Почему ведогонь театр в черном
О театре
«Ведогонь-театр» — единственный профессиональный театр в Зеленограде, одном из административных округов Москвы. Его история началась в 80-х, когда группа выпускников ВТУ им. М.С. Щепкина во главе с зеленоградцем Павлом Курочкиным загорелась идеей организовать театр в молодом энергичном городе.
23 марта 1999 года «Ведогонь-театр» получил статус государственного профессионального театра и с этой даты ведет свою официальную историю. За это время он прошел путь от небольшого камерного театра до крупной культурной площадки, сформировал обширный и разнообразный репертуар, стал заметным явлением не только в Зеленограде, но и на театральной карте страны, принимал участие во многих международных и российских театральных фестивалях и не раз становился обладателем наград, в числе которых и национальная театральная премия «Золотая маска».
слово «ведогонь» означает дух живого существа
В названии театра заложено древнеславянское слово «ведогонь», означающее дух живого существа и переосмысленное создателями театра, как творческая энергия, сила и потенциал человека.
В своей творческой деятельности «Ведогонь-театр» основывается на принципах и традициях русского психологического театра, развивая и осмысливая их в контексте современности.
«Ведогонь-театр» – это всегда художественное высказывание о Человеке. Это место, где сочетаются качество и свобода творчества, высокая художественная культура и открытость разным направлениям в искусстве, уважение к классике и интерес к современному, где говорят со зрителем, используя разные формы искусства и пробуждая в нем самые разные чувства и эмоции. Это культурный обмен с другими творческими коллективам. Это открытость к диалогу и развитие культурного пространства города.
В своей творческой деятельности «Ведогонь-театр» основывается на принципах и традициях русского психологического театра, развивая и осмысливая их в контексте современности.
«Ведогонь-театр» – это всегда художественное высказывание о Человеке. Это место, где сочетаются качество и свобода творчества, высокая художественная культура и открытость разным направлениям в искусстве, уважение к классике и интерес к современному, где говорят со зрителем, используя разные формы искусства и пробуждая в нем самые разные чувства и эмоции. Это культурный обмен с другими творческими коллективам. Это открытость к диалогу и развитие культурного пространства города.
Театр дает пищу для размышлений, он просвещает и воспитывает, волнует и развлекает, провоцирует и отвлекает, задает вопросы и ищет ответы. Он объединяет людей, как в зрительном зале, так и на сцене. И, в конечном итоге, помогает жить.
Павел Курочкин
художественный руководитель театра
Сегодня «Ведогонь-театр» является крупной культурной площадкой города и располагает Большой сценой вместимостью 307 мест, оснащенной современным техническим оборудованием и поворотным кругом, Малой сценой с залом на 90 мест, а также репетиционным и детским залами для камерных и интерактивных программ, выставочными пространствами, зоной арт-кафе.
Спектакль
«В чёрной – чёрной комнате» Страшилки и дворовые песни с Танюшей и Илюшей Представьте, что вам 13 и вы приехали на лето в лагерь. Ночь. Вожатые уснули. Самое время для страшных-страшных историй и жутких ритуалов. Можно зажечь свечи и вызвать пиковую даму или рассказать страшилки про черную-черную комнату и ярко-зеленые глаза. А следующим вечером спеть под гитару дворовые песни прошлого века, знакомые всем. И такие душевные. В квартирнике «В черной-черной комнате» актёры «Ведогонь-театра» Татьяна Мазур и Илья Роговин помогут перенестись в детство и окунуться в атмосферу беззаботности и мистики. Вы услышите леденящие душу детские страшилки, знакомые каждому и вместе с артистами сможете спеть песни, которые и сами подростками пели во дворах под гитару.
Драматический |
16+ |
«Ведогонь-театр»
«ВЕДОГОНЬ-Театр» — единственный профессиональный драматический театр Зеленограда, одного из административных округов Москвы.
Основатель и художественный руководитель – Курочкин Павел Викторович.
Театр начинался как детская Студия театрального искусства, организованная в 1985 году выпускниками Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина Павлом Курочкиным и Еленой Шкурпело. Её создание стало первым шагом на пути к главной цели – строительству профессионального театра. В эту идею поверил Председатель правления Инновационного банка «Технополис» Анатолий Смирнов. Заинтересовав еще нескольких предпринимателей, оказавших студии серьёзную материальную поддержку, он помог коллективу выйти на иной, профессиональный уровень.
Осенью 1992 года премьерой спектакля «О хороших местах, светлых снах и окаянной жизни» по рассказам П. Романова в постановке П. Курочкина открылся первый театральный сезон «Ведогонь-Театра».
Имя театру дало древнеславянское слово «ведогонь», пришедший из глубины веков символ животворящей силы огня и солнца. В древности были убеждены, что в каждом человеке живет дух, определяющий его жизнь. Пробуждать, поддерживать творческое начало в человеке — вот что «Ведогонь-Театр» считает основополагающим в своей деятельности.
В то время с «Ведогонь-Театром» сотрудничают: режиссёр, профессор ВТУ им.М.С.Щепкина М.Велихова, композитор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России К.Волков, художники Е.Цеглов, Е.и О.Гуринович.
Благодаря поддержке Инновационного банка «Технополис» во главе с А.Н.Смирновым, префекта Зеленоградского АО А.Ищука, его заместителя Т.Н.Забелиной, ректора Щепкинского училища, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Н.Н.Афонина в 1994 году начал обучение целевой курс «Ведогонь».
Выпускники ВТУ им М.С.Щепкина разных лет и бывшие студийцы, окончившие целевой курс, стали основой труппы театра.
23 марта 1999 года вышло Постановление Правительства Москвы об учреждении государственного профессионального «Ведогонь-Театра».
В 1999 году «Ведогонь-Театр» со спектаклем «Пахомушка» представлял Россию на IV Международном театральном фестивале в г.Бурса (Турция). В 2001 году с большим успехом прошли гастроли в Ташкенте на сцене Молодежного театра Узбекистана. В 2002 году «Ведогонь-Театр» принял участие в III Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге («Квадратура круга» В.Катаева ), в 2003 г. — в Международном фестивале театра, музыки, танца «ХУМО», Узбекистан ( «Анджело» по поэме А.Пушкина ), в 2004 г. — в XI Пушкинском театральном фестивале («Анджело»). В 2005 г. диплом «За современное прочтение классики» получил спектакль «Доходное место» на IV-м Всероссийском фестивале спектаклей для подростков На пороге юности» ( г.Рязань).
Спектакль для детей «В башмаках», посвященный 200-летнему юбилею Х.К.Андерсена, в 2006 году был приглашён в Данию на Международный театральный фестиваль «Караван», стал победителем в трёх номинациях на Московском фестивале «Славянский венец – детям» принимал участие в конкурсе на соискание Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» и Четвёртом Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» (г. Санкт-Петербург), участвовал в театральном фестивале для детей «Неваляшка» и Российско-французском фестивале «Гаврош» (Москва, сентябрь-ноябрь 2007 г., «Журавлиные перья» по пьесе Д.Киноситы), сказка «Медвежонок в рюкзаке», сочинённая и поставленная английским режиссёром Ги Холландом, была включена в афишу Московского международного фестиваля Театра для детей «Большая перемена», стала победителем в номинации «За самый романтический и трогательный спектакль» на Фестивале «Я — мал, привет!» (г.Новый Уренгой, 2008 г.)
На IX Международном театральном фестивале «Голоса истории» — июль 2007 г., г. Вологда» — спектакль «Ведогонь-Театра «Царь Федор Иоаннович» по трагедии А.К.Толстого в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Александра Кузина был награждён главным призом имени А.П.Свободина «За глубокое постижение автора и освоение историко-архитектурного пространства средствами психологического театра», почетные призы фестиваля получили актёры: заслуженный артист РФ Павел Курочкин за роль царя Фёдора, заслуженный артист РФ Виталий Стужев (артист Ярославского ТЮЗа) за роль Луп-Клешнина и Петр Васильев за роль Бориса Годунова. На XVI Международном фестивале «Славянские театральные встречи» этот спектакль признан «Лучшим спектаклем фестиваля», исполнитель роли Царя Фёдора Павел Курочкин награждён призом «Лучшая мужская роль» (май 2008 г.)
По инициативе организации «Институт Евразийских исследований. Некоммерческий Фонд развития» спектакль был показан на сцене Сухумского драматического театра им.С.Я.Чанбы (Абхазия) в День России 12 июня 2008 г.
актеры
Антон Васильев (III)
с 1999
Пётр Васильев (II)
с 1999
Алексей Ермаков
с 1999
Наталья Тимонина
с 1999
Елена Трошина
с 1999
Александр Казаков (II)
с 2002
Зоя Даниловская
с 2003
Светлана Лызлова
2003 — 2014
Марина Бутова
с 2005
Вячеслав Семеин
с 2005
Наталья Третьяк (II)
с 2008
Сергей Василюк
с 2009
Дмитрий Лямочкин
с 2009
Илья Роговин
с 2010
Лилия Шайхитдинова
с 2011
Сергей Друзьяк
с 2012
Михаил Калашников
с 2012
Сергей Никитин (II)
2012 — 2016
Елена Шкурпело
с 2012
Фёдор Липатов
с 2013
Зоя Мансурова
с 2018
Анастасия Мунина
с 2019
Сабина Мусалимова
с 2020
Ильдар Аллабирдин
Александр Бавтриков
Егор Васильев
Павел Грудцов
Сергей Зайцев (IV)
Аркадий Зяблов
Павел Курочкин
Татьяна Мазур
Виталий Стужев
Ильхам Ханбудагов
Ярослав Шевалдов
обсуждение >>
Евгения Григал 17.01.2024 — 14:09
Добрый день. Почему все спектакли указаны под моим авторством? Где вы вообще взяли мое имя, да еще и под девичьей фамилией? Поправьте пожалуйста. У всех спектаклей есть свой автор. читать далее>>
Белозёров Артём 6.11.2018 — 21:15
Измените автора, пожалуйста. Автор пьесы «Как Ёжик Новый год встречал» я, Артём Белозёров. читать далее>>
пашка (зеленоград) 14.08.2010 — 23:40
великолепный театр, но особо отметил бы спектакль «пять углов» Спектакль именно для ума, а не для развлечения читать далее>>
За пять лет до новой «Эры»
Уже 15 с лишним лет зеленоградский «Ведогонь-театр» доказывает, что хороший театр не обязательно должен быть большим. Но даже самому успешному маленькому театру для дальнейшего развития в какой-то момент требуется дополнительное пространство. В 2014 году «Ведогонь» прирос площадями бывшего кинотеатра «Эра». Журналисты Инфопортала побывали на экскурсии за кулисами «Ведогонь-театра» и узнали, когда зеленоградцы увидят «Эру» в новом обличье.
Ностальгия с холодком — У меня такая ностальгия просыпается каждый раз, когда я сюда вхожу, — признается директор «Ведогонь-театра» Инна Варфоломеева, отворяя массивные деревянные двери большого кинозала «Эры» и вместе с ними как будто портал в прошлое. — Помню, смотрела тут фильм «Экипаж», когда он только вышел. С тех пор здесь ничего не изменилось — даже кресла те же самые. Но тогда это был современный кинотеатр. Теперь же никто уже, наверное, и не вспомнит, когда тут в последний раз показывали кино. Зал превращен в место для хранения декораций — для большего он пока не подходит. Ну, разве что, можно снять в его ретро-интерьерах какой-нибудь фильм, действие которого разворачивается в советские времена. — Это зал на тысячу мест, но для театрально-культурных целей он непригоден, — объясняет Инна Варфоломеева. — Зал для кинопоказов устроен иначе, чем театральный — в нем нет сцены, пространства за кулисами. При строительстве сцены неминуемо сократится количество мест — возможно, их будет всего 300–400. Не исключено, что придется переносить выходы, нужно менять акустические свойства помещения. Это все огромные затраты. Тем более, что переделывать всегда сложнее и дороже, чем строить с нуля. Помимо чувства ностальгии в бывшем кинозале ощутимо обволакивает холодом. Помещение не отапливается — в этом просто нет смысла. Зрители сюда обязательно вернутся, но произойдет это еще нескоро.
Театральная коммуналка — Подождите минуточку, сейчас Павел Викторович вас примет, — заведующая литературной частью Татьяна Шаликова оставляет нас в приемной художественного руководителя «Ведогонь-театра». Приемную, правда, было бы точнее назвать предбанником — закуток размером от силы полтора на два метра занят рабочим местом самого завлита. Для посетителей — стул у стены. Если сесть на него, перегородишь Шаликовой выход из-за стола. Вообще, когда попадаешь в служебные помещения «Ведогоня», складывается ощущение, что оказался в квартире, в которой по ошибке прописали в десять раз больше жильцов, чем положено по нормативам. Уютненько, конечно – даже ковер с логотипом театра на стене имеется — но уж очень тесно. Между комнатами, сталкиваясь и уступая друг другу дорогу, снуют люди. По дороге из кабинета директора в бухгалтерию они проходят мимо отдела кадров, расположенного прямо в коридоре. Необходимость в расширении площадей театра назрела не то что давно — она была очевидна практически с того момента, когда в 2005 году «Ведогонь» еще только въезжал в выделенное ему крыло здания. — Помню, уже тогда я сказал Анатолию Николаевичу Смирнову (префект Зеленограда — прим. Инфопортала), что места мало. А он говорит: «Ну, подожди ты — только-только это помещение сделали, куда уж дальше-то?! Имей совесть!» — с улыбкой вспоминает Павел Курочкин, когда мы попадаем из «приемной» в его кабинет. — Восемь лет нам удавалось как-то приспосабливаться к имеющимся условиям, но, чем дальше, тем яснее становилась понятна катастрофическая нехватка помещений. Это создавало проблемы и для организации репетиционного процесса, и для проката спектаклей, и для размещения декораций, реквизита, костюмов.
Концепция под «Эру» — Мы давно просили выделить нам дополнительные площади, но у округа не было подходящих помещений, а департамент культуры говорил: мы вам в Москве можем дать помещение, — вспоминает Инна Варфоломеева. — Конечно, московский вариант нас не устраивал. На здание кинотеатра «Эра» у городских властей до поры до времени были другие планы. В 2009 году в ходе слушаний по Генеральному плану развития Москвы даже обсуждался конкретный проект глобальной реконструкции «Эры», по которому в здании должны были разместиться 6-зальный кинотеатр, гостиница, магазины и рестораны, фитнес-центр с бассейном и подземные парковки. Проект вызвал категорическое неприятие местных жителей (да и администрация «Ведогоня» опасалась, что его реализация приведет к остановке деятельности театра), и от него отказались.
Проект реконструкции здания кинотеатра «Эра» 2009 года
Потом здание должно было отойти к департаменту семейной и молодежной политики под молодежный центр, но департамент приказал долго жить, и здание «Эры» снова оказалось в подвешенном состоянии, в оперативном управлении ОДУИКК — объединенной дирекции эксплуатации имущественным комплексом киносетей Москвы. Оно едва не было продано с аукциона наряду с другими пустующими кинотеатрами — помогло вмешательство Сергея Собянина, к которому с просьбой передать это зданию «Ведогоню» обратился префект Зеленограда (и по совместительству глава попечительского совета театра) Анатолий Смирнов. К тому моменту столичный департамент культуры уже утвердил концепцию развития «Ведогоня» как многофункционального театрально-культурного центра. — У Курочкина всегда существовал некий образ, видение будущего театра, — Инна Варфоломеева переходит на мечтательные интонации. — Правда, тогда мы в своем воображении рисовали его на площади Юности как отдельно стоящее здание. Хотели, чтоб там было два зала, знали, сколько нужно гримерок. Когда мы стали просить передать нам «Эру», Капков (глава департамента культуры Москвы — прим. Инфопортала) спросил: «А есть у вас какая-то концепция, под которую вы столько площадей просите?» И тогда мы сели писать концепцию.
Оживление в «Ночь искусств» — Сейчас у нас под ногами тот самый пол, что был в кинотеатре «Эра». До недавнего времени он скрывался под покрытием для боулинга — вон даже следы от дорожек остались, — мы с Инной Варфоломеевой продолжаем экскурсию по легендарному для Зеленограда зданию. — Разгребали все это перед Ночью искусств. Когда боулинг съезжал, забрал только оборудование. Мебель, кубки — все оставил. Мы даже целый мешок со специальной обувью нашли. Решение о передаче всего здания «Эры» «Ведогоню» было принято еще в феврале, но презентовать свои новые пространства горожанам театр смог только 3 ноября, в рамках акции «Ночь искусств». Тем вечером далекие от идеального состояния помещения «Эры» превратились в площадку для фотовыставок, поэтического вечера, рок-концерта и других форм современного искусства. Выставки и инсталляции проработали до конца ноября — на месте бывших дорожек для боулинга можно было наблюдать макеты сценических декораций, над лестницей зависли на веревочках коробки для DVD, превращенные в рамки для фотосюжетов из Москвы и Гаваны, напротив бара появились фантасмагоричные картины. Проходишь мимо малярного стола и, честно говоря, до конца непонятно: это тоже экспонат или просто рабочие решили подкрасить стену, но отошли по другим делам. — Да-да, прям как в известном фильме: это туалет не работает или это произведение искусства «Туалет не работает», — смеется директор «Ведогонь-театра». — Конечно, стол — не экспонат, а рабочий момент. Но это же сейчас модно — устраивать выставки во вроде бы неприспособленных для этого помещениях. Посмотрите на «Гараж», «Винзавод», другие московские центры современного искусства.
Не театром единым — В 2013 году на международной конференции в Вене я познакомилась с директором знаменитого теперь Гоголь-центра, бывшего театра Гоголя, который, наверное, лучше всех отражает видение департамента культуры о современных проектах в этой сфере, — продолжает Инна Варфоломеева. — Ездила туда смотреть, что они сделали. И надо сказать, это сильно отличается от представления о классическом драматическом театре. По похожему пути собирается пойти и «Ведогонь». В концепции развития, утвержденной департаментом культуры, собственно театр хоть и играет главную роль, занимает только 40 процентов пространства. Остальные площади будут отданы под другие искусства и виды активности. Большой зал после реконструкции будет использовать, в том числе, как концертно-прокатная площадка, появится помещение для демонстрации артхаусного кино, выставочное пространство, арт-кафе, музей театра. Пожалуй, самой необычной частью проекта станет так называемая «чистая комната» — помещение для бэби-театра, в котором зрителями станут малыши в возрасте буквально от полугода. — Это направление уже давно существует в театре европейском, а у нас оно только появилось, но быстро становится популярным, — объясняет Павел Курочкин. — Я видел такие спектакли на разных фестивалях в Европе и поначалу относился к ним скептически, но в какой-то момент вдруг понял: это то, чем действительно очень важно заниматься театру. И когда мы разрабатывали концепцию, включили в нее это направление, а сейчас уже работаем над его реализацией. — Обычно в театр приглашают детей от трех лет, потому что считается, что только с этого возраста малыши могут высидеть все представление и понять его, — дополняет Инна Варфоломеева. — Но есть исследования, которые говорят, что чем раньше ребенок познакомится с искусством, научится его воспринимать, тем успешнее он будет в жизни. Поэтому создание бэби-театра — это не только культурная, но и социальная программа. Спектакли для малышей, конечно, не будут похожи на обычные. Это будут такие интерактивные представления — скорее всего, без текста.
Не ремонт, а реконструкция — Деньги, которые нам сейчас выделили на ремонт, они в масштабах этого здания совсем небольшие, — признается директор «Ведогонь-театра». — Поэтому масштабных работ здесь пока не будет, сейчас мы ведем только косметический ремонт тех кабинетов, куда переедут административные работники и театральные службы. Основные же помещения требуют не ремонта, а реконструкции. Но это, думаю, вопрос следующего бюджетно-инвестиционного периода. Действующая городская инвестиционная программа сверстана до конца 2016 года, так что даже разработка проекта реконструкции вряд ли начнется раньше, чем через два года. А значит, ближайшие лет пять (и это еще оптимистичный срок) «Ведогоню» по-прежнему придется приспосабливаться к имеющимся реалиям. В том числе к провисшей проводке и протекающей крыше — здание много лет стояло без дела, и коммуникации, конечно, находятся в запущенном состоянии. Впрочем, ощутимая польза от шестикратного увеличения площадей — с 800 до 5 тысяч кв. метров — есть уже сейчас. У театра появились не только новые помещения для хранения реквизита, декораций и костюмов, но и вторая репетиционная зона — прямо в фойе второго этажа, где раньше размещалась танцевальная часть боулинга. Это позволит уже в скором времени увеличить частоту показа спектаклей и, как следствие, претендовать на повышение категории театра. Для широкой публики помещения «Эры» пока тоже будут открываться только по особым случаям вроде «Ночи искусств». Кроме того, в «Ведогоне» подумывают над тем, чтобы проводить тут открытые репетиции и читки пьес, а уже в феврале собираются запустить на этой площадке представления в жанре стори-теллинг (от английского story telling — рассказывание историй).
С энтузиазмом новоселов — Кинотеатр «Эра» — по меркам Зеленограда историческое здание, и оно заслуживает корректного отношения к себе, — рассуждает Павел Курочкин в ответ на вопрос о том, изменится ли в ходе реконструкции внешний вид «Эры». — В то же время театр всегда является одной из архитектурных доминант города. Я часто просматриваю проекты строящихся и фотографии уже готовых зданий театров по всему миру, и, конечно, у меня есть мечты о том, как должен выглядеть наш театр. Но это только мечты, мы будем обсуждать их с людьми, которые займутся проектом. Проект предыдущего изменения фасада — когда «Ведогонь» только въезжал в левое крыло «Эры» — разрабатывал архитектор Юрий Свердловский, автор проекта самого здания. К сожалению, повторить опыт этого сотрудничества театра и архитектора уже не получится — несколько лет назад Свердловский ушел из жизни. Теперь работать над изменением облика здания будут другие специалисты. Ресторану «Дюшес», размещающемуся на первом этаже, до начала реконструкции ничто не угрожает — у заведения действующий контракт на аренду помещений и добрососедские отношения с театром. Но нельзя забывать, что «Дюшес» занимает то место, где раньше находился вход в «Эру». Сейчас старые и новые площади «Ведогоня» соединены лишь служебным проходом по лестнице, а посетители могут перейти со старой площадки на новую только по улице. Все это тоже требует архитектурного решения, и не исключено, что ресторану придется подвинуться.
— В общем, проблем и вопросов хватает. Написать концепцию было сложно, а реализовать ее будет еще сложнее, — немного наигранно вздыхает Инна Варфоломеева. Наигранно — потому что во вздохе слышится не отчаяние, а энтузиазм. Энтузиазм большой семьи, которая после долгих лет ожиданий переехала из тесной «однушки» в огромную пятикомнатную квартиру и теперь решает, как ее лучше обустроить, где будет детская и какую люстру повесить в гостиной. Да, новое жилье требует ремонта, а он — денег и времени, но хлопоты это приятные. Нам как гостям наблюдать за этим тоже приятно. Судя по доказанной годами хозяйственности новоселов, ходить к ним в гости скоро станет еще интереснее.
Павел Чукаев. Фотографии Василия Повольнова