Эммаус тверская область почему так называется
Перейти к содержимому

Эммаус тверская область почему так называется

  • автор:

Эммаус (посёлок в Тверской области)

Эмма́ус — посёлок в Эммаусском сельском поселении Калининского района Тверской области.

Население — 4,5 тыс. жителей.

История

Об истории его названия рассказывают следующее: изначально поселение на дороге между Петербургом и Москвой носило название Чертова Яма. Мимо проезжала Екатерина II. Говорят, в этот момент она читала Библию. Выглянув в окно кареты, она спросила: «Как называется эта деревня?» Название ей категорически не понравилось. Заглянув в Библию, она выбрала новое название, Эммаус, так как книга была открыта на странице с Евангелием от Луки. Другая версия названия: в поселке жил священник, которому название категорически не нравилось. И, т.к. поселок находится в 16 км от Твери, как и библейский Эммаус от Иерусалима,решил дать именно это название.

Экономика

В посёлке расположен один из парк-отелей сети «Heliopark Hotels & Resorts» — «Heliopark-Emmaus». Помимо этого, здесь находятся Всероссийский институт мелиорации земель и геофизическая экспедиция.

Культура

Эммаус приобрел широкую известность благодаря проводящимся с 2004 года фестивалям: 2004—2005 — «Нашествие», c 2006 — одноимённый фестиваль «Эммаус». Находится в 3-х километрах от города Твери на 151-м километре трассы М10 «Россия» (Москва — Санкт-Петербург).

В посёлке имеется два музея: художника Владимира Серова и музей Калининского фронта.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Неизвестный Эммаус — история Валерия Ивановича Карпова

В 30-х, 50-х годах XX века в нашей стране шла активная борьба с религией. Было закрыто и уничтожено огромное количество храмов. Закрывались храмы не только в крупных городах, но и в небольших деревушках. Волна атеизма докатилась до Тверской области, до села Эммаус.

Тверской Эммаус назван в честь Эммауса Палестинского (Библейского), символизирующего встречу отчаявшегося апостола Луки и его друга Клеопы с Воскресшим Христом. Эммаус Палестинский одно из тех мест, где Воскресший Христос впервые явился людям.

Тверской Эммаус находится в 16 км от Твери, на таком же расстоянии Эммаус Палестинский отдалён от Иерусалима.Церковь во Имя Воскресения Христова с приделами в честь Архангела Михаила и пророка Божия Илии, построенная в Эммаусе архиепископом Митрофаном Слотвинским в период с 1739 по 1752г.г. укрепляла духовную связь между двумя Эммаусами, приобщала людей к Евангельскому месту Святой земли.

В настоящее время церкви больше нет, да и место, на котором она находилась, отыскать самостоятельно практически невозможно. К счастью, Валерий Иванович Карпов, один из местных старожил, согласился провести небольшую экскурсию по памятным местам Эммауса.

Валерий Иванович родился в 1933 году и жил в Эммаусе постоянно примерно до 1959 года.В данный момент он проживает в посёлке Власьево (в 4-х км от Эммауса) и периодически заезжает к своему сыну в Эммаус. Кроме того Валерий Иванович больше известен, как отец Валерьян, дьякон Власьевского храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Следует отметить, что в настоящее время в Эммаусе есть храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Построен этот храм в 2006 году на новом месте, благодаря активной деятельности одной из жительниц села — Раисы Трофимовны Богомоловой.

Настоятель храма «Отрада и Утешение» отец Евгений (Минин) пригласил Валерия Ивановича в Эммаус для того, чтобы осмотреть памятные места.

Отец Евгений собирается построить на месте разрушенного храма во имя Воскресения Христова часовню в честь пророка Божия Илии, чтобы память о святых местах Эммауса сохранилась.

И поэтому самым первым местом, куда мы отправились было Эммаусское кладбище, в центре которого остался нетронутым участок земли площадью примерно 100 квм. Дьякон Валерьян вспоминает о том, что официальное кладбище было на своём нынешнем месте и до советского времени — издревле.

А в советское время оно разрослось, и на месте разрушенной церкви появились могилы. При Романовых на старом кладбище деда и внука хоронили в одну могилу, т.е. друг на друга. Могилы выкапывались глубиной в 4 метра.

По словам дьякона Валерьяна, на этом участке земли находился главный алтарь разрушенного храма. Остальная земля, на которой находилась церковь полностью, превышает по площади уцелевший алтарный участок примерно в семь раз.

Но она занята могилами, и поэтому восстановить храм во имя Воскресения Христова в первоначальном виде из-за дефицита земли невозможно. В 7 метрах от алтарного участка раскинула свои могучие ветви вековая липа. Под этой липой был похоронен в 1914 году архиепископ Тверской и Кашинский Алексей (Опоцкий).

Храм во имя Воскресения Христова был закрыт в 30-х годах XXвека. Имущество, церковные книги и иконы местные жители спасали с усердием, но все же многое было уничтожено безбожниками. Из здания церкви сделали дом культуры.

Во время оккупации Эммауса фашистами, колокольня церкви использовалась пулемётчиками вермахта. Высота колокольни позволяла им простреливать огромные расстояния, и из-за этого нашим солдатам удалось выбить немцев из Эммауса с огромными потерями. На одного убитого немца приходилось десять красноармейцев.

К сожалению, церковь была уничтожена полностью: в 1952 году храм взорвали. Как раз в те годы Валерий Иванович служил в армии, и вернувшись после демобилизации в родной Эммаус, он увидел лишь груду обломков. Кирпич пошел на строительство хозяйственных построек Эммаусского колхоза, а также на фундамент школы-интерната.

Рядом с церковью во Имя ВоскресенияХристова в период с 1739 по 1750 г.г. были вырыты архиерейские пруды. Пруды располагались ступенчато, и были вырыты таким образом, что через них проходила речушка Белеутовка, впадающая в Волгу. Дамба, разделяющая два верхних пруда, служила дорогой к центральным воротам церкви, а посередине дамбы был мраморный мост, через который и протекала Белеутовка.

Мы продолжили нашу экскурсию недалеко от берега Волги, возле продолговатого рукотворного рва, прозванного в народе «Ржавец». Ржавец по своим функциям являлся глиняным месторождением. Глина, добываемая в нём, служила сырьём для производства кирпича.

По словам дьякона Валерьяна, производство кирпича было предельно простым: глину смешивали с Волжским песком, и обжигали неподалёку от берега. Церковь во имя Воскресения Христова была построена из местного кирпича.

Эммаус не был рождён с таким именем, а был переименован, тем же Митрофаном Слотвинским. До переименования село называлось Яминская пустынь. Сохранились сведения о древнем монастыре, стоявшем недалеко от места впадения Белеутовки в Волгу. В смутное время Спасо-Яминский монастырь подвергся разорению поляков и прекратил своё существование.

Мы отправились на место впадения речки Белеутовки в Волгу, волжский берег, по словам Валерия Ивановича, размыло, около километра в длину и около двухсот метров в ширину. Процесс этот начался в 1947 году, таким образом, место на котором стоял древний Спасо-Яминский монастырь, оказалось под водой.

Все места, на которых мы побывали, находятся буквально в двух шагах друг от друга. Эммаусская земля помнит и древних монахов и польскую интервенцию и Великую Отечественную войну и церковь во имя Воскресения Христова. А сколько людей похоронено в этой земле?

Рядом с местом впадения Белеутовки в Волгу, находили черепа и кости монахов. Это говорит о том, что на территории Спасо-Яминского монастыря также было кладбище.

Спустившись на сто метров ниже по течению Волги, оказываешься на том месте, где сплошняком лежали тела красноармейцев, пытавшихся освободить Эммаус от фашистов, и убиты они были из пулемётов, располагавшихся на колокольне Воскресенской церкви.

В Эммаусе несколько солдатских захоронений, одно из них находится в центре нового Эммауса. Другое официальное захоронение находится на территории музея Калининского Фронта, точнее музей появился на месте захоронения советских воинов, освобождавших Эммаус от фашистов.

Музей Калининского фронта играет важную роль для Тверской области, как патриотическом, так и в историческом плане. В музее можно получить наиболее полную информацию, об основных боях, проходивших на территории Твери (Калинина) и области.

Каждую неделю в музее проводятся экскурсии. Как правило, эти экскурсии посещают организованные группы детей и подростков. Работники музея преподносят не только информацию о событиях войны, но и устраивают различные презентации, конкурсы и даже игры. Благодаря этому уникальному музею люди помнят о Великой Отечественной войне, помнят, что она докатилась и до Тверской земли, до села Эммаус.

Следует упомянуть о том, что в селе Эммаус в 2009, 2010, и в 2011 году 2-го августа проводились крестные ходы, в честь Пророка Илии (один из приделов церкви во имя Воскресения Христова был назван в честь пророка Илии). Во многом, благодаря возобновлению этой старой традиции, люди стали ассоциировать Эммаус не только как место проведения рок-фестиваля «Нашествие», но и как исторический и духовный памятник.

Никто не знает, что будет дальше. Никто не знает, сколько ещё загадок хранит наша земля. Ясно одно: нельзя забывать то, что мы узнали с большим трудом, то, что нам удалось вспомнить.

Эммаус тверская область почему так называется

Администрация Эммаусского
сельского поселения
Калининского района Тверской области

Аварийная служба МУП ЖКХ «Эммаусс»

(4822) 45-22-60

Полезные ссылки

Телефон доверия ГУ МЧС России по Тверской области
8 (4822) 39-99-99
https://69.mchs.gov.ru/

Сообщество VK

Администрация Эммаусского сельского поселения
Калининского района Тверской области

  1. Главная
  2. Информация о поселении
  3. Достопримечательности

Достопримечательности

Церковь иконы Божией Матери «Отрада и утешение»

Церковь иконы Божией Матери «Отрада и утешение» Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в поселке Эммаусс. Радость вот чувство, которое хочет испытать каждый верующий. Она приходит от уверенности в том, что Господь любит и прощает всех, в том числе тебя лично. «Радость и утешение» название иконы, которая чудесно прославилась в одной из Афонских обителей. Чудотворная икона «Отрада и утешение» помогла афонским монахам предотвратить разграбление обители. От образа раздался женский голос, который сказал, что не надо отворять двери монастыря. С тех пор многие поколения православных приносят перед ней свои молитвы. Храм построен по оригинальному авторскому проекту, придерживающемуся древнего храмового зодчества. В первую очередь, поражают шлемообразные купола, которые, кстати, водружались на православные храмы еще в далекой древности, задолго до появления куполов в виде луковиц, которые мы привыкли видеть сегодня на крышах церквей и монастырей.2 мая 2007 года, в день Преполовения Пятидесятницы, в храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» было совершено первое архиерейское богослужение.

Настоятель церкви священник Минин Евгений Владимирович

Храм Рождества Иоанна Крестителя

Немного истории

В ХVII веке село Кузьминское находилось во владении Троице-Сергиева монастыря, в 1764 году указом Екатерины II крестьяне села переведены из монастырских в государственные. В списке населенных мест 1859 года значится казенное село Кузьминское, имеющее 61 двор и 421 жителя. В середине XIX- начале ХХ века Кузьминское было центром прихода Щербининской волости Тверского уезда. В селе каменная Иоанно-Предтеченская церковь, построена в 1775 году, престолов два: в холодной- Рождество Иоанна Предтечи, в теплой- Казанской Божией Матери. Церковь разрушена в советское время. Церковные документы: опись, метрики с 1723 года, исповедные с 1823 года. В 1914 году прихожан в деревнях Мятлево, Федосово, Полукарпово, Меженино, Мишево, Сентюрино, Маринино 2260 человек. В 1930-40-х годах село было центром Кузьминского сельсовета Калининского района.

Храм Дмитрия Солунского

Храм освящен в честь святого великомученика Димитрия Солунского.

Первые сведения о существовании в селе церкви в честь святого великомученика Димитрия Солунского относятся к 1744 году.
В храме сохранились росписи 19 века в духе барокко с нетрадиционной иконографией: Святитель Николай Чудотворец, «Убиение Михаила Тверского».
Настоятель: Протоиерей Валерий Баранов

Музей Калининского фронта

Музей Калининского фронта открыт в 2005 году к 60-летию Великой Победы на том месте, где 5 декабря 1941 войска 31 армии прорвали немецкую оборону. В Музее располагаются два экспозиционных зала и выставочный. Основу экспозиции составляют двухцветные плакаты коллажи, которые созданы с использованием компьютерных технологий и при использовании подлинных фотографий, схем, документов. Эти коллажи являются фоном для экспонатов, сами витрины напоминают окопы.Есть витрины, которые посвящены партизанам Калининской области, фронтовому быту бойцов. Имя стрелка-автоматчика Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота в период Великолукской операции отражено в музее фотографией героя, копией наградного листа, подлинным плакатом о его подвиге. На Калининском фронте несколько воинов повторили его подвиг: сержант Васильковски, младший лейтенант Шевляков, старший сержант Головня, Афанасьев, красноармейцы Паберин и Левин. Полностью Калининская область была освобождена от фашистов 19 июля 1944 года. Появление такого музея было тепло встречено и по настоящее время музей востребован. На территории музея расположены братская могила и военная техника.

В настоящее время музеем заведует Володина Людмила Ивановна

Мемориально-художественный музей художника Серова Владимира Александровича

Открыт 18 августа 1980 года к 70-летию со дня рождения художника. В.А.Серов родился 21(8) июля 1910 г. в селе Эммаусс Тверской губернии. Детство и юность прошли в г.Весьегонске, но позднее, уже будучи художником, Владимир Александрович неоднократно приезжал в Эммаусс и подолгу здесь жил. С Эммауссом связано и творчество художника, здесь он написал ряд портретов, пейзажей и этюдов. Для широкого зрителя Владимир Серов известен прежде всего произведениями живописной Ленинианы, работами посвященными Октябрьской революции 1917г.(Ходоки у Ленина, Зимний взят, Ленин провозглашает Советскую власть и др.). Здесь он написал ряд портретов, пейзажей, делал этюды с местных жителей к картине «Степан Разин». В настоящее время коллекция музея насчитывает более 300 экспонатов. При ее комплектовании сотрудники галереи столкнулись со значительными трудностями: к этому времени наиболее известные живописные полотна, с которыми В.А. Серов вошел в историю советского изобразительного искусства, были собраны в крупных музеях страны, поэтому все усилия были направлены на поиск эскизов и этюдов к этим картинам. Одним из ценных приобретений музея является картина «В.И.Ленин с рабочими», над которой художник работал в последние дни своей жизни(она так и осталась незавершенной). Значительное место в собрании занимает жанр портрета. Разнообразен и интересен по своему составу раздел графики(этюды, эскизы, рисунки, наброски).Представлены книжные иллюстрация к произведениям А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстова, к «Слову о полку Игореве».

В настоящее время музеем заведует Диченская Наталья Борисовна

Эммаусская сельская библиотека

История создания Эммаусской сельской библиотеки начинается с упоминания в архиве прошения Тверскому губернатору от уездной земской управы от 13.12.1900 года разрешить открыть в уезде 9 народных библиотек при земских училищах, в том числе и Эммаусской. 19 октября 1901 года было разрешено открыть народную библиотеку в Эммауссе. Для ответственного наблюдения за библиотекой управа пригласила тверского присяжного поверенного Александра Арсеньевича Невского. для заведывания была приглашена учительница земской школы Антонина Дмитриевна Соболева. Наблюдение за библиотекой было поручено Благочинному шестого округа тверского уезда священнику села Городня Николаю Троицкому. Фонд библиотеки в то время составлял 1317 экземпляров. Во время Великой отечественной войны библиотека сгорела. В настоящее время фонд библиотеки составляет более 10 000 экземпляров. При библиотеке работает клуб пожилого человека «Светелка» и творческий клуб «Эммаусская лира».

В настоящее время библиотекой заведует Черняева Лидия Ивановна

«Мокрая Пожня»

Агропромышленный комплекс Крестьянское подворье «Мокрая Пожня» относится к достопримечательностям поселения не как памятник истории или искусства, а как объект массового потребления. Крестьянское подворье основано на базе Крестьянского хозяйства «Каляскин Н.Д», в котором можно приобрести экологически чистые овощи, мед. Чистый деревенский воздух способствует благоприятному и здоровому отдыху, тут можно окунуться в прозрачную тишину и уединение после шумной городской суеты. Комплекс располагает настоящей русской баней на дровах с просторной парной, душистым веничком и ароматным фиточаем с медком, ну а после баньки можно окунуться в ледяную прорубь с родниковой водой. Детям, да и взрослым можно позабавиться на большой горке с тюбингами. В пятистах метрах от комплекса находится смешанный лес, в котором множество грибов и ягод.

Управляющей комплексом является Гусева Екатерина, приветливая и добрая хозяйка

© Администрация Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области ,
Адрес: 170530, Тверская область, Калининский район, пос. Эммаусс, д.31 emmasadm@mail.ru Тел: +7 (4822) 378-446

Памятники архитектуры Тверской области

ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ АРХИТЕКТУРНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И ПРИРОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ

ЭММАУС СЕЛО. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА (СЕР. XIX — СЕР. XX)

Эммаус село. Историческая застройка (сер. XIX - сер. XX)

Историческая часть села Эммаус, расположенного на шоссе Москва-Петербург, представляет собой два ряда домов, вытянувшихся почти на километр. Это — улица переселенного к шоссе старинного села, застроенная в 1834 году. Сохранились несколько домов 2 половины XIX века и один — первого периода застройки.

В настоящее время шоссе реконструировано, его полотно вплотную подходит к старым домам, значительно ухудшая экологическую ситуацию в селе. По этой причине многие дома не используются для проживания, реконструируются с уничтожением исторического облика или сносятся.

Эммаус не изначально был расположен на месте, которое занимает, а также не носил изначального такого названия. Село Спас-Ямник с небольшим монастырем, с храмом Чуда архангела Михаила в Хонех было переименовано в 1740-х гг. в Эммаус (в честь Эммауса в Палестине, отстоящего от Иерусалима на расстояние, примерно такое, как Спас-Ямник от Твери). Крупные работы по реконструкции монастыря привели к переносу храма от Волги на более высокое место на берегу речки Белеутовки. Там был построен в 1750 году деревянный Воскресенский храм. В 1798-1807 гг. его сменил каменный храм, окончательно разрушенный в 1952 году. В 2013 году на этом месте построена часовня. Фото с сайта «Верхневолжье Православное» .

В 1834 году село, состоявшее из примерно полусотни дворов, было перенесено на вновь прокладываемую дорогу Петербург-Москва. Начиная с этого времени существовали «старый Эммаус» и «новый Эммаус», хорошо видные на карте Менде. В «старом» селе остались церковь и дома причта. От большого архиерейского дома середины XVIII века ничего не сохранялось уже в начале XX века.

Село было не просто перенесено. Оно было построено по регулярному плану, с довольно четко регламентированными нормами застройки. Благодаря краеведу и священнику начала XX в. о. Матфею Скобникову мы располагаем довольно хорошим описанием села того времени (на начало XX века еще были живы старики, заставшие переезд). Застройка была в противопожарных целях поделена на пары домов, т.н. «гнезда». Вплоть до конца XX века сохранялось в целости одно такое «гнездо» из двух домов (№29). Теперь уцелел только один дом, но стена второго хорошо отмечает расстояние между домами в «гнезде» — один аршин (0,7 м).

Уцелевший (правый) дом в «Своде памятников» («Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Т. 2. М., 2006. С. 120-121) носит наименование «Дом Степановых».

Это двухэтажный дом 1830-х гг. с сохранившимся первоначальным декором — большая редкость для Центральной России. У нас есть возможность попытаться установить его место в первоначальной застройке. По о. М. Скобникову, на каждую усадьбу выделялись по 15 сажен (30,3 м) и 45 сажен в глубину участка (точно также были распланированы и другие переносимые к шоссе деревни). От ручья Белеутовка в сторону Твери здесь находились 18 дворов (9 гнезд) (около 550 м). Именно на этом участке расположены сейчас все сохранившиеся дома XIX века в Эммаусе. Сопоставляя с современной картой получаем:

От Белеутовки до «дома Степанова» — 310 м (около 150 саж). Это пятое от речки «гнездо», и правый дом. У о. М. Скобникова он обозначен как «дом Гусаровых», а в пару к нему (от которого осталась одна стена) — «дом Луки Хромого». Степановым этот дом стал принадлежать с 1870-х гг.

Дом уникален. Поскольку дом, как и вообще все село, выходил фасадом на главную дорогу страны, о его внешнем виде заботились. Хотя верхние венцы перебирались в начале XX века, кровля менялась, уцелел его фасадный декор. Наличники нижнего яруса — с имитацией треугольных сандриков каменных домов:

И второго этажа — самый архаический тип наличников, уцелевший под Тверью: с высокой лобной доской и скромным пропильным орнаментом с солярной символикой.

Можно попробовать поискать и другие старинные дома. К сожалению, таких старых, как №29 больше не осталось. Но есть (судя по наличникам) два дома 2 половины XIX века. Это дом №41:

И дом №15 (в паре с №17):

Эти дома еще сохраняют типологию домов 1 половины XIX века, но гораздо беднее (после строительства железной дороги Эммаус очень сильно обеднел из-за потери доходов от дороги). Сохраняется и сдвоенное расположение. Но определить, какой где дом относительно старого «гнездового» деления, уже невозможно.

Дома кон. XIX — нач. XX вв. делятся на несколько типов. Интересно, что в селе сохранились несколько крупных развернутых фасадом к улице домов, аналогичных домам в тверских слободах 1890-1910-х гг. В частности, это №39:

№79 с прекрасным филенчатым поясом под карнизом:

№28 (вообще, четная сторона сохранилась плохо — ее дома позже построены и сильнее перестроены):

и лучший в Эммаусе по резьбе дом — №83.

Остальные старые дома, сохранившиеся на обеих сторонах шоссе — классические пятистенки 1910-1950-х гг. Установить их возраст довольно затруднительно без обращения к семейным архивам владельцев (если таковые есть!). Отметим наиболее интересные. №59, возведенный на старом белокаменном фундаменте дома 1 половины XIX века (такие фундаменты были, по свидетельству о. Матфея Скобникова, у всех домов перенесенного села).

Резьба этого дома 1920-х гг. отличается изяществом и пышностью, а на фронтоне уцелели инициалы «ММТ»:

№48 со стилизованными «лошадками» на очельях, обычными для 1900-1920-х гг.:

Современные ему и, скорее всего, нэповского времени №№69 и 67:

Также нэповские №№16, 14 и 12:

и немногие другие. В общем, надо удивляться, что в селе, интенсивно разрушаемом при строительстве объектов инфраструктуры современной автомобильной дороги, довольно сильно пострадавшем от войны (хотя Эммаус был освобожден уже 5 декабря 1941 года, в первый день контрнаступления под Москвой, но бои вокруг него шли еще несколько дней), все-таки уцелело довольно много памятников прошлого. Хочется надеяться, что они доживут до лучших времен.

Павел Иванов. Фото автора, июнь 2014. Благодарим Эммаусскую библиотеку за предоставленную копию рукописи о. Матфея Скобникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *