Какой вокзал находится на садовом кольце
Перейти к содержимому

Какой вокзал находится на садовом кольце

  • автор:

Павелецкая площадь в Москве

Павелецкая площадь – это площадь в Москве (район Замоскворечье) на Садовом кольце у Павелецкого вокзала.
Площадь назвали по рядом стоящему Павелецкому вокзалу. После Великой Октябрьской революции, в 1922-1941 годах, её называли — Саратовская площадь, потому что до 1924 года Павелецкий вокзал назывался «Саратовский». С 1941 до 1992 года эта площадь носила имя Ленина, так называемая — Ленинская площадь в память о том событии, когда из Горок траурный поезд привёз гроб с телом В.И.Ленина. В 1994 году площади возвратили предыдущее название.
Павелецкая площадь стыкуется с Зацепским Валом на внешней стороне Садового кольца. На востоке площадь граничит с Кожевнической улицей, на юге ограничивается Павелецким вокзалом, а на западе — Дубининской улицей.
Ранее, до нулевых (2000-х) годов на площадь выходила улица Зацепа, но сейчас её отрубили построенные конторские здания.
Если идти или ехать по Дубининской улице то с южной стороны Павелецкого вокзала находится Зацепская площадь. Из городского центра к внутренней стороне Садового кольца на площадь выползают Новокузнецкая улица, улица Бахрушина и Татарская улица.
На Павелецкой площади устроены выходы станций метро «Павелецкая-кольцевая», «Павелецкая-радиальная».
По сторонам Павелецкой площади находятся здания:
№1 и №1с2 — жилой 7-ми этажный дом 1925 года постройки;
№1А — Павелецкий вокзал;
№2, стр. 1, 2 — бизнес-центр «Павелецкая плаза» (2003), Национальный резервный банк, журнал «Ридерз дайджест».

Павелецкая площадь в Москве. Павелецкая площадь в Москве. Фото 09.01.2018.

Павелецкая площадь в Москве. Фото 09.01.2018.

Павелецкая площадь в Москве. Павелецкая площадь. Январский вечер. Фото 09.01.2018.

Павелецкая площадь. Январский вечер. Фото 09.01.2018.

Павелецкая площадь в Москве. Москва. Павелецкая площадь. Фото 09.01.2018.

Москва. Павелецкая площадь. Фото 09.01.2018.

Павелецкая площадь в Москве. На Павелецкой площади. Фото 09.01.2018.

На Павелецкой площади. Фото 09.01.2018.

Павелецкая площадь в Москве. Зима. Павелецкая площадь. Справа Павелецкий вокзал. Фото 21.01.2003.

Зима. Павелецкая площадь. Справа Павелецкий вокзал. Фото 21.01.2003.

Кафе-бар «Кавказская кухня японская»

Государственный универсальный магазин – ГУМ

Riverside Towers (Риверсайд Тауэрс)

Ж/Д вокзалы Москвы



Белорусский вокзал. Расположение: рядом с площадью Тверская застава, на перекрестке выходов из станций метрополитена «Белорусская» Кольцевого направления и Замоскворецкой ветки. От вокзала отправление поездов осуществляется в Беларусь и страны Западной Европы. Также от вокзала можно быстро добраться аэропорта «Шереметьево» на аэроэкспрессе. Регистрацию на самолет можно пройти прямо на вокзале, в специально оборудованном для этого зале.

Киевский вокзал. Входит в архитектурный ансамбль Киевской площади. Проезд – ст. метро «Киевская». Сообщение осуществляется по направлению, в сторону г. Брянска, а также, в Украину, Молдавию, страны юго-востока Европы. От вокзала можно быстро добраться до а/п Внуково на аэроэкспрессе. Для пассажиров в аэропорт — открыт специальный терминал.

Павелецкий вокзал. Выделяется среди остальных зданий, окружающих Павелецкую площадь. Проезд ст. метро «Павелецкая». Направление поездов юго-восточное, в сторону городов Адлер, Махачкала, международное сообщение с Азербайджаном. От Павелецкого вокзала можно добраться а/п «Домодедово» на аэроэкспрессе. Регистрацию можно пройти прямо на вокзале, в специальном терминале.

