Отдых в вырытой Яме на Хохловской площади
В Москве размещено 144 площади и называются они преимущественно в честь советских академиков или в честь какой-нибудь из годовщин эпохи СССР, просто по названию улиц и мест, на которых площади находятся или так, как придумали давным-давно основатели столицы.
Из ситуации нужно выходить и придумывать площадям современные названия, цепляющие нежные ушки московской молодёжи. Благо ни русский язык, ни урбанистика не стоят на месте и даже ладят друг с другом: в 21 веке площади могут быть не только плоскими или брусчатыми, но даже ямами. Так и называется площадь, которой посвящён этот материал.
Яма — неофициальное название Хохловской площади в конце Покровского бульвара. Пространство представляет собой археологический парк-амфитеатр, который создали на месте запружённого котлована. Площадь открылась осенью 2017 года. Над обустройством площадки работала КБ Стрелка. Далия Сафиуллина, партнёр КБ Стрелка в интервью для The Village говорит, что изначально целевой аудиторией проекта были студенты ВШЭ, так как рядом находятся общежития университета.
Однако Яма стала популярным местом отдыха и у других москвичей: она активно используется для занятий йогой по утрам, для выступлений уличных музыкантов, для тех, кто просто хочет посидеть и отдохнуть в самом центре Москвы с книгой или без.
В неофициальном Инстаграм-аккаунте Ямы @yamamoscow собрано несколько историй людей, приходящих сюда с самыми разными целями: психолог наблюдает за другими отдыхающими, а в другой день девушка празднует свой день рождения. Также в пространстве проходят акции и мероприятия, например, обмен одеждой.
Кроме досуговой ценности, Яма имеет и историческую значимость: одна из стен амфитеатра — единственный сохранившийся остался участок Белогородской стены. Эта стена служила защитным сооружением в XVI веке, когда Кремлёвской и Китайгородской стен было уже недостаточно. Сооружение разобрали в XVIII веке, во время правления Екатерины II и фрагмент, оставшийся в Яме, считается историческим памятником.
С другой стороны, Яму можно назвать и антиисторическим памятником, так как она входит в контраст со спальными районами Москвы, напоминающими муравейники с окошками. Панельки хранят в себе память об эпохе Хрущёва, когда необходимо было построить много-много домов, и когда было неважно, как будут проводить время москвичи — главное, чтоб были стены. Амфитеатр находится далеко от плотной жилой застройки, так что здесь можно забыть о видах спальных районов. А это хорошо и для посетителей Ямы, и для жителей домов: ни те, ни другие не мешают друг другу отдыхать.
Даже несмотря на то, что рядом с площадкой расположено множество кафе и ресторанов, её посетители ценят возможность посидеть, попить и поесть именно на скамьях амфитеатра. Он создан максимально просто, поэтому там хочется находиться и радоваться весне, лету, ранней осени или просто радоваться жизни. Из-за этого Яма так и полюбилась многим москвичам.
Подлинная история «Ямы»
Этим летом амфитеатр на Покровском бульваре из заурядного последствия московской реновации превратился в один из главных источников столичных новостей и очаг непрекращающегося восстания. В «Яме» проходят выставки, лекции, фруктовые свопы и постоянные попойки. Одни строят на стене Белого города свой небольшой медиабизнес, другие хотят её закрыть, а третьи следуют примеру Тесака и в компании московского ОМОНа пытаются то ли всех разогнать, то ли сделать себе имя на массовых драках. По просьбе самиздата исследователь городских социальных коммуникаций Ольга Пичугина объясняет, как «Яма» открыла портал в мир Старой Москвы, где Чистые пруды всё ещё называются Поганой лужей, а останки древней крепости помнят пыточные подвалы Малюты Скуратова и концлагерь в стенах Ивановского монастыря.
В летнюю пятницу, стоило хорошей погоде раскинуться, наконец, на бульварах города, жители Ивановской горки и улицы Покровки замирали в ужасе. «Может быть, всё-таки дождь. » — с надеждой думали они, глядя в безоблачное небо.
На Хохловскую площадь на Покровской бульваре меж тем стекался народ. Студенты, туристы, местные алкаши и районные депутаты рассаживались на огромных ступенях, уходящих амфитеатром вниз к остатку стены Белого Города, древней Москвы. Старинная кладка, похожая на ряд выступающих из земли гигантских зубов, использовалась посетителями как фон для выставки пустых бутылок. Для стороннего наблюдателя, стоящего на краю амфитеатра, бутылки складывались в надпись «Лев хуйло».
