Купание красного коня, К. С. Петров-Водкин, 1912
В 1912 на выставке «Мира искусства» появилась картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня», которую и публика, и художники, и критики восприняли как знак обновления. В начале 1910-х, когда отживали старые представления об искусстве, а в художественной среде происходили бурные метания, полотно «Купание красного коня» для многих представлялось той идеей, которая сможет примирить старых и новых, «левых» и «правых», академистов и мирискусников.
Художник «выстроил» монументальное произведение, придав ему «программность», найдя значительную форму, которая способна выразить глубокое и емкое содержание. Картина стала образцом художественной целостности, абсолютного воплощения художественного решения, что в начале XX столетия было редким явлением в русской живописи. В ней органично сочетались самые разные традиции — древнерусской иконы и монументальных росписей эпохи Возрождения, декоративного искусства, стиля «модерн» и почти классической пластики в трактовке фигур.
Пространство картины организовано так, что благодаря высокой линии горизонта, находящейся как бы за пределами самой композиции, оно поднимается и фактически выдвигается на зрителя, ограничиваясь собственно плоскостью холста. При этом глубина не исчезает: зритель ощущает ее благодаря масштабному сокращению фигур второго плана. Автор словно полемизирует с импрессионистическими приемами живописи, под обаянием которых находились в ту пору многие художники, остается в стороне от кубистического принципа претворения формы, не интересуют его и футуристические эксперименты.
Еще одна особенность этой картины характерна для всего творчества Петрова-Водкина: притом что сюжет работы нарочито бытовой (купание коня), в ней нет рассказа о событии. И хотя сюжет вполне явен, живописцу удается поднять его до некоего идеального образа. Один из приемов, с помощью которого он достигает цели, — трактовка цвета, в первую очередь главной фигуры (красного коня). При этом здесь нет «плаката» с его нарочитой броскостью. Скорее присутствуют традиции древнерусского искусства: конь красного цвета часто встречается на иконах (красное — прекрасное). Ясно ощущаемая патетика картины, выражение духовности как глубоко внутреннего состояния делают ее воплощением национального русского мирочувствования. Станковое произведение благодаря своей внутренней значительности, духовному наполнению и отсутствию случайных деталей воспринимается как монументальное творение.
Купание красного коня картина где находится
Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.
Новости и события
01 июня 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)
Лекция «Купание красного коня»
1 июня в Центральной районной библиотеке им. В.Г. Белинского состоялась очередная лекция в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Лекция была посвящена известному произведению К.С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и приурочена к 105-летию создания этой картины.
Поистине уникальной личностью был знаменитый русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин! Картины, рассказы, мемуары, новые приемы в живописи, плоды богатой педагогической деятельности оставил он нам в наследство. Его судьба складывалась с той же калейдоскопичностью, с какой предстали миру его гениальные работы.
Петров-Водкин создавал картины во всех известных жанрах – портреты, натюрморты, пейзажи, воплощал бытовые, исторические и аллегорические сюжеты. Каждое его произведение дышит самобытным восприятием мира и духовной независимостью.
Картину «Купание красного коня » художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. По свидетельствам исследователей, замысел картины возник у художника после того, как его ученик Сергей Калмыков в рамках академической работы написал красных коней. Прообразом животного в центральной части полотна послужил настоящий скакун по имени Мальчик. Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника.
Тема купания лошадей, по большей части с обнаженной натурой, была чрезвычайно популярна в живописи начала ХХ века. Среди соотечественников купающихся коней и людей писали Аркадий Пластов, Петр Кончаловский, Валентин Серов и другие живописцы. Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Гимн пластике и изысканности хорошо сложенному мужскому телу звучал не только в работах талантливых живописцев, но и в прогремевших на весь мир Дягилевских балетных спектаклях.
На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. В средней части полотна – в воде – фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы ее спешившийся наездник, и светло-алого жеребца с всадником, его мы видим со спины. Вся эта группа, включая центрального мальчика на коне, создает движение кружения, подчеркнутое медленным круговоротом озерной воды. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Большим знатоком изысканной колористической гаммы предстает здесь перед зрителем Петров-Водкин. «Купание красного коня» — образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета. Прохладные сине-зеленые тона озерной отражающей небо глади, по которой расходятся гибкими струями плавные круги, а также полукруглая полоска розового берега с зелеными вкраплениями кустов становятся идеальным фоном для ярко-алого жеребца и смуглого, почти золотистого мальчика, являющих собой композиционный и содержательный центр картины.
«Таких коней не бывает» – именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. В картине Петрова-Водкина красный цвет аллегоричен. Он олицетворяет волю и стремительность, бескомпромиссность и жажду нового, к чему так рвалась предреволюционная Россия. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не под силу удержать хрупкому и юному седоку. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России ХХ века.
Судьба картины сложилась неординарно. Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году и имело ошеломляющий успех.
В 1914 году она была на «Балтийской выставке» в городе Мальмё (Швеция). За участие в этой выставке К. Петрову-Водкину шведским королём была вручена медаль и грамота.
Разразившиеся Первая мировая война, революция и Гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции.
После окончания Второй мировой войны и после упорных и изнурительных переговоров, наконец, в 1950 году произведения Петрова-Водкина, в том числе и это полотно, были возвращены на родину, в семью художника. М.Ф. Петрова-Водкина, вдова художника, передала картину в коллекцию известной собирательницы К.К. Басевич, а та в 1961 году преподнесла её в дар Третьяковской галерее.
Купание красного коня. 1912 Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
КУПАНЬЕ КРАСНОГО КОНЯ
Купанье красного коня! –
Как будто языки огня
С водой совмещены, подвижны.
В том совмещенье красота,
И брызги блещут, и проста
Картина – ибо все постижны
Нюансы, даденные тут.
Купанье – радости закрут,
В ней хорошо, не отпускала б!
Вода, златистая вода.
Есть в мире счастье, есть беда,
Но никогда не надо жалоб!
Роза Азаматова (Гость)
21.03.2014 16:36 #2
Это картина о мечте, о том, что кажется невозможным и, одновременно о том, что если чего – то очень хочется это к тебе приходит. » ступай найди того Коня и ты найдешь себя. «
Ольга (Гость)
11.06.2019 23:15 #3
Художники часто чувствуют «воздух времени». В это время Блок пишет о будущих «невиданных переменах, неслыханных мятежах», а поэт Николай Клюев – об «Америке, которая черной тенью нависла над миром». Рерих в картине, названной, если не изменяет память. «Град на горе» изображает ползущее на мир с северо-запада (США, Британия (?) змееобразное чудовище, которое, к счастью не может покорить Россию, показанную в виде древнего города-крепости, на одной из башен которой молится небу древний старец.
Сам Петров-Водкин говорил, что только после революции он понял, что изобразил в своем «Красном коне» : это был огонь грядущей революции, который он подсознательно увидел тогда.
Но если у Рериха взгляд на перемены «внешний», «общемировой», да и он сам стал «старцем на общемировой горе», молящимся о мире для всего человечества, то у Петрова-Водкина взгляд «внутренний», российский, даже крестьянский. Его коня – стихию революции, «мирового пожара» перманентных революционеров оседлал, укротил русский мальчик с иконописным лицом – это будущие большевики-сталинцы из русских рабочих и крестьян, вернувших революции и России ее прежнюю мораль и во многом культуру – вполне христианскую.
Александр Блок это тоже почувствовал в «Двенадцати» : «В белом венчике из роз впереди – Иисус Христос».
К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня», 1912
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Моб. приложение
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня» — одно из самых известных произведений русской живописи начала ХХ века. По крайней мере, в России. Для поколения «серебряного века» «Красный конь» стал символом грядущих катастроф, надвигающихся на страну.
Петров-Водкин показал «Купание красного коня» на выставке объединения «Мир искусства» в 1912 году. Это было в Москве.
Образ юного всадника на красном коне, горделиво выступающем из зеленоватой чаши озера, запоминается своей оригинальной красотой. Здесь есть что-то от русских икон. Красота русской иконописи была открыта как раз в начале 1910-х годов, когда реставраторы начали освобождать древние иконы от поздних записей и потемневшей олифы.
Художник начал работу над картиной весной 1912 года в родных краях, на Волге. Бытовой сюжет из крестьянской жизни начал довольно быстро превращаться в символическую композицию. Александр Блок как-то написал: «Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто роковым образом видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним».
Говорят, что в 1914 году, когда началась Мировая война, художник воскликнул: «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» Потом были две революции, гражданская война, террор.
Интересна судьба этого полотна. Еще до начала войны весной 1914 года художник отправил своего «Красного коня» на международную выставку в шведский город Мальмё. Он больше никогда не видел своей картины. Она вернулась в Россию только в 1950 году, уже после его смерти.
«Купание красного коня» — шедевр неоклассики начала ХХ века, символический образ гармонии, рождающейся в борьбе противоположных начал: духа и материи, интеллекта и жизненной энергии, традиционного и нового. Гармоническое равновесие, балансирующее на краю бездны…