Эрмитаж иорданская лестница где вход в эрмитаж
Перейти к содержимому

Эрмитаж иорданская лестница где вход в эрмитаж

  • автор:

Церковная лестница в Эрмитаже

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — один из крупнейших музеев мира. Помимо миллионов экспонатов посетители увидят здесь воссозданные парадные залы, личные покои членов царской семьи и другие комнаты с историей. Интерес в Эрмитаже представляют даже лестницы. Рассказываем про Церковную лестницу музея: где она находится, куда ведёт и почему так называется.

Что такое Церковная лестница и почему она так называется

С Церковной лестницы Эрмитажа начинается один из экскурсионных маршрутов по музею (№2). Она имеет достаточно скромный вид в отличие от торжественной Иорданской лестницы. А называется так потому, что ведёт в Малую церковь Зимнего дворца. Раньше в этом небольшом храме молились члены царской семьи. Сейчас здесь можно полюбоваться красивым интерьером, частично восстановленным после событий Октябрьской революции — тогда церковь превратили в лекторий и лишили торжественного убранства. А ещё в зале получится увидеть старинные облачения священников.

Где находится Церковная лестница Эрмитажа

Объект расположен в северо-западной части Зимнего дворца Санкт-Петербурга. Дверь на Церковную лестницу находится практически там же, где и главный вход в музейный комплекс через парадную Иорданскую лестницу. Чтобы попасть сюда, необходимо войти на территорию Эрмитажа через арку со стороны Дворцовой площади.

Что можно посмотреть на маршруте №2

Помимо Малой церкви посетителей Эрмитажа ждёт знакомство с парадными и жилыми помещениями Зимнего дворца. Например, в этой части музея находится Георгиевский, или Большой тронный зал — жемчужина русского классицизма.

Также получится посетить Малахитовый зал императрицы Александры Федоровны, Гербовый зал для торжественных приёмов, Арапский зал, который служил столовой, Пикетный зал, в котором происходил развод военного караула гренадеров, дежуривших во дворце. И, конечно, пройти по знаменитым Лоджиям Рафаэля, которые украшены копиями фресок великого итальянского художника Рафаэля Санти из Ватиканского дворца.

По пути также встретятся залы, которые включены в экспозицию «Художественное убранство русского интерьера XIX — начала XX века». Это, например, кабинет в готическом стиле, столовая в «помпейском» стиле, который был вдохновлён архитектурой древних Помпей, курительная комната в колоритном восточном оформлении и многие другие помещения.

Наконец, во время прогулки по маршруту №2 путешественники познакомятся с искусством и культурой разных стран и исторических периодов. Например, в северо-западной части Зимнего дворца экспонируется:

  • Искусство Востока: Монголии, Тибета, Восточного Туркестана, Ирана, Османской империи.
  • Французское искусство XVII-XVIII столетий с собранием картин Жан-Батиста Греза, Антуана Ватто, Симеона Шардена и других художников эпохи Просвещения. Также в залах Эрмитажа представлено декоративное-прикладное искусство Франции XVI-XVIII веков.
  • Искусство Италии XIII-XVI веков с примерами религиозной и светской живописи. Здесь встречаются работы Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Тициана и других прославленных мастеров.
  • Живопись Испании XVII-XVIII веков, представленная трудами Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса или, например, Франсиско де Гойи.
  • Искусство Фландрии XVII с картинами Франса Снейдерса, Антониса Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса.
  • Искусство Голландии XVII века — главное место на этой выставке занимают работы Рембрандта.
  • Искусство античного мира: Древней Греции, Египта и Рима.

Начать прогулку по главному музею Санкт-Петербурга с Церковной лестницы — отличное решение, если хочется пройти по царским покоям и погрузиться в историю мирового искусства.

Маршруты посещения Эрмитажа в 2024 году

Маршруты посещения Эрмитажа

Современные реалии вносят изменения в работу всех учреждений культуры России, в том числе и музеев. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге всегда посещало множество туристов, наших и иностранных.

Чтобы уменьшить риск заражения ковидом, руководство музейного комплекса еще в 2020 году приняло решение развести людские потоки по регламентированным маршрутам. На посещение Эрмитажа по любому из маршрутов дается сеанс длительностью 2 часа. Одновременно запускается не более 100 человек.

Маршрут №1 по Эрмитажу

Маршрут №1 по Эрмитажу

Этот маршрут считается традиционным, его выбирают для первого похода в Эрмитаж. По нему в допандемийное время чаще всего и водили экскурсии. Он охватывает парадные залы и самые знаменитые экспонаты искусства Высокого Возрождения.

Туристы, купившие билеты за полную стоимость идут через главный вход Зимнего с Дворцовой площади под аркой, затем через внутренний Большой Двор по указателю к Иорданской лестнице.

Льготные категории граждан, а также их сопровождающие с билетами общей категории, заходят через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда. Это устроено специально, чтобы избежать скопления людей при проверке документов, подтверждающих право на скидку к цене. К началу маршрута проходите, следуя распоряжениям служащих музея и направляющим стрелкам-указателям.

Продажа билетов в Эрмитаж по первому маршруту осуществляется онлайн, в целях предотвращения образования очередей (в кассах музея можно купить только нереализованные онлайн билеты):

Мы рекомендуем приобретать билет в Эрмитаж с аудиоэкскурсией в бесплатном приложении, которое устанавливается на Ваш телефон. Аудиогид проведет Вас по маршруту и ознакомит с главными экспонатами музея:

На заметку: только этот путь подходит для маломобильных граждан, так как между этажами имеются подъемники.

План маршрута №1 по Эрмитажу

Маршрут №1 начинается для всех посетителей с Иорданской лестницы, роскошной и знаменитой, «снимавшейся» во многих исторических фильмах.Далее путь ведет вас в парадные залы Зимнего дворца:

  • Фельдмаршальский;
  • Петровский (Малый тронный);
  • Гербовый;
  • Георгиевский (через Военную галерею 1812 года с парадными портретами военачальников, прославившихся в войне с Наполеоном).

Из Аполлонова зала Вы попадаете в Малый Эрмитаж. Обязательно остановитесь: здесь выставлена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», известная как «Прекрасная Садовница» из собрания полотен Лувра.

По Романовской галерее, где уже выставляются экспонаты западноевропейского искусства, вы попадаете в Павильонный зал со знаменитыми часами.

План-схема маршрута №1 по Эрмитажу

Важно: Не стоит выбирать самое позднее время посещения, так как с 2020 года Павлина не заводят.

От прекрасной птицы – переход в Новый Эрмитаж к самым знаменитым шедеврам из коллекции российских императоров. Вас ожидают картины великих мастеров:

  • «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля;
  • «Юноша с лютней» Караваджо;
  • «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко;
  • «Святой Себастьян» Тициана;
  • «Даная», «Возвращение блудного сына» и «Портрет старика в красном» Рембрандта.

И, конечно же, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.

Далее указатели ведут к искусству Древних Греции, Рима и Египта. Мальчикам с семи лет обязательно стоит показать рыцарский зал.

Если из отведенных 2 часов времени еще достаточно, поднимитесь на 3 этаж Зимнего дворца в Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков, чтобы увидеть полотна Рубенса и его учеников, Джордано, Голциуса, последователей Караваджо и других художников.

По прохождении маршрута выходите из Эрмитажа на Дворцовую набережную к знаменитым атлантам.

Маршрут №2 по Эрмитажу Санкт-Петербурга

Маршрут номер два по Эрмитажу

Этот путь знакомства с сокровищами Эрмитажа длиннее предыдущего. Он начинается у Церковной лестницы идет через покои императорской семьи, залы русского и восточного искусства, а в конце через несколько переходов выводит туристов к галереям с творениями мастеров Высокого Возрождения.

Читать еще: Стоимость билетов и режим работы Эрмитажа в 2024 году

При этом помните: времени на путешествие у вас также 2 часа. Стоит ли гнаться за количеством?Логичнее выбрать маршрут №2, если вы уже были в Эрмитаже ранее и хотите посмотреть что-то новое, необычное. Тем, кому трудно передвигаться по многочисленным лестницам этот путь не подходит, так как его большая часть лифтами не оборудована.

Купившие билеты на этот маршрут по полной стоимости, проходят через вход на Дворцовой площади, во Большом дворе ориентируются на указатели к Церковной лестнице. Льготники и их сопровождающие ищут вход с Шуваловского проезда.

Билеты в Эрмитаж на второй маршрут с аудиогидом в приложении доступны онлайн:

План маршрута №2 по Эрмитажу

От Церковной лестницы и Малой дворцовой церкви вы попадаете в залы и комнаты, предназначенные для проживания императоров и их семей, начиная с 1840 года. Именно тогда Зимний дворец был возрожден после страшного пожара 1837 года. Часть интерьеров архитектор Стасов восстановил по имевшимся чертежам, большинство создал заново в стиле ампир.

Ваш путь пройдет через:

  • Концертный и малахитовый залы;
  • несколько гостиных: усадебного типа, залы Росси и Гамбса;
  • будуар;
  • готический кабинет;
  • помпейскую столовую;
  • курительную комнату;
  • библиотеку и еще несколько помещений в интерьерах разных эпох.

План-схема маршрута №2 по Эрмитажу

По Салтыковской лестнице можно подняться на третий этаж к залам с произведениями искусства и предметами быта народов и государств востока, при чем маршрут разделяется на несколько направлений.

Информация по секрету от бывалых : после каждого из них можно вернуться к лестнице и выбрать следующее.

На третьем этаже вам доступны два направления с творчеством народов:

  • Хунну;
  • Монголии и Тибета;
  • Танготов;
  • буддийского пещерного монастыря Дуньхуан;
  • восточного Туркестана по Великому Шелковому пути;
  • нецке;
  • Византии;
  • Арабского халифата (Ближнего Востока);
  • Мамлюкского султаната;
  • Персии;
  • Османской империи;

Можно исключить восточное искусство, продолжив«русское» направление №3 с семью залами обстановки времен Екатерины II и покоями императрицы Марии Александровны, бабушки последнего императора, включающими:

  • будуар;
  • Малиновый кабинет;
  • Зеленую столовую;
  • Синюю спальню;
  • Золотую гостиную;
  • Белый зал.

После их осмотра вы выйдете к двум залам с произведениями французского искусства XVIII века.

Направление №4 от «Темного» коридора с шпалерами французского и фландрийского производства ведет через залы:

  • русской культуры времен Анны Иоанновны;
  • английским искусством XVI-XVIIIвеков;
  • прикладным творчеством Франции тех же времен;
  • Александровский с западноевропейским серебром.

Именно через последний зал можно перейти в другую часть Зимнего дворца, чтобы попасть в финале к Высокому Возрождению, но поскольку время осмотра лимитировано, на этом стоит закончить осмотр по второму маршруту, а не пытаться «объять необъятное». Служащие музея подскажут, как пройти к выходу на Дворцовую набережную.

Маршрут №3 по Эрмитажу

Маршрут №3 по Эрмитажу

Если вы прошли Зимний дворец, Малый и Новый Эрмитажи неоднократно, музейный комплекс предлагает новые экспозиции в левом крыле здания Главного Штаба.

Часы работы этого филиала, условия приобретения билетов такие же, как и Эрмитаже. Время на осмотр экспозиций стандартное – 2 часа.Вход – на Дворцовой площади, выход – у Певческого моста через Мойку.

В программе осмотра:

  • галереи живописи импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Щукина и братьев Морозовых с картинами Матисса, Пикассо, Дени;
  • зал Фаберже;
  • экспозиция произведений периода модерна;
  • живопись XXI века.

Кроме того, гостям предлагается познакомиться с интересными документами и экспонатами, связанными с работой министерств иностранных дел и финансов России, а также подразделений русской Гвардии, в разные периоды жизни страны.

План-схема маршрута №3 по Эрмитажу

В недавно возрожденном храме Александра Невского открыта выставка богослужебных предметов, относящихся к первой четверти XIX века, в том числе:

  • иконостас походной церкви императора Александра I времен войны с Наполеоном;
  • Смоленская икона Божией Матери, подаренная Кутузову;
  • икона из усадьбы Аракчеева со скрытым портретом Павла I.

Билеты в Эрмитаж по третьему маршруту рекомендуется приобретать онлайн, так как в кассе можно купить только не проданные онлайн билеты:

Для третьего маршрута по Эрмитажу также доступны билеты с аудиоэкскурсией, благодаря которой Вы не заблудитесь в музее и узнаете много нового:

Внимание: для маломобильных граждан доступно несколько залов, их список и организацию помощи уточняют заранее по телефону 8-812-495-71-71.

Маршруты экскурсий по Эрмитажу в 2024 году

Маршруты экскурсий по Эрмитажу

Экскурсии проводятся в индивидуальном порядке – группой до 10 человек. Цена билетов – 1000 руб.(входной билет и экскурсионное обслуживание), льгот нет. Исключение – детский вариант «В мире прекрасного» со стоимостью 600 руб.

Взрослым гостям предлагаются визиты:

  • в Золотую и Бриллиантовую кладовые;
  • обзоры по Эрмитажу и Главному Штабу;
  • тематические – на временные выставки и в отдельные популярные залы.

Узнать больше о Золотой кладовой, режиме работы и стоимости билетов в 2024 году Вы можете здесь, о Бриллиантовой кладовой здесь.

Временные выставки

В стоимость билетов на маршрутах № 1 и 2 по Эрмитажу включены временные выставки. Они располагаются в разных залах музея. Часть доступна только на маршруте №2 (например, «Дорожный сундук Александра III), другие – в обоих направлениях (например, «Искусство Средневековья из галереи Умбрии»).

Временные экспозиции вы можете посетить и отдельно, вне установленных маршрутов. Время проведения, сеансы и цены изучайте здесь.

График сеансов, единый для любого маршрута

Дни недели Сеансы для основной категории посетителей Сеансы по специальному предложению льготным категориям
вторник-воскресенье 11-00, 11-30, 12-00, 12-30, 13-00, 13-30, 14-00, 14-30, 15-00, 16-00, 16-30, 17-00 11-30, 12-00, 14-00, 15-00, 16-30, 17-00
среда, пятница, суббота (доп.) 17-30, 18-00

Выходной день – по понедельникам, а также в государственные праздники 1 января и 9 мая.

Полезные советы

  1. Прибывать к началу сеанса или экскурсии рекомендуется за 15 минут до начала. У опоздавших на маршруты более чем на 30 минут билеты аннулируются. Экскурсантам следует быть особо пунктуальными, иначе к интересующим экспозициям они не попадут.
  2. Маски и перчатки – пока обязательные аксессуары.
  3. Билеты лучше приобретать онлайн. Их выкладывают на 7-10 дней вперед. В кассы попадают только не распроданные остатки, На популярных маршрутах в периоды отпусков и каникул их практически не бывает.
  4. Карту-схему Эрмитажа лучше купить при входе. Вариант из мобильного телефона может оказаться слишком мелким и неразборчивым. К тому же на нем указаны только номера залов, в которых легко запутаться.
  5. Аудиогид выдается только на маршрут по приобретенному билету.

Контроль времени ведут служащие музея. В любое время они могут попросить показать ваш онлайн-билет и проверить часы сеанса.Смотрители подскажут при необходимости и нужное направление на развилках маршрутов.

В отзывах о различных маршрутах посещения Эрмитажа туристы говорят, что режим вполне комфортен. Небольшое количество человек, одновременно пребывающих в зале, отсутствие иностранцев и постоянно говорящих гидов дают возможность спокойного обозрения шедевров. Ограничение по времени не перегружает информацией голову.

Путеводитель по Эрмитажу

Эрмитаж работает каждый день недели, кроме понедельника. 1 января и 9 мая — выходные. Санитарные дни и неожиданные закрытия — большая редкость, но на всякий случай перед посещением загляните на сайт музея и проверьте режим работы.

Зарегистрируйтесь и получите скидку 5% на любую экскурсию

Отправляя форму, я соглашаюсь с Условиями использования сайта и даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой обработки персональных данных

Что стоит знать перед посещением?

Режим работы

  • Вторник, четверг, воскресенье: 11:00 — 19:00
  • Среда, пятница, суббота: 11:00 — 20:00

Обращаем ваше внимание, что в связи с карантинными мероприятиями вход в залы Эрмитажа происходит строго по сеансам. Сеансы начинаются каждые 30 минут. Количество туристов, допускаемых на сеанс одновременно, ограничено.

Гардероб и турникеты

После того, как вы войдете в Эрмитаж, отправляйтесь в гардероб. Сюда нужно сдать верхнюю одежду, рюкзаки и большие сумки, воду и другие жидкости. Маленькие сумки можно взять с собой. На экспозицию с крупногабаритными предметами вас не пустят. Воду отберут на входе. Поэтому позаботьтесь об этом заранее. Будьте готовы к тому, что в гардеробе могут быть очереди, закладывайте 10-15 минут на эту процедуру. Также в гардеробе есть туалет.

Далее поднимайтесь обратно в Главный Вестибюль и отправляйтесь к турникетам. Положите сумки на бегущую ленту и проходите через турникеты. Билет приложите штрих-кодом к сканеру турникета.

О маршруте

Сегодня мы с вами совершим путешествие по второму по величине музею в мире — Эрмитажу. Его коллекция включает около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.

Наш маршрут включает самые важные залы и экспонаты музея. Мы поднимемся по Иорданской лестнице, побываем в тронном зале, увидим часы «Павлин», работы Леонардо и Рафаэля, познакомимся с полотнами Рембрандта и культурой Древнего Египта.

Музейная экспозиция

Эрмитаж или Зимний дворец?

Итак, вы прошли через турникеты и оказались в Иорданской галерее. Здесь и начнется наше путешествие. Но в первую очередь выясним, что такое Эрмитаж и как он устроен.

Основной комплекс Государственного Эрмитажа – это пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый (Большой) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Мы увидим все эти здания, не выходя на улицу. Они соединены между собой арками-переходами.

У каждого здания свой стиль и свой архитектор. Они строились в разные годы.

Сейчас мы находимся в Зимнем дворце, самом большом здании Эрмитажа, резиденции русских императоров от Петра III до Николая II. Зимний дворец построен в стиле русское барокко. Русское барокко — это гигантские пространства, сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны и контрастные цвета. Осмотритесь вокруг — сейчас вы находитесь в огромном зале с обилием колонн и скульптуры. Позолоченные светильники, лепнина на потолке — все это характерные черты русского барокко. Идите вперед и поднимайтесь по лестнице на второй этаж.

Посольская (Иорданская) лестница

Итак, вы на Иорданской лестнице. Она поражает воображение своими масштабами и богатством. Осмотритесь вокруг: здесь лестница тоже выполнена в стиле русское барокко. Огромное пространство высотой почти 20 метров кажется еще больше за счет зеркальных ложных окон, которые отражают свет настоящих. Основные украшение — золоченая лепка. Здесь использовано более пяти килограммов золота. Также обратите внимание на потолок, на роспись, где изображены боги Олимпа в облаках.

Иорданскую лестницу также называют посольской. Иностранные послы попадали в Зимний, поднимаясь на ней. Название «Иорданская лестница» появилось позже: по ней во время праздника Крещения Господня к Неве спускалась процессия из Большой церкви для совершения обряда водосвятия.

Поднимитесь по лестнице на второй этаж и поверните налево, в Фельдмаршальский зал.

Большой фельдмаршальский зал

Зал создавался специально для портретов русских фельдмаршалов. Здесь вы найдете портреты Александра Васильевича Суворова, который не проиграл ни одной битвы, Михаил Илларионович Кутузова, победителя Наполеона, и других великих русских военачальников.

Этот зал отделан в стиле «классицизм». Рассмотрим повнимательнее портреты на стенах и перейдем в Петровский (Малый тронный) зал.

Петровский зал

Этот зал посвящен Петру Великому. В отделку включены вензеля императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. Стены обтянуты алым бархатом. Мемориальный характер зала подчеркивают панно над дверями. На них изображены два главных сражения Северной войны со Швецией, которая велась за те земли, где теперь расположен Петербург.

В центре зала стоит трон Петра Великого. Над троном — сам Петр с Минервой, аллегорической фигурой Славы.

Гербовый зал

Пройдя через петровский зал, вы попадете в один из самых больших залов Эрмитажа, Гербовый зал. Здесь принимали губернское дворянство, проводили балы и парадные обеды.

Есть легенда, что император Николай I, впервые войдя в этот зал, сказал архитектору, что тот не смог показать богатство и величие Российской Империи. Архитектор удивленно спросил, как же этого добиться. «Вот бы колонны позолотил!» — посоветовал император. Тогда колонны позолотили.

Военная галерея

Поверните направо, и вы попадете в Военную галерею, посвященную победе над Наполеоном в 1812 году. Галерея выдержана в стиле ампир. На стенах вы видите портреты генералов, участников войны. Всего их 329. Также вы здесь найдете 13 рам, затянутых зеленой тканью. Эти портреты не были исполнены, так как людей, которых должны быть изобразить на них, не удалось разыскать. Все портреты написаны одним художником — англичанином Джорджем Доу. Он писал портреты около десяти лет.

В центральной части галереи — четыре портрета полководцев: Кутузова, Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона и великого князя Николая Павловича. В торце галереи, под балдахином, — портрет императора Александра I.

Большой тронный (Георгиевский) зал

Проходим Военную галерею насквозь и попадаем в главный зал Российской империи – Большой Тронный Зал. Зал торжественный и монументальный, его стены покрыты каррарским мрамором. На потолке – сложный бронзовый узор, который почти полностью отражен в узоре паркета.

В этом зале проходили парадные обеды, официальные приемы и церемонии. Под Георгиевским залом во времена империи находились кухни с подсобными помещениями, а в западном углу был подъемник для доставки пищи из главного буфета, который располагался на антресольном этаже под залом. Присмотритесь, и вы легко обнаружите это место по характерным конструкциям паркета.

Смысловой центр зала, конечно, императорский трон. Он выполнен лондонским мастером Н.Клаузенем в 1731 году из ореха и позолоченного серебра. Обивка – из красного бархата. На спинке вышит двуглавый орел. А на его крыльях – гербы царств, входивших в состав Российской империи.

Аполлонов зал

Сейчас вы находитесь в переходном зале из Зимнего Дворца в Малый Эрмитаж. Его называют Аполлонов зал, потому что в одном из портиков раньше стояла статуя Аполлона – мраморная копия XVII в. с античного оригинала. Сейчас статуи уже нет, но название осталось. Сейчас в зале устраивают временные выставки.

Рассмотрите роскошный паркетный узор в зале и поверните налево, в здание Малого Эрмитажа.

Романовская галерея

В Романовской галерее представлено европейское прикладное искусство Средних Веков. Реликварии, процессионные кресты, изделия из кости, водолеи (сосуды для омовения рук), оклады переносных алтарей, церковные опахала. Пройдите галерею насквозь и переходите в следующий зал.

Павильонный зал

Павильонный зал, наверное, один из самых знаменитых залов Эрмитажа. Здесь проводили «эрмитажные балы», небольшие приемы для ближайших друзей царской семьи. Зал спроектирован архитектором А.И. Штакенштейдером в XIX веке. В убранстве зала переплетаются архитектурные мотивы Античности, Ренессанса и Востока. Этот стиль называют эклектикой или историзмом.

Пространство зала разделено колоннами на две части. Справа от вас южная часть. Она была задумана как холл, из которого можно выйти в Зимний сад. Сам Зимний сад можно увидеть за окнами. На одной стороне зала — декоративная лестница из белого мрамора. Она ведет на балкон, где во время балов размещались музыканты.

На стенах — четыре фонтана, которые называют «фонтаны слез». Вода, как слезы, должна была капать из одной чаши в другую. Это намек на мусульманскую архитектуру. В центре привлекает внимание копия римской мозаики. Оригинал хранится в музеях Ватикана.

Часы «Павлин»

В другой части зала, в северной, располагается один из самых известных экспонатов Эрмитажа – знаменитые часы Павлин. Часы из золоченой бронзы и серебра изготовил английский ювелир и механик Джеймс Кокс. Сегодня это единственный крупный автомат XVIII века в действующем состоянии, дошедший до нашего времени без изменений. Часы заводят для публики еженедельно, по средам в 20:00. Также их движение можно увидеть на экране в зале.

Часы обладают богатой символикой. Сова символизирует старость, павлин – зрелость, петух – молодость, белка – бесконечный бег жизни, ветка с листьями – жизнь, а голая ветка – смерть. Таким образом, часы показывают всю жизнь и смерть человека. Но где же сами часы? Если внимательно взглянуть на грибок перед стволом дерева, мы увидим там римскую цифру – это количество часов, а на грибке стрекоза – это секундная стрелка.

Советская лестница

Сейчас вы покидаете здание Малого Эрмитажа и через крытую галерею попадаете в здание Большого Эрмитажа. Вы находитесь у Советской Лестницы. Название лестница получила из-за того, что именно по этой лестнице во дворец попадали члены Государственного совета.

Обратите внимание на Малахитовую вазу. Она сделана не из цельного куска малахита. Каркас из бронзы, а сверху — тонкие срезы этого минерала. В XIX веке малахит воспринимался как национальный символ. Добывали так много малахита, что сейчас в России его почти не осталось. Именно поэтому в Эрмитаже вы найдете так много малахитовых изделий.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XVI в.

Сейчас вы находитесь в Старом Эрмитаже. Здание было построено по приказу Екатерины II именно как музей. Эпоха Просвещения сделала собрание картин и музеи необходимым элементом престижа государей. Поэтому в 1764 году Екатерина II приобретает большую коллекцию картин. Эта дата считается началом истории Эрмитажа как музея.

В Эрмитаже огромная коллекция картин, поэтому в этому путеводителе будут освещены только самые интересные. Сейчас предлагаем вам повернуть направо и пройти вперед, пропустив несколько залов. Следующая остановка — красный зал, зал Тициана.

Зал Тициана

Тициан — крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В этом зале три картины Тициана: кающаяся Мария Магдалина (1), мученик III века Святой Себастьян, расстрелянный отравленными стрелами, и Даная

Кающаяся Мария Магдалена

«Кающаяся Мария Магдалена» на торцевой стене — шедевр, который прославил Тициана еще при жизни. По легенде, умирая, художник держал в руках именно ее. Для Эрмитажа картину приобрел 1850 году Николай I. В живописи эпохи Возрождения сложно найти женский образ, сравнимый по эмоциональной силе с Марией Магдаленой Тициана. Заплаканное лицо, глаза, устремленные к небу, прижатые к груди руки — все выражает смятение души героини.

Даная

Также обратите внимание на Данаю. Вспомним сюжет. У древнегреческого царя Акрисия была дочь — Даная. Оракул предсказал Акрисию, что его убьет собственный внук. Чтобы избежать этого, он заточил Данаю в башню и тем самым обрек ее на безбрачие. Но Зевс, очарованный девушкой, проник в башню в образе золотого дождя. Так был зачат греческий герой Персей, который действительно убил царя Акрисия, а позже обезглавил Медузу Горгону.

Сюжет о Данае и золотом дожде был чрезвычайно популярен у художников. В Эрмитаже находятся две из них: Даная Тициана и Даная Рембрандта, которую мы увидим позже. Именно Тициан окончательно сформировал композицию сюжета: обнажённая Даная на переднем плане, старуха-служанка на заднем плане оттеняет своим уродством красоту Данаи, а дождь струится сверху золотистым сиянием. Тициан изображает его в виде золотых монет.

Зал Леонардо Да Винчи

Следующий зал — зал Леонардо Да Винчи. Леонардо написал всего 15 картин. И две из них находятся в Эрмитаже. Давайте рассмотрим каждую поближе.

Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа — одна из ранних работ Леонардо. Художник изображает Деву Марию (1) и младенца (2) очень естественными, живыми. Если бы не нимбы, можно было бы подумать, что это жанровая сценка: итальянка играет с ребенком. Мадонна изображена обычной земной женщиной, черты ее далеки от идеала. В XV веке это произведение было поистине авангардным. Мать показывает ребенку цветок (3), тот с любопытством тянется к нему. Цветок — лилия — символ невинности. В руке у младенца крестоцвет (4), это намёк на распятие Иисуса.

Эту мадонну называют Бенуа в честь фамилии семейства, которому раньше принадлежала картина.

Мадонна Литта

Мадонна Литта — одна из самых знаменитых картин Эрмитажа. Свое имя она получила в честь прежних владельцев, итальянских графов Литта. На картине изображена Дева Мария, которая кормит младенца Христа. Олицетворение материнской любви как величайшей ценности. В проемах окон — горный пейзаж, который добавляет еще больше спокойствия картине, напоминая о гармонии мироздания.

Обратите внимание на левую руку младенца (3). Он сжимает маленькую птичку с красной головкой. Это щегол, символ жертвенности Христа и его духовности. Согласно легенде, щегол вырвал колючку из тернового венца Иисуса.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI в.

В зале Леонардо повернем направо, не останавливаясь пройдем через зал, где представлено творчество его учеников, и ненадолго задержимся в зале искусства Италии XVI века. Зал посвящен маньеризму — течению в искусстве Италии периода позднего Возрождения. Художники этого времени стремятся к творческой свободе, прибегают к необычным композиционным приемам и выбирают острые цветовые контрасты. Поэтому цвет, пропорции тел и перспектива на некоторых картинах в этом зале так сильно искажены.

Лоджии Рафаэля

Проходим мимо контроля эрмитажного театра, идем через Северный кабинет и оказываемся в одном из самых красивых залов Эрмитажа — в лоджиях Рафаэля. Они были созданы Джакомо Кваренги в конце XVIII века, и повторяют (с некоторыми отступлениями) лоджии, расписанные Рафаэлем в Папском дворце в Ватикане.

Итальянский оригинал пленил воображение императрицы Екатерины II, и она приказала создать копию и привезти для нее в Петербург. Папа Римский дал согласие и работы начались. Они продолжались несколько десятилетий. Все это время в Европе только и говорили о том, что русская императрица хочет взглянуть на лоджии Рафаэля, но не хочет ехать в Ватикан. Строительство лоджий стало своеобразной пропагандой: Екатерина представала невероятно богатой и могущественной в глазах европейцев.

Давайте внимательно осмотрим галерею. Она разделена на 13 равных частей, отделенных друг от друга арками. В каждом из сводов — четыре живописные композиции на библейские сюжеты. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового заветов от Сотворения мира до Тайной Вечери. Изображения на стенах известны как гротески. Гротески были очень популярны в эпоху Высокого Возрождения. Эта эпоха возрождала античность, а гротески были элементом античной отделки помещений.

Зал Рафаэля

Вернемся в Северный кабинет и повернем налево. Мы окажемся в зале Рафаэля. Он назван так в честь двух картин Рафаэля, выставленных здесь. Это Мадонна Конестабиле и Святое Семейство. Давайте рассмотрим их поближе.

Мадонна Конестабиле

Свое название картина получила по имени семейства, в чьем собрании она находилась до того, как была выкуплена императором Александром II. Он приобрел ее в качестве подарка для своей жены, императрицы Марии Федоровны.

Рафаэль написал эту картину, когда ему было всего 20 лет. Это одна из лучших ранних его работ. Картину отличает прекрасная композиция, красота линейного ритма и благородство цветовых созвучий. Весенний пейзаж созвучен с образом юной Марии. Рамка — оригинальная. Она украшена гротескным орнаментом по рисунку Рафаэля.

Святое семейство

Картину «Святое семейство» также называют «Мадонна с безбородым Иосифом». Действительно, Иосиф, традиционно изображавшийся с бородой, здесь — без нее. Картину отличает атмосфера возвышенной печали. Компактность композиции, треугольник, который образуют фигуры на картине, создают впечатление монументальности. Мягкая светотень, которую изображает художник, говорит о влиянии на его творчество Леонардо Да Винчи.

Зал Микеланджело

Из зала Рафаэля повернем направо и попадем в Зал фресок Рафаэля. Здесь остановимся у скульптуры в центре зала. Это «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (1). Это единственная работа скульптора в коллекции Эрмитажа и во всей России.

«Скорчившийся мальчик» был создан после тяжелых для Италии событий. Тогда император Священной Римской Империи разграбил Рим, а во Флоренции была восстановлена тирания семьи Медичи. В этот период творчество Микеланджело становится более экспрессивным. Вы можете заменить, что на скульптуре видны следы резца, а кисти рук и ступни ног лишь намечены. Такая незавершенность — сознательный прием Микеланджело, одно из многочисленных его открытий, которым он украсил язык скульптуры.

Рассмотрите мальчика повнимательней. Что он делает? Кажется, он просто сжался в комочек, но обратите внимание на его позвоночник. Он как бы вдавлен в спину. Это показывает то, что на самом деле мальчик пытается встать, но неведомая сила мешает ему. Считается, что это метафора Флоренции, которая придавлена тиранией Медичи, но не оставляет попыток выпрямиться и встать.

Зал Рембрандта

Мы с вами познакомились с эрмитажной коллекцией итальянского Возрождения. Но по своей значимости она, пожалуй, уступает коллекции картин голландского живописца Рембрандта. Сейчас мы покинем залы Возрождения и отправимся в залы голландского искусства.

Зал фресок Рафаэля, в котором мы сейчас находимся, открывает анфиладу камерных интерьеров Нового Эрмитажа, получивших название «кабинеты». Пройдем эти кабинеты насквозь. Мы оказались в зале Голландской живописи XVII века. Пропускаем и этот зал (поверните направо) и попадаем в зал Рембрандта.

Зайдя в зал Рембрандта сразу поверните налево. Перед вами знаменитая «Даная», пожалуй, самое известное полотно Эрмитажа.

Даная

Сюжет картины нам уже знаком. Мы уже встречались с Данаей у Тицана. Теперь мы можем сравнить два полотна. Сразу бросается в глаза то, что Рембрандт не изображает золотых монет. Его золотой дождь — мягкий свет, который льется на героиню. Даная тянется к нему. Над ней — Эрот. Обратите внимание, его руки связаны. Искусствоведы считают, что это намек на вынужденное целомудрие.

У этой картины сложная судьба. Она пережила страшный акт вандализма и находилась в реставрации 12 лет. 15 июня 1985 года в Эрмитаж с экскурсией пришел 48-летний Бронюс Майгис. Он спрашивал у работниц музея, какая картина самая ценная. Потом подошел к Данае, плеснул в нее серной кислотой и несколько раз проткнул ножом. Краска начал пузыриться, кипеть, менять цвет. Майгис был арестован, а после признан сумасшедшим.

Возвращение блудного сына

Следующая картина, которая нас интересует, находится в противоположном конце зала, напротив двери. Это «Возвращение блудного сына».

Эта картина написана Рембрандтом за несколько месяцев до смерти. Этой картиной он будто подводит итог своей жизни. В основе сюжета — евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына. И младший попросил отца разделить имение и отдать ему часть. Отец так и поступил. Тогда младший сын покинул отцовский дом и отправился в дальнюю страну, где жил и потратил все деньги. Когда деньги закончились, он начал голодать, но никто из прежних друзей не помог ему. Тогда сын вернулся к отцу и упал к нему в ноги, прося прощение. Отец простил его и принял обратно в свой дом. Этот момент и изображен на картине. Освященное лицо старца будто излучает свет благородства души. Сын, в рваной одежде, грязный, прижимается к отцу, моля о прощении.

Советская лестница

Мы покидаем зал Рембрандта и снова оказываемся на Советской лестнице. Здесь есть туалет (WC). Для продолжения маршрута спустимся на первый этаж и повернем направо. Пройдем, не останавливаясь, через зал с выставкой южноиталийских ваз и окажемся в Двенадцатиколонном зале.

Двадцатиколонный зал

На первом этаже Эрмитажа нет картин — тут может быть слишком сыро для них. Зато тут выставлена античная керамика и скульптура. Зал, в котором мы с вами оказались, посвящен искусству и культуре Древней Италии. Здесь можно видеть разнообразные предметы, выполненные в технике бронзового литья, и этрусские вазы. Зал изначально был создан для выставки коллекции античных ваз. Поэтому он имитирует интерьер античного храма. По замыслу архитектора, декор зала составляет единое целое с экспозицией.

Колыванская ваза

Не останавливаясь пройдем через Помпеянский зал и окажемся в следующем, где взгляд сразу остановится на огромной вазе. Это Колыванская ваза, самая большая ваза, когда-либо выполненная из цельного куска полудрагоценного камня. Огромный кусок яшмы был обработан на Колыванской шлифовальной фабрике — так ваза и получила свое название. Через пол-России на санях ее тащило 150 лошадей. Остальной путь она проделала по воде. Вес чаши около 20 тонн.

Египетский зал

Мы возвращаемся в Зимний дворец. Направляемся в зал, посвященный Древнему Египту. Раньше здесь находился главный буфет Зимнего дворца. Тот самый, откуда на лифте поднимали блюда в Большой тронный (Георгиевский зал). Теперь тут расположилась египетская коллекция Эрмитажа.

Экспонат, привлекающий наибольшее внимание посетителей здесь, — египетская мумия.

Этого человека звали Падиисет. Он был жрецом, жил во второй половине VII века до нашей эры. Ожоги на его теле — результат воздействия соды, в которую жреца поместили, чтобы удалить из кожных покровов влагу. Это сделано для того, чтобы предотвратить гниение тела. Справа в витрине саркофаг. Это внутренний саркофаг из погребального комплекса жреца. Средний и внешний вы найдете в витрине в начале зала (2,3).

Галерея Растрелли

Мы закончили осмотр экспозиции и вышли в галерею Растрелли. По правую руку от вас — Иорданская лестница, где мы начинали нашу экскурсию. В галерее есть кафе, тут вы можете передохнуть, выпить кофе и купить сувениры.

Центральные лестницы Эрмитажа

Достаточно сложно найти необходимый зал в Эрмитаже, а ещё более проблематично суметь отыскать подходящую лестницу, чтобы перебраться с этажа на этаж. Рассказываем пять историй о центральных лестницах Эрмитажа для того, чтобы лучше запомнить их названия и умело использовать в разговоре со смотрителем при составлении маршрута.
Пять историй о центральных лестницах Эрмитажа

1. Посольская (Иорданская, Главная) лестница

Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца в XVIII веке играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества. По ней послы иностранных государств поднимались в центральные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. После революции, когда дворец стал музеем, экскурсоводы дали ей имя Иорданская, поскольку на праздник Крещения по ней спускалась царская семья и другие участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви и выходившего к иордани — специальной проруби в замёрзшей Неве, где проводился обряд водосвятия.

2. Главная лестница Нового Эрмитажа (Теребеневская лестница)

Эта лестница связана со строительством Нового Эрмитажа — здания, созданного специально под музей для разросшихся коллекций предметов искусства. Оно было построено в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым под руководством В. П. Стасова по проекту Л. фон Кленце. Лестница стала главным входом в здание Нового Эрмитажа и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым, отсюда и другое название — Теребеневская лестница. Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея, открывшегося 7 февраля 1852 года. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы попасть в Эрмитаж, требовалось специальное разрешение, которое выдавали только избранным. Так, например, великий поэт А. С. Пушкин смог получить постоянный музейный пропуск только по рекомендации В. А. Жуковского, своего учителя. Даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах, не всегда могли добиться такого разрешения.

3. Советская лестница

Никакого отношения к Советскому Союзу эта лестница не имеет. Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером, получила своё название в связи с тем, что через её подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница уникальна также и тем, что связывает сразу три здания музейного комплекса: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, с противоположной стороны вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (напротив окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

4. Октябрьская лестница

Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в ночь с 25-го на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Ни в одном путеводителе не найти точной даты появления этого имени, и знаменитая мемориальная доска была установлена на ней уже после того, как новое название прижилось. До того лестница именовалась «ея императорского величества», поскольку примыкала непосредственно к апартаментам императриц — супруги (впоследствии вдовы) Павла I Марии Фёдоровны и супруги Александра II Марии Александровны.

5. Церковная лестница

Церковная лестница расположена в непосредственной близости к Малой церкви Зимнего дворца, где проходили службы с участием членов царской семьи. Несколько лет назад в Эрмитаже произошёл удивительный случай: во время проведения плановых электротехнических работ на площадке второго этажа Церковной лестницы была обнаружена гипсовая скульптура, замурованная в стену.

Скульптура изображает раба в ошейнике и носит название «Белый раб». В процессе реставрации находки выяснилось, что создал её знаменитый скульптор Владимир Беклемишев в конце XIX века. А в 1893 году она представляла Россию на Всемирной выставке в Чикаго. Как и почему она попала в «заточение» — неизвестно, но провела она там более 60 лет. Таких открытий в музее не было больше века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *