Эйфелева башня из чего сделана
Перейти к содержимому

Эйфелева башня из чего сделана

  • автор:

Эйфелева башня из уральского металла

Самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Франции — Эйфелева башня в центре Парижа – символ торжества металла в конце XIX века . Она была построена для всемирной выставки в память столетнего юбилея Французской революции (1789г.) Бюджет строительства составил 7,8 млн. франков.

Торжественное открытие «Железной дамы» состоялось 31 марта 1889г., на месяц раньше срока. Благодаря своей неожиданной и дерзкой форме, она имела ошеломительный успех. Всего за 6 месяцев выставки Эйфелеву башню посетило более 2 млн. человек и к концу первого года удалось возместить почти все расходы на строительство.

Однако парижская интеллигенция выступала противниками сооружения. Знаменитые культурные деятели тех времен, даже подписали документ, в котором было написано: «В течение следующих лет мы должны будем смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, которая будет простираться над городом, как чернильная клякса». Также башню называли «фабричной дымовой трубой» и «скелетом из винтов и железа», доминирующим над городом. Но особым ненавистником «Железной дамы» был писатель Ги де Мопассан, который считал, что ее вид уродуют Париж. Однако он частенько обедал в ресторане башни. А на вопрос, почему же тогда для отдыха он выбирает именно ее, отвечал, что это единственное место в Париже, откуда нельзя было увидеть эту «отвратительную» структуру.

Примечателен тот факт, что при строительстве Эйфелевой башни использовали наш уральский металл. Ведь уже в XVIII – XIX веках Екатеринбург был известен всему миру благодаря широкому многообразию уральских ископаемых и уральской промышленностью. Нашим металлом пользовалась вся Европа.

Металлическая конструкция Эйфелевой башни весит 7300 тонн , а вес вместе с бетонным фундаментом составляет 10100 тонн. В целях защиты от коррозии, каждые 7 лет башню красят в бронзовый цвет. На это уходит около 60 тонн краски.

В настоящее время башня используется как теле и радио-транслятор. На различные ее уровнях расположены рестораны и кафе, а также смотровые площадки, откуда можно полюбоваться великолепной панорамой Парижа. Во всем мире не существует достопримечательности, превосходящей по числу посетителей Эйфелеву башню.

Интересные факты про Эйфелеву башню

Эйфелева башня по праву считается самой известной и посещаемой достопримечательностью Парижа. Мировой символ романтики построен в 1889 году, конструкция названа по имени своего создателя — Гюстава Эйфеля. Архитектура сооружения была вызовом для своего времени, первоначально парижане не приняли башню и считали, что она портит облик французской столицы. Прошло более 130 лет, но даже сейчас многие факты об Эйфелевой башне продолжают поражать своей неординарностью.

Технические особенности Эйфелевой башни

Башня возводилась 20 лет, открытие ее было приурочено к столетию Парижской революции и открытию Всемирной выставки. Стройка шла два года и закончилась к 1889 году, высота архитектурного шедевра составляла 300 м. К настоящему времени конструкция подросла и стала высотой 324 м, поскольку на верхушке Эйфелевой башни установлена антенна в 24 м.

На строительство было потрачено 7,8 млн франков золотом, государство оплатило четверть сметы, остальные средства изыскивало бюро Эйфеля самостоятельно. Значительные по тем временам затраты окупились до закрытия выставки, где арка башни служила главным входом на территорию экспозиции. После закрытия выставки, башню не стали демонтировать, поскольку новая достопримечательность приносила существенный доход.

Символ Парижа 40 лет был самым высоким мировым сооружением. Во время торжественного открытия Эйфель без лифта поднялся наверх, пройдя 1 792 ступени за час. При создании проекта архитекторами были создано вручную 18 038 чертежей, причем каждое соединение и пролет рассчитывались с минимальным допуском отклонений. При монтаже строители соединили 18 тыс. деталей и 2,5 млн заклепок. Вес металлических комплектующих составляет 7300 тонн, полный вес башни — 10100 тонн.

К интересному про Эйфелевую башню можно отнести тот факт, что сооружение не раскачивается даже при сильных порывах ветра. Отклонение не превышает 12 см от первоначального положения. Большее влияние на конструкцию оказывает нагревание, при котором зафиксировано отклонение на 18 см от оси.

Уникальные лифты Эйфелевой башни

Подняться на вершину можно на двух исторических лифтах, которые спроектировал и создал инженер Леон Эду. Первоначально подъемное устройство имело следующие особенности:

  • движение происходило вдоль мачт башни по изогнутой траектории с меняющейся кривизной;
  • гидравлический двигатель не мог функционировать при отрицательных температурах;
  • пассажирам приходилось выходить и пересаживаться на высоте 175 м;
  • лифты компании «Fives-Lille» работают без нареканий до сих пор, установлены в восточной и западной опорах;
  • в 1983 году электродвигатели пришли на смену гидравлике, с которой можно ознакомиться на экскурсии и послушать рассказ гида о принципе движения лифтов.

Современный подъемник «Otis» состоит из четырёх кабин и обеспечивает прямое сообщение между двумя этажами, без пересадок.

Увековеченная память о создателях, рестораны и тайная квартира Эйфеля

Символ Парижа имеет особые приметы, которые напоминают о создателях и авторе проекта:

  • над парапетом первого уровня сделана гравировка имен спонсоров, ученых и инженеров, причастных к созданию и воплощению проекта;
  • вклад самого Эйфеля был увековечен в бюсте, установленном в 1929 году возле одной из опор. Довольно часто экскурсии начинаются от бюста инженера и гиды рассказывают о фактах его биографии;
  • на вершине башни есть небольшая квартира создателя, которая со временем превратилась в музей. Эйфель принимал там знаменитых ученых и занимался научными исследованиями.

На первой и второй платформах размещаются два ресторана, откуда видна Сена с высоты 95 и 125 метров. Ресторан «Жюль Верн» третьего уровня можно посетить по предварительной записи. Только однажды на парижском символе был размещен рекламный баннер компании « Citroen», в 1925-1934 годах световая реклама опоясывала башню по периметру.

Копии башни по всему миру

В различных странах установлены масштабные копии французского бренда: 20 стационарных башен и 200 сборных для торжественных случаев и праздников. При жизни Эйфеля обвиняли в безвкусице и предлагали демонтировать конструкцию, сдать в металлолом. Творческая интеллигенция уверяла парижан, что башня портит исторический центр города и закрывает панорамные виды. Сейчас сложно представить, как выглядел бы Париж, если бы мэрия положительно отреагировала на петицию, подписанную уважаемыми жителями города.

Как часто красят Эйфелеву башню

Мэрия Парижа поддерживает архитектурный памятник в отличном состоянии. К интересным фактам про Эйфелеву башню относится информация о покраске:

  • цвет достопримечательности запатентован, имеет наименование «коричневый-эйфелевый». Ранее сооружение окрашивали в различные цвета: от желтого до красно-коричневого;
  • сначала старую краску снимают, затем наносят антикоррозийный слой, после чего выполняют новое покрытие;
  • покраску выполняют тремя оттенками, снизу темный, затем светлее и третья верхняя часть наиболее светлого тона;
  • на одно обновление уходит 60 тонн краски;
  • процедуру выполняют вручную, кистями, с промежутком в 7 лет.

Французское правительство отвечает за сохранность культурной ценности. Ежегодно на уборку расходуется 400 л моющих средств и 20 тыс. мешков для мусора.

Башня во время немецкой оккупации и посещение Гитлера

Прогулка на самый верх башни для Гитлера завершилась, не начавшись, поскольку он не захотел подниматься пешком. Приводы лифтов были выведены из строя французами, подъемники не работали до отхода оккупационных войск. Перед приходом союзников и освобождением Парижа, Гитлер отдал приказ об уничтожении главного символа Республики. К счастью, комендант города генерал-полковник Хольтиц не выполнил приказ, и башня осталась без малейшего повреждения.

Как познакомиться с символом Франции

Более 250 млн посетителей побывали на различных тематических экскурсиях с момента открытия башни. Чтобы ближе познакомиться с культовым местом путешественников со всего мира, нужно приобрести входной билет. В настоящее время действуют 4 точки по продаже билетов (на второй этаж и верх). Индивидуальным туристам и группам из России можно посоветовать заказать экскурсию с русскоговорящим гидом. Вы получите уникальную информацию об Эйфелевой башне, послушаете содержательный рассказ опытного экскурсовода и сможете задать интересующие вас вопросы.

Символ Парижа: Эйфелева башня – forever!

Как все грандиозное, Эйфелева башня вызывает противоречивые чувства: кого-то восхищает, а кого-то и раздражает. Но нынешний Париж представить без нее практически невозможно. Она так органично влилась в облик столицы Франции, что стала ее неотъемлемой частью. Закажите тур во Францию и убедитесь в этом сами! «Железная леди» не только попросту красива, она стала выдающимся коммерческим проектом: башня окупила себя в первые же десятилетия эксплуатации.

А сколько было протестов против «железной леди» с самого начала ее строительства! Впрочем, французы любят покричать, попротестовать против всего на свете. Например, Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду также поначалу пришелся парижанам не по вкусу, но потом горожане пообвыклись.

Газета Le Temps опубликовала послание деятелей искусств, бурно выражавших свое возмущение строительством металлического монстра, который непоправимо испортит неповторимый исторический облик города. А между прочим, среди них были такие зубры мирового искусства, как Мопассан, Шарль Гарнье, Эмиль Золя, Александр Дюма младший. Какими только эпитетами не награждали «железную леди» (настоящая бы точно обиделась): «самый высокий фонарный столб в мире», «железный монстр», «скелет колокольни», «недостроенная фабричная труба», «гигантский гриль». И это еще самые сдержанные определения!

И Париж уже чуть было не лишился своего символа: башню было решено снести окончательно. Но, о чудо! Наступила эпоха радио, а «железная леди» стала стратегически важной радиопередающей станцией!

Как это было

Эйфелева башня была построена в ознаменование Всемирной выставки 1889 года. Местом ее дислокации было выбрано Марсово Поле.

Перед выставкой был объявлен конкурс, получивший огромный резонанс во всем мире. Комиссия рассмотрела около 700 работ. После длительных дебатов победителем стал Александр Гюстав Эйфель. Именно его проект как нельзя более соответствовал задаче показать в полной мере степень развития науки и техники того времени.

У Эйфеля был собственный завод металлоконструкций, где трудились два очень талантливых инженера: Морис Кёхлен и Эмиль Нугье. Именно они изначально «разродились» идеей грандиозного сооружения из металлоконструкций. Но Эйфель не был плагиатором: именно его гений помог создать из принципиальной схемы проработанную конструкцию «железной леди».

Даже фундамент башни был новаторским. Его возведение потребовало напластовки грунта, использования кессонов и прочих ноу-хау того времени. Его строительство длилось полтора года! При возведении собственно башни было использовано более 12 000 металлических деталей. Они были изготовлены на заводе господина Эйфеля под личным наблюдением хозяина. Причем надзирал над работами он настолько здорово, что конструкции не потребовали никакой подгонки по месту. На изготовление башни ушло более 300 тысяч тонн металла!

Красавица явилась миру во всем великолепии 31 марта 1889 года. Она возвышалась над землей на 300,65 м. После установки антенн «железная леди» подросла до 324 метров. На то время она была самым высоким сооружением в мире. И до сих пор в Париже нет зданий, «переросших» Эйфелеву башню.

Башня имеет три этажа. Первый уровень образуется четырьмя опорами. Здесь имеются ресторан и обзорная площадка, на втором – аналогичный набор, но кроме него – резервуары с машинным маслом, необходимым для работы лифтов. На третьем же этаже расположены лаборатории, а также личный кабинет господина Эйфеля.

Это интересно знать

  • Даже в самый сильный ветер угол отклонения верхушки башни от идеальной вертикали не превышает 12 см.
  • Давление башни на опору эквивалентно силе, с которой давит на пол ножка стула с сидящим на нем человеком.
  • Моррис Уильям, который всегда открыто высказывался против строительства «железной леди», обожал обедать в одном из нее ресторанов. Сей парадокс он объяснял с присущим ему юмором: он говорил, что это единственное место в Париже, откуда башню не увидеть.
  • Эйфелева башня – пока единственное здание на Земле, цвет которого запатентован. Башня не одноцветна, как может показаться на первый взгляд. Ее перекрашивают каждые 7 лет. Всего пока что башня «переодевалась» 19 раз.
  • В 1960 году было официально объявлено о переносе башни на новое место. Представляете, какой начался переполох! В конце концов выяснилось, что так изящно пошутили на 1 апреля журналисты.
  • В том же 1960 году Эйфелева башня была продана. Предприимчивый зеленщик сумел втюхать ее голландской фирме на металлолом. Естественно, его документы, подтверждающие право на демонтаж сооружения, оказались подложными.
  • На башне выгравировано 72 имени выдающихся инженеров, математиков и прочих ученых – современников Эйфеля.

10 ФАКТОВ ОБ ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНЕ

Эйфелева башня

Эйфелева башня строилась с 1887 по 1889 года французским инженером Гюставом Эйфелем. Его компания, офис которой находился в пригороде Парижа, Леваллуа-Перре, специализировалась на строительстве металлических каркасов и сооружений. Гюстав Эйфель – автор множества металлических строений в Европе, включая виадук Порто в Португалии, виадук Гараби во Франции и железнодорожный вокзал в Будапеште. Компания Эйфеля также построила еще один знаменитый памятник – Статую Свободы. Спроектировал ее Бартольди. Статую подарили Америке в 1886 году к столетию американской независимости.

Из какого металла сделана башня?

Эйфелева башня сделана из железа, не из стали. Пудлинговое железо для башни было изготовлено на заводе в Помпе на востоке Франции в Лотарингии, собраны же железные пластины и балки были непосредственно в Леваллуа-Перре, откуда их доставили к месту строительства. Именно такая система позволила построить башню в рекордные сроки – 2 года, 2 месяца и 5 дней.

Эйфелева башня

Зачем построили Эйфелеву башню?

Эйфелева башня была построена как один из главных экспонатов Всемирной выставки в Париже 1889 года. В тот год Всемирная выставка полностью заняла Марсово поле. Темой выставки были конструкции из железа и стали. В то время они считались главным промышленным прорывом.

300-метровую башню вскоре назвали в честь ее создателя — Гюстава Эйфеля. Открыли ее для публики в день начала Всемирной выставки 15 мая 1889 года.

И до и после строительства отзывы в арт-кругах о ней были разные. Но смелая архитектурная и дизайнерская концепция Эйфелевой башни привлекла к ней посетителей – более 2 миллионов человек пришли посмотреть на башню в первый год.

Всемирная выставка

Действительно ли Эйфелева башня – символ Франции?

Благодаря своему размеру (324 метра в высоту) и уникальному силуэту парящая над Парижем Эйфелева башня быстро стала одной из самых популярных достопримечательностей Парижа. Судьба башни тесно связано с судьбой французской столицы. С самого первого дня Эйфелева башня служила сценой для многих событий жизни Парижа и всей Франции: грандиозного фейерверка 14 июля в День взятия Бастилии, спортивных и культурных мероприятий.

Башню можно увидеть с разных точек Парижа и окрестностей. Ее фотографируют, рисуют, снимают на видео, упоминают о ней в рассказах и стихах. Неудивительно, что Эйфелева башня в умах многих стала символом Франции.

Что Эйфелева башня олицетворяет для французов?

Вот уже 130 лет Эйфелева башня служит визитной карточкой Парижа и Франции. С первого дня открытия ее дизайн и стать поразили весь мир. Она символизирует французское ноу-хау и мастерство французских архитекторов. Сегодня она видна из разных уголков Парижа, днем и ночью. До часа ночи в определенное время включается иллюминация. Ее отблески видны в радиусе до 80 км.

Эйфелева башня была свидетелем и иногда действующим лицом многих важных событий в истории Франции. В ранние годы здесь была научная лаборатория. Кстати, исследования, которые здесь проводили, спасли башню от ликвидации, которая была предусмотрена через 20 лет после ее строительства. Творение Гюстава Эйфеля служило радио – и телебашней для 12 миллионов жителей региона Иль-де-Франс. В наши дни огни башни выключаются в память о жертвах трагедий по всему миру. Сегодня Эйфелева башня не просто символ – это средство выражения солидарности Парижа и Франции.

Почему у Эйфелевой башни такая форма?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно вернуться назад во время проектирования башни. Два инженера, которые работали в компании Эйфеля, задумали 300-метровою металлическую башню для Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Эти инженеры специализировались на крупных металлических конструкциях: мостах, вокзалах, виадуках. Поэтому логично, что первый проект башни показывал мачту на 4-х опорах, каждая из которых сделана из 4-х балок, связанных между собой вспомогательными диагональными балками. Эта форма напоминает крупнейшие виадуки, сделанные в тот период Эйфелем.

Porto

Почему нельзя фотографировать Эйфелеву башню ночью?

Нет ни одного закона, запрещающего фотографировать башню в ночное время. Туристы спокойно могут делать фотографии для своих архивов и социальных сетей. Совсем другое дело – коммерческое использование этих снимков. Любая иллюминация Эйфелевой башни защищена авторским правом. Поэтому для коммерческого использования фотографий Эйфелевой башни в ночное время необходимо получать специальное разрешение управляющей компании.

Является ли Эйфелева башня предметом искусства?

Изначально никто не думал о башне как о предмете искусства. Это был результат работы архитекторов и инженеров. Проект башни компании Эйфеля был выбран из 107 других подобных проектов.

© E.Livinec-SETE

Сколько человек посещают Эйфелеву башню ежегодно?

Эйфелева башня – обязательная остановка для всех посетителей Парижа. Ежегодно чуть более 6 миллионов человек поднимаются на башню. Башня открыта каждый день с 9:30 до 23:45.

Сколько этажей у Эйфелевой башни?

Три этажа Эйфелевой башни открыты для посетителей: 1 этаж, второй этаж и смотровая площадка. На втором этаже и на смотровой площадке – по два уровня. На первые два этажа можно подняться либо пешком, либо на лифте. На смотровую же площадку добраться можно только на лифте.

Сколько весит Эйфелева башня?

Эйфелева башня весит 10 000 тонн. Вес одного только металлического каркаса – 7300 тонн. А краска башни весит всего лишь 60 тонн.

Примечание: На время карантина Эйфелева башня закрыта. Совершить виртуальную прогулку по ней можно по ссылке. Также не пропустите выставку Эйфелева башня в 1900 году.

Копирайты: SETE; Structure de la tour Eiffel, © SETE_AlexandreNestora; Vue générale de l’Exposition Universelle de Paris, 1889; Pont Maria Pia à Porto — Carte postale;© E.Livinec-SETE

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *