Летчик джао да кто это
Перейти к содержимому

Летчик джао да кто это

  • автор:

Летчик джао да кто это

«Китайский Летчик Джао Да» открывает «Улётную школу»: цикл образовательных мероприятий, — лекций, встреч, public talk, вечеринок — которые помогут людям творческих профессий, а также тем, кто мечтает заниматься искусством, получить новые полезные знания, расширить круг знакомств и интересно провести время в кругу единомышленников.

Первое событие состоится 9 февраля: кинорежиссер Мария Сапрыкина откроет секреты успешной съемки музыкального видеоклипа, расскажет о «подводных камнях» этого процесса и ответит на ваши вопросы!
Вход свободный.

Взлетай с «Джао Да»!

Почта Деда Мороза

Уникальная возможность поздравить своих друзей и любимых музыкантов с Новым Годом!

Положи свое поздравление в волшебный новогодний ящик в «Китайском Летчике» до 28 декабря — и Дед Мороз прочитает твои пожелания в Инстаграме @letchik_jao_da! Обязательно укажи инстаграм аккаунт твоих адресатов — чтобы их отметили в поздравительном видео.

Специальный розыгрыш призов среди авторов поздравлений!

«Зажигаем» до 23:00

Дорогие друзья!

С 13 ноября 2020 по 15 января 2021 года «Летчик» временно работает по новому расписанию:
Пн-пт с 11:00 до 23:00
Сб-вс с 12:00 до 23:00

Концерты будут проводиться по запланированному графику, с соблюдением необходимых требований.
Актуальное расписание концертов советуем проверять на нашем сайте в разделе «Афиша».

Будьте здоровы! Ждем вас в «Летчике»!

Будьте здоровы!

Дорогие друзья! В связи с указом мэра Москвы, с 19 октября при входе в «Летчик» — «развлекательное заведение, режим работы которого включает ночное время с 00:00 до 06:00» — нужно делать чек-ин: сканировать камерой вашего телефона QR-код или отправлять смс на специальный номер (информация с QR-кодом и текстом смс для чек-ина расположена при входе в клуб). Цель нововведения — информирование гостей клубов в случае возможного контакта с заболевшим COVID-19 — чтобы более пристально следили за своим самочувствием.

Согласно данному указу мы обязаны при входе проверять у гостей наличие данного чек-ина. Убедительно просим вас отнестись с пониманием к этому моменту!

Желаем вам здоровья! Всегда с радостью ждем вас в «Летчике»!

Часы работы нашего клуба с 13 ноября 2020 года до 15 января 2021 года:
понедельник-пятница — 11:00-23:00,
суббота-воскресенье — 12:00-23:00.

Вася Васин. Сольный концерт

Царь Василич в «Китайском Летчике» с сольным концертом.
При участии ансамбля «Отчий Край»
16 октября 21.00
Билеты по ссылке: https://moscow.qtickets.events/16700-vasya-v

«Здесь группа «Кирпичи», а зовут меня Василий, мастер слова очень сильный» – фраза, которая известна почти всем любителям музыки.

Фронтмен петербургской группы «Кирпичи» Вася Васин — легенда, корифей и патриарх российского альтернативного хип-хопа, сохраняющий юношеский запал на радость публике.

Отмечающие в этом году 25-летие «Кирпичи» нынче по праву носят культовый статус, ведь, по сути, именно они одними из первых в стране (наряду с Дельфином) придумали объединить альтернативный рок с хип-хопом, да так, что несогласных с подобным кровосмешением не оказалось. Их называли флагманами молодёжной культуры 90-х, в арсенале у питерцев не один десяток забористых хитов, но, что самое главное, и сегодня команда умудряется со знанием дела выносить мозг слушателям, снимать концептуальные клипы и записывать треки на злобу дня.

Вася Васин выступает не только в рамках группы, но и сольно. Не далее как в 2015-м он вместе с группой «Blues Doctors» записал альбом «В ритмах синевы», а до этого выпустил ещё несколько добротных пластинок, нашпигованных язвительной лирикой. Альбом «Триумф», вышедший чуть более года назад был тепло встречен публикой и критиками а трек «Слабый пол» попал в ротацию «Нашего Радио»!

Идеолог «Кирпичей» не устаёт радовать поклонников и сольными концертами, на которых всегда можно рассчитывать на новейшие авторские творения, рэпкор-классику группы в необычных версиях и забытые песни из лихих 90-х, которые обычно на электрических концертах не исполняются.

Концерт в «Китайском Летчике» всегда уникален, и связано это с особым личным отношением Царя Василича к нашему клубу! Подготовка к концерту 16 октября идет полным ходом, но Василий не раскрывает деталей, и анонсирует данное шоу как «Концерт – загадка».

Октябрь — сезон новых альбомов!

Для многих музыкантов карантин стал «болдинской осенью»: за это время написано много песен, появились новые альбомы. И октябрь в «Летчике» станет месяцем премьер. Представляем вам концерты, на которых со сцены нашего клуба впервые прозвучат песни из новых альбомов:

1 октября. 6 ОКЕАНОВ / К юбилею С. Есенина. Презентация нового альбома на стихи С. Есенина.
2 октября. СО МНОЮ ВОТ ЧТО. Презентация нового альбома.
2 октября. Чёртово Колесо Инженера Ферриса. Презентация альбома FUNERAL SEX.
3 октября. Ostapkin. Презентация альбома «Своё место».
3 октября. Dругой Ветер. Презентация альбома «Альбом, которого нет».
10 октября. Алексей Бусурин (фронтмен группы «Фруктовый Кефир»). Презентация дебютного альбома «Выходной».
13 октября. Умка и Новый состав. Презентация виниловой пластинки «Ничего страшного».
15 октября. Женя Баллад и проект «Июнь». Презентация сольной программы в жанре Live-looping.

Ждем вас на концертах в «Летчике»!

В честь 21-летия клуба — приятный сюрприз тем, кто близок к небу и самолетам так же, как Джао Да! Отныне пилотам и бортпроводникам любых авиакомпаний при одновременном заказе двух одинаковых напитков (в том числе самых бодрящих и веселящих) третий приносим в подарок!*

*По предъявлению служебного удостоверения.

Полное совершеннолетие!

26 августа Китайскому Летчику Джао Да исполняется 21 год!

Приглашаем всех! Вход традиционно свободный. Будем праздновать, веселиться, танцевать, поздравлять друг друга и Китайский Летчик.

На главной сцене в этот вечер: наши давние друзья и много солнечной музыки.
Залив Кита! Группа снова соберется вместе, чтобы поздравить Китайский Летчик Джао Да с 21-летием и порадовать вас музыкой тёплых ритмов планеты Земля (Reggae, Ska, Dub, Afro-Latino, Reggaetone).
Подхватят эстафету танцев наши не менее давние резиденты Феликс Лахути и DJ Топор: захватят вас ураганом фанка, хип-хопа, афробита и искрометных импровизаций до получночи.

На веранде:
Наше открытие прошлого концертного года «АНДРЕГРАУНД» — это искренняя русская лирика, качественный звук, сочетание разных музыкальных направлений, таких как: хип-хоп, инди-рок, фанк, соул, джаз. Музыканты уделяют особое внимание гитарам, вдохновляясь 70- ми. Под песни «АНДРЕГРАУНД» можно гулять, можно заниматься сексом или писать диплом. Каждый найдет для себя то, что ищет.

А также настоящие дети Китайского Летчика группа появившаяся практически в стенах Летчика – FURSHOME! Играют музыку в стиле Indie, Modern pop-Rock.

И как обычно не обойдется без сюрпризов)

Новое меню

Дорогие гости,
В Китайском Летчике Джао Да сменился шеф-повар.

И, разумеется, у нас появилось новое меню. Оставили всё лучшее и любимое и добавили блюда, которые, надеемся, вам также полюбятся.

Открыть меню в большом размере: new_menu.jpg

Открыть меню бара в большом размере: new_bar.jpg

Летчик джао да кто это

Логотип клуба для афиш

. За 24 год существования «Китайский Летчик Джао Да» приобрел самую лучшую в мире репутацию. Его знают на Ямайке, в Бразилии, в Бенине, на островах Зеленого мыса, в Америке и, конечно же, по всей Европе. Во всех этих странах живут уникальные музыканты, побывавшие на сцене «Летчика» и навсегда ставшие друзьями клуба. Африканскую этнику сменял английский панк-рок, а французкие шансонье делили сцену с питерскими хулиганами. На сцене «Китайского Лётчика» проходят не только концерты, но и дискотеки, детские праздники, пресс-конференции. Название клубу дал полумифический персонаж, Джао Да, чей настоящий портрет висит в концертном зале, напротив сцены. Карта его полётов и самые яркие фрагменты жизни изображены на стенах клуба, а прочитать обо всём этом можно в нашей листовке «17 эпизодов из жизни Джао Да».

17 эпизодов из жизни Джао Да


1.
Ранним утром 10 октября 1915 года над деревней Лайан-Цися пролетали журавли. В этот день в семье башмачника Джао Сэ родился мальчик. Его назвали Джао Да.

2. Джао Да с детства мечтал о небе. В 14 лет он сконструировал и построил из бамбука летательный аппарат. Спрыгнув с ветровой вышки Джао Да пролетел на своем махокрыле 50 метров.

3. Видя увлечение сына, отец отдал его в летную школу.

4. Во время войны Джао Да летал на истребителе Curtiss-P 40 в составе 32 бригады ВВС США.

5. После войны Джао Да выкупил за символическую сумму свой обветренный Curtiss, отремонтировал его, нарисовал на фюзеляже крылатого кота и отправился в кругосветное путешествие.

6. 90% свой жизни Джао Да провел в небе. Он облетел нашу землю более ста раз в различных направлениях.

7. Джао Да участвовал в научной экспедиции на северный полюс.

8. Однажды вождь африканского племени Уше попросил Джао Да поднять его повыше в небо, чтобы попросить у неба дождя. Джао Да выполнил его просьбу, и они долго летали под луной. На следующий день пошел дождь.

9. Иногда Джао Да зарабатывал деньги переправляя различные товары в труднодоступные горные районы.

10. Пересекая государственные границы, Джао Да всегда оставался незамеченным, т.к. летал ниже зоны действия локаторов.

11. Однажды Джао Да приземлился в одной французской деревушке. К нему подошла девушка и сказала: «Прокати меня, пожалуйста». Джао Да улыбнулся, и они полетели. Девушка звали Софи. Софи и Джао Да полюбили друг друга. Но подобно тому, как русалка не может без моря, Джао Да не мог без неба. И он улетел. А Софи осталась.

12. Через несколько лет Джао Да опять приземлился в той же деревушке. Ему навстречу выбежала Софи, а за ней — маленький мальчик. Софи обняла Джао Да и сказала: «Это твой сын. Его зовут Бернар.» Джао Да поцеловал сына. Целый месяц Софи, Джао Да и Бернар жили вместе. Но все таки Джао Да улетел. Софи не удерживала Джао Да, она его любила и понимала.

13. А еще был такой человек Дж. Ли Кукер. Про него много писали в газетах. Он 90% своей жизни провел на воде. Однажды Джао Да летел над океаном и увидел маленький плот. Это был Дж. Ли Кукер. Но они так никогда и не встретились.

14. В 1995 году Джао Да приземлился в деревне Кузнечиха Калининской области, где и живет до сих пор. Долгими тихими вечерами он вспоминает свою жизнь и на душе у него становится тепло.

15. Недавно Джао Да отправил во Францию телеграмму, и через месяц к нему в гости приехал Бернар, его сын.

16. Бернар вырос и разбогател. Он стал владельцем 10 баров и 7 ресторанов.

17. После встречи с отцом Бернар решил открыть в Москве кафе и назвать его «Китайский летчик Джао Да».

Врываемся в новый год со свежим предложением от шеф повара!

Хватит себя ограничивать! Теперь в будни 12:00 до 16:00 ты можешь позволить себе всë и даже больше: в Китайском Лëтчике вкусная скидка 20% на всë меню.
Сейчас, в морозы, особенно хочется порадовать себя чем-нибудь особенным и сытным: будь то обед посреди рабочего дня или неспешная трапеза во время дневных прогулок по центру города.

Приходи пообедать с приятной скидкой!

На всякий случай напоминаем, что ждём тебя по адресу
Лубянский проезд 25с1 (м. Китай-город)

Бронь столов:
8 495 6245611
what’s app wa.me/79916206097



Наш адрес:

м. «Китай-город» Лубянский проезд, дом 25, стр. 1

Время работы:

Каждый день с 12:00 до 06:00

Телефон:

+7 495 624 56 11 — резерв столов

wa.me/79916206097 — офис
+7 495 623 28 96 — офис
+7 977 947 21 51 — организация банкетов

Организация концертов:

«Китайский летчик Джао Да»

«Волна» начинает серию материалов об истории самых значимых российских клубов, рассказанной теми, кто имел к их становлению непосредственное участие. В первом выпуске — недавно отметивший свой пятнадцатый день рождения «Китайский летчик Джао Да» на Китай-городе.

Что это было

Открытый в 1999 году Ириной Паперной и ее сыном Алексеем клуб в Лубянском проезде славился не столько использованием легенды о полумифическом персонаже Джао Да, сколько грандиозной для тех лет программой выступающих артистов. Несколько лет «Летчик» был без преувеличения важнейшим музыкальном местом в городе (что, разумеется, заметил основанный в том же году журнал «Афиша», по задумке Ильи Осколкова-Ценципера выпустивший впоследствии совместно с клубом два CD-сборника с разнообразными интересными артистами): финны The Cleaning Women играли тут на бельевых сушилках, захватившая на долгое время столичную молодежь харьковская группа 5’Nizza давала первый открытый концерт, Kaiser Chiefs выступали будучи еще совершенно неизвестными, Шнур пел запрещенные для живого исполнения песни, Нильда Фернандес ел блины, а Ману Чао и Эмир Кустурица подолгу и хорошо проводили время после шоу и независимо от них. В предельно демократичном «Летчике» студенты смешивались с представителями московской интеллигенции вроде Дмитрия Диброва и Бориса Акунина — собственно, и тех и других как в «Летчике», так и в «Доме Кукера» (клуб в клубе слева от входа) можно встретить и днем и ночью и по сей день, однако артисты в «Летчике» выступают теперь либо традиционно андеграундные (на этой неделе — Jah Division, на следующей — Рома ВПР), либо совсем уж малоизвестные. Несмотря на все это, мало какому клубу удалось продержаться столько лет, сохранив безупречную, в общем-то, репутацию и оставив множество славных воспоминаний.

Ирина Борисовна Паперная соучредитель и PR-директор «Китайского летчика Джао Да»

«Мы открылись 26 августа 1999 года, то есть в этом году отметили пятнадцатилетие. Отметили фестивалем «Летчик. Танцы. Дудки», хотя особых поводов для радости сейчас нет: с одной стороны, хорошо, что дожили, с другой — это вызывает проблемы, поскольку «Летчик» стал немножко традиционным и воспоминанием о самом себе. На фестиваль нам дал немного денег наш босс, китаец Владимир Джао, — он связан с «Аэрофлотом» и вообще большой человек, чиновник, предприниматель, поэтому остается в тени. Познакомились мы с ним очень давно в ресторане «Мэйхуа» — это было первое китайское кафе в Москве, а мы жили в том же доме на пятом этаже, потом наша квартира сгорела. В «Мэйхуа» ходили и Троицкий, и Познер, и Цой, и Макаревич, и Гарик Сукачев… Тогда же китаец подружился с моим сыном — они вместе курили у заднего входа в дом. Это кафе было глотком свободы, время вообще было интересное — не то что сейчас. В 1989 году уже дул вольный ветер, все колобродило — было больше надежды, больше наивности после Советского Союза, когда все было мрачно и не было с миром почти никакого общения, к чему мы сейчас опять начинаем двигаться. Мне уже много лет, и я так думаю — пожила 25 лет, и все немножко по-другому было, а сейчас… Короче говоря, когда подул этот свежий ветер, мы — 15 человек — ушли с музыкальным спектаклем «Твербуль» из театра Марка Розовского, где тогда работали. Это был смелый поступок, наверное. Лет пять мы ездили по всему миру, и тогда во время поездок открылся первый наш клуб, «Белый таракан», это тоже был бум. Фактически это была репетиционная студия «Твербуля». В то же время там сидели нуворишские предприниматели, Алла Пугачева, шоу-бизнес — кого только не было. Он просуществовал недолго — бандиты, можно сказать, закрыли. Потом я трудилась директором в клубе «Кризис жанра» на Кропоткинской, там же родилась группа Леши (Алексея Паперного. — Прим. ред.) «Паперный ТАМ». Еще была «Пропаганда», «Вермель», «Максим Максимыч» — но это все было без Леши, он там пел просто. А «Летчика» уже как креативщик в основном сделал он. Все было тяжело, когда «Летчик» открывался, — кризис в 1998-м, депрессии всякие, а потом родилась эта идея. Интересно, что многих клубов — более ярких, модных — уже нет. А «Летчик» все-таки продержался. Я думаю, что это не потому, что здесь все ах как правильно-правильно, а потому, что он верен себе — и ни выше, ни ниже этого. Были самые разные истории в течение его жизни — и свет отключали, и чего только не было. А он такой храбрый летчик Джао Да. Другой бы давно закрылся. Купил помещение китаец (Владимир Джао. Прим. ред.). Он был осторожен, но уже знал и про «Белого таракана», и про все остальное. Он слышал про Лешу и сказал — ну давай попробуем. Когда мы смотрели этот подвал — здесь была какая-то шашлычная, какие-то зеркала, все было безвкусно; Леша сказал: «Ты знаешь, мне кажется, это должно называться «Китайский летчик Джао Да». Китаец ему говорит: «Ты что, с ума сошел?» А Петя Пастернак, который делал дизайн, сказал: «Здесь все надо сломать». Сначала Вове не нравилось ни название, ни то, что мы все тут ломаем, — но это только сначала. «Летчик» очень браво пошел. Кстати, получилось, что мы фактически открылись в одно и то же время — «Афиша» и «Летчик». Мы очень-очень дружили — это сейчас у «Афиши» курс другой, а тогда Осколков-Ценципер и Леша Казаков были большими нашими друзьями. Еще нам помогал Дибров с его передачей «Антропология», Троицкий; все это и их большая заслуга тоже. Как про нас узнали? Поначалу работала цыганская почта, про Лешу и меня-то в принципе уже слышали. Как говорится, сделать день открытия — это все-таки не самое главное и не так уж сложно. А потом связи с «Афишей» и с Дибровым давали очень много пиара, то есть если группа Диброву нравилась, то он ее звал в передачу. Достижение «Летчика» в том, что Лешка не то чтобы прививал вкус, но в чем-то был первопроходцем. Была трогательная история с Пелагеей — да, она где-то появлялась совсем девочкой, но все про нее забыли. Как раз в 90-е годы был слом в российской жизни — и вот тогда она у нас свой первый концерт давала здесь, ей было 15–16 лет. Шнур здесь был, Сережа Ефременко из Markscheider Kunst, Billy’s Band, 5’Nizza… Мы не очень любили слово «формат» и даже сейчас говорим: у нас играют группы, которые нам нравятся, и мы едим еду, которая нам нравится. Была масса европейских групп, масса не совсем world music, но перекличка с этим. Леша больше любил современные, провокативные группы — главное, чтобы было талантливо и интересно. Здесь играли The Cleaning Women на самодельных инструментах, Stereo Total, Сезария Эвора у нас не пела, но музыканты ее у нас тут тоже играли.

Люди сюда всегда ходили очень разные. Мы шутили, что в «Летчике» бывают, условно говоря, мамки, дети и бабушки. Все зависит, конечно, от группы, ситуации и вечеринки, но до сих пор, бывает, играет группа, на которую приходят люди, которым и шестнадцати нет. У нас есть, конечно, фейсконтроль, но мы вообще-то против него. Мы всегда — и я, и Леша — разговаривали с охраной и объясняли, что бывают ситуации, когда приходит человек выпивший и громко ругается матом — а это заместитель главного редактора «Афиши». И что это модно! Бедные офицеры хотя быстро учатся, конечно, несколько недоумевали. Мы старались, чтобы фейсконтроля не было, но всегда говорили, что не любим людей агрессивных. Однажды был налет то ли фа, то ли антифа; играл диджей, которого они любят, шли недолетки, и их не пускали. У них были какие-то внутренние коды, они собрались, смели охрану — это был ужас. В общем, это сложный момент: в «Пропаганде» очень мягко со входом, в «Детях райка» вообще нет фейсконтроля, и там нормально. А здесь все-таки раньше была Хитровка, и ой-ой-ой какой замес. Хотя в то же время тут столько клубов пооткрывалось, и «Жан-Жак» рядом — но мы совсем про разное и друг другу не мешаем. Я человек мягкий и считаю, что надо договариваться и не нужно никакой агрессии».

Алексей Паперный художественный руководитель «Китайского летчика Джао Да»

«Когда мы открывали «Летчика», у всех было ощущение подъема, ощущение свободы, по-другому не скажешь. Время было трудное, но как-то казалось, что все движется в человеческую сторону, что скоро все мы начнем жить в одном большом мире. К нам приезжали музыканты со всего света, иногда выступали совершенно бесплатно, всем было интересно. «Летчик» не был калькой с чего-то, никакого формата. Европейцы и американцы говорили, что таких мест у них практически нет — или музыкальные клубы, или бары, а найти странное место, где все было бы вместе — еда, концерты, спектакли во дворе, литературные вечера, кино, вино, домино, — довольно трудно. При всей неоднозначности и трудности того времени свобода в воздухе была, Дзержинского на Лубянке уже не было и, казалось, никогда не будет. Ну и вот мы огребли все, что огребли, потому что он никуда не девался.

Но «Летчик» существует, и я очень этому рад. Мама моя, Ира Паперная, никуда из него не уходила, может, поэтому «Летчик» и жив. Ее когда-то давным-давно позвали работать в клуб «Кризис жанра» (тот, старый, 1993 года), зарплату предложили, она спрашивает: «А что делать-то надо?», «Ничего, — отвечают, — надо просто приходить и быть». И это сработало. То же самое и в «Летчике». Есть такие люди, которым надо просто быть и все, редкий дар.

А я отправился в странствия. Пять лед назад мы открыли с Варей Туровой театр и клуб «Мастерская». У Вари дико много энергии и способностей, «дико» — это ее слово. Она может созвать пол-Москвы на праздник, придумать прекрасный бал, фестиваль и т.д., и она гений пиара. Для меня «Мастерская» — это прежде всего театр, я и пошел в это дело в основном из-за него. В каком-то смысле это продолжение «Летчика». В «Летчике» я делал каждый год по два спектакля — на день рождения и на Новый год. Сначала это были истории про китайского летчика Джао Да, потом просто истории, последний спектакль назывался «Река». Мы сыграли его во дворе на день рождения клуба, как всегда — только один раз. И тут стало обидно. Спектакль получился живой, ни на что не похожий. Я, все участники, зрители, которые на спектакле были, хотели, чтобы он был, шел. Через год мне предложили место с театральным залом в Театральном проезде. Я собрал актеров, и старых, и новых, два месяца мы репетировали и параллельно строили клуб и театр. Вот так и вышло, что последний спектакль в «Летчике» стал первым в «Мастерской».

Конечно, сейчас полно клубов, и все они как-то работают. Но по мне, так появилась натужность какая-то. Новой музыки стало меньше — я имею в виду новой, живой, о чем-то. Но она есть, конечно. Вот Маноцков сочинил песни на стихи Хармса, Введенского, Хименеса и записал их с Courage Quartet. Еще задолго до выпуска пластинки Варя устроила их концерт в «Мастерской», это было потрясающе. Мы изо всех сил стараемся что-то устраивать, находить, и люди приходят в «Летчика» и в «Мастерскую» на концерты, кинопоказы, лекции, игры, танцы, спектакли, и им интересно. Но все это трудно содержать — большой штат людей, которые занимаются программой, пиаром, театром, повышать цены в меню уже невозможно — никому не объяснишь, что цены на продукты, аренда и прочее — дальше некуда. Но тем не менее живем.

Мы не профессиональные клубмейкеры и рестораторы, может, поэтому все эти места очень личные, что ли, похожи на тех, кто их делал и делает — на маму, Иру Седову, Таню Ядрышникову в «Летчике», на Варю Турову, Сабу Лагадзе (он продюсер театральной площадки) в «Мастерской», ну и на меня, наверное.

Когда мы открывали «Летчика» в 1999-м, я вообще не знал, что мы открываем. Оформление делал художник Петр Пастернак, Маша Богатырь нарисовала чудесных китайцев, а Анна Томская нарисовала такое длинное, на две стены, панно про путешествие диких животных. Никакой концепции «Летчика» у меня не было. Все придумывали по ходу дела. Годар предложил Бельмондо сыграть в «На последнем дыхании», Бельмондо попросил сценарий, и Годар дал ему мятую страницу, на которой было написано примерно следующее: «Молодой человек угоняет машину и встречает девушку». Бельмондо спрашивает: «Это все?» Годар отвечает: «Ну да, а потом чего-нибудь придумаем». Мне очень такой подход нравится. Я сам давал концерты, но плохо знал, что в музыке творится. И мне очень хотелось узнать. Я нашел арт-директора Иру Седову, которая музыку очень любила, и мы вместе стали что-то делать. Плюс к этому наши друзья, Артемий Троицкий, Саша Чепарухин, Назим Надиров и много кто еще, стали приводить, предлагать разных музыкантов — короче, мы за все время «Летчика» привезли нереально много крутых музыкантов, которых раньше никто не привозил. Почему Кустурице, Ману Чао, музыкантам The Skatalites, Нильде Фернандесу так нравилось проводить в «Летчике» много времени? Здесь атмосфера была легкая. Вокруг было много музыкантов, с которыми они свободно, без всякого напряга общались, джемовали и выпивали. Никто не устраивал никаких специальных приемов. Просто здесь было весело — как это еще можно сформулировать? Никто никого не заставлял. Мы же люди простые, поэтому с нами легко общаться.

«Летчик» долго существует, а бесконечно в состоянии дикого возбуждения находиться невозможно. Я говорю еще и про себя, мне в какой-то момент показалось, что это немного день сурка, что все повторяется. В какой-то момент мне стало не то что бы неинтересно — я увлекся театром и другими вещами. Место не может существовать бесконечно, не меняясь. Все происходит волнами. Я абсолютно счастлив, что «Летчик» вообще до сих пор есть — это большое достижение по нынешним временам. Был тяжелый момент лет шесть назад, когда мне казалось, что он загибается и по деньгам, и по настроению, но это прошло, это просто один период закончился и начался другой. Я иногда прихожу сюда под утро в будний день, когда народу никого, и думаю — какой же он красивый. И кухня в «Летчике» отличная, в смысле, точная. Много вообще мест, где 15 лет блюда остаются в меню и пользуются популярностью? Я только «Макдоналдс» знаю и «Летчик». Ну еще шаурму на углу Шенкин и Алленби в Тель-Авиве. Ничего на свете не повторяется. Самое ужасное — сидеть и вспоминать молодость. Я очень боялся фестиваля в честь пятнадцатилетия. Юбилеи я ненавижу — это всегда немного такое: «О, как хорошо это было! Ох! Ах! А давайте возьмем и сделаем так же!» Так же, как было, не будет.

Я не могу определить, какие люди ходили в «Летчика». Я общаюсь с самыми разными людьми и снобизма не люблю. Одно время у нас был фейсконтроль, ну то есть на входе стоял специальный человек, который за секунду оценивал входящего и, если что, говорил: извините, у нас частная вечеринка. Клубов тогда было мало, люди разные заходили, мы просто не хотели пускать агрессивных и слишком невоспитанных. Но понять, кого пускать, а кого не пускать, довольно сложно: андеграундный художник может выглядеть и вести себя похлеще любого гопника. Это очень тонкие вопросы. У нас полтора года на входе стояла Таня Грицай — ее звали Таня Бэтээр, — а потом она уволилась и чуть не легла в психиатрическую больницу. Очень трудное это дело. Но сейчас уже никакого фейсконтроля нет, охрана есть.

«Летчик» мы построили очень дешево. Человек, который вложил в него деньги, Володя Джао, вернул их за месяц или около того. Когда место открывается, нужно время на раскрутку, то-се. «Летчик» сразу открылся так, как будто он всегда был. Все наши друзья пришли и не ушли.

Конечно, было очень много сложностей. Из-за каких-то технических проблем — электричество у нас отключали. Из-за больших вложений — когда надо было что-то переделать, мы поджимались. Но такого, чтобы мы были на грани закрытия, не было. Летом сложнее, чем зимой, в Москве у всех так, за исключением тех, у кого есть хорошая веранда.

В конце 90-х — начале 2000-х казалось, что все скоро будет зашибись: правильно, свободно, честно, ну по крайней мере, в ту сторону. Это и было таким попутным ветром. А сейчас против ветра, поэтому каждый шаг дорогого стоит. Может, для чего-то это и надо».

Российская хозяйка «Китайского летчика»

Через пять дней после своего 80-летия ушла из жизни Ирина Паперная — продюсер, основатель клуба «Китайский летчик Джао Да». Каждый, для кого ночная жизнь ассоциировалась не только с досугом, но и с культурой, последние 30 лет так или иначе попадал под очарование заведений, которые Ирина Борисовна растила как детей, и нередко — под ее собственное очарование в бесконечных застольных разговорах под старыми абажурами. Эти бдения в «Белом таракане», «Максиме Максимыче», «Китайском летчике» и «Мастерской» заменили Москве интеллигентские кухни, которые остались в советском прошлом.

Выйти из полноэкранного режима

Продюсер, основатель клуба «Китайский летчик Джао Да» Ирина Паперная

Развернуть на весь экран

Продюсер, основатель клуба «Китайский летчик Джао Да» Ирина Паперная

Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ

Ирина Борисовна Паперная росла в семье своего дяди — критика и литературного пародиста Зиновия Паперного. Ее двоюродный брат Владимир Паперный — искусствовед, автор классической книги о сталинской архитектуре «Культура Два». В 1980-е ее семья жила в конструктивистском жилмассиве на Русаковской, и там, в одном из первых кооперативных кафе «Мэй Хуа», ей случилось одно время работать вместе с китайцем Владимиром Джао. Клубов как таковых не было, и завсегдатаями китайского кафе стали любители бесед за полночь Артемий Троицкий, Гарик Сукачев, Андрей Макаревич, Роман Виктюк, Владимир Познер и многие другие персонажи артистической и политической Москвы. После спектаклей в «Театре у Никитских ворот» останавливался покурить с Владимиром Джао молодой актер Алексей Паперный.

Потом дела у Владимира Джао резко пошли вверх, и в конце концов он стал генеральным компании «Аэромар», которая обеспечивает питанием рейсы «Аэрофлота», а также Korean Air, Air France, KLM, Air China и других. А мать и сын Паперные занялись клубным бизнесом, протаптывая дорожку в полную неизвестность: в перестроечной Москве просто никто не знал, как открывают клубы и что там делают.

Выйти из полноэкранного режима

Ирина и Алексей Паперные

Развернуть на весь экран

Ирина и Алексей Паперные

Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ

Основанный ими «Белый таракан» был первым в Москве закрытым клубом с проходом по членским карточкам. Именно там, в «Белом таракане», свои силы на ниве клубного дизайна попробовал художник Петр Пастернак. Клуб просуществовал всего девять месяцев и закрылся в результате бандитских разборок. Еще один клуб, «Максим Максимыч», сгорел. Но об Ирине Паперной уже писали в зарубежной прессе как о «крестной матери клубной Москвы».

В 1999 году, практически сразу после дефолта старый друг Владимир Джао предложил Паперным сделать клуб в подвале по адресу Лубянский проезд, 25.

Когда господин Джао покупал этот объект недвижимости, легче всего было назвать его шашлычной — там был весь антураж кооперативного ресторана, включая зеркала на потолке. Клуб построили за месяц.

Как позднее отмечали Паперные, денег, которые отдал за него Владимир Джао, сейчас не хватило бы и на маленький бар.

Через дорогу от администрации президента, в квартале от Лубянки устроили клуб, у которого не было никакой концепции. Алексей Паперный придумал вместо нее сказку о летчике Джао Да, для которого не существует границ, потому что он летает на своем самолете ниже зоны действия локаторов. Алексей Пастернак воплотил эту историю в дизайне клуба — истории из жизни Летчика написаны прямо на стене клуба напротив сцены.

Реальный Джао помог привезти в подвал самолетное крыло и сделать из него барную стойку.

В конце 1990-х под музыкой для клубов понимали техно, но «Китайский летчик» был точно не про техно. Музыку стали возить из Санкт-Петербурга. На первом концерте в клубе выступали «Запрещенные барабанщики», прогремевшие с хитом «Убили негра», но «резидентами» раннего «Летчика» были питерцы Tequilajazzz, «Кирпичи», Markscheider Kunst и «Ленинград». Клуб стал московским домом для 5’Nizzы, Нино Катамадзе, Billy’s Band, Zdob Si Zdub, «Бумбокса», группы «Я и друг мой грузовик». Вокруг «Китайского летчика» сложилось свое музыкальное комьюнити, которое стало развиваться в направлении спектаклей, фестивалей, а потом и филиалов «Летчика», которые открылись в Санкт-Петербурге, Ярославле и черногорском Которе.

Выйти из полноэкранного режима

Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров (справа) во время совместного выступления с группой Alla

Развернуть на весь экран

Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров (справа) во время совместного выступления с группой Alla

Фото: Алексей Куденко, Коммерсантъ

А на стене материнского клуба висели почтовые ящики с именами завсегдатаев: «Дмитрий Дибров», «Артемий Троицкий», «Пелагея» и так далее. Любой музыкант мог опустить туда CD-болванку со свеженарезанным демо и получить рецензию от журналиста, а то и концертный ангажемент.

Выйти из полноэкранного режима

Лидер группы «Центр» Василий Шумов

Развернуть на весь экран

Лидер группы «Центр» Василий Шумов

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

Французский антиглобалист Ману Чао неделю тусовался в «Китайском летчике», практически не покидая его стен, — настолько нравился ему здешний дух. Заведение полюбил Эмир Кустурица, Жанна Агузарова набивалась здесь в друзья тогда еще никому не известной группе Kaizer Chiefs, а саксофонист Анатолий Герасимов джемовал с шансонье Нильдой Фернандесом.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Концертная программа делалась руками Алексея Паперного и команды арт-менеджеров. А атмосфера родного дома — это, конечно, была заслуга Ирины Борисовны Паперной. Как написал художник Федор Павлов-Андреевич, «Ира провела 95% своей жизни, улыбаясь».

Как она смогла сохранить эту улыбку после всего, что произошло с ее семьей и с ее страной? Дед, один из руководителей Наркомата путей сообщения, застрелился в 1936 году, решив не дожидаться уже назначенного, как выяснилось позже, ареста. Отец погиб на войне спустя год после ее рождения. Мать работала в химической лаборатории в Челябинске и в молодом возрасте заработала лучевую болезнь, из-за которой в последние годы жизни вообще не могла ходить.

Тем не менее сама Ирина Паперная в 28 лет защитила кандидатскую диссертацию по химии.

Однако в НИИ по биологическому испытанию химических соединений в Купавне, куда Ирину Паперную позвал директор института Лев Пирузян, она занималась преимущественно культурой. Например, организовала выступление Владимира Высоцкого, из-за чего позднее Марк Розовский вывел ее в качестве главного персонажа в пьесе «Концерт Высоцкого в НИИ». До своих 40 лет Ирина Паперная успешно совмещала науку и театр, сотрудничая с Марком Розовским, Гедрюсом Мацкявичюсом и Олегом Табаковым. Когда Марк Розовский позвал Ирину Борисовну работать в свою новую студию «Наш дом», должность для нее он определил очень просто: «Ира Паперная». Хотя в бумагах все же значилось «заведующий литературной частью».

Ирина Борисовна Паперная говорила, что прожила в Москве несколько жизней — ученого, завлита, управляющего клубами.

Сейчас ее вспоминают по той жизни, что началась, когда, объехав вместе со спектаклем своего сына «Твербуль» весь мир, она решила строить пространство свободы в родном городе. Одно пространство, другое, третье… В конце жизни она получила израильское гражданство, но в интервью говорила, что из Москвы уедет вряд ли. Москва была ее родным домом, но и к ней в клубы приходили, как домой. Как объяснить одним словом, кем она была в «Летчике» и кем она была в Москве? Какой-то, наверное, всеобщей мамой, без которой в нашем городе было бы гораздо меньше тепла.

  • Некрологи подписаться отписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *