Бюро туполева где находится
Перейти к содержимому

Бюро туполева где находится

  • автор:

МУЗЕЙ АО «ТУПОЛЕВ»

Музей АО «Туполев» был основан в 70-е годы прошлого века, Андрей Туполев лично принимал участие в его создании. В 1972 году музей, отражающий историю старейшего авиационного предприятия страны, стал филиалом Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского и получил национальный статус.

Музей располагается в помещении основного здания АО «Туполев» в Москве по адресу: набережная Академика Туполева, дом 17.

Посещение музея
Музей открыт для посещений с понедельника по пятницу с 9:00 до 15:00.
Максимальная численность экскурсионной группы – до 15 человек.

Экскурсии бесплатные, вопрос посещения необходимо заранее
Контакты для организации школьных экскурсий в музей: +7 (499) 263-77-77 доб.77-00
Запись на экскурсии для физических лиц осуществляется на портале «Открой Моcпром»

Экспозиции

В 2022 году состоялась презентация нового музея АО «Туполев», который открылся после масштабной реконструкции. Теперь это новое современное интерактивное выставочное пространство, экспозиция которого посвящена 100-летней истории ОКБ Туполева и включает в себя как натурные экспонаты, так и обширную мультимедийную составляющую.

Информационно-музейный центр АО «Туполев» располагается на двух этажах. На первом – непосредственно музей, на втором – центр научно-технического творчества, где юные моделисты и будущие авиаконструкторы смогут изучать основы аэродинамики и строить свои первые модели.

Первый этаж музея состоит из нескольких тематических залов. В зале современных разработок представлена информация о самолетах Ту-204/214, Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Для каждого из них предусмотрена отдельная зона. На подиумах представлены летно-технические характеристики самолетов. Интерактивный стол и проекция рассказывают о применении современных самолетов Туполева.

В зале, посвященном конструкторскому бюро «Туполев», находится интерактивный кульман. На нем представлены схемы самолета Ту-160, а также разделы с историей конструкторского бюро, биографиями основателей ОКБ и летчиков-испытателей. Для юных посетителей предусмотрена викторина, посвященная истории предприятия, и авиаконструктор, позволяющий собрать самолет Ту-214 и нанести на него ливрею. Также в этом зале представлена часть коллекции моделей самолетов ОКБ «Туполев».

Зал «Кабинет авиаконструкторов» посвящен Андрею Николаевичу и Алексею Андреевичу Туполевым. «Живая» книга на столе рассказывает об основных событиях из жизни известных авиаконструкторов.
На рабочем столе Андрея Николаевича и в витринах представлены его личные вещи: часы, костюмы (генеральский китель, гражданский пиджак с муляжами наград), книжки к наградам, дипломатический паспорт и другие.

Телефон, который находится в этом зале, позволяет услышать настоящие голоса А.Н. Туполева или А.А. Туполева.

Следующий зал рассказывает об истории, современном предприятии и филиалах АО «Туполев», его значении и вкладе в развитие отечественного и мирового авиастроения.

На сенсорном столе «Электронная энциклопедия самолетов «Туполева» можно познакомиться с проектом «Самолеты Победы», созданным к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Здесь представлена информация о самолетах «АНТ» и «Ту», принимавших участие в ВОВ. В энциклопедии собраны не только серийные и экспериментальные самолеты, но и некоторые нереализованные проекты.

На большой настенной проекции «Хронолента» отражены все значимые события истории АО «Туполев».

«Всех новаторских достижений туполевцев не перечесть»: ЦАГИ — к 100-летию ОКБ Туполева

Самолет ТУ-144 . Владимир Яцин/ ТАСС

Старейшему в России и в мире авиационному опытно-конструкторскому бюро Туполева (ОКБ А.Н. Туполева, сейчас — ПАО «Туполев» в составе Объединенной авиастроительной корпорации) 22 октября 2022 года исполнилось 100 лет. За годы существования бюро разработало свыше 300 проектов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

К вековому юбилею знаменитого предприятия ТАСС поговорил с доктором технических наук Геннадием Ашотовичем Амирьянцем, главным научным сотрудником Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им. профессора Н.Е. Жуковского, с которым связан колоссальный этап жизни и профессиональной деятельности известного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Зарождение ЦАГИ и первые шаги Туполева

В истории Центрального аэрогидродинамического института, как и в истории созданного в нем 100 лет тому назад конструкторского бюро, огромную роль сыграл Андрей Туполев. Выходец из дворян (по матери) и сибирских казаков (по отцу), Туполев имел крепкие корни. Родился он в 1888 году в селе Пустомазово под Тверью и в 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Уже на втором курсе он участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет. В 1911 году за участие в студенческих волнениях был арестован и выслан на родину под негласный надзор полиции. Лишь накануне Первой мировой войны Туполев вернулся в Москву в училище, которое с отличием окончил в 1918 году.

