Иркутска до Байкала не затопило. Тогда Транссибирскую магистраль пустили по горам, а изолированный участок дороги стал тупиковым и был признан архитектурным памятником.
Участок КБЖД у поселка Половинная на панораме Google-карт
Вся история КБЖД воссоздана в посвященном ей музее. Он находится в здании ж/д вокзала в поселке Байкал (мыс Устьянский). Экспозиция здесь небольшая, но очень информативная. Есть макеты причала для ледоколов «Байкал», «Ангара», привозивших людей и транспорт до запуска КБЖД, а также 3D модели тоннелей, инструменты, которые использовались в строительстве железной дороги, предметы быта поселенцев и фотографии столетней давности. Посещение Музея включено в туры на ретро-поезде.
Как добраться
В зависимости от типа тура путь к началу железной дороги начинается в разных местах, точную информацию необходимо уточнять у организатора. Туры на поезде и ретро-поезде — классический или зеркальный начинаются из Иркутска, от станции «Иркутск-пассажирский» или от Драмтеатра на К.Маркса, 14.
Доехать до остановки «Железнодорожный вокзал» можно на трамвае № 1, 2, 4а. На автобусной остановке останавливаются маршруты № 326, 543, 579. Чуть выше по улице Челнокова до остановки «Железнодорожный вокзал» идут автобусы № 6, 80, а также маршрутки № 16, 20, 21, 417.

Парные виадуки, © Наталия Коннова
Добраться до старта зеркального тура по КБЖД можно также на автобусах № 11, 16к, 74, троллейбусах № 3, 4, 5, 7, 8 или на маршрутках № 12, 16, 16к, 56, 417 — остановка «Стадион Труд».
Если отправляться в самостоятельный поход, то из Иркутска от ж/д вокзала нужно доехать до Слюдянки. Оттуда сесть на пригородный поезд «Слюдянка — Порт Байкал», курсирующий 3–4 раза в неделю. Чтобы побродить по КБЖД, выйти можно на любой станции.
В придорожных селениях поезд, который курсирует из Слюдянки в Порт-Байкал называется «мотаня» («матаня»), потому что он мотается между станциями.
Для тех, кто хочет отправиться на Круглобайкалку с палаткой, маршрут может быть изменен следующим образом: нужно сойти с электрички «Иркутск — Слюдянка» на станции Темная Падь. Затем пройти 4–5 км по тропе, на которой всегда много туристов, прямо до КБЖД.
На видео путешествие на поезде по КБЖД

