Двенадцать стульев

В 1928 году выходит роман И.Ильфа и Е.Петрова под названием «Двенадцать стульев». За год до выхода романа авторы путешествовали по Северному Кавказу. Заехали они и в Пятигорск. И.Ильф записал в дневнике: «Местные жители красивы, статны, но жадны. Слова не скажут даром. Даже за справку (устную) взяли 10 коп. Это не люди, а пчелки. Они трудятся. На празднике жизни в Пятигорске мы чувствовали себя совершенно чужими. Мы пришли грязные, в плотных суконных костюмах, а все были чуть ли не из воздуха»
В 1949 году роман запретили, в 1956 вновь разрешили.
Снять фильм по роману Ильфа и Петрова — была мечта режиссера Гайдая. Но по разным причинам приступить к съемкам фильма не получалось.
Фильм выходит на экраны 8 июня 1971.
Съемки фильма «Двенадцати стульев» начались в городе Пятигорске 3 сентября 1970 года.

Видео: Кадры из кинофильма «Двенадцать стульев»
Действие у Орла, когда Остап посылает Кису просить милостыню, но Киса сопротивляется: никогда еще Воробьянинов не протягивал руки. На что Бендер отвечает: «Тогда протянете ноги, старый дуралей!»
Эпизод фильма на горе «Горячей» символичен.Именно здесь, с давних времён, струился безымянный горячий источник, на основе которого возник бальнеологический комплекс и благодаря которому и возник город-курорт Пятигорск.
Самый известный эпизод в романе, происходящий в Пятигорске, рассказывает о том, как предприимчивый Остап Бендер продавал самодельные билеты для входа в Провал. Интересно, что после выхода романа в 1929 году администрация курорта ввела входную плату за посещение этого достопримечательного места.

Сцена фильма «возле Провала», где великий комбинатор устроил продажу входных билетов, снимали вовсе не на фоне известной пятигорской достопримечательности. вместо Провала был отснят Грот Лермонтова, а вот самого Провала в фильме так и не сняли.
Торги с монтёром Мечниковым и передачу стульев компаньонам снимали на фоне Лермонтовской галерее в парке «Цветник».
Сцена, где великий комбинатор с азартом торгует билетами на Провал, предлагая их группам отдыхающих, направляющихся к гроту Лермонтова была снята не у грота, а на горе Горячей.
Ну и заключительная сцена в фильме, снятая в Пятигорске – под покровом ночи Остап и Киса несут стулья, выкупленные у Мечникова. Пятигорский полицейский спугнул героев фильма , они вынуждены были присесть на стулья у ближайшей двери , оказавшейся входом в Прокуратуру города.
Фото: Афиша фильма «12 стульев»
Фото: Рабочие моменты во время съемки
Фото: Режиссер Леонид Гайдай управляет съемками
Фото: Эпизоды из фильма
Фото: Эпизоды из фильма «12 стульев»
Фото: Эпизоды из фильма «Двенадцать стульев»
Жители города Пятигорска очень любят роман Ильфа и Петрова и даже увековечили Остапа Бендера и Кису Воробьянинова в бронзе. Облик полюбившихся героев взяли именно из фильма Гайдая. Вот только стоят эти скульптуры не там, где снимался фильм, а там, где это описано в романе. Бендер у входа в Провал, Киса неподалеку от входа в парк «Цветник».

Одними из главных действующих персонажей в фильме являются сами стулья. Приступив к съемкам, выяснилось, что найти по-настоящему подходящий реквизит не так и просто! Было размещено объявление в газету в поисках раритетных вещиц! Как оказалось в Москве только у одной старушки сохранились настоящие гамбсовские стулья, но продавать их она категорически отказалась, лишь позволила сфотографировать бесценные предметы мебельного гарнитура. Стулья заказали в Эмиратах, в СССР ни одна мебельная фабрика не приняла такой заказ. К завершению съемок остались невридимыми лишь четыре стула. Леонид Гайдай выкупил их, и они по настоящее время в кабинете-музее в квартире режиссера.
Цитаты из комедии стали крылатыми и навсегда вошли в нашу жизнь:
- Утром деньги — днем стулья.
- Это грабеж среди белого дня!
- Всю контрабанду делают в Одессе на Малой Арнаутской улице.
- Вы не в церкви, вас не обманут!
- Знойная женщина, мечта поэта!
- Контора пишет!
- Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
- Мы чужие на этом празднике жизни!
- Ну, ты, жертва аборта!
- Отдай колбасу, дурак! Я все прощу!
- Пишите письма!
- Почем опиум для народа?
Все они принадлежат перу Ильфа и Петрова.
- Где поесть
- Рестораны
- Кофейни
- Кафе
- Географическое положение
- История Пятигорска
- Современный Пятигорск
- Сезон и климат
- Знаменитые люди
- Парки и фонтаны
- Храмы и монастыри
- Горы
- Достопримечательности Пятигорска
- Лермонтовские места
- Культурный отдых
- Активный отдых
- Отдых с детьми
- Шоппинг
- Лечение в Пятигорске
- Грязелечение
- Минеральные источники
- Пятигорские терренкуры
- Радон
- Санатории
- Гостиницы
«12 стульев»: 10 мировых экранизаций, о которых мы не знаем
Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» давно разобран на цитаты во многом благодаря тому, что в России выходили две популярные экранизации этой книги. В 1971 году Леонид Гайдай снял в роли Остапа Бендера Арчила Гомиашвили, а через 5 лет в роли жулика в фильме Марка Захарова снялся Андрей Миронов. Оказывается, мы не первыми экранизировали этот роман. Прежде чем роман был экранизирован в СССР, за границей в разных странах было сделано несколько экранизаций, в том числе одна из них в фашистской Германии.
«12 стульев», Чехословакия — Польша, 1933
Самая первая экранизация романа, правда, сделанная по мотивам. Место действия перенесено в Польшу, потому авторам пришлось придумать свою оригинальную завязку, не связанную с экспроприацией имущества. В дальнейшем это решение использовали другие постановщики, которые также меняли место действия «12 стульев». Хотя сценаристы несильно исказили идею романа. Главный герой — пражский парикмахер Фердинанд Шуплатко. В Варшаве у него умирает тетушка, оставив ему наследство. Шуплатко мчится туда, но в дороге тратит все деньги. Приехав в дом тетки, ничего кроме потрепанных 12 стульев он не находит и сдает их в антикварный магазин. А через день находит записку, в которой тетка сообщает, что спрятала в одном из стульев $100 тысяч. Фердинанд бросается к антиквару, но тот продал все стулья поштучно. Вдвоем они решают найти пропавшее сокровище.
«13 стульев», Германия, 1938
Экранизация, сделанная в фашистской Германии. Примечательно, что в титрах не указаны Ильф и Петров. По сути, фильм — ремейк первой экранизации 1933 года с некоторыми изменениями. Феликс Рабе, тоже парикмахер, узнает, что его тетка умерла, оставив единственному наследнику 13 стульев, а остальное богатство раздала на благотворительность. Феликс зол на тетушку и сдает все стулья антиквару. Записку о сокровищах он находит, когда все стулья уже проданы поодиночке. Антиквар решает помочь Рабе за хороший процент. Оба, конечно, ничего не найдут, но разбогатеют на средстве для роста волос, которое неожиданно создаст Рабе.
«Все дело в мешках!», США, 1945
Американцы авторов книги в титрах также не указали. Фильм больше похож на криминальный детектив. Эксцентричный миллионер составляет завещание в пользу Фреда Флугла, но большую часть наследства прячет в одном из пяти стульев. Вскоре после этого его находят мертвым с вложенным в руку револьвером. Наследник, блошиный дрессировщик, почти потерял рассудок от счастья, узнав о наследстве: берет огромные кредиты, живет в лучших отелях. и продает все стулья, только потом узнав их тайну. Над Флуглом нависает угроза тюремного заключения, ведь кому, как не ему, была выгодна смерть миллионера. Говорят, идею этой запутанной истории режиссеру предложил сам Альфред Хичкок.
«Семь черных бюстгальтеров», Швеция, 1954
Вольная экранизация саги об Остапе Бендере. Только вместо стульев бриллианты оказываются в бюстгальтерах. Главный герой Йенс Нильсен — вылитый Остап, живет за счет богатых женщин, за что попадает в тюрьму. От своего сокамерника, Большого Забияки, он узнает, что тот припас на воле большой бриллиант, спрятав его в черном бюстгальтере. На свободе Йенс узнает, что бюстгальтеров было целых 7, и все они распроданы. Большой Забияка открывает тайну еще одному мошеннику, и за бриллиантом начинают охотиться двое.
«13 стульев», Бразилия, 1957
Мечта Остапа сбылась: он попал в Рио-де-Жанейро. Правда, он — девушка, танцующая в варьете. Но обо всем по порядку. Парикмахеру Бонифацио Боавентура тетушка вместо большого особняка оставляет в наследство лишь 13 стульев. Раздосадованный Бонифацио сдает все стулья на комиссию, потом находит записку от тетушки о том, что в одном из стульев зашит миллион. Магазин все стулья распродал. В поисках Бонифацио помогает Ивона — танцовщица из варьете, с которой он познакомился по дороге в Рио. Проданные стулья оказываются в самых неожиданных местах, даже в кабинете гинеколога. Фильм практически копирует немецкую ленту с тем же названием, снятый на 20 лет раньше. Но бразильский колорит пошел ему только на пользу.
«Счастье лежит на улице», ФРГ, 1957
Парикмахер Феликс уже много лет пытается найти средство для роста волос, но все попытки его создать, а равно как разбогатеть, тщетны. Вдруг тетушка оставляет ему наследство. Радостный Феликс отправляется в дом, где она некогда жила, и узнает, что из всего наследства он получит только 13 стульев. Чтобы хоть что-то заработать, он сдает их в комиссионку. А потом находит записку о том, что в одном из стульев зашиты сокровища. Антиквар все стулья продал, и Феликс отправляется на их поиски. Проданные стулья попадают в дом спортсмена-борца, в воинскую часть, в больницу. И снова за стульями герой охотится вместе с антикваром.
«12 стульев», Куба, 1962
Остапа Бендера занесло на Кубу. Эта экранизация почти в точности, за исключением места действия и финала, повторяет сюжет романа. Все-таки помогают схожие исторические реалии. Умирающая теща сообщает зятю, что после кубинской революции спрятала свои драгоценности в стул, чтобы они не достались государству. То же она говорит священнику на исповеди. Оба отправляются на поиски сокровищ. Вместо Остапа старому Ипполито Гарриго помогает его бывший работник Оскар. В фильме есть эпизоды с голым инженером, своя Эллочка-людоедка, свой Союз меча и орала. В советском романе много сатиры на послереволюционную жизнь, а в кубинском фильме — на революцию, случившуюся за 9 лет до начала съемок.
«Один из 13-ти», Италия, 1969
Это одна из лучших итальянских комедий 1960-х. В роли Остапа снова женщина. Парикмахер Марио, живущий в Нью-Йорке, получает весть о смерти тетушки, оставившей ему в Англии в наследство 13 стульев. Он продает их, чтобы покрыть расходы на дорогу. В одном из стульев зашиты сокровища. С помощью торговки антиквариатом, живущей в Лондоне, он отправляется на поиски стульев и попадает в Рим. Там стул с деньгами случайно падает в грузовик, который привозит его в детдом. Марио возвращается в Нью-Йорк. Но там его ждет сюрприз: средство для роста волос, которое он тестировал до отъезда, обладает потрясающим эффектом.
«12 стульев», США, 1970
Еще одну американскую экранизацию снял Мэл Брукс, режиссер фильма «Продюсеры», который принес ему «Оскара». Действие происходит в русском уездном городке (фильм снимали в Югославии и Финляндии). Ипполит Матвеевич узнает от своей тещи тайну сокровищ, запрятанных в одном из 12 стульев. Об этой тайне также знает священник, пришедший на исповедь. Оба отправляются искать бриллианты. Стулья оказываются в Москве, Ялте, в Сибири, где по фильму живет инженер Брунс. В итоге тот самый «бриллиантовый» стул оказывается в Клубе железнодорожников, который был построен на деньги, спрятанные в стуле. Канва книги в фильме сохранена, нельзя сказать, что бережно: некоторых героев нет, некоторые добавлены, а в конце фильма Остап не собирается убивать Кису.
«12 сидений», Иран, 2011
Действие самой «свежей» ленты по мотивам книги Ильфа и Петрова перенесено в современный Иран. Аббас Ховейда спрятал ценные бумаги в сиденье автомобиля. Из-за того, что в фильме упоминается Ховейда — премьер-министр, казненный после исламской революции, в Иране он запрещен.
Двенадцать стульев
Двена́дцать сту́льев — сатирический роман, написанный в 1927 году Ильёй Ильфом и Евгением Петровым, их первое совместное произведение. В 1928 году опубликован в литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1—7); в том же году издан отдельной книгой. В основе сюжета — поиски бриллиантов, спрятанных в одном из стульев мебельного гарнитура, распроданного по частям и разошедшегося по стране. При этом рассказанная писателями история создаёт колоритный образ эпохи советской России 1920-х годов.
Роман широко известен в российской культуре, многие цитаты из него превратились в крылатые выражения, чему способствовали популярные экранизации. Однако с 1949-го до середины 1950-х годов этот роман, как и написанное позже продолжение — «Золотой телёнок», был запрещён к печати после появления проекта постановления секретариата ЦК ВКП(б) «О грубой политической ошибке издательства „Советский писатель“ от 14 декабря 1948 года».
- 1 История создания
- 2 Публикация
- 3 Сюжет
- 4 Отзывы и рецензии
- 5 Экранизации
- 6 Примечания
- 7 Литература
История создания
История создания романа известна со слов авторов и брата Евгения Петрова — писателя Валентина Катаева. При этом, как указывают исследователи, «описание Петровым ряда эпизодов их с Ильфом общей творческой биографии изобилует противоречиями» [1] , что не позволяет в полной мере отделить реальные факты от сформированной писателями легенды о своём творчестве.
Согласно воспоминаниям Евгения Петрова, тему для произведения подсказал Валентин Катаев. Авторам романа отводилась роль литературных негров. Катаев посоветовал им сочинить авантюрный роман о деньгах, спрятанных в стульях, пообещав собственноручно отредактировать наброски начинающих писателей [2] . Ильф и Петров согласились на эту работу.
Основная работа над романом велась с сентября по декабрь 1927 года [3] . Написав за месяц первую часть, соавторы отнесли рукопись Катаеву. Тот, прочитав текст, сообщил, что его вмешательство не требуется, так как в произведении виден почерк «совершенно сложившихся писателей» [4] .
Вопрос, как именно Ильф и Петров сочиняли роман, интересовал многих и стал поводом для шуток в литературной среде. Так, пародист Александр Архангельский сочинил на эту тему эпиграмму: «Задача Бендеру Остапу: / Имея сразу двух отцов, / Установить в конце концов — / Кого из них считать за папу?» [5] . Ему же принадлежит двустишие: «Провозгласил остряк один: / Ильф — Салтыков, Петров — Щедрин» [6] . Тем не менее их работа строилась на чётком принципе — каждый автор мог опротестовать решение своего коллеги. Как утверждал писатель Виктор Ардов, ни одна фраза не появлялась в рукописи без согласия обоих авторов. При этом Ильф считал, что, если слово или предложение возникло параллельно у обоих соавторов, то от него лучше отказаться: «Значит, оно слишком близко лежало» [7] .
Публикация
Роман был закончен в январе 1928 года. Его публикация началась уже в первом номере журнала «Тридцать дней» (она продолжалась вплоть до июля). Выход каждой части курировал заведующий редакцией Василий Регинин, иллюстрации готовил график Михаил Черемных [8] . Такая оперативность объяснялась, вероятно, вмешательством Валентина Катаева и тем, что существовала предварительная договорённость о том, что роман будет печататься в журнале с января [1] . В Российском государственном архиве литературы и искусства сохранился договор от 21 декабря 1927 года, согласно которому директор издательства «Земля и фабрика» Владимир Нарбут должен опубликовать роман «Двенадцать стульев» при условии предоставления рукописи не позднее 5 января 1928 года [9] . Уже в июле 1928 года роман был опубликован издательством отдельной книгой, а через год был переиздан. Также летом 1929 года роман был опубликован во Франции в переводе на французский язык [1] .
Сюжет
Роман состоит из трёх частей. В первой, озаглавленной «Старгородский лев», бывший предводитель дворянства, а ныне скромный служащий загса уездного города N Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнаёт от умирающей тёщи (мадам Петуховой) о бриллиантах, спрятанных ею в сиденье одного из стульев гостиного гарнитура, принадлежавшего их семье до революции. Намереваясь найти сокровища, Воробьянинов отправляется в вымышленный авторами романа Старгород, где располагался его бывший особняк, конфискованный советской властью. Там он знакомится с ловким мошенником (или, как он себя называет, «великим комбинатором») Остапом Бендером и опрометчиво выдаёт ему свою тайну. Бендер убеждает Воробьянинова искать сокровища вместе. В Старгород также направляется их конкурент — священник Фёдор Востриков, узнавший о драгоценностях во время исповеди мадам Петуховой.
Во второй части, названной «В Москве», искатели сокровищ перемещаются в Москву. Бендер и Воробьянинов намеревались приобрести 10 из 12 стульев на аукционе, но накануне Ипполит Матвеевич потратил отложенные на это деньги. Стулья были распроданы нескольким покупателям и искателям сокровищ приходится прилагать много усилий для того, чтобы разными способами получить эти стулья у их новых владельцев.
В третьей части («Сокровище мадам Петуховой») охота за стульями продолжается. Бендер и Воробьянинов отправляются на пароходе «Скрябин» в рейс по Волге, притворившись художниками, которые должны были изготавливать наглядную рекламу государственного займа. После разоблачения героев выгоняют с парохода. Далее они оказываются в городе Васюки, где в местном шахматном клубе Бендер притворяется гроссмейстером. После разоблачения им приходится спасаться бегством. В поисках заработка Бендер принуждает Ипполита Матвеевича просить милостыню в Пятигорске. Параллельно их поискам, своим маршрутом движется отец Фёдор. Конкуренты встретились в Дарьяльском ущелье. После потасовки священника и бывшего предводителя дворянства отец Фёдор спасается бегством и залезает на вершину скалы, откуда не может слезть. Постепенно он сходит с ума. Через десять дней из Владикавказа прибыла пожарная команда и сняла отца Федора, доставив его в психиатрическую лечебницу.
Осенью Бендер и Воробьянинов возвращаются в Москву, где ищут последний ещё не найденный ими стул. Остап выясняет, что стул находится в новом клубе железнодорожников. Бендер планирует утром отправиться за стулом и мечтает о сокровищах, подшучивая над партнёром. Ипполит Матвеевич боится, что Бендер завладеет сокровищами единолично и ночью перерезает Бендеру горло бритвой. Придя в клуб, Воробьянинов узнаёт, что драгоценности его тёщи были обнаружены сторожем несколько месяцев назад. Именно на эти деньги построен новый клуб с паровым отоплением, театром, буфетом, гимнастическим залом, шахматной секцией. Ипполит Матвеевич бешено и дико кричит. Таков финал романа.
Отзывы и рецензии
Как указывают Михаил Одесский и Давид Фельдман, первые отзывы критиков (газета «Вечерняя Москва» от 2 сентября 1928 года; журнал «Книга и профсоюзы», сентябрь 1928 года; журнала «Книга и революция» от 20 апреля 1929 года) были прохладными. Но книгу одобрил Н. И. Бухарин на совещании рабочих и сельских корреспондентов, и это бухаринское выступление, где обильно и с похвалой цитировался роман, было опубликовано «Правдой» 2 декабря 1928 года. Впрочем, на тот момент Бухарин утратил былое влияние и его мнение утратило вес. Но 17 июня 1929 года «Литературная газета» опубликовала статью «Книга, о которой не пишут», где давалась высокая оценка роману. Далее последовали положительные рецензии в журнале «Октябрь», «На литературном посту», «Молодая гвардия», изданиях «Чудак» и «Звезда». В этой ситуации М. Одесский и Д. Фельдман видят отражение расстановки политических сил в стране и меняющейся идеологии [1] .
Экранизации
Первой экранизацией романа стал польско-чешский фильм «Двенадцать стульев» (1933), действие которого происходит в Варшаве и других городах Польши. Роль Остапа, именуемого в картине Камилом Клепкой, исполнил актёр Адольф Дымша [10] . В России наиболее известны советские экранизации романа, сделанные режиссёрами Леонидом Гайдаем (1971) и Марком Захаровым (1976).
Примечания
- ↑ 1,01,11,21,3Одесский, Фельдман, 2000.
- ↑Петров Е. П., 2001, с. 146.
- ↑Яновская, 1969, с. 32.
- ↑Петров Е. П., 2001, с. 148.
- ↑Петров Е. П., 2001, с. 151.
- ↑Петров Е. П., 2001, с. 251.
- ↑Петров Е. П., 2001, с. 84.
- ↑Петров Е. П., 2001, с. 31.
- ↑Петров Е. П., 2001, с. 27.
- ↑Яновская, 1969, с. 44.
Литература
- Петров Е. П.Мой друг Ильф / Сост. и комм. А. И. Ильф. — М. : Текст, 2001. — ISBN 5-7516-0254-4.
- Яновская Л. М. Почему вы пишете смешно? Об И. Ильфе и Е. Петрове, их жизни и их юморе. — М. : Наука, 1969.
- Одесский Михаил, Фельдман Давид.Литературная стратегия и политическая интрига: «Двенадцать стульев» в советской критике рубежа 1920-1930-х годов // Дружба народов. — 2000. — № 12.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
- Знание.Вики:Страницы с использованием параметра «подпись» в шаблоне «Карточка»
- Литературные произведения по алфавиту
- Музыка и литература
- Все статьи
- Романы Ильфа и Петрова
- Сатирические романы
- Романы 1928 года
- 12 стульев
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
«12 Стульев», очень краткое содержание 375 слов читать ~3 мин.
Действие «Двенадцати стульев» происходит в 1927 году, в ещё досталинском Советском Союзе. Коммунизм к тому времени уже победил, но в его успешном становлении все ещё оставались огромные пробелы, и именно через них с удовольствием прыгают Ильф и Петров в этой масштабной комедии.
Завязка проста: на смертном одре тёща Ипполита Матвеевича Воробьянинова рассказывает ему, что до революции успела спрятать свои драгоценности в стулья. Ипполит Матвеевич видит в этом спрятанном сокровище большие перспективы – возможно, там аж 150 000 рублей. Он сможет забыть о своей ничтожной канцелярской работе и снова жить в благородном (ну, более или менее, учитывая время) стиле, к которому привык до революции.
Конечно, всё не так просто: стулья тоже пали жертвой революции и он должен их найти. И он не одинок в этом. Его тёща рассказала о существовании клада местному священнику, отцу Фёдору Вострикову, и тот тоже готов бросить всё, чтобы заполучить богатство. Отец Фёдор может быть конкурентом Ипполита Матвеевича, но его союзник, аферист Остап Бендер, может оказаться ещё большей проблемой.
Они отправляются на поиски стульев. Отцу Фёдору это удаётся хуже и вскоре он отправляется в очень забавную погоню за дикими гусями. Ипполит Матвеевич и Остап Бендер составляют достойную команду (хотя именно умный и расторопный Бендер приближает их почти ко всем стульям). Но и они также неоднократно (и очень забавно) спотыкаются в поисках.
Охота и приключения превращаются в хорошую комедию ошибок – особенно когда почти все стулья выставляются на аукцион, и эти двое делают выигрышную ставку… но всё равно умудряются всё испортить. Быстро соображающий и готовый почти на всё, Бендер даже женится – если это нужно, чтобы заполучить один из стульев, значит, нужно. Наличные деньги также привлекаются творческими способами, включая организацию политического заговора, а также обещание городу стать шахматным центром мира. Нет нужды говорить, что многие трюки возвращаются и преследуют их.

Заберите бумажную книгу себе навсегда
Скидки до 80% от указанной здесь цены внутри

Ильф Илья Арнольдович, Петров Евгений Петрович
12 стульев. Золотой теленок. Коллекционное иллюстрированное издание
Ильф Илья Арнольдович, Петров Евгений Петрович
12 стульев. Золотой теленок. Избранные произведения в одном томе
Ильф Илья Арнольдович, Петров Евгений Петрович
12 стульевИльф и Петров также позволяют себе несколько забавных отступлений о советской жизни тех времён – забавная смесь почти Дикого Запада и бюрократии с удивительно малой долей полицейского государства (хотя Бендер постоянно напоминает Ипполиту Матвеевичу, чтобы тот не оказался по ту сторону закона).
Условия – жизнь, сон, путешествия – отчасти ужасны, но все принимают их как должное. Ипполит Матвеевич и Бендер, конечно, ждут своей удачи (хотя доля Ипполита Матвеевича всё больше сокращается…) и поэтому, даже когда всё идёт от плохого к ещё более худшему, остаются довольно весёлыми. Книга необычайно добродушна, без намёка на горечь. Даже как сатира она удивительно мягка (но не менее остра и забавна).
Концовка – это, пожалуй, единственный момент, когда авторы, кажется, уступают советским ожиданиям: слишком счастливое и политически корректное разрешение, которое не совсем соответствует остальной части книги. Тем не менее, это очень приятная и динамичная комедия.
- «Золотой телёнок», краткое содержание
- «Свидетель обвинения» Агаты Кристи, краткое содержание
- «Смерть на Ниле», краткое содержание
- «Убийство в Восточном экспрессе», краткое содержание
- «Праздник, который всегда с тобой», краткое описание
- «Старик и море» Хэмингуэя, краткое содержание
- «Трудно быть богом», очень краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого