Экраноплан «Лунь» в Дагестане
Корабль-самолет «Лунь» впечатлит любого. Экраноплан занимает 74 метра на пляже под Дербентом в Дагестане, куда в 2020 году гиганта с трудом транспортировали из Каспийска. Не одни сутки корабли Каспийской флотилии буксировали объект к берегу, а тракторы за 300-метровые тросы вытягивали ракетоносец на сушу.
Изначально хотели сконструировать восемь таких чудо-аппаратов. Но после распада СССР проект приостановили и «Лунь» оказался единственным полностью доработанным судном, которое так и не приняло участие ни в одной военной операции. Много лет экраноплан был законсервирован в сухом доке на территории военного режимного объекта «Дагдизель». Удивительно, но и сейчас «Лунь» выглядит достойно — испортилось только лакокрасочное покрытие, а сама конструкция и внутри все как раньше, даже пахнет маслом.
Адрес: Дагестан, Дербенский район, село Арабляр
Координаты: 41.935946, 48.387068
Режим работы: круглосуточно
Где находится экраноплан Лунь на карте России
История
«Каспийский монстр» — так прозвала впечатленная американская разведка советский экраноплан, когда наблюдала за учениями СССР из космоса. По ошибке все считают, что речь про экраноплан «Лунь». Но это был другой, самый первый 92-метровый экспериментальный экраноплан, послуживший основой для разработки и создания «Луня». И на самом деле конструкторы назвали судно «КМ» не для устрашения, а подразумевая «корабль-макет». К сожалению, гигант затонул в 1980 году. Так совпало, что сразу после смерти своего создателя Ростислава Алексеева. Он и сегодня покоится в водах Каспия.
«Лунь» же в первый раз спустили на воду только через 6 лет. Экраноплан прошел все опытные испытания и к 1990-му году стал частью Каспийской флотилии. «Лунь» мог взлетать и совершать посадку при 5-балльном шторме с высотой волн в 2,5 метра. В отличие от кораблей он не распознавался радарами и перелетал минные поля над водой. Но уже к 2001 году он не числился в составе ВМФ России. А еще через 10 лет в Минобороны признали, что до 2020 года финансирование разработок и строительство кораблей-самолетов не предусмотрено вовсе.
Экраноплан Лунь в Дербенте
Вот здесь, в 17 километрах к югу от Дербента, на берегу седого Каспия и нашёл своё последнее пристанище этот удивительный летательный аппарат, аналога которому нет в мире.
Мы приехали сюда сразу же после посещения нами Крепости Нарын-Кала в Дербенте. С Каспия дул сильный ветер. Прибрежный воздух был насыщен летящим песком. Полутораметровые волны шлифовали песчаный берег.
Раненая птица
Вот так, весь израненный и беспомощный, Лунь угрожающе лежал на песчаном каспийском берегу, всем своим видом показывая, что его время ещё не прошло.
Я обошёл его со всех сторон. Каждый шаг вызывал у меня восхищение этой машиной. У Луня непривычная для глаза компоновка летательного аппарата. С одной стороны — это аэродинамическое безобразие, с другой — угрожающий внешний вид. Гидродинамические гребни в носовой части, словно открытая пасть акулы, сверкала единственным зубом — открытым лючком.
Военное применение
Лунь воплотил в себе и черты военного корабля, и военного самолёта. Это что-то среднее между оружием ВМФ и ВВС. Высота его полёта не превышает 5 метров, но неся на борту 6 ракет, он явно выполняет функции военного ракетного крейсера.
Смысл его применения в том, что летя на небольшой высоте, он не виден для радаров противника и может незаметно подобраться на расстояние ракетного выстрела.
Характеристики
8 газотурбинных двигателей НК-87 общей тягой 104 тонны, при взлётной массе 380 тонн, позволяют ему лететь со скоростью 500 км/час над водной гладью на расстояние до 2000 километров.
Моему восхищению и удивлению не было предела. Неужели всё это способно летать? Оказывается способно, да ещё как.
Отклонённые вниз сопла двигателей направлены на верхнюю поверхность крыла для увеличения скорости воздушного потока над ней. Это приводит к увеличению подъёмной силы при относительно небольшой скорости полёта.
Размеры стабилизатора сравнимы с размером самого крыла, вероятно для лучшей управляемости по тангажу( в вертикальной плоскости).
Вторая жизнь
Современный вид Луня, конечно, непрезентабельный.
Отсутствуют даже некоторые элементы конструкции. Однако, что радует — им начинают заниматься. Экраноплан Лунь не выбросят на свалку и он не попадёт под распил.
Вокруг экраноплана выравнена довольно большая территория и перед ним, в настоящий момент, строится бетонный постамент.
Скоро этот красавец продолжит свою службу России в качестве памятника человеческому гению.
Я ещё немного походил вокруг экраноплана, впитывая в себя виды этого прекрасного корабля. В сознании ещё не укладывалось, что вот так, в реальности я его вижу. Я даже могу потрогать его руками.
Волны Каспия продолжали набегать на берег, как и тысячи лет назад, не меняя окружающий пейзаж.
Ветер с моря продолжал дуть, поднимая в воздух береговой песок.
И только маленькая точка парапланериста над водой мужественно сопротивлялась этому ветру, заставляя подчиняться его своей воле.
Представляю вам небольшое видео этой интересной поездки.
Как доехать на машине
Если будете ехать из Дербента, перед посёлком Авадан нужно свернуть налево и ехать до берега. Приблизительно за километр, с дороги, с левой стороны уже становится видно высокое хвостовое оперение Луня. В синем заборе будет проход. Около него стоят машины — паркуйтесь тоже, вы на месте.
Экраноплан Лунь на карте
Ниже я представляю карту проезда к экраноплану Лунь. На мобильных турбо страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Экраноплан Лунь в Дербенте, весна 2022 год.
Экраноплан «Лунь»
Советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь» — уникальный экспонат, аналогов которому нет во всем мире. Удивительный корабль-самолет был построен в 1980-х годах на опытном заводе «Волга» в Горьком (Нижнем Новгороде) и около 10 лет числился в 236 дивизионе экранопланов Каспийской флотилии.
Основная функция изобретения — уничтожение вражеских кораблей. Летал ракетоносец не совсем обычным образом: во время полета экраноплан «Лунь» поднимался на пару метров и летел над кромкой воды чуть соприкасаясь с ней. Несмотря на внушительные габариты, он мог развивать скорость до 500 км/ч, что в 5 раз превышало максимальную скорость всех известных в те годы кораблей.
Такое преимущество просто не оставляло шансов противнику. Но впечатляющую боевую мощь «Луня» удалось проверить лишь в ходовых испытаниях, в реальных сражениях ракетоносец никогда не участвовал.
Экраноплан проекта 903 «Лунь»: google-панорама
Где находится экраноплан «Лунь»
После закрытия проекта 903, в рамках которого планировали построить восемь таких машин, «Лунь» оказался единственной полностью доработанной и введенной в эксплуатацию моделью. После списания корабль долгие годы находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». На предприятие не пускали посторонних, что позволило сохранить уникальную разработку от разрушения и мародерства.
Сейчас экраноплан «Лунь» перемещен в Дербент. Гигантская машина, высотой с пятиэтажный дом, посажена на мель на диком пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2021 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот», где он станет центральным экспонатом. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.
История
История советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» началась в 70-х годах, когда группа инженеров в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых начала разработку проекта. К строительству первого корабля приступили в 1983-м и уже через три года спустили изобретение на воду и отправили в Каспийск для дальнейшей доработки и испытаний. Проверки длились до 1991 года, после чего «Лунь» передали в распоряжение Каспийской флотилии.
В начале 2000-х ракетный экраноплан передали на хранение в сухой док на завод. Вспомнили об изобретении, когда в России начали возводить парки «Патриот». Для того, чтобы переместить «Лунь» из Каспийска в Дербент, пришлось затратить массу усилий. В транспортировке задействовали Каспийский флот. Несколько кораблей медленно буксировали экраноплан, другие силы контролировали безопасность операции.
Корабли-буксиры доставили будущий экспонат максимально близко до берега, затем из воды на пляж экраноплан вытягивали с помощью воздушных подушек и тросов, привязанных к тракторам. Это была очень сложная и долгая работа, за один день удавалось притянуть «Лунь» к суше всего на несколько сантиметров.
Парк «Патриот» еще не построен, но экраноплан уже стал популярной достопримечательностью. Посмотреть на него приезжают не только туристы, но и местные жители. От погружения в воду машину удерживают натянутые толстые тросы, поэтому близко людей стараются не подпускать, но уследить за всеми не всегда получается.
Характеристики
Технические характеристики экраноплана-ракетоносца «Лунь» впечатляют. Его высота достигает 19,2 метров, а длина — 73,8. Размах крыльев составляет 44 метра, а площадь каждого крыла — 550 кв. метров. Чтобы посадить такой самолет нужна площадка размером с футбольное поле.
Весит пустой экраноплан 243 тонны, а при максимальной нагрузке — 380 тонн. Для уничтожения кораблей противника «Лунь» был оснащен ракетными пусковыми установками и авиационными пушками. При этом управлять огромной машиной могли всего 10 человек.
Каспийский монстр
Экраноплан «Лунь» в Дербенте часто называют «Каспийским монстром». Считается, что это прозвище придумали сотрудники иностранных служб, которые в 60-х годах следили за акваторией Каспийского моря с помощью спутников. В то время на Каспии испытывали предшественника «Луня» — экраноплан проекта 902.
У судна не было названия, но на борту были написаны буквы КМ, что означало «корабль-макет». Иностранцы, увидев на снимках непонятный объект, не смогли определить что перед ними, корабль или самолет, а заметив буквы расшифровали их по-своему. Позднее корабль-макет затонул при испытаниях и до сих пор лежит на дне Каспийского моря, но он стал прототипом экраноплана «Лунь» и подарил ему прозвище «Каспийский монстр».
Экскурсии от Спутника
Экскурсии от Tripster
Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте
Добраться до ракетоносца можно на машине (своей или на такси), либо на электричке из Дербента и пешком.
От Дербента до экспоната примерно 19 километров, поездка на машине займет 25 минут. Из города нужно выехать на юг, в сторону деревни Авадан. Прямо перед ней будет поворот к морю. Сориентироваться на месте помогут координаты экраноплана «Лунь»: 41.940875, 48.379311.
Маршрут на Яндекс. Картах:
Самостоятельные туристы могут сесть на электричку, следующую до станции 2429 км (Авадан). Рейсы ходят утром, днем и вечером, дорога занимает около получаса.
Расписание электричек:
От станции 2429 км (Авадан) до пляжа придется идти пешком или ловить попутку. Дорогу покажут местные, но лучше воспользуйтесь навигатором.
Как пройти от станции до экраноплана:
Еще один способ добраться до ракетоносца — заказать такси в Дербенте. К вашим услугам компании Maxim и Яндекс Go.
Экраноплан «Лунь» внутри: видео
Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте
Если быть точным, то экраноплан «Лунь», это не достопримечательность самого Дербента, а его пригорода.
Быстрее всего добраться до места расположения достопримечательности на машине или такси (порядка 400 руб. в одну сторону).
Общественным транспортом надо ехать на Авадан. Это по трассе на юг, в сторону границы с Азербайджаном. На нужном повороте вот такой магазин.
Из Дербента через Авадан ходят многие маршрутки (проезд порядка 50 руб.) и электрички (порядка 15 руб. и 22 минуты езды). От Авадана идти 45-60 минут пешком. Часть пути можно проехать на попутке, а затем пройти вдоль берега моря.
Экраноплан заметен издалека.
Здесь же, на широком диком пляже, хорошее место чтобы искупаться.