Ленинградский вокзал. Месторасположение – Комсомольская площадь, по соседству с Ярославским и Казанским вокзалами. Центральный вход в здание вокзала расположен слева от выхода из метро «Комсомольская». Направление движения поездов на север, в сторону Санкт-Петербурга, Пскова, Нижнего Новгорода, а так же Финляндии и Эстонии.

Ярославский вокзал. Месторасположение – Комсомольская площадь, в двадцати метрах от станции «Комсомольская. Направление поездов – Урал, Восточная и Западная Сибирь, а также, Китай. Поезда внутреннего направления связывают между собой города Золотого кольца России: Ярославль, Сергиев Посад, Вологду.

Казанский вокзал. Месторасположение – Комсомольская площадь. Вход в вокзал осуществляется через подземный переход от станции «Комсомольская». Направление поездов дальнего следования – на Муром и Рязань, Адлер и Новороссийск. Международное направление – Казахстан и Узбекистан.

Курский вокзал. Расположен на Садовом кольце. Проезд ст. метро Курская. Пригородные электрички следуют только в южном направлении на Царицын, Тулу и Серпухов. Поезда дальнего следования — Курское, Краснодарское и Горьковское направление. Международное сообщение налажено с Украиной.

Савеловский вокзал. Проезд — станция метро «Савеловская». Направление движения междугородних электропоездов – Волжское, в сторону Дубны, через Дмитров. Считается транзитным вокзалом, так как через него идут поезда белорусской ветки. Через станцию вокзала курсирует аэроэкспресс до а/п Шереметьево.

Рижский вокзал. Находится на Рижской площади, на перекрестке Сущевского вала и Проспекта Мира. Через дорогу от вокзала, станция метро «Рижская». Поезда дальнего следования идут через ст. Великие Луки в Латвию.

Вокзалы Москвы

Он построен по проекту архитектора А.В. Щусева, автора гостиницы «Москва» и Мавзолея на Красной площади. Щусев применил древнерусский «хоромный» принцип сочетания разных объемов. Получилось здание, которые некоторые пассажиры иногда раньше принимали за Кремль. Визитная карточка вокзала — угловая башня, напоминающая башню Сююмбике Казанского кремля. На ее шпиле сидит драконоподобное существо Зилант, символ старой Казани. А еще на здании можно увидеть часы со знаками зодиака. В создании интерьеров Казанского вокзала участвовали Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере. Строили вокзал с 1913 по 1948 год. Он самый молодой, но один из самых крупных в Москве.

Только на Казанском вокзале электрички подходят к платформе непривычно, с левой стороны. Дело в том, что ветка на Рязань проектировалась и строилась совместно с английскими инженерами в далеком 1862 году. А им привычнее левостороннее движение. Переделывать все оказалось слишком накладно, так и оставили.

Курский вокзал

Он объединил в себе Курский и бывший Нижегородский вокзалы. «Съехались» они под одну крышу в 1896 году, когда по проекту архитектора Н. Орлова на Садовом кольце появилось изящное здание с белыми колоннами. До сих пор на вокзале существуют разные выходы на платформы Курского и Горьковского направлений. В 70-х годах вокзал приобрел современный облик: построили 200-метровое здание с большим стеклянным фасадом, напоминающее авиационный терминал. Днем внутри залов почти всегда солнце, а вечером «солнышком» становятся окна самого вокзала, освещающие всю привокзальную площадь. Большой козырек крыши имитирует навес перрона, а сама складчатая крыша намекает на ритм движения поезда.

Курский, в отличие от многих московских вокзалов, не тупиковый, а транзитный. Отсюда одинаково легко уехать в Анапу или в Санкт-Петербург. Это один из самых крупных вокзалов Москвы, недавно прошедший реконструкцию. В надземной части находятся залы ожидания и кассы, в подземной — камеры хранения, выходы на платформу и проход к метро.

Ленинградский вокзал

Вокзал появился в Москве самым первым, в 1849 году. И назывался сначала Николаевским, как и его брат-близнец в Санкт-Петербурге. Оба вокзала спроектированы архитектором К.А. Тоном, тем самым, который строил Большой Кремлевский дворец. Интерьеры вокзала тоже были по-царски роскошными, ведь он неоднократно встречал императорские семейства. После революции вокзал стал называться Октябрьским, затем Ленинградским. В 1977 и в 2013 годах вокзал пережил две реконструкции, расширился, стал справляться с большим потоком пассажиров. Исторический фасад, выходящий на Комсомольскую площадь, после всех реконструкций остался прежним.

Это единственный вокзал Москвы до сих пор подчиняющийся не Московской железной дороге, а Октябрьской, то есть Санкт-Петербургу. А еще это экспериментальный вокзал: здесь часто испытывают технологические новинки. Например, именно с Ленинградского вокзала впервые отправлялся по маршруту Москва-Санкт-Петербург скоростной поезд «Сапсан».

Савеловский вокзал

Этот вокзал связывал Москву с северными областями. Идею строительства дороги предложил Савва Мамонтов. В Рыбинске кончался большой водный путь по Волге и надо было оттуда наладить доставку большого числа грузов в столицу. Руководил строительством А. Сумароков. 10 марта 1902 года новый вокзал, изящное здание в стиле модерн, был торжественно открыт. Назывался он тогда Бутырским – по местности, где располагался. «Бутырками» в то время звались мелкие селения, отделенные перелесками и полями.

В 1987 году вокзал реконструировали и расширили почти в два раза. Отсюда ходили поезда на Рыбинск, Углич. Еще был неспешный и очень красивый маршрут с Савеловского вокзала в Санкт-Петербург через Сонково. А 90-х годах вокзал чуть не закрыли, часть дальних поездов отменили, остальные перевели на соседний Белорусский. Сейчас с Савеловского вокзала ходят только региональные экспрессы и пригородные поезда.

Ярославский вокзал

Он считается одним из самых красивых в России. Это настоящая северная сказка, созданная в 1902—1904 годах Ф.О. Шехтелем на месте старого деревянного вокзала. В здании объединены традиции древнерусского зодчества и стиль модерн.

До 1955 года вокзал носил название Северного: отсюда дорога идет и к Белому морю, и за Полярный круг, и к Деду Морозу со Снегурочкой. А еще можно уехать на Дальний Восток. Это самый крупный среди вокзалов Москвы по объему пассажирских перевозок. Ежедневно на него прибывает и отправляется более 300 пар поездов, через него проходит 6,5 млн человек в месяц. И это самый первый вокзал, где появились электрички: в 1929 году был электрифицирован участок Москва—Мытищи.

Павелецкий вокзал

Вокзал появился на конечной точке ветки Москва-Павелец. Частная Рязанско-уральская дорога связала 12 губерний России, но выхода к Москве не имела. Поэтому было принято решение о строительстве дороги из Москвы до поселка Павелец в Рязанской губернии. Объединенная дорога снабжала Москву мукой, зерном, крупами, нефтепродуктами и другими грузами. А пассажиры сначала прибывали по соединительной ветке Бирюлёво-Царицыно на Курский вокзал. Так договорились между собой Рязанско-Уральская и Курская дороги.

Наконец, 1 сентября 1900 года был открыт и свой вокзал. Официально назывался он Саратовским, но чаще — вокзалом на Зацепе, а с 1941 — Павелецким. Реконструкция, проведенная в 1980 году, увеличила пропускную способность вокзала в 4 раза, а объем помещений — в 6 раз. При этом облик здания сохранился.

Белорусский вокзал

Его история началась в 1860-х годах когда начала строиться линия Москва-Смоленск. И вокзал тогда назывался Смоленским. Затем Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским. Под руководством инженера Ивана Струкова в 1912 году построено замечательное здание в неоклассическом стиле, с элементами ампира и готики. Неповторимый облик вокзала до сих пор привлекает кинематографистов.

На Белорусском вокзале встречали летчиков Валерия Чкалова и Михаила Громова, исследователей Северного полюса с Иваном Папаниным, многие зарубежные делегации. В 1941 отсюда уходили эшелоны на фронт, и здесь же в первый раз звучала песня «Священная война». В здании вокзала есть Воинский зал и музей.

Вокзал всегда был хорошо оснащен технически. В начале XX века именно на Белорусском вокзале появились первые автоматы по продаже билетов. В расписании поездов Белорусского вокзала названия городов Варшава, Берлин, Париж, Ницца — вещь привычная. Это московское «окно в Европу» и удобный пересадочный узел для пассажиров аэропорта Шереметьево, куда ходит аэроэкспресс.

Киевский вокзал

Вокзал — памятник Отечественной войне 1812 года. Первый вокзал, построенный в 1899 году и называвшийся тогда Брянским, был маленьким, темным и неудобным. В год 100-летия Бородинской битвы решили построить новый.