Народ всё прибывал. Полифонический гул разговоров, музыки, смеха, слёз и звона бутылок взлетал вверх и направлялся прямиком в открытые окна жителей окрестных домов. С их балконов под вечер публика на площади смешалась с тенями и окончательно превратилась в одно неразличимое нечто, изрыгающее перегар и ругань, пьющее и ссущее где пожелает. Чудовище, живущее в «Яме». Монстр с Ивановской горки.
На углу Колпачного переулка и Покровского бульвара стояли хранители окрестностей — Шаман и Ольга Владимировна — и привычно наблюдали за происходящим.
Пробуждение
В середине нулевых на Хохловской площади начали строительство. «Яма» должна была стать подземной парковкой, но строительная свая упёрлась в останки Белого города, проект заморозили, и котлован много лет простоял под зелёной сеткой. В 2016 году на «Активном гражданине» выбрали проект реконструкции места — и так здесь появился амфитеатр. Широкие ступени, безликое серое пространство, которое, очевидно, должны были наполнить энергией посетители.
Амфитеатр не пользовался особенной популярностью вплоть до лета 2018, когда в столице проходил финал чемпионата мира по футболу: «Россия на удивление прошла в чемпионате дальше, чем все ожидали, и бары в центре были забиты, — рассказывает журналист Виктор Булгаков, один из ведущих инстаграм-аккаунта yamamoscow, насчитывающего сегодня около двадцати тысяч подписчиков. — Собравшись как-то раз на просмотр одного из матчей в „Сосне и липе“, мы поняли, что там слишком тесно, и вышли искать другое место, пока не забрели в „Яму“. Пустое огромное пространство, где только пару человек сидели и ели пиццу. Мы тоже сели, посмотрели футбол и разошлись. Следующие несколько дней мы стабильно приходили нашей компанией туда и проводили там вечера, выпивали и веселились».
Виктор затрудняется назвать тот момент, когда и как именно в их компании это место стали называть именно «Ямой», и сам объясняет, что так просто короче и удобней, чем «Стена на Хохловской площади», особенно если ты нетрезв. Однако точно можно сказать, что в июне 2018 года, когда в инстаграме появился одноимённый аккаунт, этот эпитет уже был в ходу.
«Девочки из нашей компании решили, что пора собирать все смешные моменты, происходящие в „Яме“, в одном месте, и создали аккаунт @yamamoscow в инстаграме для друзей и знакомых. Он всем очень сильно зашёл, и „Яму“ постоянно отмечали в сториз, чтоб мы выложили это к себе, и тогда мы поняли, что в этом есть свой потенциал. Вскоре в „Яме“ произошла драка с участием нашего знакомого Дани, и мы использовали его фотографию с разбитым лицом для листовок. Затем сделали небольшой стенд с доской и маркером, на котором все желающие могли что-то написать, и это был переломный момент. Стенд полностью исписали за пару часов и несколько раз пытались спиздить. Но мы этих людей прогоняли».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Вскоре после запуска аккаунта к компании, состоявшей из Виктора Булгакова, Ани Аристарховой, Даши Честь, Варвары Койфман и Жени Островской, присоединился Дмитрий Койфман, и с тех пор костяк проекта оставался неизменным. Друзья вели ежедневную хронику жизни «Ямы», и свою первую тысячу подписчиков yamamoscow набрала за месяц. К хозяевам аккаунта стали обращаться для совместного проведения некоммерческих мероприятий, выставок, публичных лекций и свопов, а тем же летом проект впервые заработал на рекламе мобильного оператора Tele2, продвигавшего свои мероприятия в амфитеатре через соцсети.
К осени 2018 проект набрал порядка 2000 подписчиков и вышел на плато — зимой в «Яме» никто не собирался и проект не рос. Но его основатели уже стали строить планы на 2019 год:
«Весной мы решили сделать официальное открытие сезона yamamoscow, — рассказывает Виктор. — Мы приехали под музыку из „Бригады“ на лимузине, вышли по ковровой дорожке, сделали фотостену, угощали всех шампанским и канапешками с сыром и виноградом, включали музыку громко и танцевали в самом центре. Тогда больше ста человек пришли посмотреть именно на наш перформанс, и тогда же в „Яму“ начала ходить полиция, но в тот день они почему-то никого не трогали. В тот момент мы поняли, что это охеренно — делать подобные крупные штуки для народа за свои деньги и своими силами, а зарабатывать на коммерческих проектах типа той истории с Tele2, когда они предложили нам прорекламировать свой временный павильон в „Яме“.
Мы сделали открытый урок рисования, утро йоги, бесплатную раздачу сидра и всякие такие ништяки. Всем нравилось, все довольны, подписчики растут, жильцы очень редко, но пишут нам в аккаунт, что мы должны следить за людьми, чтоб не мусорили и не орали. Мы старались и призывали народ к этому».
С того момента жизнь на Хохловской площади только набирала обороты. За лето количество подписчиков в соцсетях выросло на порядок, окрестные кафе организовали в «Яму» бесплатную доставку, замшелый «Дикси» на Покровке, 17 делал огромную выручку на продаже дешёвого вина и пива. В «Яме» договаривались, покупали, свопились, а с недавних пор, говорят, стали продавать плёночные фотоаппараты.
Пока жители окружающих площадь домов думали, как бы устроить на месте «Ямы» пруд и запустить в него крокодилов, пока священник по утрам читал прохожим проповеди, а городские власти ставили временные заграждения, амфитеатр на Покровском бульваре стремительно превращался в единственное в городе место, где можно быть кем угодно и делать всё что ты захочешь. Впрочем, на Ивановской горке это уже когда-то было.
Журналист и писатель Владимир Гиляровский создал бренд Ивановской горки ещё в начале ХХ века, и эта репутация живёт, словно нет никаких джентрификаций и урбанизма. Как ни стараются девелоперы превратить район в километре от Кремля в оазис высокой культуры быта, ничего не получается: достопримечательное место Хитровка на Ивановской горке и окрестности остаются центром скопления московских маргиналов.
Генерал-майор Николай Хитрово после пожара 1812 года собирался устроить здесь сад и подарить городу, но после его смерти на месте палисадов выросли рынок и трактиры — новый владелец Хитровки так завершил её благоустройство.
После отмены крепостного права народ хлынул в Москву. На Хитровке можно было найти подработку, купить, продать, переночевать, выпить, снять, украсть. Место кипело, бурлило, гудело. Власть всячески пыталась бороться с Хитровкой, но, конечно, ничего не вышло: народу Хитровка была нужна, и народ своё право на неё защищал. Здесь, как и сегодня в «Яме», не было борьбы сословий, классовых споров. Бывшие дворяне и крестьяне варились в одном котле. В архивной брошюре «О некоторых условиях жизни населения Хитрова рынка» конца XIX века сказано о 35 чиновниках, дворянах и одной баронессе, соседствующих на нарах с вчерашними зеками и крестьянами.
Гиляровский смаковал подробности грязной Хитровки и стал для неё чем-то вроде евангелиста. К нему за консультацией обращались Станиславский и Немирович-Данченко при подготовке спектакля по пьесе Горького «На дне». Правда, во время экскурсии по Хитровке одному из режиссёров чуть не разбили голову бутылкой, но премьера прошла с успехом.
Советская власть поступила с Хитровкой жестоко: закатала рынок бульдозером, устроила площадь, поставила пивные автоматы и разбила сквер. Однако местные жители вспоминают, что в 70-х и 80-х жить на Горке и в окрестностях было страшновато. На закате СССР местность кишела стариками, детей почти не было; ожидающие своих поездов на Курском вокзале, до которого минут пятнадцать пешком, и приезжие коротали время в районе. Местные вспоминают и сумасшедших паломников около Ивановского монастыря, нищих и юродивых.
Ивановская горка всегда будто притягивала то, от чего хочется закрыть глаза и отстраниться. Своей известностью Хитровка затмила другие события, происходящие здесь в разные эпохи. Многие связаны с Ивановским монастырём, который и дал название месту. Ранее Ивановская горка называлась кулишками, что означает, по одной версии, болото, по другой — пустырь после вырубки леса.Поговаривают, ночами у стен храма до сих пор можно услышать плач княжны Таракановой — монахини Досифеи, выдавшей себя за дочь императрицы Елизаветы II и Разумовского. Знаменитая психопатка Салтычиха, забившая до смерти своих крестьян, тоже отбывала наказание в Ивановском.
В конце XIX века монастырь получил крупную сумму на реконструкцию, по плану здесь должна была появится «маленькая Флоренция». Но Горка была против. Пока разрабатывали план реконструкции, грянула Первая мировая война, а затем случился 1917 год. После революции бо́льшую часть территории Ивановского монастыря передали отделу принудительных работ НКВД и преобразовали в Исправдом — концлагерь. Заключённых затаскивали в лагерь через Святые Ворота. После войны здесь также находилась тюрьма, и почти до 90-х бо́льшая часть территории монастыря была в ведомстве МВД, что, правда, никак не отразилось на благополучии района.
Ещё одна местная достопримечательность — подземная речка Рачка, проистекающая из водоёма, который когда-то назывался Поганая лужа. Теперь это Чистые пруды. Лужа никуда не делась, просто когда-то администрация города решила, что ничего поганого в центре города быть не может, а могут быть только Чистые пруды. Летом по утрам в них плавают бомжи, а вечером — дрессированная нутрия.
Разливавшуюся в дожди Рачку долго ловили в подземные трубы, но она всё равно успела разрушить колокольню Храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот в XVIII веке. «На Грязях» — это про Рачку. Она учиняла смрад везде, где оказывалась. С первым проектом трубы для заточения Рачки ничего не вышло — и пришлось построить деревянный мост. Рачка его, конечно, снесла. Но в конце концов её всё-таки отловили и заперли в коллекторе. Но каждый раз, когда тучи над Горкой и проливались дождями, Рачка просыпалась. «Наша Рачка-истеричка!» — говорили местные и готовились ходить по колено в воде. Программа «Моя улица» вроде бы её одолела, но отчего-то кажется, что это ненадолго.
Местные очень ревностно относятся к тому, что Ивановскую горку часто путают с Китай-городом из-за станции метро. Китай-город — это Зарядье, Никольская, Ильинка, Варварка. Смежный район, но полный антипод Горки. Китай-город — это сверкающий туристический рай, парящий мост. Китайгородские спешат не бухать в «Яму», а с работы в правительственных учреждениях домой, чтобы утром снова вернуться в безупречный мир бюрократии на Новой площади. Горка же — отражение Китай-города в кривом зеркале. Однако местные видят в ней «живую жизнь» и очень гордятся, что район не стал элитным, в отличие от Патриарших и «золотой мили» Пречистенки.
Главные борцы с джентрификацией местности — кулишкинский шаман и Ольга Владимировна. Ольга Владимировна выросла на Ивановской горке и считает, что сыграла огромную роль в становлении её враждебной независимости. Человек, который сам себя называет шаманом, в реальности — финансовый юрист Дмитрий, в определённых кругах известный как участник пяти сезонов «Что? Где? Когда?» Ему около сорока, он живёт в соседнем с «Ямой» переулке, всегда ходит в цилиндре, клетчатом пиджаке и с тростью. Поговаривают, учился в Лондоне. Его знают все местные жители, и хотя он не старожил Горки, по переезде сразу заработал репутацию местного трикстера и стал наводить порядок.
Методы у Ольги Владимировны и шамана Дмитрия разные, но суть одна: дать району жить так, как он живёт, и ничего, что иногда приходится мириться с зассанными стенами и ночными барами. Желание контролировать Горку и дать ей быть самой собой порождают у шамана довольно парадоксальные суждения:
«Объяснить ямским хипстерам — не проблема. Надо просто адекватный наряд полиции. Делающий замечания и предлагающий желающим кутежа удалиться. И вяжущий только тех, кто не выполняет законных требований», — говорит шаман.
На вопрос, реально ли это в принципе, он отвечает: «Значит, мы снова будем пионерами. Придумали Горку, „Яму“, придумаем и новую парковую полицию с человеческим лицом. Надо начинать мечтать конкретнее. Место у нас такое — желания исполняются, мечты сбываются!»
Ольга Владимировна выгуливает в парке «Горка» в Спасоглинищевском переулке белого и пушистого, словно облако, пса. Парк она придумала и добилась его создания именно для этого. А ещё для того, чтоб сажать розы. Поэтому местные иногда зовут её Цветочной феей.
Парк «Горка» — предшественник «Ямы». Десять лет назад между Спасоглинищевским переулком и улицей Забелина образовался пустырь. Земля была ничьей, и всё время кто-то на неё покушался. Ольга Владимировна смотрела на этот пустырь из окна своего дома на Большом Спасоглинищевском и думала: «Здесь нужен парк». Они с подругой из соседнего дома начали собирать информацию и выяснили, что эта территория — природоохранная зона и входит в общую концепцию улицы. Под предводительством Ольги Владимировны местные жители объединились и стали действовать. Вскоре появился парк с названием «Горка». В нём быстро осели окрестные подростки, студенты и алкаши. «Горка» на время даже успела засветиться в заголовках СМИ: мол, из парка сделали клоаку. Но Ольга Владимировна устраивала дежурства, общалась с посетителями и полицией. Ненадолго воцарилась тишина, но потом появилась «Яма».
Шаман Дмитрий закрывать «Яму» не хочет. «Яма» ему нравится. Он знает: она на своём месте. Для её же блага он думает, как бы её чуть-чуть утихомирить. Цветочная фея Ольга Владимировна говорит, что нужно самим создать условия для добра, и тогда всё будет хорошо. Кто знает, может быть, она и права.
Чудовище выходит на улицы города
Тем временем за прошедший сезон растущая популярность «Ямы» среди городских маргиналов получила неожиданное продолжение в лице Михаила Лазутина, взявшего прозвище Лев в честь собственного знака зодиака.
«Отлично помню этот день, — вспоминает Виктор Булгаков. — Пятничный вечер, в „Яме“ полная посадка. И начинаются какие-то крики, смех, ор, народ резко встаёт, и мы видим „Льва против“. У меня первый его приход и второй смешались в единое целое, это были разные пятницы, но помню, что это был самый пиздец: перцовые баллончики, первые задержания, драки, все то бегают от него, то ходят за ним.
Это стало каким-то переломным моментом в истории „Ямы“. На протяжении пяти недель каждую пятницу в 21:00 мы все после работы ехали в „Яму“ и ждали его, и он, конечно, приходил. Каждый раз он был всё более подготовлен, каждый раз приводил всё больше людей. Сначала он был с командой, потом с полицией просто, которая выносила всем предупреждения, а потом с ОМОНом, который хватал рандомных людей и увозил. Пять недель это было интересно, а потом все забили на Льва и стали бояться только полицию. Он приходил — все убегали и ждали, когда он уедет вместе со своими пациками.
Дальше произошла ситуация с отравлениями фантой, мы слышали об этом один раз в директе нашем, но там парень не вдавался в подробности, и мы не обратили внимания. А потом это коснулось нашей подруги Людмилы Чижовой — и началось. Мы через „Яму“ начали искать людей, которых отравили, и откликнувшихся было столько, что мы по нескольку часов в день обрабатывали эти истории. Андрей Яковлев [журналист The Village] их складывал воедино, и в итоге „Яма“ стала таким большим помощником в задержании человека, который отравил больше двадцати пяти человек.
Ещё за август-сентябрь мы сделали там первую костюмированную собачью вечеринку „Пёси Пати“, и это было самое доброе мероприятие лета, а потом ребята из Stand-Up Club #1 устроили в „Яме“ „прожарку“ „Льва против“, на которую он, правда, не пришёл.
Сейчас там стоят автозаки почти каждые выходные, народу становится меньше и холодает, ну а мы постепенно готовимся к официальному закрытию сезона».
Когда в московском правительстве решили огородить «Яму» специальными заборами, она тут же материализовалась чуть ближе к Китай-городу у Политехнического музея. И ещё немного — на Маросейке, 13, где во дворе стоит алая руина. На лавочках и широких ступенях всё так же спят бомжи, а молодые люди рядом галдят, пьют и слушают музыку.
Детёныши «Ямы» живут во всех районах столицы годами, десятилетиями. «Ямы» появляются в дорогих и дешёвых ночных клубах, у торговых центров, в захудалых кафе, у метро. С ними безуспешно борются местные «шаманы» и «феи», а они, как грибы после дождя, растут и растут. Может быть, именно в «Яме» и кроется настоящая Москва.
«Подошел мент и начал говорить, что тут не столовая»: что происходит в «Яме» на Хохловке
«Афиша Daily» поговорила с тремя создателями инстаграм-аккаунта @yamamoscow — о популярности, рейдах «Льва против», проблемах с законом и будущих планах дерзкого амфитеатра на Хохловской площади. Своим мнениям о соседстве с «Ямой» также делятся местные жители и предприниматели.
Что такое «Яма»
— Амфитеатр на Хохловской площади открылся в 2017 году в рамках кураторской программы «Моя улица» от КБ «Стрелка». Его построили вокруг фрагмента Белогородской стены — единственной сохранившейся в Москве части оборонительного сооружения XVI века. В XVIII веке ее снесли, а на ее месте заложили Бульварное кольцо. В начале 2000-х на месте площади хотели сделать автостоянку, но в 2007 году при раскопках обнаружили фундамент стены Белого города.
Подробности по теме
«Яму» на Хохловке обнесут трехметровым забором ко Дню города
— «Яма» — народное название Хохловской площади на Покровском бульваре. Оно появилось после того, как шестеро друзей — Даша Честь, Виктор Булгаков, Варвара и Митя Койфман, Женя Островская и Аня Аристархова — создали инстаграм @yamamoscow. Сегодня у него уже почти 15 тыс. подписчиков, а из уст студентов «Вышки», посетителей «Зинзивера» и Pinsa Maestrello часто можно услышать «Го тусить в «Яму!»
— За год с основания инстаграм-аккаунта (это случилось в июле 2018-го. — Прим. ред.) «Яма» превратилась из спокойного общественного пространства в центр притяжения несовершеннолетних, приходящих сюда выпить. Местные жители стали жаловаться на исходящий из амфитеатра шум, а заведения, расположенные поблизости, — на невозможность нормально работать и неспособность полиции совладать с потоком молодежи.
Если вам лень читать, посмотрите наш видеорепортаж о создателях «Ямы» — с рассказом от первого лица
Как она появилась
Мы начали приходить сюда прошлым летом. В один день подумали, что будет смешно сделать инстаграм этого места. Сразу же сделали и начали выкладывать туда фото людей, которые сидели в «Яме». А потом пошли гулять по улицам и говорили всем, чтобы они подписывались на наш аккаунт. И потом еще немного пропиарили его: сделали листовки с разбитым лицом нашего друга, который дрался в «Яме»; в выходной, когда тут был аншлаг, мы их раздали, и на нас подписались около 500 человек. Люди отмечали в своих историях @yamamoscow, и все просекли, что это классное место.
В тот же день мы установили в амфитеатре магнитно-маркерную доску и прикрепили к ней фломастер, чтобы люди могли на ней что‑то писать. Подумали, что надо делать какие‑то интерактивы, чтобы людям было здесь нескучно. Не знаем, зачем мы это все делаем — наверное, просто потому, что это весело .
Создатели @yamamoscow — Даша Честь, Митя и Варвара Койфман
Раньше, когда это место еще не было «Ямой», тут было не так много людей. Но из‑за чемпионата мира по футболу сюда все приходили просто пить, потому что здесь никогда не было полиции. В этом году эта тенденция продолжилась — наверное, и благодаря нашему инстаграму. Сейчас полицейские, конечно, приезжают, но почему‑то очень редко кого‑либо забирают. И люди приходят все чаще, потому что их друзья в инстаграме тегают «Яму».
Торжественное открытие с лимузином и шампанским
Самое большое мероприятие мы провели 6 апреля — это было открытие «Ямы». Сделали огромный баннер из досок, где нарисовали двух человечков — Лоха и Крутого, арендовали лимузин; еле-еле наскребли денег, но зато вышло все эпично! Торжественное открытие было назначено на 19 часов, но мы решили начать немного раньше, потому что в тот день было очень много народа, в том числе школьников. В один момент приехали полицейские, и за 30 секунд все несовершеннолетние испарились. Автозак постоял-постоял и уехал, и через пять минут «Яма» вновь заполнилась школьниками. Так повторялось три раза.
В 19 часов началась церемония открытия: мы приехали на лимузине, расстелили красную дорожку и вышли в пышных платьях и пиджаках. Наша аудитория была просто в шоке: мы разносили шампанское и сыр, все было как на «Оскаре» . В этом время к «Яме» опять приехала полиция — и тоже офигела: сотрудники постояли, посмотрели и уехали. Видимо, поняли, что мы культурные.
Подробности по теме
Что нам делать с пустотой: идеи для Хохловской площади
Почему решили окультуривать «Яму»
В какой‑то момент у «Ямы» сложился не очень хороший имидж: люди думают, что сюда приходят только школьники-неформалы, чтобы побухать. А мы, на самом деле, не такие, поэтому решили окультуривать это место.
Недавно у нас проходили бесплатные мастер-классы по тату и рисованию, до этого мы устраивали своп фруктов на одежду и бесплатную дегустацию сидра. А еще думаем о том, чтобы провести здесь концерт наших друзей, рэперов «555тракс555», но мы вряд ли будем это с кем‑то согласовывать.
Недавно у «Ямы» появился амбассадор — актер Андрей Гайдулян, известный по ролям в сериалах «Универ» и «Сашатаня» . Какое‑то время Митя Койфман работал оператором на ТНТ — там они и познакомились. Несколько месяцев назад Гайдулян открыл недалеко от «Ямы» свою пиццерию. Спросил, не можем ли мы помочь ему с рекламой. Наша команда сделала ему крутой проморолик, за что в его заведении по промокоду «Ямакруто» все лето будет работать скидка.
Иногда к нам приходят знаменитости. Мы видели Сюзанну, «Мальбэк», Ic3Peak, около года назад заглядывала футболистка Надя Карпова. После «Льва» в «Яму» пришел Илья Варламов, чтобы респектануть нам за храбрость.
После визита в «Яму» Варламов выпустил видео, в котором блогер жестко осуждает действия активистов «Льва против»
О полиции и «Льве против»
У нас есть теория, что полиция начала приезжать в «Яму» после многочисленных рейдов в парке «Горка». Раньше местные жители постоянно вызывали правоохранительные органы, но сотрудники в ответ на просьбу приехать и разобраться говорили, что там слишком много людей и поделать с этим они ничего не могут.
Недавно в парке устроили большой концерт без согласования. Пришло огромное количество школьников, многие были пьяными. Кто‑то пошел в «Ароматный мир», избил охранника и вынес оттуда алкоголь. После приехали автозаки: кто‑то испугался, поэтому многие ребята начали приходить в «Яму».
Некоторые действительно ведут себя очень дико, поэтому полиция и приезжает. Но обычно это делается, чтобы припугнуть и объяснить, что здесь нельзя употреблять алкоголь. Только две недели назад забрали человек восемь за распитие. Хотя было и такое, что двух мужиков забрали просто из‑за того, что они тут ели. Подошел мент и начал говорить, что тут не столовая, а общественное место, где нельзя есть .
А в июне в «Яму» с рейдами начал ходить «Лев против». Михаил Лазутин (руководитель движения. — Прим. ред.) и несколько бугаев ходят от одного края амфитеатра до другого, агрессивно требуя не распивать алкоголь и даже вырывая его из рук наших посетителей. В один момент все вышло из‑под контроля, и началась потасовка с перцовыми баллончиками. Активисты «Льва», словно обезумевшие, брызгали ими в глаза всем людям, которые к ним подходили. Нам тоже досталось, а кто‑то даже нарвался на драку.
Конечно, посетителям «Ямы» такое поведение чужаков не понравилось, и уже через 20 секунд в «Льва» полетели бутылки с верха амфитеатра. Тогда все очень быстро разбежались по краям «Ямы», потому что находиться на Хохловке было невозможно из‑за перца в воздухе. В какой‑то момент Лазутин докопался до мотоциклиста — в него очень много раз брызнули перцем. «Лев» запрыгнул на него, прижал к земле и стал дожидаться полицию, которая долго не приезжала . Это все просто полнейшая дичь. От таких методов устранения алкоголя страдают люди — в тот вечер таких было около 15 человек.
Активисты «Льва против» применяют силу к невинным людям, которые не сделали ничего плохого. Никакими «благими целями» такое поведение оправдать нельзя.
Один из последних рейдов «Льва против». Депутат Басманного района Виктор Котов обратился в прокуратуру с просьбой проверить деятельность движения
О будущем «Ямы»
Мы не можем контролировать то, что тут происходит. Местные жители постоянно пишут и жалуются нам в инстаграм — мы их часто блокируем . Самое смешное, что люди думают, что «Яму» организовываем мы — устраиваем все эти беспорядки и за все здесь отвечаем, — а мы всего лишь завели для нее инстаграм.
Сейчас мы думаем о том, чтобы написать в управу и попросить, чтобы здесь установили побольше мусорок. Наша команда старается как‑то окультуривать это место, не хочется, чтобы оно превратилось в помойку. Но это очень сложно делать.
У нас грандиозные планы. В первую очередь хотим сделать «Яме» логотип и водрузить на столб флаг. За оформлением мы уже обращались к Артемию Лебедеву, но он нас отшил: написал, что «дерзость должна быть подкреплена харизмой» . А еще мы очень хотим проводить здесь киновечера: принести проектор, экран и смотреть классные фильмы вместе с нашими посетителями. Это наша давняя мечта, но пока мы не знаем, как ее осуществить, потому что в самой «Яме» нет доступа к электричеству. Еще был план сделать фуршет с длинным столом и угощать всех, кто придет, но пока у нас нет на это денег. Поэтому мы хотим начать собирать донаты с подписчиков на подобные мероприятия. Скоро откроем сбор средств на то, чтобы отмыть граффити с пола «Ямы»: какие‑то нехорошие люди испортили общественное пространство, и нам это очень не нравится. А еще мы планируем провести лекцию о вреде алкоголя, но это пока секретный ивент. Будет очень круто! Также мы решили каждую неделю проводить в «Яме» йогу. С ней нам помогла наша подруга-инструктор.
Самый глобальный план — набрать миллион подписчиков и переименовать Москву в «Яму», чтобы сразу было понятно, где ты находишься. Потом, может, и всю Россию .
Москвичей лишат модных «ям»: вызывают настороженность властей
Помните, было такое модное место Москвы в 2019 году — «Яма» на Покровском бульваре? Смутно? Еще бы: это пространство больше года закрыто для посещения. Вокруг — красивый, но непроницаемый забор, постоянно дежурят люди в форме. Проходи на Покровский бульвар, не задерживайся. Обнесли забором и парк «Горка» в Спасоглинищевском переулке — теперь общественное пространство закрывается в 23.00. Модная урбанистическая идея общественных пространств в Москве, кажется, потерпела поражение от реальности.
Напомним, откуда вообще взялись «Яма», «Горка» и тому подобные места. Получились они из пустырей, которые город в буквальном смысле не знал, чем заполнить. В частности, Хохловскую площадь отдали было под коммерческую застройку — еще при Лужкове это было, — но в 2006 году там некстати наткнулись на совершенно целые фундаменты стены Белого города. Вмешалась градозащитная общественность, и варианта «Федя его снова закопал и устроил парковку» не вышло. Площадь с котлованом и фундаментами больше десятилетия простояла огороженная строительным забором, потом власти приняли волевое решение: стену музеефицировать, вокруг разбить амфитеатр современной архитектуры.
В 2018 году открыли, а в 2019-м — там чуть ли не каждый день то активисты-трезвенники «Львы против» подерутся с выпившей публикой, то еще что-то непотребное. Всякими безобразиями прославилась и «Горка» — образ типичного ее посетителя сформировался тогда же, в 2019 году: школьник с коктейлем.
Безобразия было решено прекратить. «Яму» закрыли «на реконструкцию», чтобы в 2020 году огородить забором. «Горка» тоже оказалась огорожена, но хотя бы открылась — а вот амфитеатр на Хохловской так и стоит пустой. Уже и «Яма-2» у Политехнического музея открылась, а на Бульварном кольце воз и ныне там.
— Официально закрыто по санитарным предписаниям, поскольку массовые мероприятия пока не разрешены, а соблюдение социальной дистанции обеспечить невозможно, — рассказал «МК» сотрудник префектуры ЦАО. — Соответственно, пока режим повышенной готовности действует, для посетителей амфитеатр не откроется.
Собеседник «МК» добавил, что одновременно обсуждается вопрос о превращении «Ямы» в городскую культурную площадку — для этого необходимо найти организацию, которая отвечала бы за программу мероприятий в амфитеатре. Учитывая исторический артефакт — стену Белого города, — возможно, это будет просветительский лекторий.
«Горка», повторимся, стала обычным городским парком, закрывающимся на ночь и оснащенным забором. А «Яма-2», амфитеатр у Политехнического музея, с самого начала предполагалось держать «на балансе» этого просветительского учреждения. Таким образом, формат «специально созданных, но нерегулируемых городских общественных пространств», обещавший стать хитом в Москве на рубеже 2010-х и 2020-х годов, кажется, оказался мертворожденным.
— В ближайшее время, опасаюсь, действительно победит тренд на закрытие нерегулируемых общественных пространств, — рассказал «МК» урбанист Петр Иванов. — Феномен «Ямы» в том, что она стала отчасти саморегулируемым пространством, где происходило много всего неорганизованного — с точки зрения чиновников, это, конечно, безобразие. Пространство жило своей жизнью, и у города не было ни спецведомства, которое бы регулировало эту жизнь, ни участника вертикали власти, ответственного за происходящее там. С этим было непонятно, что делать, притом что, по логике вещей, это могло бы стать архетипическим пространством. Дальновидные городские власти могли бы сделать эту площадку экспериментальной, наблюдать за формированием общественного пространства нового типа. Но наша власть, увы, экспериментов побаивается.
От успешного эксперимента — Парка Горького начала 2010-х годов — «Яму», по словам Иванова, отличает подход к содержательному наполнению места. В парке, формат которого определил его тогдашний директор Сергей Капков, запрограммировано множество активностей, но все они административно регулируемые. Это свобода, но свобода на четких и понятных «рельсах», с выделенными зонами ответственности. Несанкционированная активность в дизайне Парка Горького не подразумевается. Но обилие возможных практик создает иллюзию полной свободы.
— Полностью саморегулируемые площадки москвичам часто интересны, но неизменно вызывают настороженность властей, — резюмирует Иванов. — Впервые такая площадка появилась на Чистых прудах в 2012 году, это был так называемый «оккупай Абай». Там была масса самоорганизованной активности. Люди читали лекции, проводили семинары, практиковали раздельный сбор мусора и так далее. Им было очень весело самоорганизовываться и приносить радость друг другу.
При этом, по словам урбаниста, в Москве до сих пор очень много площадок для самоорганизованной деятельности. Многие парки не охраняются, при этом почти в каждом имеется эстрада. Можно заниматься всем чем угодно: давать концерты, читать лекции, юридических аргументов для запрета таких вещей у администрации парков нет. Однако в большинстве таких мест сообщество, которое сложилось в «Яме» в 2019 году, не формируется — вероятно, Хохловской площади повезло с соседством, ведь рядом находится обширный кампус Высшей школы экономики.
— Я вижу три перспективы для «Ямы», — отметил Петр Иванов. — Оптимистичный: город договаривается с сообществом, сложившимся вокруг этого места, и разрабатывает концепцию «клуба» в этом амфитеатре. Хитрый: город берет это место под опеку «Мосгорпарка», Молодежного департамента или другого ведомства и разрабатывает насыщенную программу мероприятий без участия общественности. Пессимистичный: «Яма» стоит пустая и закрытая дальше.
Судя по словам источника «МК» в префектуре ЦАО, те, кто принимает решения, склоняются к «промежуточному» варианту. Но это применительно к уже существующей «Яме». Что касается новых пространств подобного типа, похоже, мы их в ближайшее время не дождемся. Не доросли, наверное, до самоорганизации.