Как проходит метро под землей в москве карта
Перейти к содержимому

Как проходит метро под землей в москве карта

  • автор:

Схема, карта метро Москвы

Карта схема метро Москвы

Московский метрополитен – один из самых крупнейших в мире, по интенсивности пассажиропотока не уступает Шанхаю, Пекину, Токио и Сеулу. Радиально-кольцевая структура Московского метро повторяет историческую планировку российской столицы. Это один из важнейших видов общественного подземного рельсового транспорта, первая ветка которого была открыта в далеком 1935 году. Неполное столетие поезда каждый день курсируют от станции к станции, доставляя миллионы пассажиров в разные уголки столицы.
Современная
карта метро Москвы – это пестрая схема, которая состоит из двенадцати эксплуатируемых линий транспортного сообщения, не считая монорельсов и Московского центрального кольца. Это более двухсот станций метро – важных точек на карте метрополитена, 45 из которых признаны культурно-историческим наследием столицы. Грандиозное сооружение Московского метрополитена ширилось и увеличивалось, охватывая год за годом все больше километров пути под землей. Общая протяженность рельсовых дорог превышает триста километров.

Первые линии Московского метрополитена.

Метро является наиболее удобным, достаточно быстрым и вполне комфортабельным общественным транспортом. Больше всего пассажиров добираются на метро в часы пик с восьми до девяти утра и с семи до восьми вечера. Тысячи и тысячи людей спешат попасть в пункт назначения, поэтому в подземке практически не бывает малолюдно, и тем более пусто. Но как ориентироваться в таком плотном потоке людей и большом количестве станций? На схеме Московского метро все линии следования поездов отмечены разным цветом:
· Сокольническая – «красная ветка». Это самый первый открытый в метрополитене рельсовый путь, протяженность которого в настоящее время составляет 28,2 км. Связывает исторические районы столицы через центр – 20 станций, время поездки 44 минуты. Самой первой станцией метрополитена считается станция метро Сокольники. Первый поезд был отправлен с этой станции.
· Замоскворецкая, основанная в 1938 году, соединяет крупные спальные районы Царицыно, Братеево и Орехово-Борисово с центром и прилегающими к Ленинградскому шоссе районами. Зеленая линия протянулась до 40 километров, и поездка составляет около часа. Ветка практически полностью находится под землей, включает 21 станцию. Значимый объект культурного наследия – станция метро Маяковская.
· Арбатско-Покровская – синяя ветка на карте метро Москвы. Это самая длинная линия, протянувшаяся на 45 км с востока на северо-запад. Пересекает центр под Площадью Революции. На Арбатско-Покровской ветке расположена самая глубокая (84 м) станция метро Парк Победы. Линия выходит за пределы административных границ Москвы, ехать по ней нужно 67 минут, минуя 22 станции метро.
Ветки были построены и открыты в конце сороковых годов прошлого столетия. Соединяют отдаленные районы Москвы с сердцем столицы, показывают стабильный и постоянный поток пассажиров. Некоторые станции на этих первых ветках являются достопримечательностями Московского метрополитена. Местонахождение каждой станции метро обозначено на карте тем же цветом, что и ветка, кроме мест пересечения линий сообщения Московского метро.

Дальнейшее строительство метро .

Москва расширялась, вырастали новые районы, возникла необходимость объединить и другие участки столицы с центром. И с пятидесятых годов начинается строительство новых веток метрополитена, которые смогли бы объединить линии между собой, а также комфортно проложить путь между всеми железнодорожными вокзалами.
Эпохальная Кольцевая линия (коричневый цвет) была открыта в 1950 году. Название дано не случайно – по форме и замкнутости транспортный путь напоминает кольцо. Расположение ветки разработано таким образом, что она объединяет семь железнодорожных московских вокзалов все линии метрополитена, за исключением Бутовской и Каховской. 19,4 км по Кольцевой можно проехать за полчаса, и каждый день веткой пользуются полмиллиона человек, отправляясь и прибывая на 12 станций метро.
Далее в порядке хронологии на
схеме метрополитена появилась оранжевая линия – Калужско-Рижская, которая соединила Медведково и Свиблово с Черемушками, Коньково и Ясенево через центр и ВДНХ. На участке рельсового перегона есть крытый метромост через Яузу, по открытой местности ветка не проходит. Примечательно, что с момента открытия и до соединения обоих контуров ветки прошло больше десяти лет. На станциях Калужско-Рижской ветки проводятся реставрационные работы, ведь каждый день линия пропускает до миллиона пассажиров, имея протяженность в 37,8 км с 24-мя станциями метро, ехать по которым нужно почти час.
Через исторический район Фили проходит «голубая» ветка – Филевская линия метрополитена. Открытая 7 ноября 1958 года Филевская линия метро имеет самый короткий перегон между станциями Выставочная и Международная – всего 498 метров. Но и самый длинный наземный участок пути сообщения также находится на Филевской – длина 9,6 км между станциями метро Фили и Кунцевская. Поездка по 13 станциям ветки занимает чуть более получаса. Протяженность Филевской – 14,9 км.

