Скульптурная группа «Укрощение коней» на Аничковом мосту
Скульптурная группа «Укрощение коней» — один из известнейших символов Петербурга.
Tsyganov Sergey, CC BY-SA 4.0
Фото: Wikimedia Commons
В 1833 году император Николай I решил украсить Адмиралтейский бульвар скульптурной группой, изображающей укрощение коней человеком. Выполнение правительственного заказа было поручено барону Петру Карловичу Клодту, который уже прославился созданием великолепной шестерки коней для арки триумфальных Нарвских ворот. Моделями для будущих скульптур послужили два арабских жеребца из императорских конюшен. Две первые группы, изображающие античных укротителей коней, были готовы к отливке в бронзе в 1838 году. Но место на Адмиралтейском бульваре, где их планировалось установить, Клодту не понравилось, и он предложил императору разместить скульптуры на Аничковом мосту, который в то время готовился к перестройке. Предложение было принято. На обновленном Аничковом мосту, который открылся в 1841 году, были установлены две бронзовые скульптурные группы и две их гипсовые копии. Работы Клодта произвели фурор, критики единодушно признали его одним из лучших скульпторов своего времени. Но отлитые в 1842 году дубли скульптур так и не попали на мост – Николай I подарил их королю Фридриху Вильгельму IV, и они до сих пор стоят в Берлине рядом с королевским дворцом. В 1844 г. была изготовлена третья отливка, но эту пару российский император подарил королю обеих Сицилий Фердинанду II в 1846 году. Сейчас они располагаются возле входа в городской сад Неаполя. Четвертой отливки скульптор делать не стал – для Аничкового моста он дополнительно изготовил две новые, совершенно оригинальные композиции. Свой окончательный облик скульптурное оформление моста приобрело в 1850 году. «Укрощение коней» — четыре скульптурные композиции, символизирующие победу человека над стихийной силой природы. На них изображены различные стадии борьбы коня с укротителем – от яростного сопротивления до постепенного подчинения. Персонажи Клодта предельно натуралистичны и одновременно глубоко символичны. В мире пластического искусства клодтовские кони до сих пор остаются непревзойденными, они занимают почетное место в списке мирового культурного наследия.
Gokon: Система знакомств по интересам. 18+
Реклама. ИП Щеглов Дмитрий Сергеевич. ИНН 773365056065.
Смотрите также:
- Знакомство с Петербургом: небанальные экскурсии по городу
- Обучающие курсы в Санкт-Петербурге
- Страшные квесты-перформансы для любителей хорроров
- Театр «Буфф»: 10 спектаклей, на которых стоит побывать
- Индивидуальные экскурсии по Санкт-Петербургу
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
Аничков мост. «Укротители коней» и история их странствий
Аничков мост через Фонтанку – один из самых торжественных и нарядных в Санкт-Петербурге. Величественны его гранитные устои, великолепна решетка, незабываемы скульптурные группы юношей, укрощающих коней – произведения скульптора П.К. Клодта.
И хотя мост связывает части всем известного Невского проспекта – главной магистрали города, сведения о его возведении, перестройках, убранстве и даже происхождении названия достаточно разноречивы. До сих пор неясно, почему назван мост Аничковым: из-за примыкавшей к нему Аничковой слободы или по фамилии военного инженера М.О. Аничкова, строителя первого в этом месте деревянного моста. Долгое время авторство литой чугунной решетки приписывали российскому архитектору и художнику-миниатюристу Александру Брюллову, брату знаменитого Карла Брюллова. Однако ныне доказано, что автором решетки являлся выдающийся немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель, создатель трехарочного Дворцового моста — Schloßbrücke на рукаве реки Шпрее в центре Берлина. Аничков мост в Санкт-Петербурге обнаруживает явное сходство с берлинским собратом. Кстати, и решетка Schloßbrücke своими изобразительными мотивами (чередующиеся прямоугольники –меандры с морскими коньками и русалками) чрезвычайно напоминает петербургскую. Будете в Берлине, обратите на это внимание. Кроме того, факты, а в данном случае даты, не оставляют места спорам. Аничков мост в Петербурге был выстроен и торжественно открыт в 1841 году, а Дворцовый мост в Берлине – на 17 лет раньше, в 1824 году. Кстати, в Берлине есть и подлинные клодтовские творения! Но об этом несколько позднее. Вернемся в Санкт-Петербург на наш любимый мост и обратимся к истории.
Известно, что в 1841 году на западных устоях Аничкова моста были установлены две первые скульптурные группы, вылепленные и собственноручно отлитые скульптором Петром Клодтом.
Первая группа (1838 г.) изображала уверенно шагающего юношу, ведущего коня под уздцы, вторая (1841 г.) – водничего, удерживающего рвущегося ему навстречу коня. По замыслу Клодта, на восточной стороне моста должны были находиться повторения обеих групп. Однако к торжественному открытию 20 ноября 1841 года изваяния еще не успели отлить в бронзе и на мосту временно установили тонированные под бронзу гипсовые копии. Когда же в 1842 году отливка вторых экземпляров укротителей была завершена, российский император Николай I решил отправить их в дар своему деверю прусскому королю Фридриху Вильгельму IV (Александра Федоровна, родная сестра Фридриха Вильгельма IV, была супругой Николая I ), которому во время визита в Петербург очень понравились клодтовские работы. Новые статуи из Кронштадта кораблем доставили в Штеттин и затем перевезли в Берлин, а на Аничковом мосту продолжали стоять их гипсовые копии. По приказу царя скульптор поехал в Берлин, чтобы лично руководить установкой «укротителей» у ворот Берлинского городского королевского дворца — Stadtschloss перед фасадом, обращенным к увеселительному саду — Lustgartenseite и нынешней Unter den Linden.
В Берлине царский подарок вызвал всеобщий восторг, а Клодту были оказаны самые высокие почести: Фридрих Вильгельм IV, меценат, знаток искусств, которого современники величали «романтиком на троне», удостоил скульптора аудиенции, где последнему преподнесли ценные дары: пакет с огромной по тем временам суммой – двумя тысячами золотых талеров и осыпанную бриллиантами табакерку. Придворные приглашали Клодта на обеды, вывозили на прогулки в окрестности; берлинские художники устраивали в его честь приемы. В 1845 году прусский король решил отблагодарить своего венценосного родственника за ценный подарок и прислал в Санкт-Петербург изваяния – аллегории славы, которые установили на колоннах в начале Конногвардейского бульвара.
Вернувшись в Россию, Петр Клодт снова принялся за литейные работы — гипсовые копии «укротителей» сильно обветшали. В 1844 году отливка была успешно завершена, но и на сей раз статуи не задержались на Аничковом мосту. В декабре 1846 г. государь Николай I в знак благодарности за пышный прием, оказанный в Италии Александре Федоровне, распорядился снять клодтовских коней с петербургского моста и отправить в подарок сицилианскому королю Фердинанду II Бурбону в Неаполь, где статуи были установлены у входа в Королевский сад. На осиротевшем Аничковом мосту вновь воцарились их гипсовые копии. По свидетельству современника и биографа Клодта В.П.Толбина, неаполитанцы отнесли бронзовых коней к числу величайших культурных ценностей, находившихся в то время в Неаполе, а сам Петр Карлович обрел европейскую известность и признание. Свидетельством тому стало избрание его почетным членом художественных академий Берлина, Рима и Парижа.
В 1849 – 1850 годах гипсовые копии с Аничкова моста, наконец, уступили место бронзовым статуям, отлитым, как и предыдущие, скульптором собственноручно, однако уже по новым моделям. Видимо, художнику надоели повторы. В результате образовалась композиция из четырех различных скульптурных групп, выполненных в модной по тем временам классической манере. Темой композиции стало укрощение коня человеком, возможно, с более глубоким античным философским подтекстом. Шли годы, и кони на Аничковом стали одним из привычных символов города.
Однако наступил момент, когда «укротителям» начала угрожать реальная опасность. В 1941 году, когда фронт приблизился к Ленинграду, клодтовские изваяния, к счастью, решили снять с пьедесталов и закопать в саду Дворца пионеров, бывшего Аничкова дворца. К счастью, ибо в ноябре 1942 года на мосту разорвалась крупная фугасная бомба, снесшая части мощной чугунной решетки и тумбы, державшие перила. От осколков пострадали и опустевшие гранитные пьедесталы «укротителей». Еще до окончания войны решетку отремонтировали, а утерянные части отлили заново. В период белых ночей, в ночь с 30 апреля на 1 мая, в преддверии победы, клодтовские скульптуры были, наконец, выкопаны, очищены и водружены на прежние места. Ленинградцы встретили это событие с ликованием: возвращение коней знаменовало возвращение к мирной жизни.
Перед празднованием 300-летия основания Санкт-Петербурга на средства российского «БАЛТОНЕКСИМ БАНКА» была проведена длившаяся около года реставрация статуй на Аничковом мосту, и в конце мая 2001 года помолодевшие клодтовские шедевры вернулись на свои постаменты.
Прочтя в Интернете сообщение об этом событии, мы вспомнили о царских подарках — «близнецах» «водничих» с питерского моста. Где они теперь и что с ними? О неаполитанских «лошадках» с Аничкова удалось узнать быстро: в 2002 году их реставрировали и водрузили на постаменты перед бывшим конюшенным двором Королевского дворца в Неаполе. Событие это сопровождалось торжественной церемонией при участии именитых гостей.
С выяснением судьбы берлинского подарка Николая I оказалось сложнее. Мы предприняли интенсивный поиск в русском и немецком Интернете, а также в обширной немецкой литературе о Берлинском городском королевском дворце, но либо не находили никаких указаний на нынешнее местонахождение клодтовских коней в Берлине, либо встречали ошибочные. Так, на одной из петербургских интернет-страниц, рассказывавших об Аничковом мосте, мы прочли: «Интересно, что недалеко от моста в Берлине, у главных ворот королевского дворца, установлены два клодтовских «укротителя», подаренные прусскому королю Россией». Это действительно было бы интересно, если бы ворота, как и сам огромный дворец с барочными фасадами, продолжали стоять на площади у начала знаменитого «Бульвара под липами» — Unter den Linden. Но, к сожалению, пострадавшее, но не уничтоженное войной, здание дворца было взорвано в 1950 году по приказу Вальтера Ульбрихта как символ «прогнившей прусской империи и . нацизма». (Что имело общего с ними несчастное сооружение?!)
Побывав в Берлине, в том числе и на Дворцовом мосту, нам «посчастливилось» увидеть так называемый Дворец Республики – невыразительное «асбестовое» сооружение времен ГДР, где раньше заседали правительственные функционеры, получившее прозвище «ламповый магазин Эриха (Хоннекера)». Выстроенное на месте великолепного королевского дворца, оно никак не вписывалось в архитектурную среду старого Берлина. Но ни перед Дворцом республики, ни рядом с ним не было и следа от прославленных «укротителей». Мы опрашивали знакомых берлинцев и осведомленных о местных достопримечательностях экскурсоводов – всё безрезультатно. И вдруг – первая ласточка! На одной из страниц Интернета, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, под кратким, на полстраницы, описанием истории строительства и внешнего вида Аничкова моста мы обнаружили фотографию с изображением знакомой скульптурной группы. Однако фон скульптуры не был питерским, за это можно было ручаться: им служили зеленые насаждения и какое-то массивное, по всей вероятности, административное здание. Хотя в целом внешний вид скульптурной группы не производил впечатления заброшенности и ветхости, постамент ее обезображивали современные каракули, сделанными аэрографом. Эта деталь и вслед за ней современная фотопечать указывали на то, что фотография совсем недавняя! Комментарии к ней отсутствовали, но авторы страницы выражали благодарность фотографу Д. Леденцову за присланный снимок. Наши опасения по поводу того, пережили ли клодтовские кони войну, рассеялись. На фото запечатлен «близнец» с Аничкова моста, тот самый царский подарок, и находится он где-то в Берлине! Но где именно. Теперь оставалось это выяснить. Однако Берлин велик, а мы находимся в Дюссельдорфе, на почтительном расстоянии. Наверняка в Берлине есть люди, для которых наше «открытие» вовсе открытием не является, но мы ощущали себя настоящими следопытами, охотящимися за тщательно скрытым сокровищем. Тот, кто когда-либо занимался подобными вещами, поймет наш азарт.
Так как в литературе не удалось навести никаких справок о местонахождении скульптур, возникла идея обратиться в общество по восстановлению берлинского дворца (Förderverein Berliner Schloss). Там, безусловно, должны знать что-либо о судьбе клодтовских лошадок, украшавших когда-то дворцовые ворота. Отправив свой запрос электронной почтой, мы решили запастись терпением. Дело в том, что как раз в это время в правительстве шли дебаты по поводу сноса Дворца Республики и воссоздании Берлинского дворца как старинной архитектурной доминанты столицы и, таким образом, о придании законченности ансамблю исторического центра Берлина. Активнейшим участником обсуждения являлся глава, организатор и идейный вдохновитель общества, настоящий подвижник своего дела, Вильгельм фон Боддиен (Wilhelm von Boddien).
К нашему удивлению и радости ждать пришлось недолго: дней через десять мы получили ответ, подписанный самим господином Вильгельмом фон Боддиеном, где указывалось, что «укротители коней» не пострадали в войну и незадолго до ее окончания были демонтированы с постаментов у дворца. Ныне они находятся в Кляйст-парке (Kleist-park) возле Потсдамской улицы (Potsdamer Strasse) в Западном Берлине перед бывшим зданием Контрольного совета четырех союзнических держав. Состояние скульптур очень хорошее, и после реконструкции дворца они займут свое первоначальное место.
Уважаемые бывшие и нынешние петербуржцы! Приехав в Берлин, посетите, по возможности, Кляйст-парк, являющийся частью бывшего Ботанического сада, и поклонитесь памятникам нашей истории и культуры!
В 1911 году парк обрел имя выдающегося немецкого писателя и драматурга Генриха фон Кляйста (1777 – 1811) в день 100-летней годовщины со дня его смерти. В здании, служившем фоном к фотографии Дмитрия Леденцова, построенном в 1909 – 1913 гг., первоначально заседала прусская Судебная палата. В годы нацизма здесь проходили показательные процессы над борцами сопротивления. После 1945 года в нем располагался Контрольный совет четырех союзнических держав и было подписано соглашение о Берлине (1971 г.), упростившее процедуру въезда жителей Западного Берлина в Восточный, а также гражданского транзитного проезда из ФРГ в Западный Берлин (для этого требовалось пересечь часть территории ГДР). С 1992 года здесь проходят заседания Берлинского Конституционного суда.
Выражаем сердечную благодарность обществу „Förderverein Berliner Schloss“ и лично господину Вильгельму фон Боддиену за предоставленные сведения о клодтовских «укротителях» и желаем скорейшего осуществления намеченных планов.
Большое спасибо также Петру Соболеву: первое – за размещение на своем сайте в Интернете (см. www.enlight.spb.ru) фотографии Д. Леденцова, исчезнувшей со страницы официального петербургского сайта; второе – за удовольствие, доставленное огромным количеством его собственных великолепных(!) снимков Санкт-Петербурга. Настоятельно рекомендуем заглянуть!
И, конечно, наш поклон фотографу Дмитрию Леденцову (если Вы откликнитесь, будем рады знакомству), а также авторам французского сайта www.berlin-en-lignе.com, недавно поместившим фотографии бывшего Контрольного совета в Кляйст-парке и скульптурную группу Клодта в другом ракурсе (к сожалению, фамилии фотографов неизвестны).
Елена Лопушанская (Дюссельдорф)
Укротитель коней. Интересные факты из жизни скульптора Петра Клодта
Пётр Клодт происходит из небогатой, но весьма аристократичной немецкой семьи, состоящей из доблестных воинов. Его прадед был одним из самых ярких людей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно живописно и реалистично получались.
Статья по теме
После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности барон Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или вырезал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.
После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позднее, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX столетия. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.
Также покровительство Клодту оказывал ректор Академии — Мартос Иван Петрович, поощрявший начинания молодого скульптора, жившего в одном из подвалов академии и, как гласит молва, нередко державшего здесь же лошадей, с которых лепил статуэтки, приносившие ему неплохой доход. Нужно отметить дальновидность и простоту Мартоса, который частенько приглашал Клодта в гости и запросто дал согласие на брак с одной из дочерей – Иулианией Ивановной, ставшей Клодту преданной супругой.
Нарвские триумфальные ворота и первые плоды славы
Прилежание и несомненный талант Петра Клодта быстро принесли свои результаты. В 1831 году вместе со скульпторами Пименовым и Демут-Малиновским он получил серьёзный правительственный заказ и начал работу над созданием изящной скульптурной группы из шести коней, впряжённых в колесницу Славы (сейчас она украшает собой арку Нарвских триумфальных ворот ). Кони Клодта — это стремительно мчащиеся и вздымающиеся вверх животные. В них чувствуется дикая неукротимость и сокрушающая энергетика, которая придаёт арке не только торжественный, но и воистину триумфальный вид.
Гениальная работа получила своё признание. Молодого мастера наградили званием академика, а также квартирой при Академии художеств и большой мастерской, где Клодт проводил большую часть своего времени. Нередко он возбуждал в рафинированном петербургском обществе толки да пересуды, в которых он представал как одержимый художник в вечно запачканной блузе, с всклокоченной головой, встречающий в грязной мастерской лучших представителей знати и даже членов династии, не особенно церемонясь и ведя себя крайне просто.
Как Николай I дарил коней
Следующей монументальной работой, вознёсшей Клодта на Олимп славы, стал заказ на выполнение двух скульптурных групп «Укротители коней», которыми сначала хотели украсить пристани Адмиралтейского бульвара (сейчас на этом месте находится Александровский сад – прим.). Заказ был получен в 1832 году. Работы продолжались вплоть до 1841 года, когда на Аничковом мосту на западных устоях появились две бронзовые скульптурные группы, а на восточных — их гипсовые копии, выполненные под бронзу. Впрочем, кони простояли на мосту недолго: уже в 1842 году Николай I отправил их в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, в 1846 году вновь отлитых коней подарили королю Сицилии Фердинанду II, а ещё позднее копии «Укротителей коней» были установлены в Петергофе, Стрельне и на Конном дворе усадьбы Кузьминки под Москвой.
Клодт, который к тому времени уже, наверное, должен был почувствовать дурноту от этой вереницы коней, решил больше не делать копий. В 1850 году на Аничковом мосту установили бронзовые статуи, которые были отлиты по новым моделям, в результате чего появилась композиция из четырёх разных скульптурных групп, представляющих драматическую историю с последовательно развивающимся сюжетом: покорение коня человеком, побеждающим в борьбе над беспощадным могуществом природы.
Если внимательно смотреть на скульптуры, то можно увидеть, что в первой группе обнаженный атлет с усилием сдерживает коня, в следующей – осаживает его могучим движением, в третьей – схватка доходит до своего пика – человек повержен на землю, и в последней композиции атлет, припадая на одно колено, хватает коня, и, держа обеими руками корду, всё-таки одерживает верх на животным. Есть и ещё одна любопытная для наблюдательных деталь: статуи коней, «глядящих» в сторону Адмиралтейства подкованы, а статуи тех, что смотрят в сторону площади Восстания – нет. Объясняется это тем, что на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы, и потому подкованные лошади «идут» от кузниц, а неподкованные лошади, напротив, следуют в них.
Аничков мост
Ани́чков мост [1] — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.
Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году.
Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе [2] .
«Народная этимология», возводящая название к некоей Ане, или Аничке, так же как и ударение на первый слог, неверны [3] [4] .
История
Деревянный мост
До 1712–1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком. Прокладываемый Невский проспект был одним из важных путей новой столицы, и на пересечении двух путей было необходимо устроить постоянную переправу.
В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года [5] работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Отдельные исследователи оценивают длину моста в 150 метров [6] . Болотная речка образовывала в своём течении острова и заводи [7] . Несмотря на то что чертежей того моста не сохранилось, известно, что это был один из тех деревянных мостов, которые массово наводились в то время, а потому, скорее всего, его конструкции были обиты досками и разрисованы под каменные русты, чтобы придать сооружению «представительный» вид. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».
Ещё в петровскую эпоху мост перестроен: в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.
Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов [6] .
По другим сведениям, согласно сохранившемуся чертежу 1750 года «План и фасад Аничкову мосту» работы ван Болеса, мост был построен в виде простой балочной системы с подъёмным пролётом. Подъёмные устройства средней части были выполнены в виде «журавлей» [5] . При реконструкции были сохранены восемнадцать арочных пролётов, обработанных под каменный (гранитный) руст. Ограда моста представляла ряд деревянных балясин, стоящих между тумбами, увенчанными вазами или шарами.
До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.
Аничков мост в 1830-х годах
Каменный мост образца 1780-х годов
В середине XVIII века город перешагнул свою естественную границу и стал застраиваться на территории бывших пригородов. Этим объясняется широкая деятельность Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы по урегулированию малых рек и каналов, по проектам которой с 1780 по 1789 годы проведены работы по обустройству Фонтанки. Работы проводились специально учреждённой комиссией, которую до 1783 года возглавлял генерал Ф. В. Бауэр [8] . В рамках этих работ были возведены каменные береговые стены со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на быках.
Аничков мост перестраивался в мост с башнями в период 1783-1787 годов. Существует мнение, что автором этого проекта стал известный французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне [6] , однако документальных подтверждений этому нет. При этом Перроне написал массу трудов по мостостроению, мосты школы Перроне активно строились вплоть до первой четверти XIX века [9] .
С того времени сохранился лишь два таких моста — мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост (перестроен, пропорции изменены), по их облику можно судить об архитектуре Аничкова моста того времени. Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.
Современный мост
К началу 40-х годов XIX века проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. Кроме того, средняя деревянная часть моста, рассчитанная в своё время на передвижение по ней небольшого числа экипажей и телег, оказалась непригодной. Проект перестройки моста, был составлен инженер-майором И. Ф. Буттацем при участии инженера А. Х. Редера, был утверждён Николаем I в декабре 1840 года Работы проходили под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана . В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы.
Чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок
Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля [10] . Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.
Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П. К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.
Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах. Периодические исследования 1843, 1847, 1855, 1899 годов фиксировали, что разрушительный процесс продолжается. Осмотр 9 октября 1902 года выявил, что состояние моста угрожающе. Причины разрушения моста видят в том, что жёсткая гранитная облицовка недостаточно надёжно связывалась с легкосжимаемой кирпичной кладкой сводов. Из-за отсутствия надёжной изоляции в щели, в местах соприкосновения разнородных материалов, попадала вода, разрушавшая своды под воздействием естественных сил — морозов, ветров и т. п.
На проектирование нового моста ушло почти пять лет, поскольку в процессе решения несложной и чёткой технической задачи были высказаны противоположные взгляды на роль конструкций в образовании архитектурных форм. Так первый проект, выполненный подготовительной комиссией городских железных дорог по поручению Городской думы, предусматривал сохранение внешнего вида моста с заменой каменных сводчатых строений металлическими балками криволинейной формы с навеской металлического настила, выкрашенного «под гранит». Существовал вариант, согласно которому с низу и по бокам планировалось прикрепить подвеску из тонких гранитных плит. Целью этих проектов было построить мост безраспорный системы, но аналогичный по форме существующему. В конце концов проект был утверждён Городской думой, однако его реализации воспротивилась Академия художеств, а в дальнейшем и Строительный комитет Министерства внутренних дел.
Реконструкция Аничкова моста велась в 1906—1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Перестройка сводов производилась секциями с оставлением незаполненным шва между ними. В результате реконструкции были быки и устои остались прежние, кирпичные своды переложены по коробовой кривой со стрелой 1:7,74. Кирпичные своды облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом. Длина пролётов составила: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.
Статуи покорения коня
Скульптура укротителя коня из Аничкова моста. На заднем фоне — атланты дворца Белосельских-Белозерских
Четвертая скульптура укротителя коня
«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе.
Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.
Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.
В 1900-х годах (на пьедесталах статуй указан год 1899 (MDCCCXCIX)) в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома, были установлены копии скульптур, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина. [11] [12]
Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
Эксплуатация моста
След от немецкого артиллерийского снаряда
Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.
Конструкция моста не была нарушена войной, и мост продолжал исправно функционировать без капитального ремонта. Во второй половине XX века года было проведено несколько текущих ремонтов моста. Мост продолжал разрушаться от времени и от статических нагрузок.
В середине 90-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил.
Современная реставрация
Общий вид моста поздней осенью 2007 года
В 2007—2008 годах была проведена реконструкция пролётной части моста. [13] В первую очередь были устранены [14] трещины в асфальтобетонном покрытии над устоями и промежуточными опорами, трещины вдоль водоотводных лотков, а также выполнен ремонт гидроизоляции. Победителем тендера стала фирма «Пилон», в течение последних десяти лет занимающаяся благоустройством и ремонтом набережных Фонтанки. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд».
В цели реконструкции также входила замена наиболее опасных фрагментов арочной кирпичной кладки на глубину 30 см (12 метров с верховой части моста и 9 — с низовой) и перекладка 20-и рядов свода в зоне его опирания на гранитные устои, а также обновление некоторых каменных блоков, треснувших от нагрузки и морозов. [15]
Достопримечательности
- В районе Аничкова моста находятся Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.