В основе таланта конструктора Туполева была уникальная школа профессора ИМТУ Н.Е. Жуковского: легендарный воздухоплавательный кружок при училище, Авиационное расчетно-испытательное бюро, проектирование и постройка планеров и самолета, проектирование и постройка ряда аэродинамических труб и научные исследования в них, аэродинамические расчеты аэропланов, конструкторская работа… Через эту замечательную школу наряду с Туполевым прошли выдающиеся впоследствии деятели отечественной авиации.

Андрей Туполев, 1960 год. Валентин Черединцев, Сергей Преображенский/ ТАСС

Андрей Туполев, 1960 год
© Валентин Черединцев, Сергей Преображенский/ ТАСС

Несомненно, без определяющего вклада Туполева не существовало бы сегодняшнего ЦАГИ. И дело не только и не столько в том, что он был одним из организаторов института мирового значения.

Организация ЦАГИ во многом обязана и другому ученику Жуковского по ИМТУ — Ивану Александровичу Рубинскому. Слушатель теоретических курсов при ИМТУ, организованных Жуковским во время войны, осенью 1914 года (их окончили свыше 200 летчиков) Рубинский ушел добровольцем на войну, поступив в 1915 году «охотником» в действующую армию. Демобилизовавшись в январе 1918 года, Рубинский вернулся в Москву для завершения своего обучения в училище. Здесь у него возникла идея объединения научных работников и инженеров, связанных с проблемами авиации. Другой выпускник курсов, знаменитый впоследствии летчик-испытатель М.М. Громов, посоветовал ему обратиться по этому вопросу в правительство, а Жуковский рекомендовал привлечь к организации такого центра Туполева. Осенью 1918 года Рубинский направил в Научно-технический отдел — НТО ВСНХ официальное предложение о создании Центрального аэрогидродинамического института. Предложение это было одобрено, и в декабре 1918 года ЦАГИ начал свою работу под руководством «коллегии» в составе трех человек: Жуковского (председатель), Туполева и Рубинского.

Волею драматических обстоятельств Рубинский оказался в эмиграции и, получив прекрасную инженерную подготовку в ИМТУ, стал известным глубоким и разносторонним ученым, сохранившим и приумножившим славу отечественной инженерной науки. Родился Иван Александрович в 1890 году в семье священника на Харьковщине, умер и похоронен в Бейруте в 1967 году. В конце своей жизни Рубинский приезжал в нашу страну, но Туполев с ним не встретился. Андрей Николаевич не вспоминал о нем, и когда говорил об организации ЦАГИ.

Одним из первых советских научных учреждений был Научный институт инженеров транспорта. В нем, располагавшемся в Клубе Кухмистерова, обосновался поначалу отдел авиации. Один из инициаторов создания быстро разраставшегося отдела, Туполев рассказывал: «Надо было выделяться и начинать самостоятельную жизнь. Я ясно помню события, которые произошли в день организации ЦАГИ. Это был 1918 год. Мы с Николаем Егоровичем поехали на Мясницкую в научно-технический отдел ВСНХ…» Не упоминал имени Рубинского и зять Туполева В.М. Вуль, подробно рассказывавший мне, со слов Андрея Николаевича, о первых шагах Жуковского и Туполева в организации ЦАГИ. Но авторитетный биограф Туполева Л.Л. Кербер это имя называл.

Как появилось ОКБ Туполева

Сегодняшний облик ЦАГИ невозможен без Туполева по ряду иных и весьма весомых причин. Благодаря именно Туполеву с первых шагов ЦАГИ теснейшим образом связан с созданием совместно с ОКБ самых востребованных конструкций самолетов мирового уровня в соответствии с принципом, которому Туполев следовал всю жизнь: «Дадим заказчику не то, что он хочет, а то, что ему нужно!»
В ЦАГИ Туполев возглавил отдел авиации, гидродинамики и опытного строительства (АГОС). Но осенью 1919 года он тяжело заболел (всю жизнь у него были слабые легкие) и до начала 1921 года практически не принимал прямого участия в работах ЦАГИ. А в это время по принятому весной 1919 года решению НТО ВСНХ, в ведении которого находился ЦАГИ, началось проектирование тяжелого самолета — триплана КОМТА. Руководила работами комиссия под председательством Н.Е. Жуковского. В нее входили специалисты ЦАГИ Б.Н. Юрьев, В.П. Ветчинкин, Б.С. Стечкин, А.М. Черемухин, В.Л. Александров… Вскоре стало очевидно, что деревянный триплан — это тупиковый путь развития авиации. После первого полета самолета, выполненного зимой 1923 года летчиком А.И. Томашевским, разработку самолета прекратили. Туполев отчетливо понял, что перспектива развития самолетостроения связана, во-первых, с использованием аэродинамической схемы моноплана и, во-вторых, с применением металла.

Туполев знал, что в 1909 году немецкий инженер А. Вильм создал алюминиевый сплав с высокой удельной прочностью и приемлемыми технологическими свойствами — дюралюминий. Он знал также, что в 1915 году X. Юнкерс построил первый цельнометаллический одномоторный низкоплан «Юнкерс WЗ», который имел металлический каркас и тонкую гофрированную дюралюминиевую обшивку.

Читайте также
«Хорошо летают только красивые самолеты»: век авиации ОКБ Туполева

Туполев, а также известный специалист-металлург И.И. Сидорин имели возможность познакомиться с куском дюралюминиевого каркаса сбитого во время войны немецкого самолета. Андрею Николаевичу как главному инициатору развития металлического самолетостроения в стране необходимо было оперативно создавать требовавшуюся для этого металлургическую базу. Ею стал Кольчугинский завод, освоивший под руководством Сидорина и его сотрудников Бабаджаняна, Буталова, Музалевского производство алюминиевого сплава, названного кольчугалюминием.

Технические требования к нему были разработаны специальной комиссией ЦАГИ по постройке металлических самолетов во главе с Туполевым. В эту комиссию, образованную ВСНХ в конце сентября 1922 года, вошли также основные сподвижники А.Н. Туполева: И.И. Погосский, В.М. Петляков, Н.С. Некрасов, Г.А. Озеров, А.И. Путилов. Вместе с ними в КБ ЦАГИ работало в то время всего 13 инженерно-технических специалистов, но именно с этим решением и датой 22 октября 1922 года Туполев связывал потом создание конструкторского бюро, которое он возглавлял в течение 50 лет и которое ныне носит его имя. В 1979 году — в золотое время развития отечественного самолетостроения — в коллективе туполевцев трудилось более 16 тыс. человек.

Самолет по прозвищу «птичка-невеличка»

Осенью 1922 года ОКБ получило задание спроектировать и построить небольшой спортивный самолет. А уже летом 1923-го авиэтка АНТ-1, пилотируемая Е.И. Погосским, успешно выполнила первые полеты. Самолет-моноплан АНТ-1 был выполнен в основном из дерева, лишь в конструкции его хвостового оперения и отдельных элементов планера был использован кольчугалюминий. С этого самолета началась эра туполевских самолетов-монопланов.

Андрей Туполев (3-й справа) рядом с самолетом АНТ-1, 1923 год. ADN-Bildarchiv/ ullstein bild via Getty Images

Андрей Туполев (3-й справа) рядом с самолетом АНТ-1, 1923 год
© ADN-Bildarchiv/ ullstein bild via Getty Images

Преимущество металла перед деревом приходилось доказывать. В конце 1922 года Туполев убедительно выступил в широкой дискуссии специалистов, отстаивая необходимость развивать металлическое самолетостроение как наиболее перспективное и для нашей страны, столь богатой лесом. В том же 1923 году по проекту ОКБ был построен первый советский цельнометаллический пассажирский свободнонесущий моноплан АНТ-2. Как говорил позже ближайший сподвижник Туполева А.А. Архангельский, «с постройкой самолетов АНТ-1 и АНТ-2 кончились наши юность и отрочество». Это отражает уровень двух первых самолетов Туполева. Но сразу вслед за этими, ученическими, по сути, последовали самолеты уже европейского уровня.

Достаточно вспомнить триумфальные международные перелеты, выполненные на следующем самолете Туполева — цельнометаллическом самолете-разведчике АНТ-3. Шеф-пилот ЦАГИ М.М. Громов, вылетев 31 августа 1926 года на этом самолете вместе с механиком Е.В. Родзевичем, выполнил полет по маршруту Москва — Кенигсберг — Берлин — Париж — Рим — Вена — Прага — Варшава — Москва протяженностью 7 150 км за 34 ч 15 мин. летного времени. Этот полет стал событием европейской авиации. Как раз по его завершении Громов был принят в клуб корифеев авиации «Старые стволы» в Париже. Именно с тех пор и до последних дней жизни за Громовым закрепилось в нашей стране бесспорное звание «летчик №1».

Cамолет АНТ-3, 1926 год. Public domain/ Wikimedia Commons

Cамолет АНТ-3, 1926 год
© Public domain/ Wikimedia Commons

С этого началось формирование созвездия замечательных конструкторов школы А.Н. Туполева: А.А. Архангельский, С.М. Егер, В.И. Близнюк, С.П. Королев, С.А. Лавочкин, Д.С. Марков, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, И.Ф. Незваль, В.М. Петляков, А.И. Путилов, П.О. Сухой, A.A. Туполев, В.А. Чижевский, А.С. Шенгардт.

Параллельно с подготовкой к созданию первого самолета АНТ-1 конструкторы ЦАГИ начали в 1919 году (и продолжили в течение четырех лет) проектирование и постройку аэросаней, глиссеров, катеров. Первые аэросани были выполнены из дерева. Но в 1923 году специалисты АГОС создают гораздо более надежные и легкие цельнометаллические аэросани — АНТ-2. В этот же период они под руководством Туполева, убеждая скептиков, строят (с использованием кольчугалюминия) глиссеры, морские боевые торпедные катера, выпускавшиеся серийно. Особое значение (и в дальнейшем, в Великую Отечественную войну) имели созданные в ОКБ морские катера. Но главным делом его жизни и созданного им ОКБ стало в дальнейшем строительство выдающихся самолетов.

Изначально ОКБ Туполева в ЦАГИ размещалось в одной комнате в бывшем доме купца Михайлова (где сейчас находится Музей Н.Е. Жуковского), а «производство» размещалось в двух других комнатах того же дома, а также рядом, в помещении бывшего трактира «Раек». Оснащение «производства» было самым примитивным. Слесарный инструмент рабочие приносили с собой из дома. Когда в 1924 году началось строительство огромного, по сравнению с АНТ-1, АНТ-2 и даже АНТ-3, самолета АНТ-4 (ТБ-1), сыгравшего в дальнейшем ключевую роль в развитии конструкции довоенных тяжелых самолетов ОКБ, Туполеву пришлось подыскать большее помещение. В трехэтажном здании на нынешней улице Радио на первом этаже разместили станки и оборудование, а на втором этаже оборудовали помещение для сборки крупногабаритных частей самолета, в частности крыльев. Для спуска вниз собранных там крыльев АНТ-4 пришлось разобрать стенку и спускать крылья с использованием специально построенного пандуса и лебедки.

Главные достижения Туполева в ЦАГИ

О Туполеве, о сотне самолетов, связанных с его именем и инженерным гением (из которых 70 строились серийно — неповторимое достижение!), написаны тома. Среди созданных ОКБ Туполева около десятка самолетов мирового уровня. Первенец тяжелых машин Туполева ТБ-1 проложил дорогу выдающимся, поистине историческим самолетам ТБ-3, АНТ-25, СБ, Пе-8.

Самолет ТБ-3, 1940 год. Николай Кубеев/ ТАСС

Самолет ТБ-3, 1940 год
© Николай Кубеев/ ТАСС

Когда после войны наступила эра реактивных самолетов, началась кропотливая работа специалистов ряда направлений по первому отечественному реактивному бомбардировщику Ту-14. Ставя его по революционному значению рядом с ТБ-1, Туполев говорил тогда провидчески, что Ту-14 «должен быть столь же плодовитым папашей — в семье реактивных».

И действительно, вслед за ним и на его основе инициативными усилиями аэродинамиков, прочнистов ОКБ, а также благодаря созданию замечательного двигателя А.А. Микулина родился выдающийся бомбардировщик Ту-16. За ним годы спустя последовали уникальные, находящиеся в боевом строю и поныне стратегические ракетоносцы Ту-95, Ту-22 М3, Ту-160. Эти боевые самолеты, как и сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, имеют феноменальные характеристики благодаря использованию лучших достижений в аэродинамике, прочности материалов, технологии производства, системам управления, а также не в последнюю очередь благодаря уникальным двигателям.

Неоценима организационная роль, которую Андрей Николаевич сыграл в развитии передовой авиационной науки, а также высокотехнологичного многопрофильного производства. Кстати, в пору, когда уровень отечественного производства был не очень высок, Туполев отличался особым умением создавать отличные серийно выпускаемые самолеты с учетом ограниченных возможностей промышленности.

Туполев как, пожалуй, никакой другой авиаконструктор понимал и ценил роль научного фундамента в проектных работах. Важнейшим был вклад Туполева в две крупные реорганизации и создание передовой экспериментальной базы ЦАГИ. Это был именно его личный вклад, поскольку благодаря его конструкторскому бюро итогом работы института была не только слабо ощущаемая властью «научная продукция», но не покупаемые за рубежом, а свои и выдающиеся самолеты.

Читайте также
Спецпроект
Ту-160. Самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет

После смерти Жуковского в марте 1921 года решением общего собрания научных сотрудников 6 июля 1921 года председателем коллегии ЦАГИ был выбран С.А. Чаплыгин, директором института — В.А. Архангельский и товарищами директора — Туполев и Б.Н. Юрьев (он возглавил экспериментальный аэродинамический отдел — ЭАО). Состав ЦАГИ не превышал в то время и сотни человек. Помимо ЭАО, было еще несколько отделов, но даже в столь небольшом коллективе Юрьеву, по его словам, долго не удавалось наладить работу. Годы спустя он писал об этом времени, что крылатым шуточным выражением в отделе с его откровенно плохим морально-политическим состоянием было: «Вы мне мешаете саботировать. «

Тогда в ЦАГИ шли работы, связанные с проектированием самолетов КОМТА и АК-1. Юрьев вместе со своими помощниками — К.А. Ушаковым и Г.М. Мусинянцем — в это же примерно время начал все более активно совершенствовать оборудование имевшихся аэродинамических труб. Одновременно он, по его словам, предложил строить новые лаборатории ЦАГИ: «Это предложение в 1923–1924 годах было поддержано другими отделами».

Самолет АК-1, 1986 год. Борис Клипиницер/ ТАСС

Самолет АК-1, 1986 год
© Борис Клипиницер/ ТАСС

Совершенно очевидно, что лишь благодаря конкретным успехам АГОС ЦАГИ по выпуску столь нужных стране самолетов Туполева в условиях больших финансовых затруднений в стране после тяжелых лет войны и блокады советское правительство весной 1924 года нашло возможным выделить на строительство ЦАГИ весьма значительные средства.

По принятому масштабному проекту в новый комплекс института входили четыре крупных сооружения: опытный завод с конструкторским бюро, гидроканал для поисков наиболее совершенных обводов гидросамолетов с зеркалом воды длиной 200 м, комплекс аэродинамических труб, из которых одна (Т-I — Т-II) весьма крупных размеров, и лаборатория ветряных двигателей.

«После ареста Туполева ОКБ ЦАГИ почти не работало два года»

Еще более масштабные реорганизация и строительство нового ЦАГИ, уже в Подмосковье, в будущем Жуковском, началось всего лишь пять — десять лет спустя. Инициаторами этой важнейшей работы были ученые ЦАГИ — С.А. Чаплыгин, начальник института Н.М. Харламов. Но неоценимую роль опять сыграл Туполев. При этом особое значение имел его авторитет как эффективно работающего конструктора, который он завоевал у наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. К двум людям Андрей Николаевич относился по-особенному — к Жуковскому и Орджоникидзе. Он говорил: «Один учил меня науке, а второй — как лучше организовать производство».

Известно, как Г.К. Орджоникидзе настойчиво уговаривал сопротивлявшегося этому Туполева стать в Наркомтяжпроме заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности. После третьего отказа Туполева Орджоникидзе с горечью сказал ему: «Я вижу, вы не хотите нам помогать делать авиационную промышленность! Оставайтесь чистым конструктором!»
«После этих слов, — рассказывал Андрей Николаевич, — я почувствовал, что не могу отказаться от тяжелого для меня предложения». И вот год с лишним, с января 1936 года до октября 1937-го, до своего ареста, Туполев разрывался между главком и КБ, которое не бросал. За это время очень много было сделано по главку, а также проявились новые значительные успехи в КБ. Тогда же разворачивалось важнейшее для будущего авиационной отрасли страны строительство нового ЦАГИ в будущем Жуковском. Оно включало строительство, в первую очередь, блока больших аэродинамических труб Т-101 и Т-104 мирового уровня, аэродромного комплекса, комплекса лабораторий для исследования прочности конструкций. Андрей Николаевич вспоминал: «Когда я 23 мая 1936 года, будучи главным инженером ГУАП, утвердил проект, стало ясно, что это будет за грандиозное строительство и сколько средств для него потребуется. Я пошел с докладом к наркому Г.К. Орджоникидзе. На вопрос о возможной сумме затрат Георгий Константинович ответил: «Дадим сколько надо!»

«ТУПОЛЕВ»

plane

АО «Туполев» – ведущее российское предприятие в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения ракетоносцев и самолетов специального назначения. Является головным предприятием дивизиона стратегической и специальной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК» под управлением ГК «Ростех»).

Наша миссия

Разработка, производство и послепродажное обслуживание авиационной техники военного, специального и гражданского назначения с приоритетом потребностей государственных заказчиков, достижение лидирующих позиций в авиастроении.

Наши ценности

Традиции. Мы помним богатую историю нашего предприятия и гордимся ей. КБ Туполева была создана уникальная конструкторская школа, накоплен колоссальный научный, инженерный, производственный опыт. Наша общая задача – быть достойными преемниками этого наследия.

Уважение. Мы уважаем права и свободы друг друга, ценим профессиональный опыт коллег, с уважением относимся к различным мнениям и позициям.

Профессионализм. Каждый из нас стремится развивать свои знания и умения, совершенствовать методы и подходы к работе, качественно выполнять поставленные задачи. Только личный рост каждого из нас позволит эффективно развивать предприятие в целом.

Ответственность. Мы соблюдаем общепризнанные принципы, нормы законодательства РФ и локально-нормативных актов АО «Туполев». Каждый из нас несет ответственность перед коллегами, компанией за результаты и качество выполненной работы, а также за допущенные ошибки.

Лидерство. Мы берем на себя ответственность за принятие решений и результат, проявляем и поощряем инициативу. Руководители всех уровней стремятся быть примером для своих подчиненных.

Единство. У нас сплоченный, дружный коллектив, в котором поддерживается атмосфера доверия и порядочности.

Верность. Мы преданы нашему общему делу и верим в то, чему посвятили свою профессиональную жизнь.

ТУ первые 100

АО «Туполев» продолжает традиции предприятия, основанного в 1922 году величайшим российским авиаконструктором и организатором отечественного авиационного производства Андреем Николаевичем Туполевым.

На самолетах «Туполева» установлено около 280 мировых рекордов по дальности полета и грузоподъемности.

Практическая дальность, км
0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000
моделей и модификаций самолетов
Разработано опытно-конструкторским бюро А.Н. Туполева
18 000
самолетов марки «Ту»
Выпущено с 1923 года, около 1000 из них поставлено в 20 стран мира.

Опытно-конструкторским бюро А.Н. Туполева разработано около 300 моделей и модификаций самолетов, из которых около 90 были реализованы в опытных образцах и более 40 строились серийно. Всего с 1923 года выпущено более 18000 самолетов марки «Ту», около 1000 из них поставлено в 20 стран мира.

История в деталях

Создан Ту-155, опытный самолет на базе Ту-154Б, работавший на альтернативных видах топлива (жидком водороде, позднее – на сжиженном природном газе).

Создан Ту-155

Построен Ту-204, среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный для замены на авиалиниях Ту-154.

Построен Ту-204

Построен первый Ту-214 (модификация Ту-204).

Построен первый Ту-214 (модификация Ту-204).

Возобновлено производство стратегического ракетоносца Ту-160 в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, построен первый самолет.

Создан первый глубоко модернизированный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М.

Создан первый глубоко модернизированный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М.

Памятник авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия КБ ПАО «Туполев».

Памятник авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву

Создано авиационное опытное конструкторское бюро А.Н.Туполева.

Создано авиационное опытное конструкторское бюро А.Н.Туполева.

Создан АНТ-1, спортивный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции.

Создан АНТ-1, спортивный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции.

Создан первый отечественный цельнометаллический самолёт АНТ-2.

 Создан первый отечественный цельнометаллический самолёт АНТ-2.

  • Построен двухмоторный бомбардировщик АНТ-4.
  • Построен двухместный самолет-разведчик АНТ-3 (Р-3).

Построен двухмоторный бомбардировщик АНТ-4.

Построен первый пассажирский самолёт Туполева — трехмоторный АНТ-9, рассчитанный на перевозку девяти пассажиров.

Построен первый пассажирский самолёт Туполева - трехмоторный АНТ-9, рассчитанный на перевозку девяти пассажиров.

Построен тяжёлый бомбардировщик АНТ-6 (ТБ-3) — первый в мире массовый четырёхмоторный самолёт стратегического назначения. Всего в период с 1932 по 1937 год было построено 818 таких самолётов.

 Построен тяжёлый бомбардировщик АНТ-6 (ТБ-3) — первый в мире массовый четырёхмоторный самолёт стратегического назначения.

Создан морской дальний разведчик АНТ-8 (МДР-2), первый отечественный цельнометаллический гидросамолет — летающая лодка.

Создан морской дальний разведчик АНТ-8 (МДР-2)

Создан самолет АНТ-25 (РД), цельнометаллический свободнонесущий однодвигательный низкоплан с большим удлинением крыла. На АНТ-25 выполнен ряд рекордных полётов, в том числе знаменитые перелёты через Северный полюс в Америку экипажами Валерия Чкалова и Михаила Громова.

Создан самолет АНТ-25 (РД)

Создан АНТ-20 «Максим Горький», советский агитационный пассажирский 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси.

Создан АНТ-20 «Максим Горький»

Построен двухмоторный высокоскоростной фронтовой бомбардировщик Ту-2, один из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.

Построен двухмоторный высокоскоростной фронтовой бомбардировщик Ту-2

  • Построен поршневой тяжёлый бомбардировщик 3-го поколения Ту-4, геометрическая копия и аналог бомбардировщика В-29 ВВС США.
  • Создан Ту-12, первый в стране фронтовой бомбардировщик, оснащенный турбореактивным двигателем.

Построен поршневой тяжёлый бомбардировщик 3-го поколения Ту-4

  • Создан тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт Ту-16, который стал первым массовым советским тяжелым самолетом, способным нести ядерное оружие на большое расстояние.
  • Создан сверхдальний бомбардировщик Ту-95

Создан тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт Ту-16

Создан Ту-104, первый в мире реактивный пассажирский самолёт, открывший эру успешной регулярной эксплуатации реактивной пассажирской авиационной техники.

Создан Ту-104

Построен Ту-114, дальнемагистральный пассажирский лайнер на базе бомбардировщика Ту-95.

Построен Ту-114

Создан Ту-22, дальний тяжёлый сверхзвуковой самолёт.

Создан Ту-22

Построен Ту-124, один из первых в мире пассажирских самолетов с двухконтурными турбореактивными двигателями.

Построен Ту-124

Создан Ту-134, ближнемагистральный пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости, один из самых массовых отечественных пассажирских самолётов.

Создан Ту-134

Принят на вооружение дальний сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб», первый беспилотный разведывательный комплекс, разработанный ОКБ «Туполева».

Принят на вооружение дальний сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб»

  • Создан Ту-144, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт.
  • Построен Ту-154, трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров. Самый массовый отечественный реактивный пассажирский самолёт.
  • Создан дальний самолет противолодочной обороны Ту-142.

муниципального образования город-герой Новороссийск

В России готовятся широко отметить 100-летие КБ «Туполев»

Указ об этом подписал Президент России В.В.Путин. В ЦФО насчитывается полтора десятка мест и объектов, связанных с именем легендарного авиаконструктора, академика А.Н.Туполева.

В связи с исполняющимся в 2022 году 100-летием основания конструкторского бюро публичного акционерного общества «Туполев»» Глава государства постановил провести соответствующие мероприятия. Для их подготовки образован специальный организационный комитет. Правительство готовит также план праздничных мероприятий и готовится предоставить предложения по увековечению памяти академика А.Н.Туполева.

С его именем, а также с деятельностью ОКБ Туполева связаны много мест и объектов в Центральной России.

Андрей Николаевич Туполев родился в 30 км от города Кимры (Тверская область), у деревни Симоново, где раньше находилось село Пустомазово и одноименная усадьба. В 2005 году здесь появился мемориальный комплекс — фрагмент дома-усадьбы на месте имения Туполевых. С 2018 года существует туристический маршрут «Тропа Туполева на Кимрской земле». Она проходит по местам, связанным с самим Туполевым, его родными и близкими. В Кимрском краеведческом музее создан мемориальный зал авиаконструктора, а в створе Кимрского моста через Волгу со стороны Савёлово установлен Ту-124В — первый в мире пассажирский самолет с турбовентиляторными двигателями. Одна из улиц в Твери носит имя Академика А.Н.Туполева, а в тверской деревне Устиново действует Центр патриотического воспитания имени А.Н.Туполева.

Одно из производств для нужд авиационной промышленности Туполев создавал на Владимирской земле. Возглавив комиссию по постройке металлических самолетов, авиаконструктор добился развертывания в стране производства дюралюминия. Первоначально этот сплав назывался кольчугалюминием — по местонахождению завода в городе Кольчугино Владимирской области. Первые образцы нового сплава были получены на Кольчугинском заводе по обработке цветных металлов в 1922 году. Предприятие работает и по сей день.

В Рязани находится известный 360 Авиаремонтный завод. В 2018 году он вошел в состав ПАО «Туполев». В этом городе — целых два самолета-памятника легендарного КБ: ракетоносцы Ту-16 и Ту-22М3.

Длительный и продуктивный период в истории КБ и самого Андрея Николаевича связан с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени Н.Е.Жуковского. Собственно, Туполев был одним из основателей ЦАГИ, который считается центром отечественной авиационной науки. Это «звание» естественным образом перешло и на город Жуковский Московской области, где находится крупнейшая научно-производственная площадка этого института, ставшего для Жуковского градообразующим предприятием (комплекс зданий ЦАГИ есть и в Москве). В Жуковском также располагается филиал ПАО «Туполев» — так называемая летно-испытательная и доводочная база. А с 2019 года жители и гости этого подмосковного города могут любоваться первым в мировой истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер — самолет установлен на постаменте на пересечении улиц Туполева и Туполевского шоссе, у городского парка и проходной знаменитого Лётно-исследовательского института.

Экспонаты самолетов, разработанных А.Н.Туполевым и его КБ, есть и в Центральном музее ВВС в Монино.

С именем Туполева связано еще одно место в Подмосковье — район Болшево в Королёве. В 1938 году на месте разогнанной Болшевской трудовой коммуны ОГПУ была организована так называемая «Туполевская шарага» — специальный технический отдел, возглавляемый четырьмя заключёнными из числа авиаконструкторов и авиаинженеров, осужденных по 58-й статье: В.М.Петляковым, В.М.Мясищевым, Д.Л.Томашевичем и А.Н.Туполевым. Правда, до настоящего времени здания «Туполевской шараги» не сохранились.

23 декабря 1972 года Андрей Николаевич Туполев похоронен на Новодевичьем кладбище. В Москве именем Академика Туполева названа набережная, на которой находится Авиационный учебно-методический центр ПАО «Туполев». В 2018 году по итогам всероссийского конкурса «Великие имена России» имя А.Н.Туполева присвоено Международному аэропорту Внуково. В ноябре 2019 года здесь открыт бронзовый бюст.

За пределами ЦФО филиалы и подразделения ПАО «Туполев» расположены в Казани, Самаре, Ульяновске, Санкт-Петербурге, Ахтубинске, Таганроге.

Указом Президента России органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять участие в подготовке и проведении мероприятий в связи со 100-летием основания КБ «Туполев».

Источник: Аппарат полномочного представителя

Фото: Московская область, Жуковский. Самолет-памятник Ту-144. Фото ТАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *