Как в Москве работает метро?
Ежедневно московское метро перевозит около 8 миллионов пассажиров в день. Это один из наиболее популярных и удобных видов транспорта, помощью которого можно миновать пробки и сэкономить время для себя и своей семьи. Комфортабельные вагоны, курсирующие на многих ветках метрополитена, снабжены кондиционером и делают поездку максимально приятной для каждого пассажира.
Чтобы использование метро приносило вам только положительные эмоции, необходимо знать некоторые тонкости работы метро в Москве.
График работы московского метро
Утвержденный график работы метро – с 5:20 до 01:00 часов. При этом некоторые станции могут открываться чуть раньше, а закрываться чуть позже. Это правило обычно касается станций, расположенных в центре Москвы в пределах Садового кольца.
Станции метро в спальных районах обычно открываются позже. Станции кольцевой линии открываются в 5:30.
Последний поезд метро со станций за пределами кольцевой линии отправляется в 1:00, после чего станция закрывается для входа, работая только на выход. В центре последний поезд обычно отходит чуть позже — в районе 1:30. Иногда в праздники московские власти продлевают график работы всех станций метро, сохраняя их открытыми для входа до 2:00 или даже 2:30.
Если вы планируете поздние поездки, лучше не дожидаться последнего поезда – особенно, если вам необходимо сделать пересадку в центре. Около 1:00 переход уже может оказаться закрыт, также есть вероятность, что последний поезд в нужном вам направлении уже уехал. Кроме того, учитывайте, что после 23:00 интервалы движения поездов увеличиваются до 8 минут.
Эскалаторы на всех станциях метро прекращают работать ровно в 1:00, поэтому если вы припозднитесь, подниматься придется уже пешком. А учитывая, что в московском метро есть эскалаторы высотой до 63 метров, такой кросс осилить будет не так-то просто.
Расчет времени поездки в московском метро
Довольно точно рассчитать время поездки в метро можно с помощью сервиса Метро.Яндекс. Но при расчете времени следует учитывать, когда и куда вы собираетесь ехать. В час пик к итоговому времени прибавьте около 5 минут – дело в том, что в период большого наплыва людей могут образоваться очереди на эскалаторы.
Средний интервал движения поездов в метро – 2,5 минуты. В час пик этот интервал может сокращаться до 1,5 минут.
При отсутствии непредвиденных обстоятельств и ЧП поезда московского метро ходят предельно четко, а график выполняется со 100% точностью.
Зачем закрывать метро на ночь?
В ночное время в метро начинаются мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров. Проверить состояние путей, составов, систем, провести уборку вагонов и станций – все это можно сделать только ночью, когда в метро нет пассажиров, а контактный рельс отключен.
Наверняка вы и сами замечали, как чисто в метро утром, видели новые рекламные проспекты, свежепокрашенные стены или свежепобеленный потолок. Именно ночью рабочие сделали все это для того, чтобы днем новые 8 миллионов пассажиров могли наслаждаться чистотой и ухоженностью метро и быть уверенными в своей безопасности.
Негласные правила поведения в московском метро
Метро – транспорт повышенной опасности, поэтому при нахождении под землей необходимо соблюдать ряд простых правил. Обычно все эти правила анонсируются по громкой связи. Но есть еще 2 негласных правила, выполнение которых сделает использование метро еще более безопасным и приятным.
- Не фотографировать кабину машиниста фотоаппаратом со вспышкой
Вы и сами испытывали на себе временное ослепление после фотосессии со вспышкой. Тогда почему машинист не должен чувствовать того же самого? В данном случае серьезность ситуации заключается в том, что машинисту, ослепленному вспышкой, необходимо продолжать движение и въезжать в тоннель. И для того, чтобы вести состав безопасно, машинист должен очень хорошо видеть.
- Не держать двери при посадке в вагон
Зачастую так нелюбимые всеми остановки поездов в тоннелях – следствие сбоя в графике движения поездов. Сбой происходит из-за того, что пассажиры задерживают отправление поезда, пытаясь пролезть в уже закрывающиеся двери. В итоге время остановки поезда увеличивается – и поезд, следующий за ним, вынужден остановиться в тоннеле в ожидании освобождения места. При этом отвечать за сбой графика будут машинисты.
Чтобы этого не случилось, достаточно проявить тактичность и дождаться следующего поезда.
Как закрывают метро на ночь
Проспект Мира, д. 41, с.2
Построение маршрутов по метро и городу
Время работы
Все станции Московского метрополитена открыты для входа и пересадки с одной линии на другую ежедневно с 5 часов 30 минут утра до 1 часа ночи.
Время отправления первых поездов со станций метрополитена: 5 часов 28 минут – 6 часов 5 минут. Уточняйте в справочнике станций, на станциях и в Контакт-центре «Московский Транспорт» по телефонам: +7 (495) 539-54-54 и 3210 (Билайн, МТС, Мегафон, Tele2).
Все станции Московской монорельсовой транспортной системы работают для входа и выхода пассажиров ежедневно с 7 часов 50 минут до 20 часов.
Московское метро: работаем до последнего поезда
Все станции московского метро, за редким исключением, закрываются в час ночи. Ровно в 1 час ночи останавливаются эскалаторы для входа пассажиров и в переходах, все станции работают только на выход. В 01:03 с конечных станций отправляется последний поезд. Последние поезда на радиальных линиях проезжают центральные станции в районе 1:20—1:40. Проезжают они закрытые станции.
Вот здесь возникает вполне логичный вопрос. Почему я не могу уехать из центра домой в 1:30? Поезд идет, но войти на станцию нельзя.
Кто только не писал руководоству метрополитена об этой глупости. Были проекты от общественных организаций, были и жалобы простых пассажиров. Городские проекты тоже неоднократно обращали внимание на эту проблему. Каждый раз нам отвечали, что очень важно закрывать все станции в час ночи, так как «необходимо проводить ремонтные и профилактические работы». Другие метрополитены, кстати, вполне адекватно закрывают станции с уходом последнего поезда. Так, например, работает метро Санкт-Петербурга и Киева.
Нам стало интересно, какие такие важные профилактические работы мешают метрополитену быть удобным для пассажиров? Может быть у московского метро какие-то сильно отличные от Киева или Питера технологии и регламенты? Мы отправили на разные станции наших волонтеров, чтобы они посмотрели, что мешает пускать пассажиров на станции после часу ночи.
Наблюдение южного вестибюля метро «Улица 1905 года» 4 июля 2013г, которое проводила Катя Фефелова:
00:57 — к выходу со станции по эскалатору поднялся полицейский.
01:00 — закрылись кассы, полицейский закрыл двери станции на вход, ушел.
После этого люди спокойно попадают на станцию через двери выхода.
Дежурная у турникетов продолжает находиться на рабочем месте.
01:08 — отключили эскалаторы на спуск, входящие люди спускаются «пешком»
01:13 — пришел работник эскалаторной службы, переключил эскалатор на подъем на другой эскалатор.
01:15 — появился уборщик с ведром и шваброй, зашел в комнату полиции.
01:16 — работник эскалаторной службы очищает от граффити перила неработающего эскалатора (тот, что ранее был на подъем).
Люди продолжают беспрепятственно заходить на станцию через двери выхода.
01:19 — уборщик вышел из комнаты полиции, ушел в другое помещение.
Дежурная по турникетам продолжает находиться на рабочем месте.
01:32 — прошел последний поезд метро, после чего дежурная попросила меня выйти.
01:33 — дежурная по турникетам и полицейский закрыли станцию на выход.
В сумме, после часа ночи на станцию через двери выхода беспрепятственно попало 30-40 человек (это можно проверить по валидациям), из них три пассажира попало на станцию, минуя турникеты, т.е. без билета (дежурная на них никак не реагировала, только на одного безбилетника засвистела).
В целом, в наблюдаемый период на выходе/входе станции было спокойно, никаких противоправных действий, за исключением безбилетного проезда со стороны пассажиров, не наблюдалось. Полиция на входе/выходе со станции присутствовала только при закрытии дверей на вход и выход.
Каких-то специальных процедур, препятствующих попаданию людей на станцию в этот период зафиксировано не было, но и люди входили на станцию беспрепятственно (никто с них взяток за проход не требовал, дежурная по турникетам никак не реагировала на заходящих людей после закрытия входа в вестибюль станции, уборки или каких-то ремонтных работ, которым могли помешать пассажиры, в вестибюле станции не производилось).
В вот наблюдение на станции метро Парк Культуры (единственный вестибюль кольцевой линии, он же южный вестибюль Сокольнической линии, он же переход между этими линиями), проведенное Аркадием Флитманом:
00:50 — Открыты двери на вход и на выход. Работают 1 эскалатор на спуск, 1 на подъем на Кольцевую, 1 на подъем на Сокольническую (на спуск на Сокольническую линию не эскалатор, а просто лестница). Работают турникеты. Работает одна касса. Контролер автоматических пропускных пунктов находится на рабочем месте. Полицейских и других сотрудников на станции нет.
00:51 — Вышел из подсобки с ведрами и шваброй уборщик, ушел в другую подсобку, оставив ведра у входа.
00:56 — Из подсобки вышла сотрудник в жилетке «Служба безопасности» (которая обычно ловит зайцев)
00:58 — С кольцевой поднялся полицейский
00:59 — Полицейский выключил освещение в дверях выхода, закрыл двери на выход кроме двух
01:00 — Прозвенела сирена.
01:01 — Закрылась касса. Полицейский выключил освещение в дверях входа, запер все двери на вход.
01:02 — Уборщик начал мыть пол. Полицейский, закрывавший вход, спускается по эскалатору на кольцевую
01:04 — зайцы (8 человек) входят через выход (загораживая рукой лампочку турникета).
01:05 — еще два зайца
01:06 — останавливается эскалатор на спуск на кольцевую. очевидно, его выключил полицейский, когда доехал до низа. Эскалаторы на подъем — и с Сокольнической, и с кольцевой линии — продолжают работать.
01:10 — еще один заяц через выход. Ссорится с сотрудницей службы безопасности и уходит на Сокольническую. Появляется второй уборщик: уже два уборщика моют швабами пол и тряпками турникеты, поручни, заборчики и т.п.
01:21 — Поднялся с кольцевой механик эскалаторной службы, почистил гребёнки работающих эскалаторов, ушел в подсобное помещение
01:27 — Прошёл последний поезд с пассажирами по Сокольнической линии. Всех идущих с кольцевой теперь не пускают в переход и направляют на выход в город.
01:30 — Поднялся полицейский с Сокольнической линии, остался в вестибюле
01:32 — Вышел из подсобки механик эскалаторной службы
01:36 — Механик эскалаторной службы остановил эскалатор на подъем с Сокольнической линии, после чего ушел в подсобное помещение
01:44 — Прошёл последний поезд с пассажирами по кольцевой линии
01:46 — С кольцевой линии поднялись трое полицейских
01:47 — Наблюдение закончено.
В процессе наблюдения разговаривал с сотрудниками:
— спросил у сотрудника эскалаторной службы, когда выключается эскалатор на подъем с кольцевой.
Он сказал, что по регламенту эскалатор на подъем с кольцевой работает до 02:10, но его обычно не выключают, так как на кольцевую на расстановку позднее прибывают машинисты. Они, оставив поезда, поднимаются наверх (чтобы поспать перед работой), и, поднявшись, выключают за собой эскалаторы.
— обсуждал с сотрудницей службы безопасности и полицейским с радиальной (который поднялся в 01:30) ночные маршруты наземного транспорта и собственно предложение продления входа до последнего поезда.
Сотрудница службы безопасности (немолодая женщина) не особо приняла идею, «если пускать позже, так и выходить до трёх будут, оно мне надо?», — убедить, к сожалению, не смог (что время выхода не удлиняется). Полицейский же (парень лет 20-22) согласился, что какая разница, когда сядет пассажир в один и тот же последний поезд с пассажирами: в 1:03 на «Улице Подбельского» или в 1:27 на «Парке Культуры», и сказал, что предложение разумное, что раньше он о такой идее не задумывался.
Ночные маршруты наземного транспорта оба оценивают положительно (например, хотевшего войти через выход в 01:28 человека не пустили, но рассказали, что он может проехать куда ему надо вот так вот на «Б», а потом пересесть на «Н1» и доехать до туда-то).
А вот отчет со станция метро «Сокол», западный вестибюль, подготовленный Михаилом Сальниковым:
0:55 — Пять минут до официального закрытия. Прибывает много людей, которые бегом спускаются в метро — видимо боятся не успеть до закрытия. Они и не подозревают, что в метро ещё целый час можно спокойно входить.
1:00 — Приходит полицейский. Выходит через выход, подходит к дверям на вход и закрывает их. При этом двери на выход открыты.
1:02 — Кассы закрываются. Производится инкассация автоматов по продаже билетов, после чего автоматы выключают. Дежурный у турникета остаётся на месте.
1:00-1:16 Постоянно ходят поезда, из них выходят люди.
1:11 — Человек беспрепятственно вошёл на станцию через двери на выход.
1:13 — Появляются уборщицы, которые видимо убирают служебные помещения и помещения касс.
1:15 — Появляется уборщик который начинают уборку поломоечной машиной общественного пространства у касс.
1:16 — Уходит, вероятно, последний поезд в центр. С Речного Вокзала он отправился в 0:05 и примерно 10 минут ему следовать до м. «Сокол». Тем не менее с моей позиции не было видно какие поезда приходят/уходят. Дежурная у турникетов остаётся на месте.
1:19 — Уборщик моет машиной общественное пространство от касс до турникетов (где должны идти люди на вход)
1:26 — Уборщик моет машиной путь от турникетов до касс (путь на выход из метро). Прибывающие пассажиры идут по свежепомытому полу, который ещё мокрый.
1:27 — поезд
1:30 — поезд
1:32 — поезд
1:33 — поезд. вышло очень много людей (человек 20-30).
1:36 — уборщик с машиной начал мыть за турникетами
1:41 — поезд
1:42 — поезд. опять довольно много людей выходит.
1:46 — пьяный человек вошёл в двери на выход и пытается попасть в метро через турникеты на выход (турникеты с пластиковыми перегородками). через какое-то время ему это удаётся (он просто продавливает перегородки). дежурная не реагирует.
1:52 — поезд. опять много людей вышло.
1:54 — поезд
1:56 — поезд
1:57 — поезд. вышло очень много людей.
1:59 — метро закрывается. идёт полицейский и ещё какой-то человек. они провожают какого-то пьяного мужчину на выход. тем временем лестница на выход моется из шланга, по ней буквально водопад. выходить опасно. Двери на выход закрыл молодой человек в штатском.
2:00 — Наблюдение завершено. Метро окончательно закрыто. Дежурная и другие сотрудники видимо покинули станцию через другой вестибюль или так остались внутри.
На станцию за всё время наблюдений вошло через двери на выход 2 человека, хотя для этого не было никаких препятствий. Вплоть до 1:16 можно было уехать в центр. В область можно было уехать практически до полного закрытия станции в 1:59.
После закрытия дверей на выход велась уборка, но так как через станцию постоянно проходили пассажиры, идущие на выход с пришедших поездов, нельзя сказать, что входящие пассажиры могли помешать уборке. По крайней мере, не больше, чем выходящие, наличие которых должно быть учтено в плане по обслуживанию станций.
Как видно, ничто не мешает работать станциям до последнего поезда, а не до часа ночи. Закрывать все станции в одно время на вход — очевидная глупость. Это признают в неофициальных разговорах даже сотрудники метрополитена. Никто не понимает, почему это сделано.
Конечно, каждая станция должна закрываться с уходом последнего поезда.
На каждой станции должен висеть нормальный плакат, информирующий пассажиров о реальном времени работы метро:
Дизайн: Илья Бирман
Десять простых вопросов о московском метро
Первого марта 2023 года в Москве торжественно запустили Большую кольцевую линию метро. И теперь схема московского метро может озадачить любого туриста: на ней больше 250 станций и 15 линий.
Существуют одноименные и разноименные станции пересадок. Помимо этого, в ближнее Подмосковье ездят поезда наземного метро — Московских центральных диаметров. А есть еще традиционная кольцевая ветка. Целый подземный город, где впору растеряться даже коренному москвичу. «СОЮЗ» составил памятку пассажиру московской подземки.
1. Во сколько открывается и закрывается метро? До какого времени можно сделать пересадку?
Все станции столичного метро открыты для входа и пересадки с одной линии на другую ежедневно с 5 часов 30 минут утра до 1 часа ночи. На иные станции можно попасть даже раньше — например, «Комсомольская» Сокольнической линии открывает двери уже в 5.20, поскольку там раньше проходит первый поезд. А последние поезда отправляются с конечных станций всех линий в 1.03 ночи. Так что фактически метро перевозит поздних пассажиров до двух часов ночи. В целом правило простое — нужно попасть на свою ветку до 1 часа ночи.
2. Ходит ли метро до столичных аэропортов? Разрешено ли провозить с собой чемоданы и животных?
Парадокс: в московской подземке есть станция «Аэропорт», но на самом деле добраться в авиагавани на метро нельзя. Эта станция находится в одноименном районе Москвы, рядом с центром города. Когда-то неподалеку от нее и правда находились аэропорт и аэровокзал, но их давно закрыли. Правда, в этом году должна открыться станция «Аэропорт Внуково» — она станет первой станцией метро в столичном одноименном аэропорту. Пока же из аэропортов в центр города ездят аэроэкспрессы — комфортные наземные поезда.
За стандартный чемодан денег в метро с вас не возьмут, пройти с ним можно через турникет для пассажиров с багажом — там более широкие створки. По правилам метро оплачивать нужно багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте находится в пределах от 121 см до 150 см — за одно место такого груза возьмут 62 рубля. Животных перевозить можно только в клетке или переноске, причем если ее размер укладывается в вышеприведенные параметры багажа, то нужно оплатить провоз одного места багажа. Если сумма измерений больше 150 см, то такой багаж перевозить нельзя из-за громоздкости. Длинномерные предметы (например, лыжи) не должны быть длиннее 220 см.
3. Сколько сейчас стоит проезд и как выгоднее перемещаться?
Если вы хотите прокатиться на метро 1-2 раза, то можно купить билет «Единый» — это бумажная карточка, которую нужно приложить к валидатору у турникетов. Одна поездка обойдется в 62 рубля, две — в 124. Если планируете ездить больше, то есть смысл купить пластиковую карту «Тройка» — на нее можно положить деньги и пользоваться ей как электронным кошельком. Тогда одна поездка на метро будет стоить 50 рублей. Сама карта обойдется в 80 рублей, но эти деньги вернут при возврате ее в кассу. Пересадки в метро бесплатные. Подробнее можно узнать на сайте: mosmetro.ru.
4. Требуется ли специальное разрешение на фотосъемку в московской подземке?
Для профессиональной фото- и видеосъемки нужно получать разрешение администрации метро, на этот счет существует отдельный регламент. Но пассажиры часто снимают на телефоны интерьеры станций, поезда и т.д. Никто в таком случае за руки не хватает. Главное — не мешать другим пассажирам.
5. Схему метрополитена часто изображают в форме двух сердец. Что они означают?
Этот символ стал особенно популярен после того, как 1 марта этого года было запущено движение по всем станциям Большой кольцевой линии метро (БКЛ). Собственно, два сердца символизируют БКЛ и еще одно кольцо — Московское центральное (МЦК). Его запустили в 2016 году — формально это часть метро, но поезда там ходят по земле.
6. Что представляет собой открывшаяся БКЛ?
БКЛ — это новая кольцевая линия московской подземки с 31 станцией. Крупнейшее в мире метрокольцо протяженностью 70 километров — до его открытия лидером была Вторая кольцевая линия Пекинского метро (57 км). На строительство ушло 11 лет. Главная цель БКЛ — сократить время на дорогу. Дело в том, что старая Кольцевая линия метро расположена близко к центру города. И раньше пассажирам часто приходилось ехать с окраин в центр, чтобы сделать пересадку и поехать в соседнюю окраину. Ближе пересадок просто не было. БКЛ во многом решает эту проблему — сокращает бессмысленные перепробеги и время в пути. Кроме того, она просто дает больше возможностей и вариантов поездок, а некоторые ее станции открылись там, где метро раньше в пешей доступности не было в принципе.
Более сорока станций московской подземки — объекты культурного наследия, и туда даже водят экскурсии. Все они были построены до конца 1950-х годов.
7. Каково в среднем нахождение пассажира под землей? Работают ли там кафе и туалеты?
Московским метро каждый день пользуются миллионы людей, и у каждого своя продолжительность пути. Кстати, Московскому метро посвящают песни! И в одном из хитов за авторством Валерия Сюткина есть фраза, что девять станций по прямой поезд идет ровно 42 минуты.
Туалеты в подземке есть, обычно они стоят в переходах между станциями — модули легко узнать по светящимся табло. Посещение стоит 69 рублей, оплатить можно картой «Тройка» или банковской карточкой. Кафе и магазинов в метро нет, как и урн. В целях безопасности их не размещают в подземках многих стран — в урнах можно спрятать взрывное устройство.
8. Есть ли станции, на которые водят экскурсии?
Больше 40 станций столичной подземки — объекты культурного наследия. В первую очередь это касается станций, построенных до конца 1950-х годов. Архитектуру «Комсомольской», например, называют апофеозом сталинского ампира — станцию задумывали как своеобразные ворота Москвы, ведь она расположена возле трех вокзалов. Ее потолок украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. А «Белорусская» Кольцевой линии оформлена в белорусском стиле — на потолке, например, орнамент в виде венков и колосьев. Мозаичные панно рассказывают о жизни белорусского народа. На соседней «Белорусской» Замоскворецкой линии стоит скульптура «Белорусские партизаны».
9. Разрешена ли в Московском метро торговля, выступают ли там музыканты?
Торговля разрешена, только не на станциях, а в подземных переходах возле них — там продают хоть кофе, хоть одежду. Речь, конечно, о легальной торговле — мини-магазины и кафе работают в стеклянных павильонах, построенных в переходах. Выступают в подземке и музыканты — для этого устроены отдельные площадки, а артистов выбирают во время прослушиваний. Расписание выступлений можно найти на сайте: music.mosmetro.ru.
10. Правда ли, что среди машинистов поездов метро есть женщины?
Правда. В столичной подземке работают около 20 женщин-машинистов и около десятка помощников машиниста. Из списка запретных для женщин профессий ее исключили в 2021 году, так что управлять составами девушки будут все чаще. В целом же в Московском метро почти 40% персонала — женщины.