Метрополитен – длинные и короткие ветки

Современная интерактивная карта Москвы – это множество станций и километры рельсового пути, преимущественно наземного пролегания. На некоторых участках пути сообщения проходят на приличной глубине под землей (84 метра), а на других перегонах, напротив, поднимаются на поверхность. Радиусы, крутые повороты, тупики и ровные участки подземки – все это детали одного из крупнейших в мире метрополитенов. У каждой станции и ветки есть своя история, недаром сорок пять объектов Московского метро относятся к культурно-историческому столичному наследию. С 1966 года в метрополитене были построены и открыты еще шесть веток:
· Таганско-Пресненская линия.
Схема метро показывает эту крупную фиолетовую «артерию», которая протянулась на сорок два километра исключительно по левому берегу Москвы-реки. Имеет участки мелкого и глубокого заложения, выходы в столицу, Люберцы и Котельниково. На ветке расположено 23 станции метро, от начальной до конечной ехать один час.
· Средняя по протяженности и пассажиропотоку Калининско-Солнцевская линия была открыта в 1979 году. Включает два отдельных участка, соединяющих спальные восточные административные округа с центром столицы. «Желтая» ветка – это десять станций, 19,7 км рельсового пути и более трехсот тысяч пассажиров ежедневно. Объединяет Калининский радиус, Парк Победы и Деловой центр.
· Полностью подземная ветка Серпуховско-Тимирязевская является связующей линией между спальными районами севера и юга столицы. Считается одной из самых длинных полностью подземных веток в мире (на четвертом месте по протяженности в 41,2 км). Именно «серая» линия пересекает все главные пути сообщения Московского метрополитена. 25 станций и час с небольшим – полная поездка.
· Относительно молодую Люблинско-Дмитровскую линию начали строить еще в 80-х годах прошлого века, но рельсовый путь был открыт только в 1995 году. Интерактивная
карта метро показывает ветку салатовым цветом. Ее нельзя назвать самой большой в столице, но поток пассажиров впечатляет – более семисот тысяч человек ежедневно пользуются Люблинско-Дмитровской веткой.
· Самая короткая ветка – Каховская. Ее протяженность всего 3,3 км, и объединяет бирюзовая линия метро южные районы столицы. На ней расположены всего три станции – Каширская, Варшавская и Каховская. Пять минут движется поезд от начальной станции до конечной, упираясь в Замоскворецкую и Серпуховско-Тимирязевскую. И все же каждый день веткой пользуются 60-70 тысяч человек.
· Самая молодая ветка метрополитена – Бутовская. Ее длина составляет 10 км, а в эксплуатацию линия была введена в 2003 году, до 2014 была единственной веткой метрополитена, расположенной за пределами МКАД.
Карта метро Москвы фото показывает Бутовскую линию серо-голубым цветом.
Но перечень рельсовых путей метрополитена не будет полным без стального кольца города – Московского Центрального кольца, торжественное открытие которого после многолетнего перерыва состоялось в сентябре 2016 года. Путь проходит по маршруту бывшей Московской окружной железной дороги. Это настоящее украшение столицы, в центре которого расположены девять железнодорожных вокзалов.
И настоящим открытием для туристов станут именные поезда столичного метрополитена. Необычные составы уникальны не только внешне, но и внутри. Прямо в метро можно познакомиться поближе с поэзией и художественными работами, детскими стихами, прокатиться на советском поезде и сделать красивые фото. Составы «Народный ополченец», «175 лет железным дорогам России», «Маяковский», «Олимпийский поезд» и другие именные вагоны привлекают своим необычным стилизованным оформлением, уникальными работами, раритетными фото и репродукциями. Уже ради этого стоит спуститься в
московское метро !

Карта Москвы с указанием расположения станций и линий метро

На интерактивной карте города указано расположение станций и линий Московского метрополитена. Вы можете увидеть, где расположена интересующая вас станция или найти станцию метро, ближайшую к нужному вам месту (уточнить, как пройти или проехать к этому месту).

  1. Схема метро Москвы (перейти к карте).
  2. Самые популярные станции.
  3. Стоимость проезда в метро.
  4. Информация для туристов (о Москве).

Перечень станций (временно может не показываться) вы найдёте в расположенном справа от карты меню. Выберите название нужной вам станции метро в перечне станций справа от карты. На карте вы сможете увидеть расположение этой станции метро и ближайшие улицы. Ниже карты размещена информация, какие станции московского метро расположены ближе всего к некоторым достопримечательностям и важным местам в Москве.

Если вы зашли на сайт используя планшет или мобильный телефон, возможно вам будет удобнее упрощённая версия карты для мобильных устройств. Загрузка карты и сведений о станциях займёт некоторое время. Пожалуйста, подождите. Отправьтесь на экскурсию по Москве (выбирайте здесь).

На карте могут быть неточности, в связи с высоким темпом строительства метро. Приносим извинения.

Ближайшие станции метро Москвы к некоторым объектам

Охотный ряд, Библиотека имени Ленина. Кремль, Красная Площадь, Исторический музей, торговый центр «Охотный Ряд».
Станция метро Третьяковская. Третьяковская галерея.
Театральная, Площадь Революции, Кузнецкий мост. Большой театр.
Станция метро Университет. Московский государственный университет.
Станция метро Комсомольская. Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы.
Станция метро Киевская. Киевский вокзал, торговый центр Европейский.
  • Экскурсии в Москве ��. Самые популярные
    экскурсии в Москве, где купить и сколько стоит.
  • Купить билеты �� в театр, на концерт, мероприятия онлайн.
  • Гостиницы.
    �� Гостиницы рядом со станциями метро, гостиницы поиск по карте. Сравнение цен, отзывы клиентов.
  • Билет на самолёт — лучшие сайты для покупки авиабилетов.
  • Билет на поезд (�� купить онлайн).
  • Билет на междугородный автобус (�� купить онлайн).
  • Музеи. Самые популярные музеи Москвы.
  • Вокзалы. Вокзалы и аэропорты города.
  • Погода. Погода в Москве сегодня, завтра, прогноз погоды.
  • Полезные ссылки для направляющихся в Москву туристов (билеты на самолёт, автобус, экскурсии, путеводители онлайн).
  • Такси Аэропорт — �� в аэропорт или из аэропорта.

Некоторые из видов билетов на метро Москвы 2024

Уточняйте актуальные тарифы на станциях метро.

Пластиковая карта «Тройка». Залоговая стоимость карты «Тройка» 150 рублей. Стоимость одной поездки на метро — 54 рубля. Залог можно вернуть при возврате карты в кассу.

Билет «Единый». Билет действителен для метро и для поездок на наземном транспорте (автобус, трамвай, троллейбус). Может быть как бумажным, так и записан на карту «Тройка» (немного различаются по свойствам). Стоимость одной поездки — 65 руб., 2 поездки — 130 руб., 60 поездок — 3150 руб., и другие варианты.

Билет «90 минут». Билет действует в течение 90 минут с момента начала использования. Билет даёт право совершить неограниченное число поездок в наземном транспорте (автобус, трамвай, троллейбус) и не более 1 поездки в метро. Стоимость билета «90 минут» на одну поездку — 81 руб. (Есть варианты.)

  • Экскурсии в Москве. Самые популярные
    �� экскурсии в Москве, где купить и сколько стоит.
  • Купить билеты в театр, на концерт, мероприятия онлайн.
  • Гостиницы.
    �� Гостиницы рядом со станциями метро, гостиницы поиск по карте. Сравнение цен, отзывы клиентов.
  • Билет на самолёт — лучшие сайты для покупки авиабилетов.
  • Билет на поезд (�� купить онлайн).
  • Билет на междугородный автобус (�� купить онлайн).
  • Музеи. Самые популярные музеи Москвы.
  • Вокзалы. Вокзалы и аэропорты города.
  • Погода. Погода в Москве сегодня, завтра, прогноз погоды.
  • Полезные ссылки для направляющихся в Москву туристов (билеты на самолёт, автобус, экскурсии, путеводители онлайн).
  • Такси Аэропорт — �� в аэропорт или из аэропорта.

Московский метрополитен

Метрополитен – транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью.
Правила пользования московским метрополитеном, положение 1.2.

Основные сведения и статистика

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 г.
На сегодняшний, день транспортная система состоит из 263 станций, входящих в состав 13 линий, протяженностью 460,5 км. В систему так же интегрированы Монорельс, Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры.
Большая часть путей и станций находится под землей, но существуют участки находящиеся как на поверхности, так и над ней. 5 станций расположены на эстакадах, 15 — наземные, остальные станции расположены под землей.
Длина платформ большинства станций — 155 м (8 вагонов), на новых станциях длина платформ — 162 м.
Ширина колеи метро аналогична используемой на российских железнодорожных дорогах — 1524 мм.
Внутренний диаметр круглого однопутного тоннеля 5,1 м (на первых линиях — 5,5 м), внутренние размеры прямоугольного тоннеля — 4,16×4,4 м.
Пути над реками проходят по метромостам. Существует 5 открытых и 7 закрытых метромостов.
Метрополитен обслуживается 21-м электродепо.
Средняя скорость движения поездов — 46-72 км/ч.
Пассажиропоток московского метро составляет более 2,5 млрд пассажиров в год (данные за 2018 год), 6-е место в мире по уровню загруженности.

Структура московского метро

Московский метрополитен — сложная по своей структуре транспортная система. Проектированием, строительством и эксплуатацией метро занимаются различные организации.

Эксплуатирующая организация

Эксплуатацию метро осуществляет ГУП «Московский метрополитен», основанное в 1935 г. На предприятии задействовано 24 тысячи сотрудников, обслуживающих более 8 млн пассажиров в день.

Организация состоит из нескольких десятков отделов, служб и подразделений:

  • Служба движения — осуществляет организацию перевозки пассажиров, работы станций и координацию работы эксплуатационных служб.
  • Служба пути — осуществляет текущее содержание, капитальный ремонт пути и путевых устройств, диагностику путевого хозяйства и проверку габарита приближения оборудования на линиях метрополитена.
  • Электромеханическая служба — обеспечивает работу систем жизнеобеспечения метрополитена: тоннельной и местной вентиляции, водоснабжения, водоотлива, отопления, горячего водоснабжения и канализации, а также дополнительных устройств.
  • Эскалаторная служба — осуществляет эксплуатацию и ремонт эскалаторов, эксплуатацию лифтов на объектах метрополитена.
  • Служба тоннельных сооружений — осуществляет эксплуатацию и ремонт тоннельных сооружений, станций и наземных сооружений.
  • Служба подвижного состава — отвечает за обновление, модернизацию и ремонт вагонного парка. В ее ведомстве находятся все электродепо.
  • Служба электроснабжения — обеспечивает подачу электроэнергии для движения поездов и работы всех устройств метрополитена.
  • Учебно-производственный центр — занимается подготовкой специалистов для обособленных подразделений предприятия.
  • Информационно-вычислительный центр — осуществляет автоматизацию функций управления метрополитеном для повышения эффективности и обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
  • а так же многие другие службы, работа которых, подчас, не заметна для пассажиров.
Строительные и проектные организации
  • ОАО «Московский метрострой» (Мосметрострой) основанное в 1931 г., на протяжении более 80 лет является основной строительной организацией московского метро. За это время организацией было построено 190 станций и проложено более 600 км. линий.
  • ОАО «Метрогипротранс» основанное в 1933 г., — основная проектная организация.
  • ЗАО «ИНГЕОКОМ» основанное в 1989 г., — организация осуществляла строительство станции Славянский бульвар и перегонные тоннели Арбатско-Покровской линии, участок Филёвской линии от станции Киевская до станции Международная, а так же являлась субподрядчиком строительства станции БорисовоЛюблинско-Дмитровской линии.
  • ОАО «Трансинжстрой» основанное в 1955 г., — генеральный подрядчик строительства станций Борисово, Шипиловская и ЗябликовоЛюблинско-Дмитровской линии и станции НовокосиноКалининской линии московского метрополитена. Считается, что организация является основным создателем так называемого Метро-2.
  • АО «Мосинжпроект» основанное в 1958 г., — с 2013 года выполняет функции генерального подрядчика на строительстве новых станций Московского метрополитена.
Вагоностроительные и вагоноремонтные организации
  • ОАО «Метровагонмаш» (до 1992 года — «Мытищинский машиностроительный завод») основанное в 1897 г.
  • ЗАО «ВАГОНМАШ» (Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова) основанное в 1874 г.

История строительства

Строительство московского метрополитена можно условно разделить на несколько периодов.

Проектирование и начало строительства

Первым реализованным проектом строительства метро в Москве можно считать проект 1930 года, разработанный отделом метро МГЖД (Московская городская железная дорога). В 1931 году архитектурное бюро Метростроя представило этот же проект с небольшими поправками, а в 1933 был утвержден технический проект предусматривающий строительство участков глубокого заложения.

Фактически строительство первой очереди началось в конце 1933 года, и 15 мая 1935 московский метрополитен был открыт для пассажиров. Первая линия включала в себя 13 станций и шла в двух направлениях — от Сокольников до Охотного ряда, а далее до Парка Культуры или Смоленской.

Проект второй очереди предусматривал продление линии от Смоленской до Киевской (открыта в 1937 г.), строительство участка от Александровского сада до Курской (открыт в 1938 г.) и объединение обоих радиусов в отдельную линию. Так же в 1938 году была открыта еще одна линия — от Театральной до Сокола.

Военный и послевоенный период

Строительство третьей очереди было начато еще в 1940 году, но в связи с угрозой захвата Москвы, работы были приостановлены до 1942. В 1943 году был введен в эксплуатацию участок от Театральной до Автозаводской, а в начале 1944 — участок от Курской до Партизанской.

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена. В 1950 году был открыт участок Кольцевой линии от Парка Культуры до Курской, а в 1952 — от Курской до Белорусской. Полностью строительство линии было завершено в 1954 году. В 1953 начал функционировать новый глубокий участок Арбатско-покровской линии от Площади Революции до Киевской, старый при этом был закрыт.

Период типовых проектов

С середины 50-х основной уклон делается на удешевлении строительства за счет использования типовых проектов и сокращения затрат на оформление станций. С 1957 по 1963 годы Сокольническая линия была продлена на юго-запад до одноименной станции, а в 1966 на северо-восток до Преображенской площади (в 1990 году — до Бульвара Рокоссовского). В 1958 был построен участок Киевская — Кутузовская Филевской линии и одновременно запущен закрытый участок от Александровского сада. С 1959 по 1965 годы линия была продлена до Молодежной, а в 1989 до Крылатского.

В этот период также были построены Рижский (1958 г.), Калужский (1962 г.), Таганский (1966 г.) и Краснопресненский (1971 г.) радиусы, которые были соединены в диаметральные линии в 1971 и 1975 годах соответственно. Аналогичным образом строились Калининская (1979-1986) и Серпуховско-Тимирязевская (1983-1994) линии. До распада СССР так же были продлены Замоскворецкая, Арбатско-покровская и Калужско-рижская линии.

Девяностые и нулевые

В 1990 году некоторые станции были переименованы. В 1994 году был достроен северный радиус Серпуховско-тимирязевской линии, с 2000 по 2002 были введены в эксплуатацию три новых станции на южном радиусе. В 1995 году была открыта Люблинская линия от Чкаловской до Волжской. В 1996 линия была продлена до Марьино, а в 2007 открыты станции Сретенский бульвар и Трубная на севере.

В 1995 ответвление от Замоскворецкой линии выделено в отдельную Каховскую линию. В 2003 открывается станция Парк Победы Арбатско-покровской линии, в 2008 линия продлевается до Строгино, включив себя часть Филёвской линии, а в 2009 — до Митино. В 2003 была открыта Бутовская линия легкого метро. В 2005 и 2006 годах открываются станции Выставочная и Международная как ответвление от Филёвской линии.

В январе 2008 года в транспортную систему был включен Монорельс.

Современный период

C 2010 по 2011 годы Люблинско-Дмитровская линия продлевается в обе стороны, включив в себя два новых участка. В 2016 году северный радиус продлевается до станции Петровско-Разумовская, в 2018 году — до станции Селигерская, в 2023 — до станции Физтех.

В 2013 году на Таганско-Краснопресненской линии был пущен участок Выхино — Жулебино, с промежуточной станцией Лермонтовский проспект, в 2014 — после 40-летней консервации была достроена и открыта станция Спартак, в 2015 — открыта новая конечная станция Котельники.

В 2014 году был открыт первый участок Солнцевского радиуса Калининско-Солнцевской линии с челночным движением по одному пути между станциями Деловой центр и Парк победы. В 2017 году радиус продлили до станции Раменки, и движение стало регулярным. В 2018 построен участок, включающий 7 станций, а в 2023 радиус был продлен еще на две станции.

В 2014 году Бутовская линия была продлена до станции Битцевский парк.

С 2014 по 2016 годы на Сокольнической линии последовательно были открыты три новых станции Тропарёво, Румянцево и Саларьево. В 2019 году был открыт участок Саларьево — Коммунарка.

В конце 2015 и 2018 годов на действующих участках Замоскворецкой линии открылись станции Технопарк и Беломорская, в конце 2017, на северном радиусе — новая конечная станция Ховрино.

В 2016 году было запущено пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК). Первый этап включал в себя 26 станций. Впоследствии открылись еще 4 станции.

В 2018 году был открыт первый участок Большой кольцевой линии Деловой центр — Петровский парк. Впоследствии была открыта еще одна станция. В 2020 году был открыт второй участок Лефортово – Нижегородская, который впоследствии также был продлен на 1 станцию. В 2021 году был запущен участок Хорошёвская — Мнёвники с вилочным движением, а уже к концу года он был продлен еще на 10 станций, до станции Каховская. В 2023 году были достроены два последних участка и линия замкнулась в кольцо.

В 2019 году был открыт первый учсток Некрасовской линии Косино — Некрасовка. В 2020 году был открыт второй участок — Нижегородская — Косино. До 2023 года в движении временно использовались еще и 3 станциями Большой кольцевой линии.

Интересное о метро

Открытие метрополитена в Москве ознаменовало начало новой эры в развитии города. Метро стало памятником эпохи и встало в один ряд с главными достопримечательностями столицы. В первые годы в метро спускались, чтобы полюбоваться архитектурой и богатством отделки станций. Затраты на строительство и оформление сооружений метрополитена того времени составляли немалую часть бюджета страны. Сейчас для пассажиров все большую роль играет транспортная составляющая. Московский метрополитен осуществляет более 50% всех городских перевозок. Несложно представить, что произойдет, если метро закроется хотя бы на один день.

Помимо самой востребованной транспортной системы Москвы, метро является так же объектом гражданской обороны. С 1941 года все станции начали приспосабливать для массового убежища граждан в случае использования противником оружия массового поражения. Вентиляционные шахты оборудовались фильтрами, строились санузлы, на входах станций сооружались гермозатворы для защиты от взрывов, в туннелях — для предотвращения затопления. В служебных помещениях устанавливались дизельные электростанции для автономного поддержания освещения и вентиляции. Температура в метро поддерживается естественным образом.

В годы войны метро служило бомбоубежищем, здесь скрывались от авиа налётов тысячи москвичей. Движение прекращалось в 18 часов, люди располагались на станциях и на путях, на которые укладывались деревянные настилы. На станциях Белорусская и Чистые пруды находились командные пункты Генерального штаба и ПВО. После войны станции проектировались уже с учетом оборонного значения. Помимо наземных станций и станций филёвской линии гермозатворы отсутствуют лишь на нескольких станциях: Аэропорт, Сокол, Партизанская, Первомайская, Щёлковская, Кропоткинская, Красносельская, Сокольники и Печатники. По сути, московский метрополитен — самое большое бомбоубежище в мире.

Однако вопреки распространенному мнению, метрополитен не является автономной системой. В отсутствии электроснабжения, помимо остановки движения, перестанет функционировать и техническое оборудование. Уже через несколько дней уровень грунтовых вод в подземных сооружениях превысит критическую отметку.

Московский метрополитен обеспечивается энергией электростанциями ОАО «Мосэнерго». Подачу электроэнергии обеспечивают более 300 подстанций, преобразующие переменный ток 10 кВ в постоянный 825 В для питания контактной сети и переменный, напряжением 400 В, 230 В и 127 В, — для питания эскалаторов, устройств управления движением, сигнализации, связи, освещения и других сетей.

Каким будет МЦД-5, ради которого под центром Москвы пророют тоннель

В этом году в столичном регионе к двум уже действующим линиям Московских центральных диаметров присоединятся еще две — уже осенью должны поехать МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

В сутки они будут перевозить по миллиону человек. Однако начинается строительство и МЦД-5, в реальность которого до последнего не верили даже многие эксперты — уж слишком сложным кажется проект, ради которого электрички в центре Москвы должны нырять под землю.

Из Пушкино в Домодедово

Этот диаметр называют самым сложным для строителей и самым нужным для пассажиров. Называться он будет «Ярославско-Павелецкий», хотя во всех деталях проект еще не утвержден — проектировщики сейчас ищут наилучшие решения. Тем не менее общие параметры ясны. Линия должна протянуться на 89 км и включить в себя почти 40 станций, около десятка из которых будут пересадочными с метро, МЦК и другими направлениями железных дорог. Прямое сообщение как друг с другом, так и с разными районами Москвы получат Пушкино, Мытищи, Королев, Домодедово и другие подмосковные города.

Этот диаметр называют самым сложным для строителей и самым нужным для пассажиров

Главная сложность МЦД-5 заключается в способе соединения Ярославского и Павелецкого направлений железных дорог. Если их не соединять, то это уже вроде бы и не диаметр. А если соединять, то как? Инженеры предлагали прорыть под центром города тоннель, но нюансов у такого решения минимум два. Во-первых, копать в центре нужно глубоко и это все равно будет сложно — слишком много коммуникаций проходит в земле, включая метро, да и наверху плотная застройка. Во-вторых, по тоннелям ведь поедут не поезда метро, а электрички — они больше и питаются обычно не от контактного рельса, как в подземке, а от проводов. И это тоже надо будет решить. Прошлым летом заммэра Андрей Бочкарев говорил, что проектировщики обсуждают более 17 вариантов прокладки соединительной линии между железными дорогами.

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Александр Мелешенко

И вот решение, похоже, нашли. О том, что город уже занимается созданием МЦД-5, на днях заявил мэр Сергей Собянин. Он отметил, что для соединения диаметра может понадобиться подземный тоннель длиной до 20 км, но власти к этому готовы. Градоначальник подчеркнул, что в столице проживает 13 млн человек, а в Подмосковье еще 8 млн. «И эти две огромные агломерации общаются ежедневно друг с другом. Единственное, что их связывает, помимо автомобильных дорог, которые переполнены автомобилистами, — это железные дороги. Нужно сделать так, чтобы они работали максимально эффективно», — сказал Собянин.

Где ставить точку

Подземный тоннель планируется прорыть не просто для соединения двух веток железных дорог — на подземном участке будут и свои станции, которые можно соединить с метро. При этом точной схемы тоннеля пока нет — на официальном сайте диаметров МЦД-5 вообще пока соединяется за счет Кольцевой линии метро. Не исключено, кстати, что поначалу так и будет — строительство соединительного тоннеля может растянуться на годы, а запустить пятый диаметр планируется уже в 2026 году. Поставить точку в маршруте прокладки нового тоннеля власти планируют этой осенью.

Предполагается, что с МЦД-5 станет удобнее пользоваться городским транспортом жителям 20 районов Москвы: Ярославского, Лосиноостровского, Бабушкинского, Сокольников, Замоскворечья, Новокосино и других. Разгрузятся и участки наиболее переполненных веток метро — Таганско-Краснопресненской и Замоскворецкой. Появятся и альтернативные маршруты. Например, путь от плафтормы «Ростокино» до «Электрозаводской» займет всего 18 минут. Сейчас на его преодоление нужно от 40 минут.

Само собой, новая транспортная реальность появится и у сотен тысяч жителей Подмосковья. Они получат наземное метро с короткими интервалами движения поездов и возможностью проехать Москву насквозь без пересадок.

Цвет — зеленый луг

На схемах МЦД-5 планируется отметить цветом «зеленый луг» — как трава и листья деревьев. А вот МЦД-4, который запустят в этом году, будет цвета «ментол» — зелено-бирюзовым. МЦД-3 обещают обозначить еще смелее — красно-рыжей «папайей». Уже действующие первый и второй диаметры обозначаются как «физалис» (желто-оранжевый) и «фуксия» (ярко-розовый) соответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *