Воронеж какая железная дорога
Перейти к содержимому

Воронеж какая железная дорога

  • автор:

Воронеж какая железная дорога

Главная » История » Юго-Восточная железная дорога и её сооружения

Юго-Восточная железная дорога и её сооружения

Территорию Воронежа пересекают две железнодорожные линии: одна из них — в широтном направлении на правобережной, другая — в меридианальном, в левобережной части. Обе линии соединяются в Отрожке.

В 1865 году воронежское земство ходатайствовало перед правительством о строительстве железной дороги между Воронежем и строящейся тогда Рязанско-Козловской линией. Министерство путей сообщения предусмотрело создание линии между Воронежем и городом Козловым (Мичуринском). Капитал для строительства дороги был создан путем выпуска акций и облигаций. Подрядчиком строительства был рязанский купец первой гильдии С.С. Поляков [Историческая справка]

, который уже имел опыт сооружения железных дорог.

Избыток дешевой рабочей силы — обедневших в пореформенное время крестьян, стекавшихся на стройку со всей Воронежской губернии, упрощенные технические решения, использование строительных материалов, добывавшихся рядом с железной дорогой, способствовали быстрой прокладке линии.

Дорогу построили за один 1867 год, уложив одну колею, но при этом соорудив земляное полотно, мосты и трубы для пропуска поверхностных вод для двух путей. Для обслуживания линии между станциями были возведены казармы для обслуживающего персонала, сторожевые и сигнальные будки, а также другие станционные сооружения. Реку Воронеж и один из ее рукавов — речку Инютинку — пересекли два металлических моста. Особенности рельефа потребовали сооружения насыпей в прибрежной части правобережья и глубоких выемок на подступах к станции Воронеж.

г. Воронеж. Ж.д. мост через реку Воронеж

г. Воронеж. Ж.д. мост через реку Воронеж

Ю.В.ж.д. Мост через реку

Ю.В.ж.д. Мост через реку

В 1868 году началось регулярное движение поездов. В том же году для ремонта подвижного состава на станции были сооружены железнодорожные мастерские. Перед вокзалом, построенным С. С. Поляковым, была спланирована площадь. В 1869 году для эксплуатации созданной линии было учреждено акционерное общество Козлово-Воронежской железной дороги. В этом же году правительство выдало Воронежскому губернскому земству совместно с Правлением Области Войска Донского разрешение на постройку отрезка дороги от Воронежа до Ростова-на-Дону. Концессия была вновь передана С.С. Полякову. Работы начались с двух концов и велись очень быстро. В конце 1870 года был готов однопутный участок дороги от станции Раздельной (позже Отрожка) до Лисок. К концу 1871 года открылось движение поездов на всем пути от Воронежа до Ростова. Ввод этой транспортной магистрали заметно повлиял на экономику страны, создав возможности перераспределения сырья и сельскохозяйственной продукции. Хлеб из юго-восточных районов Черноземного центра и донских степей поступал в Москву и Петербург, к портам Балтийского, Черного и Азовского морей. Дорога, продолженная в 1875 году до Владикавказа, обеспечила кратчайшую связь центральных районов страны с Северным Кавказом, откуда позднее стала поступать нефть. Вовлечение в новую экономическую ситуацию Воронежа существенно повлияло на его развитие.

Полотно Ю.В.ж.д. Окрестности Воронежа

Полотно Ю.В.ж.д. Окрестности Воронежа

Второй этап строительства железных дорог в Воронежской губернии начался в середине 1890-х годов. В 1894 году в направлении на Курск (а затем на Киев) была открыта новая линия. Ее строило Общество Киево-Воронежской железной дороги. В результате продолжения линии за Дон Воронеж утратил положение конечного пункта на тупиковой ветке и превратился в крупный транспортный узел. В 1893 году вместо Общества Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги было образовано Общество Юго-Восточных железных дорог, в ведении которого находилось почти 3 000 километров путей.

Окрестности Воронежа. Полотно Ю.В.ж.д.

Окрестности Воронежа. Полотно Ю.В.ж.д.

Обществом были созданы для управления деятельностью дороги два подразделения: северное отделение, управляющее Грязе-Царицынской железной дорогой, находилось в Борисоглебске, южное отделение, управляющее Козлово-Воронежско-Ростовской и Харьковско-Балашовской линиями с веткой Таловая — Калач, — в Воронеже. Это деление управления просуществовало до 1902 года. Радиус действия Воронежского железнодорожного узла еще более расширился в результате строительства веток: Графская — Анна (1897) и Графская — Рамонь (1901), которые наряду с другими ветками обеспечили транспортную связь с глубинными левобережными районами Воронежской губернии. К концу XIX века. сформировалась почти вся транспортная сеть южного района страны, в котором Воронеж занял ключевую позицию. В 1912 году на станции Раздельной (Отрожка) для ремонта увеличившегося парка подвижного состава было создано подразделение воронежских железнодорожных мастерских, специализирующееся на ремонте вагонов.

г. Воронеж. Полотно и вокзал Ю.В.ж.д.

г. Воронеж. Полотно и вокзал Ю.В.ж.д.

Развитие железных дорог рядом с городом повлияло на облик его предместий. На северных окраинах Воронежа и на левобережье вдоль железных дорог формировались обширные складские и промышленные зоны с разветвленной сетью подъездных путей. Вокруг пристанционных площадей на бывших окраинных пустырях складывались кварталы жилой застройки.

г. Воронеж. Вид на полотно Ю.В.ж.д.

г. Воронеж. Вид на полотно Ю.В.ж.д.

г. Воронеж. Мост над линией железной дороги

г. Воронеж. Мост над линией железной дороги

Перед Первой мировой войной на долю воронежского железнодорожного узла приходилось около 250 000 тонн грузооборота, который на три четверти состоял из ввоза, что свидетельствует о развитой переработке сырья на городских предприятиях. Основным ввозимым грузом была пшеница. За хлебными грузами (25% всего грузооборота) следовали топливо (уголь, дрова, нефть), лес, бумага, металлы, подсолнечник, яйца, соль, рыба, различные предметы широкого потребления. Вывозились производимые в Воронеже мука, подсолнечное масло, яичный порошок, овощи, сельскохозяйственные орудия. Воронеж получил кратчайшую связь со столицами и многими городами соседних губерний. Ж/д сообщение с Москвой связало Воронеж с севером, где был спрос на хлеб. Воронежские купцы, пользуясь услугами железных дорог устанавливали тесные связи с Москвой и Петербургом, а через Ригу вывозили хлеб за границу.

Ежедневная газета «Русское Слово» 28 (15) февраля 1908 года: «ВОРОНЕЖ, 14, II. Восьмой день вследствие заносов город отрезан от столиц. Нет почты и поездов. Попытки пробиться сквозь заносы на севере окончились неудачей. Пущенные поезда, дойдя до «Графской», возвращались обратно. Близ Козлова путь занесен выше телеграфных столбов. Станция «Воронеж» переполнена до крайности ожидающими пассажирами. [. ]»

Окрестности Воронежа. Занос на Ю.В.ж.д.

Окрестности Воронежа. Занос на Ю.В.ж.д.

В годы Первой мировой войны по железной дороге на фронты отправлялась продукция воронежских промышленных предприятий. Воронеж наполнился прибывающими по железной дороге беженцами. В 1918-1919 годах сооружения воронежского транспортного узла сильно пострадали, оказавшись в центре столкновений противоборствующих сил. В начале 1920-х годов деятельность воронежского узла была парализована из-за образовавшихся заторов на путях, недостатка материалов и кадров. В 1922 году возрожденное правление Юго-Восточной железной дороги обеспечивало ее восстановление и развитие. Подчинение с 1928 года в административном отношении поселка Краснолесного (станция Графская) Воронежу способствовало образованию тесной связи станции Графской с воронежским железнодорожным узлом.

В 1930-е годы были сделаны крупные вложения в реконструкцию и развитие железнодорожного узла в Воронеже. В 1931 году из-за нехватки инженерно-технического персонала было разрешено вернуть «пораженных в правах» специалистов, прежде работавших на железнодорожном транспорте. Кроме того, вербовали по договорам рабочих колхозов и совхозов. Для широкой подготовки квалифицированных кадров была создана система различных курсов, школ, кружков и комбинатов технической учебы.

Перед Великой Отечественной войной на заводах по ремонту паровозов (станция Воронеж-I) и вагонов (станция Отрожка) численность рабочих увеличилась в 10 раз по сравнению с началом 1930-х годов. Они обслуживали парки транспортных средств не только Юго-Восточной железной дороги, но и ряда соседних дорог. В 1941 году на них были оборудованы специальные вагоны с зенитными пулеметами и пушками для прикрытия поездов. На Отрожских мостах, по которым прекратилось железнодорожное движение, были устроены настилы для продвижения военных автомашин, поддерживавших под обстрелом связь с районом избежавшего оккупации городка сельскохозяйственного института. В 1942 году в депо Отрожка в короткий срок было освоено изготовление крупнокалиберных пулеметов и запасных частей для минометов. Летом этого года, когда гитлеровцами была захвачена значительная часть правобережного Воронежа с обеими станциями, Управление Юго-Восточной железной дороги было сначала переведено в Сталинград (Волгоград), а затем — в Балашов. Бои за Воронеж и более 200 дней оккупации превратили в руины многие сооружения железной дороги. Их восстанавливали среди первых в городе. В ноябре 1944 года на заводе имени Э. Тельмана в Отрожке стали ремонтировать вагоны для железнодорожного транспорта страны. В 1954 году построили новое здание вокзала на станции Воронеж-I, в конце 1950-х годов вокзал был построен на станции Воронеж-Курский.

В настоящее время Воронеж является крупным транспортным узлом, в который входят четыре станции первого класса (пассажирская — Воронеж-I; грузовые — Воронеж-II (Курский) и Придача (Воронеж Южный); сортировочная — Отрожка). Станция Воронеж-II (Курский) обслуживает также пассажирские перевозки на местной курской линии. В пределах города находятся станции и остановочные платформы местного сообщения: Березовая Роща — на правом берегу реки Воронеж, Боровое, Сомово и Дубовка — на левобережье. Административно городу подчинена станция Графская с поселком Краснолесным.

Юго-Восточная железная дорога

Юго-Восточная железная дорога (сокр. ЮВЖД) — один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги».

Описание

Несмотря на историческое название, унаследованное от времён Российской империи, пролегает по территории областей, расположенных на юго-западе европейской части нынешней России. 37-километровый участок дороги на линии Воронеж — Ростов проходил по территории Луганской области Украины и являлся предметом российско-украинских межправительственных переговоров [4] . В 2017 году закончено строительство двухпутной электрифицированной железной дороги в обход Украины из Воронежской в Ростовскую область на участке Журавка — Миллерово [5] . 11 декабря были построены новые станции Зайцевка и Сергеевка в Воронежской области.

Управление дороги находится в Воронеже.

Основные показатели за 8 месяцев 2020 года [6] :

  • Эксплуатационная длина — 4235,222 км;
  • Среднесписочная численность — 33 452,6 человек;
  • Среднемесячная заработная плата — 46 182 рублей;
  • Погрузка — 56 млн 990 тыс. тонн. (в августе 2020 — 7 млн 570 тыс.);
  • Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении — 1 млн 700 тыс. человек (в августе 2020—386 тыс.), в пригородном сообщении — 4 млн 980 тыс. человек (в августе 2020—701 тыс.).
Регионы дороги

В составе дороги образованы следующие регионы управления:

  1. Белгородский (г. Белгород),
  2. Лискинский (г. Лиски);
  3. Мичуринский (г. Мичуринск).

До упразднения отделений 1 июля 2010 года в состав дороги входили Белгородское, Мичуринское, Елецкое, Ртищевское, Лискинское, а ранее и Воронежское отделения [7] .

Границы

Электропоезд «140 лет Юго-Восточной железной дороге» на станции Лиски

История

Удостоверение личности ЮВЖД, 1914 год.

Первой железной дорогой в границах Юго-Восточной дороги стала Рязанско-Козловская железная дорога, построенная в 1866 году. Эта линия была продолжена до Воронежа в 1868 году и Ростова-на-Дону в 1871 году. В 1868—1871 году построена дорога Елец — Грязи — Борисоглебск — Царицын и линия Козлов — Тамбов — Саратов (её строило общество Тамбово-Саратовской железной дороги, но ныне Юго-Восточная железная дорога обслуживает участок от Мичуринска до Благодатки включительно).

В 1956 году паровозное депо Ртищево, обслуживающее самый грузонапряжённый ход Пенза — Поворино, переходит на тепловозную тягу. В 1985 году в состав Юго-Восточной железной дороги вошло Ртищевское отделение. В 1993 году — Белгородское отделение также вошло в состав Юго-Восточной железной дороги.

В постсоветское время Юго-Восточная железная дорога подверглась сокращению рельсовой сети. Были демонтированы ветки Лев Толстой — Троекурово, Куликово Поле — Волово. На некоторых направлениях сокращались объёмы пригородного сообщения. Несмотря на это, дорога продолжает обновлять парк подвижного состава новыми электровозами ЭП1М, электропоездами ЭД9М и незначительным количеством тепловозов ТЭП70БС [2] .

В 1987 году произведена передача Лиховского отделения Юго-Восточной железной дороги в ведение Северо-Кавказской; граница между дорогами была перенесена со ст. Зверево на ст. Чертково. После полноценного запуска железнодорожного обхода Украины и эта граница была перенесена на северо-восток относительно старой.

Начальники дороги

  • С 1998 по 2000 — Иван Степанович Васильев;
  • С 2000 по 2002 — Михаил Павлович Акулов;
  • С 2002 по 2018 — Анатолий Иванович Володько;
  • С 2018 по 2020 — Сергей Александрович Задорин;
  • С октября 2020 года начальником Юго-Восточной железной дороги является Павел Алексеевич Иванов, ранее занимавший пост заместителя генерального директора — начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» [10] .

Инфраструктура

  • Дистанции пути (ПЧ): Грязи ПЧ-1; Воронеж ПЧ-3; Лиски ПЧ-4; Россошь ПЧ-5; Ртищево ПЧ-6; Старый Оскол ПЧ-7; Ржава ПЧ-8; Таловая ПЧ-10; Валуйки ПЧ-11; Поворино ПЧ-12; Балашов ПЧ-13; Елец ПЧ-15; Кочетовка ПЧ-18; Сердобск ПЧ-21; Раненбург ПЧ-22; Белгород ПЧ-23.
  • Дистанции инфраструктуры (ИЧ): Лев Толстой ИЧ-1; Тамбов ИЧ-2.
  • Дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ): Лиски ШЧ-3; Воронеж ШЧ-4; Грязи ШЧ-5; Мичуринск ШЧ-7; Елец ШЧ-9; Старый Оскол ШЧ-11; Балашов ШЧ-14; Ртищево ШЧ-15; Белгород ШЧ-16.
  • Дистанции электроснабжения (ЭЧ)
  • Эксплуатационные локомотивные депо: Ртищево-Восточное (ТЧЭ-2), Балашов (ТЧЭ-15), Лиски-Узловая (ТЧЭ-4),Россошь (ТЧЭ-3), Воронеж-Курский (ТЧЭ-6),Старый Оскол (ТЧЭ-17). Эксплуатационное локомотивное депо Елец-Северный (ТЧЭ-14) Эксплуатационное локомотивное депо Кочетовка (ТЧЭ-12) Эксплуатационное локомотивное депо Белгород-Курский (ТЧЭ-31)
  • Сервисные локомотивные депо Южного филиала ООО «ЛокоТех-Сервис» (Воронеж, Елец,Мичуринск, Ртищево, Поворино, Лиски, Россошь-Пассажирская)
  • Эксплуатационные вагонные депо (ВЧДЭ): Ртищево, Лиски, Валуйки, Стойленская, Казинка, Кочетовка
  • Ремонтные вагонные депо (ВЧДР)
  • Дистанция гражданских сооружений (НГЧ)
  • Дирекция по тепловодоснабжению (ДТВ): Лискинский территориальный участок (ЛТУ), Белгородский территориальный участок (БТУ), Мичуринский территориальный участок (МТУ).

Примечания

  1. ↑Сайт РЖД
  2. ↑ 2,02,1Структура ОАО «РЖД»(неопр.) . ОАО «РЖД». Архивировано 26 июня 2012 года.
  3. ↑↑Железнодорожная ветка РЖД длиной примерно в 30 км, находящейся в ведении российской монополии, «застряла» на территории Украины(неопр.) . РБК daily (11 июля 2012). Дата обращения: 2 декабря 2018.Архивировано 12 июля 2012 года.
  4. ↑Двухпутная электрифицированная ж-д в обход Украины строится с опережением графика(неопр.) . Maxpark. Дата обращения: 2 декабря 2018.
  5. ↑Юго-Восточная ЖД(неопр.) . uvzd.rzd.ru. Дата обращения: 9 октября 2020.
  6. ↑ Приказ Президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина № 75 от 29 апреля 2010 года «Об упразднении отделений на железных дорогах РФ». В соответствии с этим приказом, к 1 января 2011 года все отделения железных дорог РФ прекратили существование
  7. ↑Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг. / Сост. Афонина Г.М.. — М. : ЦНИИТЭИ МПС, 1995. — С. 47. — 114 с.
  8. ↑Назначен новый начальник Юго-Восточной железной дороги(неопр.) . РЖД (20 апреля 2018). Дата обращения: 20 апреля 2018.
  9. ↑ЮВЖД возглавил Павел Иванов(рус.) (7 октября 2020). Дата обращения: 9 октября 2020.

Ссылки

  • Юго-Восточная железная дорога // ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
  • История Юго-Восточной железной дороги

«По просторам дороги железной…» К 150-летию Юго-Восточной железной дороги

История Юго-Восточной железной дороги началась с создания Рязанско-Козловской железной дороги, построенной в 1866 году. Эта линия была продолжена до Воронежа и Ростова-на-Дону в 1871 году. В 1893 году было создано акционерное общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее Козлово — Воронежско — Ростовскую и Орлово — Грязи — Царицынскую железные дороги.
За время Великой Отечественной войны и оккупации немецко-фашистскими захватчиками хозяйство Юго – Восточной дороги подверглось большому разрушению. Южные участки дороги были почти полностью уничтожены немцами, другие участки подверглись большому разрушению бомбежкой и обстрелом вражеской авиации и артиллерии. Немецкими фашистами были подорваны тридцать восемь километров железно-дорожного пути, сто семьдесят стрелочных переводов, все служебно – технические помещения станций, помещения вокзалов. По мере освобождения Красной Армией временно оккупированных врагом территорий одной из главных задач было восстановление транспортной сети. Советские транспортники, которым активно помогало население освобожденных от врага районов, успешно справились с этой сложнейшей в условиях войны задачей. В годы войны железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в общенародном деле победы над врагом. С его помощью обеспечивалось перебазирование промышленности в тыл, перевозка войск, военной техники и боеприпасов, производилась доставка сырья и топлива, подвоз продовольствия, одежды, лекарственных средств, осуществлялась эвакуация населения.
В настоящее время Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, — Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской. Магистраль связывает южные районы России с центром, Поволжьем и Уралом и обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности. Также большую роль Юго-Восточная железная дорога играет в пассажирских перевозках. Управление дороги находится в городе Воронеже.

Железнодорожная наша держава

Дорог железных паутина
Легла на сотни тысяч вёрст.
Сложи все рельсы воедино —
Домчаться сможешь и до звёзд!

Вся мощь твоя, моя держава,
В литых артериях стальных.
А в стуке мчащихся составов –
Ритмичный пульс моей страны .

Пути и люди – всё из стали,
В смертельном громе и огне
Они бессменно воевали,
А фронт их был по всей стране.

От бомб стонали перегоны,
И гарью забивало грудь.
Но шли в бессмертье эшелоны,
К победе проторяя путь.

Сейчас, в стремительное время,
В эпоху новых скоростей,
Ничуть не меньше стало бремя
Надежных рельсовых путей.

Так пусть страна в составах скорых
Летит на свет грядущих лет,
И пусть в глазах у светофоров
Всегда горит зелёный свет.

(В. Осиновский — А. Горохов.)

Выставку подготовила ведущий архивист КУВО «ГАОПИ ВО» О.В. Евсюкова

..

Бойцы Козловского красногвардейского отряда железнодорожников. [1918 г.]

Воронеж железная дорога

РЖД запретят высаживать животных из поездов после смерти кота, выброшенного проводницей

Сетевое издание РИА «Воронеж” (Региональное информационное агентство «Воронеж»), (Regional news agency «Voronezh»), (RNA «Voronezh»)

  • Контакты редакции
  • Адрес редакции, издателя: 394030, г. Воронеж, ул. Революции 1905 года, д. 31е, пом. 1/1
  • Адрес электронной почты: info@riavrn.ru, riavrn@govvrn.ru, office@ria-vrn.ru
  • Телефоны редакции: +7 (473) 259 31 73, +7 (473) 277 66 98, +7 (473) 259 31 73
  • Размещение рекламы: +7 (473) 235 64 24, +7 (473) 235 56 81, +7 (920) 229 30 25; ra@ria-vrn.ru
  • Сетевое издание РИА «Воронеж” (Региональное информационное агентство «Воронеж»), (Regional news agency «Voronezh»), (RNA «Voronezh») зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 13 июня 2019 г.
  • Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 75878

На сайте riavrn.ru используются файлы cookie, чтобы сделать портал удобнее и настроить его с учетом ваших интересов.

Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой конфиденциальности на сайте, и если вы подтверждаете согласие с политикой cookie-файлов, нажмите на кнопку «Согласен(а)».

Если вы отказываетесь от использования файлов cookie, отключите их, изменив настройки вашего браузера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *