ЭРМИТАЖ
Обращаем внимание! Эрмитаж работает по специальным правилам: для визита в музей билеты можно приобрести онлайн. В кассы музея поступают билеты, не проданные онлайн. Продажа билетов осуществляется только на определенные сеансы и маршруты. Количество билетов на каждый день и сеанс ограничено.
Эти меры позволят распределить потоки людей и обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность, как для посетителей, так и для сотрудников музея.
Режим работы
Главный музейный комплекс (Зимний дворец)
Время работы:
- среда, четверг, воскресенье 11:00 – 18:00 (последний сеанс в 16:00)
- вторник, пятница, суббота 11:00 – 20:00 (последний сеанс в 18:00)
Выходной:
- Каждый понедельник, 1 января, 9 мая
Посещение музея осуществляется только по сеансам: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30, 15.00, 16.00.
Вечерние сеансы вторник, пятница, суббота в 16:30, 17:00, 17.30 и 18.00.
Продолжительность сеанса 2 часа.
Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса.
Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.
Музейный комплекс Главный штаб
Время работы:
- среда, четверг, воскресенье 11:00 – 18:00 (последний сеанс в 16:00)
- вторник, пятница, суббота 11:00 – 20:00 (последний сеанс в 18:00)
Выходной:
- Каждый понедельник, 1 января, 9 мая
Посещение музея осуществляется только по сеансам: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30, 15.00, 16.00.
Вечерние сеансы вторник, пятница, суббота в 16:30, 17:00, 17.30 и 18.00.
Продолжительность сеанса 2 часа.
Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса.
Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.
Маршруты по музею Эрмитаж
Посещение музея возможно только по специально разработанным маршрутам. Выбрать маршрут вы можете при входе в музей.
В Главному музейном комплексе доступны 2 маршрута, в здании Главного штаба — один маршрут.
- Маршрут № 1 по Главному музейному комплексу (вход в сторону Иорданской лестницы).
При выборе этого маршрута вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также – познакомиться с античными коллекциями музея.
- Маршрут № 2 по Главному музейному комплексу (вход в сторону Церковной лестницы).
При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. Во второй части маршрута вы также сможете познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.
- Маршрут №3 проходит в здании Главного штаба.
Выбрав этот маршрут, вы увидите одну из лучших в мире коллекций живописи импрессионистов и постимпрессионистов: знаменитую галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, где представлены шедевры кисти Матисса, Пикассо, Мориса Дени и многих других. В маршрут входят залы памяти Карла Фаберже, Музей Гвардии и экспозиция «Министерство иностранных дел России», вы также сможете познакомиться с искусством XX-XXI веков.
Эрмитаж где вход в музей
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая Набережная, 38
Вход для посетителей: Дворцовая Площадь, 2. Вход организован со стороны Дворцовой площади через Большой двор Зимнего дворца.
Ближайшая станция метро: Адмиралтейская (700 м), Невский проспект (900 м), Гостиный Двор (1,3 км)
Режим работы : выходной – понедельник. Время работы: вторник, четверг, воскресенье с 11:00 – 19:00; среда, пятница, суббота с 11:00 – 20:00.
В Эрмитаже представлены исторические и художественные памятники Востока и Запада, от эпохи палеолита до наших дней. Занимает 5 связанных друг с другом зданий на дворцовой набережной: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр.
Зимний дворец
Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг., — яркий памятник стиля барокко. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений — причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов — создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие.
На протяжении 150 лет дворец являлся парадной императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем. Экспозиции, расположенные во дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.
Малый Эрмитаж
В 1764-1766 гг. по желанию императрицы Екатерины II рядом с парадной резиденцией — Зимним дворцом — архитектор Ю. М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.
Позднее, в 1767-1769 гг., архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей для уединенного отдыха императрицы. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличается строгими пропорциями, соразмерными архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разных по стилю зданий.
Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа Висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями — «малые эрмитажи». Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.
В великолепном Павильонном зале находятся часы Павлин. В галереях здания расположены экспозиции живописи и прикладного искусства Западной Европы.
Большой (Старый) Эрмитаж
В 1771-1787 гг. по заказу императрицы Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки было построено здание на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, которое превосходило его своими размерами и стало называться Большим Эрмитажем. Созданное архитектором Ю. М. Фельтеном трехэтажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. Строгость и простота облика Большого Эрмитажа соответствовали духу классицизма XVIII в. Здание не имеет ордерных членений в виде колонн или пилястр, но его построение подчинено пропорциям классического ордера. По высоте оно разделено на массивную рустованную нижнюю часть и облегченную верхнюю. Решение фасада построено на сочетании ритмов горизонтальных членений и вертикалей оконных проемов.
В 1792 г. Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля — близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи Папского дворца в Ватикане.
Расположенная в Старом Эрмитаже экспозиция представляет искусство Италии эпохи Возрождения.
Новый Эрмитаж
Новый Эрмитаж — первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, который своими работами во многом сформировал облик музейной архитектуры. Осуществление проекта Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением.
Новому Эрмитажу, построенному в 1842-1851 гг. в стиле историзм, присущи строгость и монументальность облика, сбалансированностью архитектурных объемов. Вход в музей акцентирован величественным портиком с фигурами атлантов, высеченными из серого сердобольского гранита в мастерской скульптора А. И. Теребенева. Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох. Крупные плоскости фасадов оживляет орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами.
Внутреннее убранство «Музеума» соответствовало характеру представляемых коллекций: в роскошных залах с верхним светом (Просветах) на втором этаже разместилась Картинная галерея, а в залах первого этажа, оформленных в духе античной архитектуры, — коллекция древностей, скульптур, несколько библиотек.
Торжественное открытие первого в России художественного музея состоялось 5 февраля 1852 г. В залах, сохранивших свой исторический облик, расположены коллекции античного искусства, а также живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы.
Эрмитажный театр
Строительство Эрмитажного театра, которое Екатерина II поручила в 1783 г. архитектору Джакомо Кваренги, было завершено в 1787 г. Здание, отличающееся гармонией и сбалансированностью архитектурных форм, является прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII века. Рустованные окна первого этажа украшены замковыми камнями с львиными масками, излюбленным элементом Кваренги. Стройная колоннада второго яруса фасада фланкирована ризалитами с расположенными в нишах статуями древнегреческих драматургов и поэтов.
Зрительный зал театра устроен в виде амфитеатра с шестью рядами скамей. Его стены облицованы искусственным мрамором и оформлены колоннами, капители которых украшены сценическими масками. Над установленными в нишах скульптурами Аполлона и муз помещены медальоны с профильными изображениями выдающихся драматургов. Сцена отделена от зала балюстрадой, за которой находятся еще несколько рядов скамей и две боковые ложи.
С XVIII в. театральные спектакли при царском дворе стали традиционными и сопутствовали многим празднествам. В наши дни в театре дают спектакли, а в его фойе устраивают выставки.
Маршруты по Эрмитажу:
Маршрут № 1 по Главному музейному комплексу (вход с Иорданской лестницы) При выборе этого маршрута вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также познакомиться с античными коллекциями музея.
Продолжительность сеанса посещения – 2 часа. Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса. Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.
Маршрут №2 по Главному музейному комплексу (вход с Церковной лестницы) При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. В залах, расположенных на третьем этаже Зимнего дворца, во всем своем многообразии представлено искусство Востока. Здесь можно познакомиться с археологическими памятниками, представленными на экспозиции «Культура и искусство Центральной Азии» – это около тысячи экспонатов из различных регионов Центральной Азии – Восточного Туркестана, Хара-Хото, Дуньхуана, Тибета и Монголии. В соседних залах представлено искусство Византии, Ближнего Востока и Османской империи. На третьем этаже Зимнего дворца можно посетить Галерею Отдела нумизматики. На экспозиции представлены памятники, рассказывающие об истории развития мирового денежного обращения с древних времен до нашего времени; разнообразные памятные и наградные медали, позволяющие проследить этапы развития отечественного медальерного искусства. Во второй части маршрута посетители смогут познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.
Продолжительность сеанса посещения – 2 часа. Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса. Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.
Бриллиантовая кладовая В Бриллиантовой кладовой представлены непревзойденные шедевры ювелирного искусства, начиная с древнейших времен и до начала XX столетия. Уникальные памятники работы древних мастеров, произведения византийских, западноевропейских и русских ювелиров средних веков, выдающиеся работы мастеров ювелирного искусства XVIII–XX веков, среди которых и произведения Иеремии Позье, работавшего для трех императриц, и изделия прославленной фирмы Фаберже; драгоценности из коллекций членов семьи Романовых и частных собраний Петербурга; памятники церковного искусства и дипломатические подарки русскому Двору.
После экскурсии посетители могут самостоятельно познакомиться с экспозициями искусства Античного мира и Древнего Египта, а также посетить залы, входящие в маршрут № 1 по Главному музейному комплексу.
Золотая кладовая В Золотой кладовой представлены уникальное собрание золота скифских царей, изумительные по красоте и технике исполнения изделия мастеров Древней Греции, Сибирская коллекция Петра Великого. Здесь вы сможете полюбоваться драгоценностями стран Востока. Среди них, богато украшенные самоцветами сокровища Великих Моголов – дары правителя Ирана Надир-Шаха русскому Двору, филигранные китайские украшения, великолепные образцы парадного оружия.
После окончания экскурсии можно самостоятельно познакомиться с жемчужинами археологического собрания Эрмитажа на первом этаже Зимнего дворца и посетить залы, входящие в маршрут № 2 по Главному музейному комплексу.
Маршруты по Эрмитажу
Главные достопримечательности музея за несколько часов
Общая площадь корпусов Эрмитажа составляет более 230 тысяч квадратных метров. А в коллекции культового музея Санкт-Петербурга хранится около трёх миллионов экспонатов. Обойти всю экспозицию нереально ни за один, ни даже за два-три дня. Однако существуют удобные маршруты по Эрмитажу, чтобы осмотреть главное.
Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
Татьяна Профессиональный гид по Санкт-Петербургу. Считает город на Неве величайшим памятником человеческому мастерству и воле.
Дарья Профессиональный гид со школьной скамьи, прогуливала уроки, изучая бесконечные залы Эрмитажа.
Зимний дворец гости могут исследовать, используя два специальных путеводителя по музею. Они были разработаны в период пандемии для развода потоков людей, а после снятия ограничений просто помогают познакомиться с главным в Эрмитаже за короткое время. Рассказываем, что представляют собой эти два маршрута и через какие залы они проходят.
Что стоит знать перед посещением
Осмотр экспозиции посетителям предлагается начинать с разных входов в Зимний дворец: для маршрута № 1 — со стороны Иорданской лестницы, для маршрута № 2 — со стороны Церковной лестницы. Важно помнить, что посещение Эрмитажа организовано по сеансам — билет получится взять только на конкретное время. В залах главного музея Санкт-Петербурга посетителям рекомендуется проводить не более двух часов. Это связано с высокой загруженностью Эрмитажа — ограничения по времени помогают избежать совсем уж огромных толп посетителей.
Фото-экскурсия «Прогулка по Эрмитажу. Автор: гид Tripster Наталья Дубовик
Стоит также помнить про правила фото- и видеосъёмки. Она разрешена лишь в некоторых экспозициях музея и только любительская, для некоммерческого использования. Снимать в Галерее драгоценностей и на всех временных выставках запрещено. Лучше всегда обращать внимание на информационные стенды в каждом зале, чтобы не получить штраф.
Маршруты по Эрмитажу и их отличия
Для посетителей разработано две схемы передвижения по музею. Первый маршрут проходит по залам западноевропейской живописи XVII-XVIII веков и античной коллекции Эрмитажа. Второй — через императорские семейные покои, а также знакомит гостей с русским, восточным и европейским искусством и культурой разных периодов.
Особенность маршрутов в том, что каждый из них получится пройти несколькими путями. По дороге посетителям встретятся специальные таблички-указатели разных цветов, которые позволят выбрать направление и исследовать залы Эрмитажа в различном порядке. На сайте музея также размещены детальные карты для обеих схем передвижения.
Маршрут №1
Это классический путь следования по залам Эрмитажа, который начинается с парадной Иорданской лестницы. Двигаясь по схеме, посетители Эрмитажа смогут увидеть шедевры Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, полюбоваться скульптурами Древнего Рима и Древней Греции и побывать в главных помещениях для торжественных приёмов.
Георгиевский тронный зал
Один из самых ярких памятников русского классицизма в интерьерах Эрмитажа. С конца XVIII века зал был центральным помещением дворца и служил для торжественных церемоний и государственных приёмов. Его стены отделаны дорогим каррарским мрамором и позолотой, на полу — наборный паркет из 16 древесных пород, а у стены на фоне барельефа с изображением Георгия Победоносца стоит императорский трон — он был сделан в Лондоне по индивидуальному заказу Анны Иоанновны.
Зеркальное отражение
Николай I лично распорядился сделать рисунок, чтобы тот повторял орнамент на потолке. Однако государственные символы изображены только сверху.
Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Петровский зал
Мемориальная комната, посвящённая первому российскому императору. Зал украшен вензелем в форме двух латинских букв «P», двуглавыми орлами и коронами, стены также декорированы малиновым бархатом с символами империи. На стенах высоко под потолком — картины с изображением правителя во время баталий Северной войны: «Полтавская битва» и «Сражение под Лесной». В специальной нише висит известное полотно «Пётр I с аллегорической фигурой Славы», под которым находится императорский трон конца XVIII века.
Гербовый зал
Один из самых крупных во всём Эрмитаже. Его украшают четыре скульптурные группы древнерусских воинов — они держат в руках пики, на которых раньше были изображены 32 герба российских губерний. Сейчас они сохранились только на золочёных люстрах.
Две головы хорошо, а три лучше
Обратите внимание на орлов в зале. Они здесь трёхглавые, чтобы с любой из точек обзора было видно как минимум две головы. В первой лапе скипетр-посох, направляющий отечество в верную сторону, во второй — держава, символизирующая идеальный мир. А третья лапа держит меч, защищающий родину от врагов.
Дарья, гид в Санкт-Петербурге
В этом пышном бело-золотом зале с массивной колоннадой проходили торжественные приёмы, а во время Первой мировой войны располагалась операционная при главном городском госпитале.
Павильонный зал
Это помещение интересно своим эклектичным декором. В интерьере органично сочетаются элементы сразу трёх направлений архитектуры: античного, ренессансного и восточного. Так, при посещении этого зала получится увидеть 28 хрустальных люстр разного размера, уменьшенную копию мозаичного пола из древнеримских терм, а также четыре мраморных фонтана, созданных в стилистике «Фонтана слёз» в Ханском дворце в Крыму.
В этом помещении музея также выставлено знаменитое приобретение императрицы Екатерины II — роскошные часы «Павлин». Некоторые посетители проходят в Эрмитаж специально, чтобы увидеть это чудо механики в действии, например, по средам, когда механизм заводят.
Зал Леонардо да Винчи
Здесь выставлены полотна «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта» кисти великого мастера. Интересно, что при этом зал оформлен во французском стиле с элементами классицизма и барокко. Ошибки здесь нет. Дело в том, что до картин Леонардо да Винчи, выставленных здесь на постоянной основе только в XX веке, в зале висели полотна французских художников. А само помещение оформили по примеру архитектуры эпохи Людовика XIV.
Черепаший декор
В зале использовано много цветного камня: серый и белый итальянский мрамор, красный порфир, зеленая яшма. А двери из чёрного и красного дерева, декорированны орнаментом в технике «буль» — пластинками из панциря черепахи и латуни с элементами из позолоченной бронзы.
Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Лоджии Рафаэля
Частичка Ватикана в Санкт-Петербурге. Длинный зал-коридор украшен копиями фресок известного итальянского мастера Рафаэля Санти. На них — библейские сюжеты и орнаменты-гротески, изображающими причудливых существ. Идея частично скопировать и перенести в Эрмитаж оформление ватиканского дворца Папы Римского принадлежала Екатерине II.
Зал Рубенса
Здесь выставлено более 40 картин и эскизов великого голландского художника. Коллекция охватывает все периоды творчества Питера Пауля Рубенса и представляет посетителям, исследующим Эрмитаж по маршруту № 1, его самые известные полотна, представленные в России: «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда» и другие.
Зал Рембрандта
По соседству с Рубенсом висят работы ещё одного голландского гения. В зале Рембрандта выставлены такие его шедевры, как «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Мини-галерея мастера включает в себя работы последователей нидерландского живописца, например: Самюэла Диркса ван Хогстратена и Фердинанда Бола.
Зал Диониса
Сосредоточение древнегреческих и древнеримских скульптур в Новом Эрмитаже. Для того, чтобы белые статуи контрастно выделялись на фоне стен, их облицевали тёмно-красным искусственным мрамором. Сюда стоит идти, если хочется вблизи рассмотреть древние скульптуры богов и мифических существ, например: сатира Марсия, богини Венеры Таврической или зевсова сына Диониса. В честь него и назван зал.
Искусство Древнего Египта
Этот просторный зал полон скульптур, статуэток, саркофагов, предметов быта и других археологических находок. Самые старинные датированы IV веком до нашей эры. К ценнейшим экспонатам египетской коллекции относятся, например: статуи фараона Аменемхета III и царицы Клеопатры VII.
Уникальная находка
Здесь можно найти статуэтку Клеопатры VII — последней царицы Египта. Изделие выполнено из базальта долгое время считалась воплощением царицы Арсинои II, но в 2000 году было доказано, что это сама Клеопатра.
Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Маршрут № 2
Начинается с лестницы, которая ведёт в Малую церковь Зимнего дворца, отсюда и её название — Церковная. На этом маршруте посетителям Эрмитажа встретится Малахитовая гостиная Александры Фёдоровны, библиотека Николая II и личные покои императоров и императриц. А также общественные пространства Зимнего дворца: зал развода караула, роскошная Большая церковь и другие.
Концертный зал
Интерьер этого помещения отличается от всех других в Эрмитаже своей монохромностью. Зал, декорированный колоннами и статуями, абсолютно белый. Поддерживающие карниз скульптуры изображают античных муз и богинь, но главное здешнее украшение — это гробница Александра Невского, созданная полностью из серебра по заказу императрицы Елизаветы Петровны.
Раньше в Концертный зал отправлялись, чтобы увидеть главное его украшение — гробницу Александра Невского, созданную полностью из серебра по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Однако больше бесценный экспонат в Эрмитаже не выставляется: в 2023 году раку было решено передать РПЦ и перенести в Александро-Невскую лавру (именно там хранилась гробница до 1922-го).
Современный вид. Фото: сайт музея Эрмитаж • 1858 год. Картина К. А. Ухтомского • 1873 год. Бал в Концертном зале Зимнего дворца. Картина М. А. Зичи
Малахитовая гостиная
Часть личных покоев императрицы Александры Фёдоровны. Этот живописный, почти сказочный по внешнему облику зал оформил архитектор Александр Брюллов. В интерьере гостиной повсеместно встречается уральский малахит, сочетающийся с позолотой. Из зелёного камня здесь сделано почти всё: мебель, подсвечники, декор и даже колонны.
Штаб-квартира революции
Именно Малахитовую гостиную выбрало Временное правительство для своих заседаний после Февральской революции 1917 года. А когда большевики начали штурмовать Зимний дворец, министры Временного правительства находились именно в этом зале.
Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Гостиная Зимнего дворца
Комната в стиле ампир, которая показывает, как выглядели дворцовые помещения «в быту». В гостиной можно увидеть кресла и диваны со шпалерной обивкой, настенные шпалеры, большой напольный ковёр — всё было произведено на Императорской мануфактуре в XVIII-XIX веках. Во время посещения стоит смотреть не только по сторонам, но и наверх: цилиндрический потолок зала украшен изящными флоральными росписями.
Библиотека Николая II
Оформлена в стиле средневековой английской готики. Здесь хранилась коллекция книг последнего российского императора. На одном из столов библиотеки стоит фарфоровый портрет государя, а вокруг — сплошные книжные шкафы из дерева и панно из тиснёной золочёной кожи.
Фото: гид Tripster Наталья Дубовик, Владимир Толстиков
Арапский зал
Бывшая главная столовая Зимнего дворца, предназначенная для семейных императорских обедов. В светлом интерьере выделяются белые колонны вдоль стен и золотые люстры на цилиндрическом потолке. А своё название комната получила от эфиопских слуг в тюрбанах и ярких широких шароварах, которые постоянно дежурили у дверей дворцовой столовой. Посетителей в этот зал Эрмитажа не пускают, однако на маршруте его всё равно получится осмотреть от входа.
+1
Современный вид • 1860-е годы. Картина К. А. Кухтомского • 1912-13 год. Парадный костюм арапа Высочайшего Двора • 1865 год. Передняя во дворце. Картина М. А. Зичи • Фото: Александра Смолич, сайт музея Эрмитаж
Ротонда
Просторный круглый зал, который, по задумке архитектора, соединяет парадные помещения с жилыми покоями императорской семьи. Пол здесь уложен наборным паркетом, а сводчатый потолок декорирован лепниной и цветочными орнаментами. Декором для ротонды служит установленная по центру модель несостоявшегося Триумфального столпа: Пётр I планировал возвести монумент на одной из площадей Санкт-Петербурга в честь главных побед в Северной войне.
Комнаты императрицы Марии Александровны
Личные покои супруги Александра II, через которые проходит второй маршрут по Эрмитажу. В этот список входит несколько комнат с нарочито разной цветовой гаммой:
- Золотая гостиная с лепниной и мраморным камином, украшенным барельефами и мозаикой;
- Малиновый кабинет с «музыкальным» декором в виде инструментов и нот на медальонах, а также резным роялем XIX века;
- Будуар с красными шёлковыми стенами и обильной позолотой;
- Синяя спальня с золотыми колоннами и белым сводчатым потолком;
- Зелёная столовая в стиле французского рококо с зеркалами.
+2
Фото: гид Tripster Наталья Дубовик, сайт музея Эрмитаж
Пикетный зал
Украшенная лепниной и потолочной росписью комната служила в Зимнем дворце вполне конкретной цели. Здесь происходил развод караула — распределение по всем парадным помещениям солдат-гренадёров, которые ежедневно деружирили и охраняли покой императорской семьи.
Александровский зал
Оформлен в сочетании двух стилей — классицизма и готики. Этот зал Эрмитажа посвящён императору Александру I и событиям Отечественной войны 1812 года — самые значимые проиллюстрированы на 24 медальонах, которые расположены по всей длине стен. На самом большом из них изображён российский правитель в нетипичном для стилистики этого помещения образе древнеславянского божества Родомысла.
Большая церковь
После пожара 1837 года это единственное помещение, где восстановили интерьер в стиле рококо: все стены и потолок буквально усеяны позолоченным декором и узорами. На плафоне также изображены религиозные сюжеты, например «Вознесение Господне» П. В. Басина.
Заключение
Несмотря на то, что маршруты по Эрмитажу были разработаны с сугубо практической целью, они отлично продуманны и помогают тем, кто хочет посетить музей без подготовки за несколько часов увидеть всё самое главное. Можно заранее выбрать, на что хочется посмотреть больше: на живопись и скульптуру или на императорские покои. А музейные путеводители помогут сориентироваться в залах Эрмитажа.
Автор: Никита Показанников
ЭРМИТАЖ
Для посетителей открыты все залы и выставки, но посещение музея возможно только по специально разработанным маршрутам.
Выбрать маршрут вы можете при входе в музей.
С 1 сентября 2021 разрешено переходить с одного маршрута на другой в процессе посещения музея, снята строгая маршрутизация.
В Главному музейном комплексе доступны 2 маршрута, в здании Главного штаба — один маршрут.
- Маршрут № 1 по Главному музейному комплексу (вход в сторону Иорданской лестницы).
При выборе этого маршрута вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также – познакомиться с античными коллекциями музея.
- Маршрут № 2 по Главному музейному комплексу (вход в сторону Церковной лестницы).
При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. Во второй части маршрута вы также сможете познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.
- Маршрут №3 проходит в здании Главного штаба.
Выбрав этот маршрут, вы увидите одну из лучших в мире коллекций живописи импрессионистов и постимпрессионистов: знаменитую галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, где представлены шедевры кисти Матисса, Пикассо, Мориса Дени и многих других. В маршрут входят залы памяти Карла Фаберже, Музей Гвардии и экспозиция «Министерство иностранных дел России», вы также сможете познакомиться с искусством XX-XXI веков и посмотреть временную выставку «Студия 44. Анфилада».
Экскурсии по Эрмитажу
Ответы на частые вопросы
- Вход в музей только по электронному билету. На каждое числе ограниченное количество билетов. Все желающие посетить музей не смогут.
- Билет даёт право на однократное посещение музея в определённое время и по одному из предложенных маршрутов.
- Время посещения ограничено 2 часами.
- Средства индивидуальной защиты обязательны для всех посетителей.
В маршрутах по Главному музейному комплексу предусмотрена возможность самостоятельно определить, какие именно залы посмотреть более детально, а какие пропустить. В специальных точках вам нужно будет выбрать путь для дальнейшего движения – в зависимости от вашего выбора вы сможете посмотреть только определённые залы. Для удобства посетителей в залах установлены соответствующие информационные указатели. Также сотрудники Эрмитажа будут дежурить в местах разветвления маршрутов и подскажут направление к интересующему вас залу или экспонату. Главная цель разработанных маршрутов – это избежание встречных потоков людей, но вы можете построить свое путешествие по музею, исходя из ваших интересов и предпочтений.
В целях обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований посещение всех экспозиционных комплексов Эрмитажа ограничено по времени — 2 часа. Перед началом приёма посетителей, а также между сеансами осуществляется уборка и проветривание залов.
Сотрудники Службы музейной безопасности могут попросить вас предъявить входной билет и, если время вашего сеанса подходит к концу – направить вас в сторону выхода.
Знаменитые часы «Павлин», находящиеся в Павильонном зале, входят в маршруты №1 и №2 по Главному музейному комплексу.
- онлайн билеты в Главный корпус музея (Зимний дворец)
- онлайн билеты в Главный штаб
- онлайн билеты в Главный корпус музея
- онлайн билеты в Главный штаб
Для пенсионеров РФ и стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) бесплатный вход каждый четверг. При себе необходимо иметь документ, подтверждающий право на льготу.
Дети до 7 лет могут посещать музей только в сопровождении взрослого, который приобрел электронный билет. Перед началом сеанса в кассе музея сопровождающий получает на ребенка бесплатный входной билет. Кассир может попросить предъявить документы, содержащие сведения о возрасте ребёнка – свидетельство о рождении или паспорт.
Бесплатное посещение в третий четверг каждого месяца только для следующих категорий: — дети до 18 лет (независимо от гражданства),
— многодетные семьи (граждане РФ и государств ЕАЭС),
— студенты (независимо от гражданства) учебных заведений РФ,
— аспиранты, адъюнкты, интерны, врачи-ординаторы (независимо от гражданства) учебных заведений РФ,
— дети-инвалиды с одним сопровождающим (независимо от гражданства),
— инвалиды I группы (граждане РФ и государств ЕАЭС) с одним сопровождающим (независимо от гражданства),
— инвалиды II группы (граждане РФ и государств ЕАЭС), из них инвалиды с повреждениями опорно-двигательного аппарата, лишённые полноценной возможности передвигаться самостоятельно, инвалиды-колясочники, инвалиды по зрению с одним сопровождающим (независимо от гражданства),
— сурдопереводчики и тифлосурдопереводчики, сопровождающие инвалида по слуху и зрению (независимо от гражданства),
— сотрудники музеев РФ,
— члены творческих союзов РФ (художников, дизайнеров, архитекторов),
— члены Международного Совета музеев (ICOM),
— полные кавалеры ордена Трудовой Славы,
— Герои Социалистического труда,
— ветераны Великой Отечественной войны, к которым относятся, в том числе, лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов,
— лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»,
— бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (независимо от гражданства),
— курсанты (независимо от гражданства) учебных заведений РФ,
— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в вооруженных силах РФ,
— ветераны боевых действий.
Гардеробы работают, верхняя одежда посетителей будет развешана на расстоянии друг от друга, после каждого посетителя номерки будут обработаны дезинфицирующим средством. Все туалеты для посетителей доступны. Уборка в них будет проводиться чаще и с использованием дезинфицирующих средств. В Главном музейном комплексе вы сможете посетить открытое летнее кафе в Большом дворе Зимнего дворца, а также кафе «Эрмитаж» в галерее Растрелли. В часы работы музея в Главном музейном комплексе открыт сувенирный магазин в галерее Растрелли, а также детский магазин с играми и книгами. Также работают книжные киоски в залах музея.