Проект здания с элементами классицизма и ампира сделал архитектор И.И. Рерберг. А инженер В.Г. Шухов, тот, кто строил знаменитую телебашню на Шаболовке, придумал перекрыть огромный перронный зал остекленной арочной конструкцией. Длина павильона – 321 метр, высота – 30, ширина – 47. До сих пор этому проекту нет равных. Вокзал знаменит и своей часовой башней высотой с 17-этажный дом. Интерьеры здания расписаны в тематике 1812 года.

Рижский вокзал

Это «родственник» петербургского Витебского вокзала. Их проектировал один и тот же архитектор, С.А Бржозовский, но строительство, за неимением времени, отдал Ю.Ф. Дитриху. Имя свое вокзал менял неоднократно: Виндавский, Балтийский, Ржевский, и с 1946 года — Рижский. Торжественное открытие нового вокзала состоялось 11 сентября 1901 года. Красивый, торжественный, в неорусском стиле вокзал считался на тот момент самым удобным в Москве. И самым технически оснащенным: для освещения платформ и залов тут была своя электростанция.

Московско-Виндавская дорога открывала путь в Прибалтику, к незамерзающим морским портам. Сегодня поток пассажиров вокзала не очень большой. Зато здесь находится Музей железнодорожного транспорта.

Железнодорожные вокзалы Москвы: 9 известных и 1 тайный

Романтическое свидание на 67 этаже Москва-Сити

В Москве действуют девять железнодорожных вокзалов. Семь из них обслуживают по одному магистральному направлению, оставшиеся – по два. С трех организовано движение экспрессов в аэропорты города.

Каждый вокзал по-настоящему уникален. Это не просто станции для железнодорожных составов или здания, где пассажиры могут приобрести билеты и ждать прибытие поезда. Вокзалы – это достопримечательности города, памятники архитектуры, имеющие богатую и сложную «биографию». Они создавались в разное время силами выдающихся мастеров, меняли названия, облик, перестраивались и восстанавливались.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что железнодорожные вокзалы заслуживают внимания гостей столицы. Что может быть лучше, чем знакомство с красотами Москвы сразу же по прибытии в город? Коренным жителям тоже не следует упускать из виду эти величественные сооружения, ведь они являются частичкой истории и культуры нашей страны.

Ярославский вокзал – крупнейший по объему перевозок

Проектирование здания вокзала началось в 1860-х годах, когда было принято решение о строительстве железной дороги, ведущей из Москвы в Сергиев Посад. Изначально работу поручили М. Левестаму. Его проект не устроил руководителей, и за дело взялся архитектор Р. Кузьмин.

Так на Комсомольской площади появился П-образный павильон высотой в два этажа, отличающийся строгой архитектурой. В помещении разместились кабинеты правления железной дороги, а также отделение для хранения багажа и небольшие залы ожидания. Крышу украсил флагшток со знаменем. В то время вокзал назывался Троицким, но уже в 1870 году, когда магистраль продлили до Ярославля, он получил свое современное имя.

В 1897 году на станции произошло ЧП: потерпел крушение поезд. Он разрушил несколько стен здания, в результате чего потребовалась экстренная реконструкция. Под руководством Л. Кекушева перестроили восточное крыло павильона. Завершить работу над проектом архитектору не удалось, так как правление сочло задумку неэкономичной. В итоге вокзал увеличили за счет флигелей, но он все равно не справлялся с потоком путешественников.

Об очередной реконструкции заговорили через несколько лет. Автором нового проекта стал Ф. Шехтель. Он предложил возвести здание в суровом северорусском стиле с элементами модерна. При этом автор частично сохранил корпус Р. Кузьмина. Зону для пассажиров заметно расширили, появился зал для собраний. Выходы к платформам стали удобнее, а холл заполнили кассы. Планировка напоминала прежнюю, но площадь павильона выросла втрое, а пространство использовалось рациональнее.

Выделенный ризалитом вестибюль вел в просторный зал ожидания, украшенный сводами. Над входом появились гербы основных городов, где были станции Ярославской железной дороги. Использовались и другие элементы декора: керамический фриз, кованые детали, полукруглые пилоны. Сегодня вокзал признан одним из самых знаменитых творений Шехтеля.

В 1922 году из-за проведенного ранее в Ярославле антибольшевистского мятежа вокзал переименовали в Северный. Свое актуальное название он вернет лишь в 1955 году. К 1929 здание вновь перестало справляться с пассажиропотоком в связи с запуском электропоездов. Через два года его опять преобразовали. Пути сдвинули, чтобы увеличить внутреннее пространство, убрали ларьки и лавочки.

Внутреннее убранство также подверглось критике. Интерьеры Шехтеля признали слишком тревожными, жутковатыми. При участии скульптора И. Ефимова и архитектора А. Душкина были перемещены в Третьяковку картины К. Коровина, посвященные быту северных людей, сняты светильники. Со стен демонтировали деревянную обивку и украсили их рельефами с изображениями охоты и рыбалки.

В 1965 году была инициирована очередная реконструкция. Пути опять отодвинули и между боковыми частями возвели 2-этажное здание со сводами и эффектной стеклянной стеной. Считалось, что такой дизайн отвечает духу времени.

Следующим масштабным изменениям вокзал подвергся в 2005 году. За работу взялась компания Т. Башкаева. Авторы изменили расположение касс и увеличили число окон, расширили залы ожидания. Вместе с тем реставраторы восстановили комнаты и дверные проемы, замурованные после прихода большевиков к власти. В 2014 году здание получило архитектурную подсветку. Еще через 4 года стартовало строительство островной платформы и дополнительного пути. Реконструкцию планируют завершить к 2025 году.

В 2015 году произошло два значимых события в истории вокзала. Он стал побратимом железнодорожной станции Сеула, а Центробанк выпустил серебряную монету, на которой нанесли изображение здания по проекту Шехтеля. Сегодня вокзал соединяет столицу с городами севера России, а также Монголии, Китая, КНДР.

Ленинградский вокзал – старейший в Москве

Ленинградский вокзал тоже расположен на Комсомольской площади. О его возведении заговорили в 1840-х годах, когда началось строительство путей между Москвой и Петербургом.

Николай I выбрал для здания вокзала проект К. Тона. Автор разработал сооружение с колоннадой по периметру и классическими фасадами, украшенными русскими узорами и итальянскими мотивами эпохи Ренессанса. В начале строительства между архитектором и руководством железной дороги возникли конфликты. Автор идеи отказался выполнять ряд требований по возведению стен. В итоге к работе был привлечен Р. Желязевич, задумки которого ранее были раскритикованы императором.

Так в 1851 году в столице появился Петербургский вокзал. Это название он носил 4 года и затем превратился в Николаевский. Здание являлось уменьшенной копией Московского вокзала в городе на Неве. В центральной части павильона разместили вестибюль со вторым светом. Полы в помещениях выложили дубовым паркетом, установили шведские печи из мрамора, а туалеты украсили каминами. Для представителей разных слоев населения предусмотрели отдельные залы. Особенно был красив Императорский с зеркальными шкафами и массивными дверями.

Изменению интерьеры здания подверглись в 1918 году. Советское правительство переехало в Москву, а потому в главном зале установили бюст Ленина и нанесли памятную надпись. В 1923 году по указу Дзержинского вокзал назвали Октябрьским. Спустя год, после смерти вождя, он стал Ленинградским. В 1934 году станции потребовался ремонт. Так в павильоне появилась комната для матери и ребенка, почтовое отделение, справочное бюро, телеграф. Расширили кассовую зону.

В 1970-х годах стартовала масштабная реконструкция. Площадь здания существенно увеличили, создали новые пути, надстроили до 3-х этажей боковые части, камеры хранения перенесли в цоколь. В 1989 году изменили планировку вокзала, пассажиры разных направлений перестали пересекаться между собой. В то же время над перронами появились навесы, платформы стали длиннее.

В рамках реализации проекта «Наземное метро» в 2008 году строение вновь преобразовали. Площадь территории увеличили, заменили вентиляцию, открыли ресторанный двор. При участии реставраторов А. Густовой и Е. Степановой главному фасаду здания вернули первоначальные архитектурные элементы и цветовую гамму, восстановили императорские залы. При этом бюст Ленина демонтировали, перед входом появился памятник Тону.

Ленинградский вокзал – не просто памятник архитектуры. Это объект культурного наследия, имеющий федеральное значение. С его платформ отходят поезда в Таллин, Петербург и Петрозаводск, Мурманск и Хельсинки, Псков и другие города северного направления, а также электрички.

Казанский вокзал – наиболее просторный и высокий

Казанский – третий железнодорожный вокзал, расположенный на Комсомольской площади. Он появился в 1862 году и изначально назывался Рязанским. Первое здание на станции было простым и деревянным, поэтому уже через два года после открытия здесь возвели каменный павильон. Он имел лишь один яркий элемент – башню с часами над входом.

В целом, вокзал получился тесным, неудобным, со скромной архитектурой, поэтому его регулярно перестраивали. Явного эффекта переделки не давали. К 1893 году зданию, перрону, путям потребовалась масштабная реконструкция, так как комплекс перестал справляться с потоком пассажиров.

Новый проект утвердили лишь к 1913 году. Работу доверили архитектору А. Щусеву, который предложил возвести павильон в романтическом русском стиле с восточными элементами. К созданию интерьеров привлекли известных художников, инженеров, в числе которых значились Б. Кустодиев, З. Серебрякова, Н. Рерих и другие.

Планы авторов нарушила Первая мировая война, а потому здание ввели в эксплуатацию в незавершенном и упрощенном виде. Заключительный этап отделки стартовал лишь в 1940 году. В итоге Щусев создал вокзал из вытянутых в линию корпусов, имевших разное назначение.

Доминантой композиции стало расположенное с краю многоярусное строение со шпилем, напоминающее башню Сююмбике в Казани. Строение украшали часы с боем, на циферблате которых размещались отлитые из бронзы знаки зодиака. Отдельного внимания достоин ресторан. Его зал в стиле барокко декорирован живописью, зеркалами, лепниной, позолоченными деталями.

В 1970-е годы здание преобразовали с целью увеличения пропускной способности. В 1987 году стартовала его масштабная реконструкция, которая продлилась 10 лет. За этот период осуществили перепланировку, расширили помещения, соорудили крыши над перронами, обновили инженерные системы. Кроме того, по чертежам Щусева возвели дополнительные корпуса и Царскую башню, в которой работает выставочный зал.

Ни один другой столичный вокзал не может похвастаться настолько высокими и просторными помещениями, какие есть на Казанском. Кроме того, он обслуживает несколько железнодорожных направлений. С перронов составы отправляются в Ростов, Казань, Самару, Пензу, Воронеж, а также в города Узбекистана, Киргизии и Казахстана.

Белорусский вокзал – самый известный в столице

Белорусский вокзал находится на площади Тверская застава. Работает с 1870 года. Изначально он назывался Смоленским, но уже через год после открытия стал Брестским, а в 1912-ом – Александровским. Имя менялось еще трижды. В 1917 году вокзал снова превратился в Брестский, в 1922-ом – в Белорусско-Балтийский. Лишь в 1936-ом он обрел свое современное название.

Строительством первого здания занимался статский советник Немчинов. Но уже к 1890 году павильон перестал справляться с потоком посетителей. Движение стало двухпутным, и одной платформы оказалось недостаточно. Зданию потребовалась реконструкция. Перестраивать вокзал начали в 1907 году, тогда же он приобрел облик, сохранившийся до нашего времени. Автором проекта выступил архитектор И. Струков.

Согласно задумке, строение имело два крыла. Работы велись в несколько этапов. Сначала возвели правый корпус, включающий двухэтажную часть для обслуживания царской семьи. Лишь через пару лет сдали вторую очередь. Комплекс выполнили в неоклассическом стиле с элементами ампира и готики. Фасад украсили картушами в виде щитов и башнями с флагштоками.

При этом площадь здания увеличилась втрое. Здесь открылись просторные кассы, телеграф. Белорусский стал первым вокзалом в Москве, на котором появились аппараты, при помощи которых заполнялись железнодорожные билеты. Ранее и на других станциях эту работу выполняли вручную.

Следующие преобразования произошли уже в наши дни. В 2007 году было организовано сообщение с «Шереметьево». В одном из залов появился аэровокзал, позволяющий зарегистрироваться на рейсы и добраться до аэропорта. Кроме того, поезда сегодня отправляются в города запада России, в Белоруссию, Литву и европейские страны.

Белорусский можно считать самым известным вокзалом столицы. Сложно переоценить его историческое значение. Отсюда в 1941 году солдаты отправились на фронт. Именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война». Примечательно, что один из лучших фильмов о ВОВ носит название «Белорусский вокзал».

Киевский вокзал – самый «молодой»

Строить вокзал (изначально он назывался Брянским) начали в 1914 г., хотя решение о проведении работ приняли двумя годами ранее, планируя приурочить их к вековому юбилею Бородинской битвы. Проект разработали И. Рерберг и В. Олтаржевский. Над архитектурой перекрытий и дебаркадера трудились В. Шухов и С. Алешин, а роспись помещений выполнили И. Нивинский и Ф. Рерберг. Павильон «вырос» в течение трех лет у начала дороги, ведущей из столицы в Бородино. Сегодня это место именуют площадью Киевского вокзала.

Здание создано из камня, в неоклассическом стиле с «нотами» ампира. В интерьерах прослеживается связь с событиями войны 1812 года. Доминантой композиции стала величественная башня с часами, резко контрастирующая с горизонтальным корпусом, украшенным колоннадой. Другой яркий элемент – дебаркадер, примыкающий к основному зданию. Пространство над путями и платформами закрыто огромной конструкцией из стальных арок и стекла.

В начале 1940-х годов вокзал преобразовали. К зданию пристроили корпус, выполненный в стиле венецианского дворца по проекту Д. Чечулина. В нем разместили пригородные кассы и вход в метро. В 2003 г. знаменитый дебаркадер изменили: арки заменили на сварные, оставив лишь четыре оригинальные клепаные, а в качестве покрытия вместо стекла использовали поликарбонат. Сегодня с вокзала идут поезда и электрички в Брянск, Калугу, Наро-Фоминск и др., а также аэроэкспресс во «Внуково».

Курский вокзал – внесенный в Красную книгу Архнадзора

Открыт в 1861 году. Изначально назывался Нижегородским и находился у Абельмановской заставы. Руководство железной дороги рассматривало вокзал как временный, т.к. он располагался за пределами Москвы. Оно планировало вскоре получить земли ближе к центру столицы и возвести там новое здание. Поэтому на павильон выделялось мало средств. Вокзал получился простым, деревянным, одноэтажным. Проект в кратчайшие сроки создал архитектор М. Арнольд.

В связи с ростом протяженности железной дороги и увеличением числа пассажиров здание получило две пристройки. Лишь в 1884 году на Садовом кольце заложили новый каменный вокзал, к которому, продлив пути, присоединили Нижегородский. Так появился Курский вокзал.

В 1930 г. зашла речь о преобразовании комплекса. Комиссия выбрала проект Г. Волошинова. Архитектор сохранил классический облик здания, но при этом добавил элементы, увиденные им на итальянском вокзале Термини. Павильон получил стеклянный фасад с алюминиевым каркасом, складчатую крышу с огромным козырьком. Старая постройка превратилась в зал ожидания.

Архнадзор внес Курский вокзал в свою Красную книгу. По мнению активистов, объект находится под угрозой сноса. Тем не менее, он активно функционирует, является транзитным. Поезда следуют в двух направлениях – Горьковском и Курском. Составы идут в Тулу, Курск, Орел, Белгород, Нижний Новгород, Владимир и другие города.

Павелецкий вокзал – окутанный тайнами и суевериями

В 1900 году появилось первое здание Павелецкого вокзала, который тогда именовался Саратовским. Точно неизвестно, кто стал автором проекта. По одним данным, разработкой архитектуры занимались Ю. Дидерихс и Н. Квашин, по другим – А. Красовский. Кирпичное здание имело симметричные формы, большие окна, высокий центр с купольной частью и боковые элементы с мансардой. Планировка оказалась на редкость продуманной: рационально было расположено все – от касс до багажного отделения, от аптеки до телеграфа, от вестибюля до буфета.

Неустанно о вокзале заговорили в 1924 году. Тогда, в январе, на перрон прибыл состав с телом Владимира Ленина. Сегодня история этого поезда окутана тайнами, слухами, что делает «биографию» вокзала необычной и мистической.

Рассказывают, что в 1917 г. в будку машиниста попал редкий вирус, погубивший нескольких человек. Паровоз даже прозвали «черной вдовой». Из-за этого, в целях борьбы со стереотипами и суевериями, его перекрасили в красный. Но вскоре он стал кровавым, так как перевозил тело вождя. Затем неожиданно расстреляли наркома путей сообщения Рудзатака, который руководил реставрацией состава. Существует легенда о том, как однажды в У-127 ударила молния, из-за чего погиб весь экипаж. Тем не менее, загадочный состав стал музейным экспонатом. Сначала он стоял на улице, затем переехал в специальный павильон.

О реконструкции вокзала заговорили лишь в 1980 году. Группа архитекторов сумела сохранить облик исторической постройки. При этом площадь здания увеличилась в 6 раз. Сегодня отсюда отправляются поезда в Казахстан, Азию, на Кавказ, в города Поволжья. Электрички следуют в соседние населенные пункты: Каширу, Барыбино, Узуново, Ступино и др., а аэроэкспрессы – в аэропорт «Домодедово».

Савеловский вокзал – обслуживающий лишь пригородные направления

В 1897 году по инициативе С. Мамонтова началось строительство железной дороги в село Савелово. Одновременно возводили здание вокзала у Бутырской заставы (по этой причине изначально он назывался Бутырским). Работы продлились вплоть до 1902 г. Считается, что автором проект выступил А. Сумароков.

Павильон получился простым, состоящим из двухэтажного центра и двух одноэтажных крыльев. Неподалеку разместили грузовой двор, казармы и водосборную башню, которая сохранилась до нашего времени. Обветшавшее здание реконструировали лишь в 1987 г. Работами руководил Я. Шамрай. Вокзал сделали полностью двухэтажным, увеличили его площадь, оборудовали рядом станцию метро.

В 2005 г. часть павильона занял терминал, через который в «Шереметьево» пустили аэроэкспрессы. В 2012 г. открыли новые кассы и зал ожидания, установили современные инженерные системы. Сегодня Савеловский вокзал обслуживает только пригородные направления. Составы следуют в Костино, Дубну, Кимры, Лобню, Талдом, Долгопрудный и прочие населенные пункты.

Рижский вокзал – самый значимый в истории кинематографа

Строительство вокзала началось в 1897 г. по проекту архитектора С. Бржозовского под руководством его коллег Ф. Дворжецкого-Богдановича и Ю. Дидерихса. Комплекс представляет собой несколько теремов в русском стиле, которые соединяются переходами. При этом здание стоит параллельно путям, хотя всегда было принято размещать его перпендикулярно.

За годы своего существования вокзал несколько раз менял названия. Изначально он был Виндавским, в 1930 г. стал Балтийским, затем превратился в Ржевский и лишь в 1948 г. обрел свое современное имя. Здание ни разу не перестраивали, лишь немного реставрировали и модернизировали. В начале 2000-х на фасаде появились куранты, которые каждый час отбивали мотив песни «Вернисаж». В то же время рядом с вокзалом открылась экспозиция, демонстрирующая железнодорожную технику.

Сегодня отсюда отправляются лишь три поезда (в Псков, Великие Луки и Ригу) и ряд электричек (в Истру, Дедовск, Волоколамск, Нахабино и др.). Вокзал считается самым спокойным, тихим, сравнительно безлюдным. Наверно, по этой причине он стал невероятно популярен у кинорежиссеров. Здесь снимали сцены для многих фильмов, в числе которых «Адмирал», «Бригада», «Семнадцать мгновений весны», «Ближний круг», «Вокзал для двоих» и др.

Правительственный вокзал – закрытый и секретный

Рядом с Комсомольской площадью, на Пантелеевской улице расположена железнодорожная платформа, о которой знают не все. У нее много названий: вокзал Брежнева, Ким Чен Ира, ВЧ-4, спецвокзал. Эта закрытая территория всегда использовалась для обслуживания составов спецназначения и правительственных поездов.

Вокзал появился в 1974 году. На его территории имеется ремонтное депо, два пути, перрон, буфет, зал ожидания. Здесь стоят вагоны для транспортировки золота, раритетные составы, вагон-храм, знаменитый «Orient Express». Станция принимает поезда со стороны Рижского, Курского, Ленинградского и Белорусского вокзалов. Пути позволяют также пересаживаться на Ярославское и Савеловское направления.

Согласно данным из открытых источников, вокзал почти не используется, так как современное правительство предпочитает авиатранспорт. Тем не менее, станцию регулярно ремонтируют, а состав ежемесячно выгоняют из депо с целью проверки технического состояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *