Бкл сердце московского метро что
Перейти к содержимому

Бкл сердце московского метро что

  • автор:

Бкл сердце московского метро что

Событие, которого давно ждали, свершилось — движение по Большой кольцевой линии полностью запустили.

БКЛ — это сердце московского метро. Большое кольцо улучшит движение во всей столице. Это крупнейший объект метростроения и самая протяженная кольцевая линия метро в мире длиной 70 км и 31 станцией.

Повышение повседневного комфорта с ее открытием ощутят миллионы горожан:

— можно строить новые удобные маршруты и совершать быстрые пересадки;

— на БКЛ будет рекордное число пересадок на другие линии и направления — 47;

— радиальные линии метро разгрузятся до 22%, Кольцевая — до 25%, МЦК — до 20%;

— дороги станут свободнее до 15%;

— благодаря БКЛ только в метро создали свыше 6 тыс. новых рабочих мест — все сотрудники прошли тщательное обучение и подготовку;

— для обслуживания самых современных поездов открыли новое депо «Нижегородское» и достраиваем «Аминьевское» — время ожидания составов на станциях сократится ещё больше;

— интервал движения поездов на кольце в час пик теперь не превысит 1,5–2 минуты вместо прежних 3,2 минуты.

На БКЛ сделали просторные станции с применением современных технологических решений, установили новые турникеты со всеми способами оплаты. По новому кольцу будут курсировать самые комфортные поезда российского производства «Москва-2020».

Сегодня на эскалаторах, в вестибюлях станций метро, в поездах «Москва» и «Москва-2020» пассажиры услышат поздравление от мэра Москвы Сергея Собянина специально к запуску БКЛ.

«Полностью заработала Большая кольцевая линия Московского метрополитена. Этот масштабный проект мы осуществили под личным руководством Мэра Москвы С. Собянина. БКЛ позволит москвичам экономить до 45 минут в день при ежедневных поездках. У БКЛ — солидный запас провозной способности, которого хватит на многие годы вперед. По нашим прогнозам, в перспективе в рабочий день на Большом кольце будет совершаться 2,3 млн поездок. Есть возможность и для присоединения новых радиальных линий. Все это дает мощный импульс для развития не только транспортной инфраструктуры, но и всего города», — Максим Ликсутов.

Новое сердце столицы: как открытие БКЛ изменит жизнь Москвы

Полный ввод БКЛ – главное транспортное событие в жизни столицы за последние почти 70 лет. Строительство самого большого метрокольца в мире велось 11 лет. По прогнозам, линией ежедневно будут пользоваться 2,3 млн пассажиров.

Мировой масштаб

Длина метрокольца составляет 70 км. БКЛ стала самой протяженной кольцевой линией метро, обогнав Вторую кольцевую линию пекинской подземки (57 км).

Но самое главное – ее открытие вносит значительные перемены в транспортную жизнь столицы и позволит обеспечить запас провозной способности на многие годы вперед. «За счет появления многочисленных альтернативных маршрутов положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры Московского метрополитена. На многих маршрутах экономия времени составит до 35-45 минут в день», – сказал Сергей Собянин.

Вместе со станциями БКЛ метро приходит в те районы, где его раньше не было. Например, новые станции уже появились в Можайском районе, Хорошево-Мневниках, а теперь – в Нагатинском Затоне. У горожан и гостей столицы есть возможность выбирать альтернативные маршруты. На многих из них экономия времени составит до 45 минут в день.

Так, со станций БКЛ можно сделать 47 пересадок на другие линии метро, МЦК, МЦД, радиальные ж/д направления – это самое большое количество пересадок среди линий московского рельсового каркаса. Также на станции БКЛ «Марьина Роща» расположен самый длинный эскалатор столичного метро – 130 метров.

Андрей Гордеев / Ведомости

Ранее открытыми 22 станциями БКЛ пользовались свыше 600 000 пассажиров в день, за счет этого Кольцевая линия на некоторых участках стала свободнее на 10%. Пассажирам больше не нужно ехать в центр, чтобы пересесть на другие линии.

В плюсе все

1 марта открыли еще девять станций Большого кольца. Шесть – на восточном и южном участках («Каширская», «Печатники», «Варшавская», «Нагатинский Затон», «Текстильщики» «Кленовый бульвар») и три – на северном («Сокольники», «Марьина Роща» и «Рижская»). С ними, по прогнозам, МЦК разгрузится до 20%, Кольцевая – до 25%, радиальные линии станут свободнее до 22%, а дороги – до 15%.

«БКЛ создаст основу для дальнейшего развития рельсового каркаса на годы вперед, привлечет на городской транспорт новых пассажиров», – сказал заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

БКЛ позволит частично разгрузить и автомобильные дороги, согласен директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко. «В частности, Третье транспортное кольцо, потому что появится альтернатива в сегменте городского транспорта», – поясняет эксперт.

Также, например, дорога из Печатников в Текстильщики теперь занимает всего три минуты вместо 21 с открытием всей БКЛ. Дорога из Нагатинского Затона в Текстильщики – 5 минут вместо прежних 50, при этом доехать теперь можно без пересадок.

Чтобы пользоваться новой линией было удобнее, в подземке обновили навигацию – более 63 000 указателей и схем.

Андрей Гордеев / Ведомости

Пользоваться БКЛ не только удобно, но и комфортно. Здесь курсируют современные поезда российского производства – они считаются одними из самых комфортных в мире. Широкие двери, сквозной проход между вагонами, USB-разъемы для зарядки гаджетов. Кроме того, эти составы тише составов предыдущего поколения – в них можно комфортно разговаривать или слушать музыку. Для удобства пассажиров установили сенсорные схемы метро.

Хотя Ждать поезда на современных станциях тоже приятно: они выглядят стильно. Над проектами трудились специалисты архитектурных бюро из 16 стран мира. Несмотря на современный дизайн, визуальные решения вдохновлены шедеврами архитектуры столичной подземки. Станции, которые уже работают, имеют свои запоминающиеся интерьерные решения. Например, в центре платформы «ЦСКА» установлены пятиметровые постаменты со скульптурами спортсменов, на «Воронцовской» пассажиров удивляют оптические эффекты, которые отсылают к космической тематике.

Импульс для Москвы

По мнению экспертов, открытие БКЛ даст толчок к еще большему развитию для всей столицы. Становятся не только удобнее, но и красивее прилегающие к новым станциям территории, многие из которых были не в лучшем состоянии, говорит Константин Трофименко.

«Если брать более долгосрочный градостроительный эффект, то как раз те территории, которые граничат с БКЛ, там очень много промзон, есть в принципе не застроенные территории, вот как раз там возникнет вектор на развитие города, особенно в тех местах, где БКЛ пересекается с радиальными ветками, МЦД, МЦК», – подчеркивает эксперт.

Например, возле станции БКЛ «Сокольники» после благоустройства откроют сквер, который носит имя Московского метрополитена. У «Каширской» создали пешеходный маршрут через сквер от станции до заповедника «Коломенское», а возле «Варшавской» оборудовали комфортные зоны отдыха. Рядом со станцией «Давыдково» появился современный парк, он расположился на территории Козловского леса.

Андрей Гордеев / Ведомости

К открытию девяти новых станций изменили 12 маршрутов наземного транспорта и добавили один новый, об этом заявили в столичном Дептрансе. Например, уменьшился интервал движения автобусов и электробусов, они стали ближе подъезжать к вестибюлям станций,. Новый автобусный маршрут с604 теперь ходит от метро «Сокольники» через «Электрозаводскую» до «Семеновской». На 6 трамвайных маршрутах остановки стали ближе к двум станциям БКЛ – «Лефортово» и «Сокольники». Это позволило сократить время пересадки с трамвая на метро до 1-2 минут. Комплекс мероприятий повысит транспортную доступность спальных районов: появятся удобные межрайонные связи, а жителям станет проще добираться до социальных объектов.

Вместе с тем, территории, где идет такое комплексное развитие, становятся привлекательнее для работы и бизнеса. Как правило, там растет объем торговли, спрос на аренду помещений. По словам Трофименко, контур БКЛ получит удобное и скоростное сообщение практически со всеми точками московской агломерации. По этой причине размещение там офисов будет востребовано.

«В перспективе 10-15 лет деловая функция будет перетекать из центра в зону в БКЛ. Центр города останется для культуры, рекреации, административной функции, а деловые функции перетекают туда, что, опять же, позволит разгрузить всю агломерацию», – объясняет Трофименко.

По оценкам правительства Москвы, с 2013 по 2030 гг. в зоне притяжения новых станций метро, построенных с 2011 года, будет создано 391 000 новых рабочих мест. А благодаря БКЛ только в московском метро их появилось более 6000. В целом же в столице удастся создать 100-150 000 рабочих мест в районах новых станций Большого кольца в перспективе нескольких лет.

Помимо БКЛ, по словам Сергея Собянина, в 2023 г. откроют пять новых станций метро в Пыхтине, Внукове, на Дмитровском шоссе, в Лианозове и районе Северный.

Сердце московской подземки

БКЛ создает в мегаполисе новую транспортную реальность.

С вводом Большой кольцевой линии жизнь москвичей и гостей столицы стала динамичнее, комфортнее и красивее. Постараемся вас в этом убедить.

БКЛ как образец для подражания

Урбанизация сегодня достигла беспрецедентной скорости, оказывая огромное давление на транспортные системы в мегаполисах по всему миру. Вследствие этого города сталкиваются с многочисленными проблемами, включая дорожные заторы, повышенное загрязнение воздуха, снижение эффективности общественного транспорта, растущую разобщенность и изолированность городских районов. В ответ на эти вызовы Большая кольцевая линия становится ключевым шагом на пути к устойчивой мобильности, создавая основу для процветающего и экологически сознательного городского ландшафта.

Москва, в которой проживают более 13 млн человек, имеет концентрическую кольцевую планировку, а для соединения радиальных линий в 1908 году было построено Малое кольцо Московской железной дороги. В 1935 и 1960 годах были разработаны амбициозные планы развития, включающие города–спутники и направленные на сдерживание городского роста в пределах МКАД, выделение жилых, промышленных и зеленых зон. Эти стратегии позволили уменьшить нехватку жилья, сократить транспортные заторы и улучшить качество воздуха.

Однако к концу 1970–х годов рост города превзошел прогнозы, что привело к расширению его за пределы кольцевой дороги в 1980–х годах. Чтобы удовлетворить потребность в эффективном транспорте в быстро растущем городе и уменьшить разрастание города и экологические последствия, необходимо было принять поистине революционное транспортное решение, которым и явилась БКЛ.

БКЛ, официально открывшаяся 1 марта 2023 года, улучшает транспортное сообщение, обслуживая районы, где ранее не было доступа к метро, и сокращая ежедневное время в пути до 45 минут. Кроме того, она снизит загруженность других линий метро до 25%, а дорожного движения – до 15%. Стоимость недвижимости вблизи БКЛ выросла на 15–20%. БКЛ не только повышает мобильность рабочей силы, но и увеличивает производительность городского хозяйства, стимулируя развитие и обновление городов. БКЛ вносит свой вклад в общую экологическую устойчивость Москвы, формируя структуру использования земель, способствуя коммерческому росту, содействуя смешанному землепользованию и плотности городской застройки, а также улучшая качество воздуха в городе.

Большая кольцевая линия представляет собой жизненно важный шаг на пути к более устойчивому и взаимосвязанному будущему столицы. Ее развитие подчеркивает связь между транспортом и городским развитием, доказывает, что стратегические инвестиции в транспортную инфраструктуру могут способствовать устойчивому росту, повышению качества жизни и смягчению последствий изменения климата. В то время как города всего мира борются с проблемами урбанизации, изменением климата и меняющимися транспортными требованиями, БКЛ служит образцом реализации потенциала транзитно–ориентированного развития для создания эффективного и устойчивого будущего городских центров.

Рекорд по времени

БКЛ – крупнейший в мире проект метростроения. Это 70 км путей, 31 станция и три электродепо. Ввод БКЛ метро улучшил транспортное обслуживание 15 млн жителей столицы и Московской области. На многих маршрутах пассажиры ежедневно могут экономить до 35–45 минут.

Завершающим этапом реализации крупнейшего в мире проекта метростроения стало открытие девяти новых станций: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская», «Варшавская». Две станции этого участка – глубокого заложения: «Марьина Роща» и «Рижская». Первая вошла в топ–3 самых глубоких станций московского метро с самым протяженным эскалатором длиной 130 м.

БКЛ соединила существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры Московского метро.

Со станций БКЛ можно сделать пересадки: на 20 станций 11 других линий метро; три – на МЦК; восемь – на МЦД–1 и МЦД–2; 13 – на линии железной дороги.

В качестве наглядного примера транспортного эффекта от введения БКЛ можно привести станцию «Кунцевскую», обслуживающую, в общей сложности, более 400 тыс. человек. В основном это жители Фили–Давыдково, Кунцево и Можайского района, которым приходится ездить в соседние районы – Хорошево–Мневники, Очаково–Матвеевское. Но если раньше эти поездки занимали много времени, в том числе из–за необходимости пользоваться разными видами транспорта, то теперь, благодаря появлению БКЛ, пересадки не нужны. Как итог: пассажиры экономят до 20 минут в дороге.

Если раньше, чтобы попасть из районов Фили–Давыдково, Кунцево и Можайский на «Проспект Вернадского», нужно было ехать через центр или садиться на автобус, который мог застрять в пробке, то сейчас можно преодолеть этот же путь через БКЛ – вдвое быстрее, чем через центр на метро. Как следствие, разгрузились и дороги, поскольку жители районов теперь могут добираться до нужного им места быстрее и проще, а садиться за руль не обязательно. Это видно, в частности, по Аминьевскому шоссе, движение по которому стало заметно свободнее – на 8–10%. Аналогичный эффект наблюдается, кстати, и в Зюзино: улица Каховка в результате открытия там станции БКЛ разгрузилась на 15%.

За счет существенного снижения нагрузки на другие линии положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры Московского метрополитена.

Кольцевая линия разгрузится до 25%, радиальные направления – до 22%, Московское центральное кольцо – до 20%, МЦД–1 и МЦД–2 – до 10%. На 5–15% снизится загруженность МКАД, Третьего транспортного кольца и вылетных магистралей за счет отказа части водителей от поездок на личном транспорте в пользу общественного.

Для БКЛ оптимизируют маршруты наземного городского транспорта – он становится быстрее и удобнее для пассажиров. Станции Большой кольцевой линии уже обслуживают 255 маршрутов, из них четыре новых и 149 скорректированных. Ближе к БКЛ перенесли 88 остановок общественного транспорта.

На БКЛ курсируют порядка 100 российских поездов «Москва–2020», что позволит поддерживать привычные для московского метро короткие интервалы движения, особенно в часы пик.

Поезд «Москва–2020» соответствует самым высоким требованиям Московского транспорта по обеспечению комфортных поездок для пассажиров: там максимально широкие двери и межвагонные переходы, USB–зарядки возле каждого сиденья, большие информационные дисплеи, подсветка в цвет линии и системы обеззараживания воздуха.

Для обслуживания, ремонта и отстоя поездов было перепрофилировано электродепо «Замоскворецкое» и возведено два новых электродепо.

БКЛ строили и запускали участками. Первые пять станций – «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская, «ЦСКА» и «Петровский парк» – открыли в феврале 2018 года.

Запуск первого участка улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы – Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савеловский, а также в деловом центре «Москва–Сити».

В декабре 2018 года открылась еще одна станция Большого кольца метро – «Савеловская».

27 марта 2020 года открыли станции «Лефортово» и «Авиамоторная» вместе со вторым участком Некрасовской ветки. До полного запуска БКЛ они работают в составе розовой линии.

31 декабря 2020 года заработала станция «Электрозаводская». Она расположена в Басманном районе, вдоль Семеновской набережной, у примыкания к Казанскому направлению Московской железной дороги (МЖД). До завершения строительства БКЛ станция работала в составе Некрасовской линии.

1 апреля 2021 года открыли еще две станции – «Народное Ополчение» и «Мневники». Они стали первыми станциями метро в районе Хорошево–Мневники, где проживают 174 тыс. человек, а планируемый прирост населения с учетом строящихся и перспективных объектов, а также реализации программы реновации жилфонда составляет 76 тыс. человек.

7 декабря 2021 года Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли 10 станций метро на новом участке БКЛ. Среди запущенных в работу были девять новых станций подземки: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и одна реконструированная – «Каховская».

И наконец, с вводом девяти последних станций 1 марта 2023 года кольцо замкнулось. Линию создали в максимально короткие для объекта такого масштаба сроки – за 10 лет.

Стандартизировано и уникально

Запуск новых станций увеличивает трафик на прилегающих улицах, а значит, необходимо комплексно благоустраивать территории, приводить в порядок существующие и создавать альтернативные пешеходные маршруты к транспортным объектам. Все это становится возможным благодаря совместной работе метростроителей и Департамента капитального ремонта Москвы.

За время строительства станций Большого кольца на прилегающих к ним территориях благоустроили порядка 220 га.

Благоустройство территорий, прилегающих к объектам транспорта, проводится по московским стандартам с учетом потребностей горожан в комфорте, безопасности, экологичности, разнообразии и идентичности. Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы был принят в 2016 году. Документ учитывает все столичные улицы, которые разделены на 10 типов, для каждой из них устанавливаются рекомендации по благоустройству.

Именно комплексный подход к развитию общественных пространств и формированию городской среды позволяет создавать в Москве подлинно комфортное пространство. Несмотря на то, что решения для проектирования территорий в основном типовые, стандарт оставляет поле для разработки индивидуальных проектов для каждого конкретного объекта, при этом учитываются пожелания местных жителей.

Все станции БКЛ уникальны как по своему расположению, так и по особенностям прилегающей территории. На каждой из них применяются разные планировочные и архитектурные решения. Где–то возможно лишь линейное благоустройство, позволяющее обеспечить удобные маршруты к метро от жилых домов, а где–то есть возможность создать новые или обновить существующие скверы, разместить детские и спортивные площадки, оборудовать зоны для выгула собак. В зависимости от конфигурации и общего стиля оформление пространства может отличаться по виду и размеру фонарей, уличных торшеров, установленных на них светильников, скамеек, урн и других малых архитектурных форм. Но обязательными остаются общие стандарты благоустройства, направленные на обеспечение комфорта и безопасности для горожан. В результате создается гармоничное пространство, объединенное общей архитектурной концепцией. Все территории, прилегающие к станциям БКЛ, приобрели новый своеобразный облик. Это стало возможным благодаря многофункциональному благоустройству, выполненному по современным стандартам с учетом потребностей местных жителей и транзитных пассажиров. Вблизи входных павильонов появились парки и скверы, спортивные площадки и велодорожки, пункты общественного питания, разные коммерческие объекты.

Так, к парку «Сокольники» от станции БКЛ ведет аллея, на ней размещены скамейки–клумбы с сезонным озеленением. На улице Гастелло и в Поповом проезде обустроят две спортплощадки, предназначенные сразу для нескольких видов спорта – баскетбола, волейбола и воркаута (уличной гимнастики).

Еще один яркий пример благоустройства территории около станции БКЛ – пространство со сложным искусственным рельефом, созданное около «Кунцевской». Здесь применен прием гео пластики, давший возможность создать озелененные холмы, органично вписав технические сооружения метрополитена и разместив отдельное пространство для отдыха со сквером и амфитеатром.

Около станции «Петровский парк» создали общественное пространство, где можно проводить городские мероприятия и просто с комфортом отдыхать.

У станции «Проспект Вернадского» Большого кольца появился новый пешеходный маршрут: между парком 50–летия Октября и входом на новую станцию проложили пешеходные дорожки. Специалисты убрали под землю линии электропередачи, модернизировали систему водостока, расширили тротуары, обновили асфальтовое покрытие и обустроили парковочные карманы. Для пассажиров общественного транспорта установили 16 остановочных павильонов с зарядными слотами.

Возле соседней станции «Мичуринский проспект» обустроили несколько пространств для отдыха. Преобразили внешний вид сквера на площади парка Олимпийской деревни. Высадили цветы, разбили газоны возле памятника Ивану Ярыгину. Здесь же установили арт–объект «Птицы», напоминающий о ценности городской экосистемы и бережном отношении к природе.

На юго–востоке города у станции «Нижегородская» сооружен концептуальный арт–объект, который напоминает НЛО. Он символизирует интеграцию разных видов транспорта столицы и называется «Московские кольца». Сфера диаметром 3,7 м в виде сети веток и станций метро – в пределах Кольцевой линии, а ленты вокруг нее символизируют Московское центральное кольцо и Большое кольцо метро. В темное время суток композиция подсвечивается разноцветными лампочками, которые обозначают станции.

Арт–объект из нержавеющей стали «Московские кольца» кроме эстетической, выполняет практическую функцию: маскирует расположенную под ним вентиляционную шахту. Кроме того, здесь появился ландшафтный парк. Он стал буферной зоной между строящимся жилым кварталом и транспортно–пересадочным узлом.

Все пространство окружено деревьями и кустарниками. В перспективе «Нижегородская» станет одним из крупнейших транспортно–пересадочных узлов, причем не только в Москве, но и в Европе.

Арт–объект в виде декоративного цифрового табло, установленный на центральной стене, встречает пассажиров перед входом на станцию «Рижская». Оно показывает текущее время.

Арт–объект решено было сделать в форме арок, которые стали основой дизайна всей станции и несут идею портала времени. Еще 16 таких же арок украсили саму станцию.

Вокруг продолжается комплексное благоустройство территории. Участок Рижской площади представляет собой островок посреди проезжей части. Под ним проложены коммуникации станции БКЛ. Здесь же находится выход из вестибюля, от которого можно удобно дойти до остановок общественного транспорта. Здесь свяжутся в узел станции Калужско–Рижской и Большой кольцевой линий метро, МЦД–2, МЦД–3 и МЦД–4, маршруты наземного транспорта и высокоскоростная магистраль в Санкт–Петербург.

При организации ТПУ предусмотрена торговая галерея на месте универмага «Крестовский». За Рижским вокзалом, на месте Рижского грузового двора, вырастет комплекс «РЖД–Сити» с офисами и жильем.

Для благоустройства станций Большого кольца и территорий вокруг них применяются только отечественные материалы, используется лучший натуральный камень из российских регионов.

Например, на станции БКЛ «Аминьевская» использован камень из двух регионов. На территории вокруг нового ТПУ уложена гранитная плитка двух цветов. Рабочие уложили белый гранит, который добывается в Ташмурунском месторождении в Башкирии, одном из крупнейших в мире по объему залегания природного камня, и черный гранит габбро из Карелии. Выбор материала для благоустройства обусловлен прежде всего дизайном общественного пространства.

15 тыс. кв. метров центральной аллеи, ведущей от строящейся станции БКЛ метро «Сокольники» к одноименному парку, вымощено красным клинкерным кирпичом российского производства. Такой цвет символизирует принадлежность к Сокольнической линии – первой линии столичного метрополитена, пуск которой состоялся в 1935 году.

И работа, и жилье

Строительство большой кольцевой линии (БКЛ) в Москве уже обеспечило рабочими местами 6 тыс. человек. Новую работу получили машинисты электропоездов, дежурные по станции, монтеры пути, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесари–электрики по обслуживанию и ремонту оборудования, инспекторы службы безопасности и другие.

Любые инфраструктурные проекты города стимулируют развитие малого бизнеса. И в первую очередь это относится к развитию транспорта, который меняет трафик горожан. В этом смысле открытие движения по всей Большой кольцевой линии метрополитена уже в краткосрочной перспективе окажет влияние на развитие малого бизнеса. За первые два месяца эксплуатации БКЛ ею воспользовались более 53 млн горожан. В среднем в километровом пешеходном радиусе от станции располагаются 25–30 объектов малого и среднего бизнеса. Поэтому 31 станция новой линии стимулирует открытие или развитие порядка 1 тыс. торговых точек и предприятий сферы услуг. Это не менее 4 тыс. рабочих мест.

Развитие стрит–ритейла даст масштабный фронт работ и транспортным компаниям, строительным фирмам, поставщикам продуктов, которые обеспечивают работу торговых точек и предприятий сферы услуг. Анализ показывает, что каждое малое и среднее предприятие, работающее на маршруте с устойчивым трафиком, отчисляет в качестве налогов в среднем 1–1,5 млн руб. Таким образом, дополнительные налоговые поступления города составят не менее 1 млрд руб. А еще это создает предпосылки для развития малого и среднего бизнеса, который должен составлять основу экономики мегаполиса.

Запуск движения по всему маршруту Большой кольцевой линии Московского метрополитена не только добавил более 6 тыс. новых рабочих мест в метро, но также приведет к экономическому оживлению близлежащих к новым станциям районов – речь идет о создании 100–150 тыс. рабочих мест в перспективе нескольких лет.

Любая транспортная инфраструктура создает места притяжения, формирует пешеходный поток. А значит, там концентрируется экономическая активность, в первую очередь малого бизнеса – места предоставления товаров и услуг. Экономическая же активность активизирует в свою очередь трудовую занятость населения.

Формируется дополнительная хордовая связь районов, что в конечном итоге влияет на то, где горожане хотят и могут работать. Запуск Большого кольца стоит рассматривать и в рамках других инициатив столичной мэрии по оживлению экономики города и созданию мест приложения труда. Например, в таких как программы комплексного развития территорий (КРТ) – создания на месте бывших промзон многофункциональных кластеров современной застройки с недвижимостью жилого, социального и коммерческого назначения. В итоге это приведет к тому, что в чистом виде «спальных» районов без экономической активности в Москве почти не останется.

Что касается жилищного строительства, то станции БКЛ в отличие от того же МЦК располагаются в уже существующей застройке. Для нового девелопмента будет меньше свободы, но больше возможностей для интеграции в существующую инфраструктуру и застройку.

Вместе с тем часть ее участков проходит по территории нового редевелопмента, например, на востоке Москвы. Именно поэтому станции БКЛ также будут способствовать функциональному насыщению территорий; получит развитие и жилищное строительство. Характерный пример – ТПУ «Нижегородская», где соединяются несколько видов транспорта. Поэтому через несколько лет городская застройка вокруг ТПУ изменится коренным образом.

Всего по расчетам столичных властей около БКЛ и вдоль нее можно будет построить более 20 млн «квадратов» различной недвижимости. Сейчас уже утверждены проекты планировки территорий и оформлены градостроительные планы земельных участков общей площадью около 1,9 тыс. га с потенциалом строительства порядка 17 млн кв. м различной недвижимости. На заседаниях Градостроительно–земельной комиссии города предварительно одобрено развитие еще 426 га, на которых может появиться около 4 млн новых «квадратов».

С вводом БКЛ жизнь для жителей столицы действительно стала более динамичной и комфортной, а окружающая среда – красивой. А впереди новые интересные проекты.

Ирина ПОЛЯКОВА, обозреватель» ТР», кандидат экономических наук.

БКЛ — крупнейший метропроект в мире. Большая кольцевая линия метро — голубое сердце столицы ценой в 5 триллионов

Большая кольцевая линия (БКЛ) московского метрополитена, которому 15 мая исполнилось 88 лет, — крупнейший проект транспортной инфраструктуры периода руководства городом Сергея Собянина. По словам мэра, в «коридор размером 1,5 км вокруг новой линии метро» было инвестировано более 5 трлн рублей, что составляет сумму, полученную из налогов в федеральный бюджет в 2021 г. Для того чтобы обеспечить кольцо интернетом и связью дополнительно, сотовые операторы потратили около 5 млрд рублей.

По заявлению городских властей, проект является основополагающим для решения транспортных проблем столицы. Второе кольцо выполняет стратегическую задачу создания радиально-кольцевой городской системы, где радиусы, ведущие в центр, дополняются кольцами, которые распределяют потоки машин или пассажиров в общественном транспорте.

Первым, более быстрым и дешёвым проектом, стал запуск наземного Московского центрального кольца (МЦК). Его стоимость составила более 100 млрд рублей, срок реализации — 4 года.

Значимость БКЛ подчёркивает не только его астрономический бюджет.

Мэрия Москвы решила выжать из него по максимуму и начала использовать его в качестве одного из новых символов столицы. Вместе с МЦК БКЛ наделили функцией городского бренда, судьба которого, надеемся, будет более долгой, чем многочисленные предыдущие попытки типа Wow Moscow, Investmoscow и др. Сразу скажем, что идея с пересекающимися друг с другом сердцами — красным (МЦК) и голубым (БКЛ) — нам, как транспортникам, нравится. Поскольку она отражает особенное значение транспортной инфраструктуры в жизнедеятельности мегаполиса.

Новая ветка метро имеет длину 70 км и является крупнейшим метропроектом в мире. Метрокольцо строили более 10 лет, с ноября 2011 г., когда начали северо-западный участок линии. Основными подрядчиками выступили: ООО СМУ «Ингеоком», АО «Мосметрострой», АО «Мосинжпроект». Найти стоимость распределения контрактов по подрядчикам оказалось непросто, но, для примера, цена последнего открытого юго-восточного участка составила около 59 млрд рублей.

Фото: РИА Новости

Юго-западным участком занималась китайская «China Railway Construction Corporation Limited» (CRCC), вторая крупнейшая государственная строительная компания в КНР. Компания строила станции метро «Аминьевская», «Проспект Вернадского» и «Мичуринский проспект», оформление которой посвящено китайской культуре. Часть работ проводилась при помощи уникальных десятиметровых щитов, размер которых позволяет положить сразу два пути в одном тоннеле. Стоимость юго-западного участка метро (от станции «Аминьевская» до станции «Проспект Вернадского»), который строился китайскими специалистами, составил около 23 млрд рублей.

Ранее Большая кольцевая линия именовалась как Третий пересадочный контур, что полностью описывает стратегическую функцию данного проекта — создать новую инфраструктуру, способную разгрузить пассажиропоток существующих линий, которые идут в центр, и замкнуть на себе новые ветки метро. Сейчас в центре города уже нет возможности строить новые станции метро, поэтому задачей было связать новые линии как можно ближе к центру города. На 70 км расположена 31 станция, на 22 из которых есть или планируется пересадочный узел. На данный момент пересадки не имеют 12 станций, однако «Новаторская» получит пересадку на новую Троицкую линию метро, «Кленовый бульвар» — на перспективную Бирюлёвскую линию метро, «Народное Ополчение» — на строящуюся Рублёво-Архангельскую линию.

Таким образом, линия станет точкой притяжения / новым «центром» для таких районов и поселений г. Москвы, где раньше не было метро: Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное, Щербинка, Троицк, Ватутинки, Десна, Сосенское.

Также линия создала необходимую инфраструктуру для строительства новых жилых массивов и районов.

Например, станция «Терехово» построена в чистом поле на месте единственной до недавнего времени одноимённой деревни в пределах МКАДа. В перспективе здесь, на этом месте, которое известно как Мневниковская пойма, будет построено 1,6 млн кв. м жилья, а также объекты социальной и коммерческой инфраструктуры.

Данная стратегия транспортного строительства выражает принятую мэрией Москвы концепцию создания полицентричного города, где центр не должен быть единственным привлекательным местом для работы и отдыха. При расширяющейся во все стороны Москве будут создаваться точки притяжения — в данном случае на Большой кольцевой линии, где транспортная доступность станет важнейшим фактором для привлечения инвестиций и создания инфраструктуры. Например, на крупнейшем пересадочном узле «Нижегородская» уже запланировано строительство офисных и торговых комплексов.

Какие ещё функции выполняет «второе кольцо г. Москвы» и есть ли проблемы у нового проекта?

Помимо функции развития полицентричности города и включения в транспортную систему новых линий метро, идущих из спальных районов, одно из сердец столицы выполняет не менее важную функцию — снижение нагрузки на существующие радиальные линии. По прогнозам департамента транспорта г. Москвы ожидается снижение нагрузки на 25% для кольцевой линии, на 22% для Арбатско-Покровской, на 21% для Филевской, на 20% для второй по загруженности линии московского метро Таганско-Краснопресненской. Также ожидается, что вылетные автомагистрали разгрузятся в среднем на 15% за счёт снижения использования личного автотранспорта.

Спустя две недели после замыкания БКЛ аналитики МТС проанализировали эффект от введения новой линии и выявили ряд тенденций: пассажиропоток метро увеличился на 3% из-за появления благодаря новому кольцу более быстрых и комфортных маршрутов, больше всего «освободились» станции тех линий, которые испытывали перегрузку из-за недостатка альтернативных маршрутов. Например, значительно разгрузился Таганский радиус Таганско-Краснопресненской линии и Некрасовская линия.

Фото: РИА Новости

На сегодняшний день главной проблемой остаётся долгое строительство не менее важного элемента инфраструктуры — пересадок между радиальными линиями и БКЛ. Практика позднего открытия пересадок была и раньше.

Например, переход между «Крестьянской Заставой» и «Пролетарской» также появился не сразу. В 2007 г. «Сретенский бульвар» открывался без пересадки на «Чистые пруды».

Сложность заключается в сооружении пересадок со станций малого заложения на станции большого заложения или где обе станции построены глубоко под землей. Сроки непредсказуемо растут в ходе стыковки переходов со старыми станциями. Зачастую технических проектов старых станций, построенных в 30–40-е годы прошлого столетия, может не быть. В итоге строители сталкиваются с сюрпризами как в случае с переходом со станции метро «Динамо» на «Петровский парк».

Отсутствие прямых и комфортных пересадок удлиняет время поездки так, что иногда быстрее будет строить свой маршрут через центр, тем самым снижая потенциал БКЛ. Некоторые пересадки слишком неудобны — если на станции «Текстильщики» вестибюли станций метро находятся достаточно близко, то на станциях «Авиамоторная» БКЛ и Калининской линии необходимо совершать наземную пересадку, поднимаясь на путепровод над Казанским направлением железной дороги.

Другой проблемой является возможность адаптации инфраструктуры под рост пассажиропотока.

БКЛ как важный стратегический элемент транспортной инфраструктуры в будущем будет замыкать на себе большое количество районов и станет первым пересадочным узлом на пути из удалённых спальных районов в центр города.

Тем самым большую важность приобретают возможности станций эффективно обслуживать большое количество людей. В этом случае часто упоминают неудачные проекты станций, особенно выполненные по проектам островного типа. Например, «Кунцевская», где отмечается узость платформ.

Несмотря на недостатки и огрехи московского метро и нового БКЛ, российским городам, да и мировым метрополисам, остаётся только завидовать масштабам строительства в российской столице.

Вторая столица Санкт-Петербург до сих пор не может обзавестись своей первой кольцевой линией. От будущего кольца сейчас можно увидеть лишь двухэтажную станцию «Спортивная», где пути на 1-м и 2-м этаже должны использоваться для будущей кольцевой линии. По предварительной информации первое кольцо по своей длине займёт промежуточное положение между Кольцевой линией Москвы (около 20 км) и БКЛ (70 км), составляя примерно 40 км с 20 станциями. В 2022 г. был представлен план развития, согласно которому кольцо замкнётся к 2045 году.

То есть на реализацию аналогичного проекта, но меньшей протяжённости, Северной столице понадобится около 20 лет. Хотя нужно учитывать более сложную геологическую обстановку: Санкт-Петербург построен на очень «сложных» почвах.

Китайская линия №10 в Пекине, с которой часто сравнивают БКЛ по длине, была построена в 2013 году. Строительство было начато в 2003 году. Таким образом, обе кольцевых линии, московская и пекинская, строились примерно по 10–12 лет. Отличие веток состоит в количестве станций. У БКЛ на 70 км расположена 31 станция, на линии №10 на 57 км расположено 45 станций. Из-за этого полный круг по пекинской ветке можно совершить в среднем за 104 минуты, в то время как на БКЛ – 90 минут.

В Парижском метрополитене только в планах побить мировой рекорд по длине линии метро. Сейчас проектируется кольцевая №15, длина которой будет составлять около 75 км.

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *